СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕФЕРАТ «Формирование предметной мотивации и повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с помощью современных ИКТ-технологий»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к знаниям и учению равнодушно, без интереса. И к вопросу изучения, анализа учебной мотивации школьника мы обращаемся, чтобы понять, в чем кроются причины неуспеваемости ученика, трудности его обучения.  От силы мотивации в значительной мере зависят учебная активность и успеваемость учащихся. Вопрос о   соотношении    влияния мотивационного и интеллектуального фактора на успешность учения остается открытым. Так, в ходе ряда психологических исследований  были  выявлены некоторые закономерности. Протестировав по шкале общего интеллекта группу старшеклассников и  сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Этот факт получил подтверждение и в другом исследовании. Оказалось, что «сильные» и «слабые» ученики все-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» характерна внутренняя мотивация. Что касается «слабых», то их мотивы в основном  внешние, ситуативные: для таких школьников в первую очередь важно избежать наказания за плохую учебу, не лишиться подарков и т. п.  

Просмотр содержимого документа
«РЕФЕРАТ «Формирование предметной мотивации и повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с помощью современных ИКТ-технологий»»

АОУ ВО ДПО «ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»







РЕФЕРАТ

«Формирование предметной мотивации

и повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с помощью современных ИКТ-технологий»











Автор: Нечаева Ольга Глебовна,

слушатель курсов повышения

квалификации учителей физики





г.Вологда

2012



СОДЕРЖАНИЕ

Наименование глав и тем

Номер страницы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Мотивация учения, познавательные мотивы, их уровни и формы проявления в учебной деятельности.

1.2. Два типа мотивации школьников.

1.3. Пути формирования (развитие) мотивов учения.

1.4. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников.

1.5. Мотивационные методы организации и осуществления учебной деятельности.

1.6. Условия возникновения познавательного интереса, мотивирования процесса учения.

1.7. Внутренние психологические источники учебной мотивации.

1.8. Возрастные особенности развития мотивации школьников по Н.В.Немовой.

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

2.1.Этапы формирования познавательного интереса учащихся.

2.2. Приемы и методы создания локальной мотивации.

2.3. Использование ИКТ на уроках, как эффективный фактор для развития мотивации учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

2

4





4

6

8



9

11



12



13



17



18



18

19



20

23

24



ВВЕДЕНИЕ

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. Формирование и развитие положительной мотивации учения, как условия успешности учебной деятельности школьника можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Актуальность её рассмотрения обусловлена:

-обновлением содержания образования (переход на новые стандарты);

-постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов (компетенций);

-мотивационная сфера – ядро направленности личности, поэтому в школьном возрасте мотивация учения выступает показателем уровня психического благополучия и развития ученика;

-принципом мотивационного обеспечения учебного процесса, заключающегося в понимании решающего значения мотивации для успешности учебной деятельности.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к знаниям и учению равнодушно, без интереса. И к вопросу изучения, анализа учебной мотивации школьника мы обращаемся, чтобы понять, в чем кроются причины неуспеваемости ученика, трудности его обучения. От силы мотивации в значительной мере зависят учебная активность и успеваемость учащихся. Вопрос о соотношении влияния мотивационного и интеллектуального фактора на успешность учения остается открытым. Так, в ходе ряда психологических исследований были выявлены некоторые закономерности. Протестировав по шкале общего интеллекта группу старшеклассников и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет.

Этот факт получил подтверждение и в другом исследовании. Оказалось, что «сильные» и «слабые» ученики все-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» характерна внутренняя мотивация. Что касается «слабых», то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких школьников в первую очередь важно избежать наказания за плохую учебу, не лишиться подарков и т. п. Безусловно, нельзя недооценивать значение интеллектуального фактора (способностей). Но данные исследований последних лет позволяют с уверенностью говорить о том, что при достаточно высоком уровне развития мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточность запаса у учащегося требуемых знаний, умений, навыков, играя роль компенсаторного фактора. При этом в обратном направлении данный компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется — в соответствии с известной поговоркой «Под лежачий камень вода не течет». Например, эксперименты при изучении технического творчества учащихся (А.А. Мотков) показали, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных технических способностей. Те, кто заинтересован в учебе, создают более оригинальные технические модели, чем их соученики с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности.













Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Мотивация учения, познавательные мотивы, их уровни и формы проявления в учебной деятельности


Обсуждение темы предполагает ознакомление с рядом понятий - цель, мотив, мотивация.

Цель – это предвидимый человеком результат деятельности.

Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение) к достижению цели.

Понятие мотивации более широкое, чем мотив.

Мотивация учения – это система учебных мотивов, имеющих определенную структуру (иерархию), включающая в качестве побуждений идеалы, убеждения, интересы, ценности, социальные установки личности в их сложном, подчас, противоречивом взаимодействии.

Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Традиционно принято различать две большие группы учебных мотивов:
1)внутренние или познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) внешние или социальные мотивы, связанные с различными социальными
взаимодействиями школьника с другими людьми.

Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения.
И познавательные, и социальные мотивы могу иметь разные уровни и формы проявления в учебной деятельности.


Познавательные мотивы включают:

  • Широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями)

  • Учебно – познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний)

  • Мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний)

Социальные мотивы включают:

  • Широкие социальные (стремление получать знания на основе

долга, ответственности, полезности обществу, подготовки к взрослой жизни)

  • Узкие социальные (позиционные) (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет)

  • Мотивы социального сотрудничества (стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества)


Формы проявления мотивов в учебной деятельности:

Познавательный мотив:

  • стремление к получению новой информации;

  • поиск решений задач;

  • успеваемость и посещаемость;

  • стремление к заданиям пониженной или повышенной трудности;


Социальный мотив:

  • поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;

  • стремление к контактам и сотрудничеству;

  • инициатива и помощь сверстникам

Но на самом деле недостаточно разделять мотивы на внешние и внутренние, а в некоторых случаях вообще не имеет смысла различать мотивы по критерию «внутренний – внешний».

1.2. Два типа мотивации школьников


Сами по себе знания, которые ребенок приобретает в школе, могут выступать как средство достижения других целей (получить аттестат, заслужить одобрение). Поэтому, плодотворнее, с точки зрения учебных достижений, представляется подход на выделении двух типов мотивации, связанной с целями (результатами) учения:

- мотивации позитивной - достижения успеха, имеющей положительный характер.

Она может быть заложена в самом процессе учения, связана непосредственно с целями учения (интеллектуальная активность, реализация способностей, приобретение знаний), а также связана с мотивами вне учебной деятельности. В данном случае положительная мотивация определяется весомыми для ребенка социальными устремлениями – чувство долга и учеба рассматривается как дорога к будущей взрослой жизни. Это ценная мотивация. Такая установка в учении, если она устойчива и занимает существенное место, дает ученику силы для преодоления трудностей учения, проявления терпения, усидчивости. Другая форма положительной мотивации, которая тоже приводит к достаточно успешной учебе, определяется личностными позиционными мотивами – желание занять определенное место среди сверстников, получить одобрение окружающих (не огорчать учителя, маму плохими отметками), личное благополучие в будущем (много зарабатывать, занять достойное место в жизни).

- мотивации, которая условно может быть названа отрицательной – избегание неуспеха – побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры, наказания). Такая мотивация, если она действенна, реально влияет на ход учебной деятельности и поведения ребенка, не приводит к успешным результатам, к постановке новых целей.

Учебная деятельность школьника полимотивированная. Она побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Формы выражения мотивов в учебной деятельности бесспорно должны находиться в поле зрения учителя. Наиболее реальными педагогическими методами изучения мотивации являются:

  • наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;

  • использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

  • индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

  • анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.

  • методики оценки познавательной и социальной мотивации обучающихся («Измерение времени», «Учебный план»)

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости, сформированности учебной деятельности школьников.

