СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание обучения и оценивание для обучения» в серию последовательных уроков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет рассказывает о внедрении в практику урока  различных видов оценивания учащихся: суммативное, формативное, критериальное. Отчет сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по модулю»

Алямкина Вероника Александровна Учитель 3 уровня Отчет А

Группа №5

г. Усть-Каменогорск


Рефлексивный отчет по модулю

«Оценивание для обучения и оценивание обучения»


Оценивание для преподавателя является неотъемлемой частью его деятельности. В традиционной системе преподавания оно чаще всего рассматривалось как средство поощрения, стимуляции или наказания. По Кембриджскому проекту, «оценивание – это понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении» [1. Стр.161]. Изучение модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» убедило меня в том, что для того, чтобы достичь лучших результатов в обучении, к оцениванию необходимо относиться как к исследованию развития ученика и предполагать дальнейшие направления и эффективные действия по его обучению. Таким образом, оценивание можно использовать с целью определения сложности обучения, для развития учебной мотивации, для осуществления обратной связи, прогнозирования, отбора активных методов обучения и дифференцированных заданий, для контроля над содержанием образовательной программы и стилем преподавания и обучения [1. Стр.161-162].

В своей практике я использовала различные виды оценивания учащихся: суммативное, формативное, критериальное. Планируя серию последовательных уроков, данный модуль включала не только в конце урока в качестве рефлексии, оценивание шло и по ходу учебного занятия. Процесс оценивания происходил с учетом когнитивного, социального, аффективного состояния учащихся.

Формативное оценивание я использовала на всех уроках с целью создания атмосферы доброжелательности, повышения уровня мотивации и активности на уроке. Оно основалось на наблюдении и интерпретации. Например, первый урок был построен в форме морского путешествия, поэтому за хорошую работу учащиеся получали жетоны в виде фигурок морских рыбок. На втором уроке ребята украшали «построенный дом» (кластер «Неопределенные местоимения») «цветами» в форме объемных наклеек, которые группа получала за правильные ответы при комментировании написания изученных местоимений. Положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения, использование приема «Три хлопка» вселяли в ребят уверенность в себе, в свои способности, вызвали ответные положительные эмоции.

Труднее было осуществить критериальное оценивание. Так, на стадии осмысления при защите диаграмм Венна на уроке «Вопросительные и относительные местоимения» ребятам было предложено оценить выступления своих товарищей по определенным критериям при помощи методики «Светофор». В качестве критериев были определены следующие: правильность, полнота, последовательность ответа, грамотность речи. У учащихся, несмотря на предложенные критерии, вызвало затруднение прокомментировать выступление своих товарищей. Причин вижу несколько: во-первых, большой темп урока не дал возможности учащимся до конца осмыслить свой комментарий, во-вторых, недостаточно развито умение оценить ответ товарища, в-третьих, моя ошибка, как учителя, состояла в том, что комментировать выступление группы необходимо было сразу, а не после того, как были заслушаны все выступающие. Поэтому для себя определила необходимость продолжить работу по критериальному оцениванию и предлагать ребятам дескрипторы, т.е. определенные уровни достижений по каждому критерию, определенные количеством баллом или других отметок; а также более тщательно продумывать осуществление обратной связи.

Суммативное оценивание в серии последовательных уроков базировалось на степени понимания учебного материала и его применении в практической деятельности. Например, на протяжении всего урока по теме «Отрицательные местоимения» учащиеся заполняли «Лист оценивания», в котором были представлены следующие задания: «Верные и неверные утверждения», «Грамматическая зарядка», «Заполнение таблицы ЗХУ», «Цветок лотоса», дифференцированные задания по изученному материалу, тест «Беседа с партнером». После каждого этапа обучения на уроке учащиеся оценивали знания и умения путем самопроверки и взаимопроверки в соответствии с предлагаемыми критериями, общий балл за урок суммировали, выставляли итоговую оценку за урок. Чтобы исключить субъективный подход к оцениванию, применялся метод накопления баллов. Использование данного вида оценивания способствовало обеспечению самоконтроля и анализа своей деятельности.

На уроке развития речи, который предполагает суммативную оценку за выполнение письменной работы, мне было важно проследить и работу каждого в группе. С этой целью я предложила спикерам групп заполнить «Лист оценивания деятельности отдельного учащегося при групповой работе». Оценивание происходило по определенным критериям. Анализируя листы, мне удалось косвенно пронаблюдать, насколько каждый ученик был активен при обсуждении, умеет ли он предлагать идеи, внимательно слушать и задавать вопросы, оказывает ли он помощь своим товарищам и как выполняет свои обязанности в группе.

Но все же обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, так как она связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Кроме этого, рефлексия урока помогает обеспечить обратную связь. В серии последовательных уроков мною были использованы различные рефлексивные методики на основе формативного, суммативного и критериального оценивания. На первом уроке при проведении рефлексии 6-классники проводили взаимооценивание (работа в группе) и самооценивание (работа в «Бортовом журнале»), работали над эссе в течение 3 минут, которое начиналось с определенной фразы «Сегодня с урока я увезу с собой на своем кораблике… ». Эссе получились интересными, эмоциональными, творческими. Например, Миша Ж. пишет: «Я увезу на своем кораблике новые знания о вопросительных и относительных местоимениях, а также хорошее настроение и незабываемые впечатления»; Рита Ш. – «я увезу сокровища – это знания о местоимениях, хорошее настроение и отличные оценки».

Например, на уроке «Неопределенные местоимения» рефлексия «Что я за птица?» (воробей, соловей, орел) стала интригой урока и помогла учащимся произвести критериальное оценивание собственной деятельности. В качестве критериев были предложены следующие: активность при групповом взаимодействии, усвоение материала урока, степень самостоятельности при выполнении заданий. Оценивание производилось по трехбалльной шкале с дескрипторами. В результате почти все учащиеся оказались на высоте - «орлы», набрав наибольшее количество баллов! Ситуация успеха на лицо! Кроме этого, данный вид формативного оценивания способствовал определению возможностей обучения, так как домашнее задание было дифференцированно с учетом определенного уровня при критериальном оценивании.

На уроке по изучению отрицательных местоимений рефлексия «Цветочная поляна» (виды заданий были представлены в виде цветов, на которые ученики прикрепляли бабочку - «понравилось» и шмеля - «вызвало трудности») позволила отследить не только эмоциональную сторону занятия, но и выявить уровень осознания содержания изученного материала, использованных видов деятельности. Наибольшее количество положительных откликов вызвали групповая работа «Цветок лотоса» и работа в паре по выполнению теста. Это еще раз доказывает, что новые подходы в обучении, групповое и парное взаимодействие приводят к глубокому осознанию и прочному запоминанию теоретического материала, умелому использованию его в практической деятельности.

На уроке развития речи была использована рефлексия деятельности «Две звезды – одно желание». Она помогла ученикам осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

В конце практики я провела рефлексивное оценивание всех уроков с помощью стратегии «Плюмин». Учащиеся отметили, что было интересно и поучительно для них, чтобы они хотели изменить на уроке. Анализируя высказывания учащихся, я пришла к выводу, что у них появился интерес к изучению предмета, они отмечают важность и пользу подобных уроков и выражают желание к дальнейшей работе в данном направлении, им нравится участие в разных видах работ, использование которых предполагается в рамках технологии критического мышления. Следовательно, мне удалось активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ученика, вовлечь всех в процесс обучения. Кроме положительных моментов, учащиеся отметили и сложности групповой работы, которые заключаются в том, что они часто сталкиваются с разногласием в группе, поэтому необходима кропотливая работа по воспитанию взаимоуважения, взаимопонимания, сотрудничества, по формированию умения вести диалог. Также для них очень важна роль спикера, потому что от него зависит работа группы и представление результатов этой работы. Данный вид рефлексии позволит мне планировать дальнейшую работу в соответствии с пожеланиями учеников, с их интересами и подготовленностью.

Внедрение модуля «ОдО и ОО» показало, что оценивать можно на протяжении всего урока, на каждом этапе, чтобы увидеть насколько учащийся понимает материал, на каком уровне восприятия и успешности находится. Различные виды оценивания способствуют созданию «ситуации успеха», повышению мотивации, вызывают устойчивый интерес к уроку. Успешная взаимооценка помогает учащимся развивать самооценку, способствует рассуждению и критическому подходу к оцениванию как себя, так и других, повышает ответственность учащихся за результат своего труда.