1.3. Пути формирования (развитие) мотивов учения.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

Первый путь («сверху вниз») - усвоение учащимися общественного (социального) смысла учения, идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение. Есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Второй путь («снизу – вверх») - через саму деятельность учения школьника, которая должна заинтересовать его. Ребёнок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Опасность – педагог не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимо.

Единство же этих путей развития дает правильное сочетание и «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела.

Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения.

Основная задача педагога по развитию мотивации не только в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного или безразличного отношения к учению к более зрелым формам положительного отношения - ответственного, осознанного, но и в повышении действенности мотивов понимаемых, которые осознаются как важные, но реально не влияют на поведение и не проявляются в учении школьника.

Мотивацию учения следует рассматривать как постоянно развивающееся явление. Так, как в учебной деятельности постоянно осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов и целей учения. По мере усложнения школьной жизни у ученика происходит рождение новых мотивов учения, они способствуют появлению новых целей.
Например, у школьника появляется новый мотив - расширить рамки своего
познания за пределами школьной программы. Это требует постановки новых целей - записаться в кружок, в библиотеку и т. д. Достижение же учеником этих целей, положительных результатов выполнения новых действий, например чтения дополнительной литературы, приводит к тому, что эти действия могут приобрести самостоятельное значение для ученика, превращаются в новый для школьника вид деятельности, например в самообразовательную деятельность. Это, в свою очередь, приводит к появлению нового мотива и т. д.

Значит, рождение нового мотива вызывает новые цели, а устойчивое достижение последних способствует обратному влиянию на мотивы - появлению новых мотивов. Это явление в психологии было названо "сдвиг мотива на цель" (А. Н.Леонтьев).

Все выше сказанное необходимо для решения одной из педагогических задач – мотивационной, состоящих в том, чтобы сформировать и поддержать интерес учащихся к учебе, изучаемым предметам. Педагог не может довольствоваться в учебном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития.

1.4. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников.

Это особая работа, которая выстраивается на следующих психологических принципах формирования мотивации учения:

  • Ориентация на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте, исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации. Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив её развития (в данном возрасте) и далёких перспектив её развития (в последующем возрасте).

  • Актуализация старых мотивов, сложившихся смыслов, эмоций. У ученика, безусловно, были те или иные мотивы учения (например, он любознателен, он не хочет огорчать своими плохими отметками родителей). Эти ранее сложившиеся установки надо прежде всего актуализировать - помочь осознать их школьнику, усилить их смысл, значимость для него, подчеркнуть их положительную эмоциональную окраску. На основе этих старых, "прошлых" мотивов ребенок так или иначе включается в учение.

  • Формирование приемов целеобразования. (Цель учителя – цель ученика) Важно научить самого ребенка осознанному принятию и активной постановке целей. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашних заданий желательно вначале подводить школьника к пониманию цели учителя, затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей.

  • Организация и включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другим человеком. Формирование мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной и других видов деятельности в школе.

  • Рождение нового мотива, придание ему новых качеств. В разнообразных видах школьной деятельности (в том числе и учебной) у школьника возникают новообразований в виде появления новой позиции, нового типа мотивационного отношения:

- к изучаемому объекту (знаниям) в виде познавательной активности – активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов. На основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

- к другому человеку как социальная активность - активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как взаимодействия с другим человеком; все виды социальных мотивов. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком.

- к себе и своей деятельности как умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы разных видов деятельности, изменять свои цели. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы.

Желательно помочь школьнику осознать новую позицию, помочь
выразить в словах. Многократное, успешное, поощряемое учителем выполнение учебной работы с новым мотивом может придать ему совершенно новый личностный смысл.

1.5. Мотивационные методы организации и осуществления учебной деятельности.

Педагогами накоплен и активно используется обширный арсенал методов, специально направленных на стимулирование познавательного интереса школьников, о которых более подробно расскажут коллеги, выступающие после меня. Хотелось бы обратить ваше внимание на методы, в которых мотивационная функция как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции обучения:

  • словесные (яркие, образные рассказы, лекции, беседы)

  • положительная оценка, словесные подкрепления (согласие, одобрение, подбадривание и др.)