При внедрении данного модуля испытала следующие трудности:

  • не на всех этапах урока удалось осуществить обратную связь с учащимися при выполнении заданий;

  • ученики затрудняются в формулировке критериев оценивания и их комментировании;

  • преобладает влияние лидерства на подытоживание работ;

  • некоторые ученики при оценивании руководствуются личными отношениями.

Считаю, что систематическая и целенаправленая работа по внедрению данного модуля приведет к тому, что учащиеся научатся адекватно относиться к оцениванию, делать обязательные комментарии при само и взаимооценивании одноклассников, определять свои дальнейшие действия для обучения. В своей дальнейшей работе при использовании модуля «ОдО и ОО» я планирую:

  • последовательное применение - от оценки организации деятельности ребёнка к оценке её содержания;

  • осуществлять критериальное оценивание на основе чётких, понятных для учащегося критериев с использование дескрипторов;

  • применять формативное оценивание для развития ученика;

  • использовать приемы для эффективной обратной связи на каждом этапе урока.


Использованная литература.

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.-WWW.cpm.kz

  2. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина.- Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

2


Просмотр содержимого презентации
«Алямкина В. Презентация 2»

НППО ОЦЕНИВАНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ используется для обозначения деятельности, направленной на суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении.  Цель:  определение сложности, обратная связь, мотивация, прогноз, контроль. ИКТ  ЛиУ Александер, 2001 Группа Реформы Оценивания 2002 Ключевые идеи: -обеспечение эффективной обратной связи -активное участие учеников в собственном обучении -изменение преподавания с учетом результатов обучения -влияние оценивания на мотивацию и самооценку учеников ОдО ОО ТиО ОКМ УВО  ФОРМАТИВНОЕ  наблюдение суждение убеждения   СУММАТИВНОЕ  четкие критерии отметка  2 4 1 3 Неопределенные местоимения Развитие речи. Изложение Вопросительные и относительные местоимения Отрицательные местоимения русский язык 6 класс Алямкина Вероника Александровна

НППО

ОЦЕНИВАНИЕ

НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ

используется для обозначения деятельности, направленной на суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении.

Цель: определение сложности, обратная связь, мотивация, прогноз, контроль.

ИКТ

ЛиУ

Александер,

2001

Группа

Реформы

Оценивания

2002

Ключевые идеи:

-обеспечение эффективной обратной связи

-активное участие учеников в собственном обучении

-изменение преподавания с учетом результатов обучения

-влияние оценивания на мотивацию и самооценку учеников

ОдО

ОО

ТиО

ОКМ

УВО

ФОРМАТИВНОЕ

  • наблюдение
  • суждение
  • убеждения

СУММАТИВНОЕ

  • четкие критерии
  • отметка

2

4

1

3

Неопределенные местоимения

Развитие речи. Изложение

Вопросительные и относительные местоимения

Отрицательные местоимения

русский язык 6 класс

Алямкина Вероника Александровна

Рефлексия Внедрение модуля ОдО и ОО Осмысление

Рефлексия

Внедрение модуля ОдО и ОО

Осмысление

Анализ внедрения в практику модуля «ОдО и ОО» РЕЗУЛЬТАТЫ:  Обратная связь с учащимися. ВОЗНИКШИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ:  Активность большинства учащихся при оценивании. Формулировка критериев оценивания и их комментирование ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ: ПЕРСПЕКТИВЫ: Не сформированный навык само- и взаимооценивания. Чёткие критерии оценивания с использованием дескрипторов.  Активизация познавательного интереса , повышение мотивации Сменность состава групп для развития объективного оценивания. Переход от оценки организации деятельности ребёнка к оценке её содержания. Осуществление саморефлексии, взаиморефлексии Подбор приемов для эффективной обратной связи на каждом этапе урока.

Анализ внедрения в практику модуля «ОдО и ОО»

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Обратная связь с учащимися.

ВОЗНИКШИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ:

Активность большинства учащихся при оценивании.

Формулировка критериев оценивания и их комментирование

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ:

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Не сформированный навык само- и взаимооценивания.

Чёткие критерии оценивания с использованием дескрипторов.

Активизация познавательного интереса , повышение мотивации

Сменность состава групп для развития объективного оценивания.

Переход от оценки организации деятельности ребёнка к оценке её содержания.

Осуществление саморефлексии, взаиморефлексии

Подбор приемов для эффективной обратной связи на каждом этапе урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!