  • наглядные и практические методы

  • проблемно-поисковые методы

  • методы индуктивных и дедуктивных рассуждений

  • методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя

  • методы активизации внимания к изучению новой темы

( «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка урока»)




1.6. Условия возникновения познавательного интереса, мотивирования процесса учения.

В психологии известно много условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Вот некоторые из них:

  • Включение учеников в коллективные виды деятельности, работа малыми группами.

  • Создание атмосферы сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость - основные переживания ребенка на уроках.

  • Занимательность и новизна изложения учебного материала.

  • Знания осознаются как полезные

  • Ориентация на индивидуальные достижения учеников.

  • Пример педагога, любовь к предмету.

  • Сбалансированность «надо» (то, что должно быть сделано) и «могу» (то, что ребенок может сделать).

  • Привлечение учеников к оценочной деятельности.

  • Оценка даже небольших достижений. Каждое выполненное задание – ступенька для постановки новых задач.

  • Осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

  • Актуализация ценностной значимости изучаемого предмета.

Все это вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. И казалось бы все эти приемы активно используются педагогами при организации учебной и внеклассной работы. Но все чаще приходится слышать мнение о том, что «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации. Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить. Путь второй - научить детей хотеть учиться.
Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интересный, непростой, но более эффективный, так как предполагает опору на внутренние стимулы к учебе.
В портрете идеального, начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: В идеале этот путь должен приводить к формированию осознанной учебной мотивации и идеальный портрет «замотивированного» ученика выглядел бы следующим образом. Это ребенок (подросток, юноша), понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Это школьник с очень высоким уровнем школьной мотивации. Конечно, осознанная внутренняя мотивация это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая.


1.7. Внутренние психологические источники учебной мотивации.

Так, где же истоки учебной мотивации? К каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебе?
Вот перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее, весьма объемный:
1). Интерес к информации (познавательная потребность). «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
2).Интерес к способу действия.
3).Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
4).Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
5).Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
6).Актуализация творческой позиции.
7).Осознание значимости происходящего для себя и других.
8).Потребность в социальном признании.
9).Избегание наказания (физического или морального).
10).Получение материальных выгод и преимуществ.
Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше. Сегодня же в массовой педагогической практике активно используются не все. На всех этапах обучения — последние три, в старшей школе — «осознание значимости...», в начальной школе — «интерес к информации» и «интерес к способу действия». Да и то последние используются как-то не так, раз познавательная потребность резко снижается у большинства детей в средней и старшей школе.

Интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания.

Интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца.

Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Социальность — наша глубинная родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать.

Потребность в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Некоторые дети эту свою особенность проявляют «незаконным» путем - устраивать представления на последней парте, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие выражать себя, свои возможности. Они нужны всем.

Потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Актуализируется... и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем некоторые те мы многих школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием

Актуализация творческой позиции

Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческого подхода, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) — известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он не всегда находит место в учебном процессе...

Осознание значимости происходящего для себя и для других

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. Осознанная мотивация должна подкрепляться эмоционально. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне. В такой ситуации, как правило, живут выпускники, готовящиеся к поступлению с престижные вузы.

Потребность в социальном признании. Естественная потребность для детей 8–12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике порой превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней. Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ. Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку – это и есть задача взрослых.

1.8. Возрастные особенности развития мотивации школьников по Н.В.Немовой.

Возраст

Характеристика мотивации

Подростковая школа

  • Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.

  • Мотив избегания неудачи .

  • Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.

  • Познавательный интерес.

  • Мотив достижения успеха в учебе не развивается.

  • Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа

  • Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.

  • Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).

  • Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.

  • Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.

Внутренняя, собственная мотивация.





Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

2.1. Этапы формирования познавательного интереса учащихся.

Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.

Первый начальный уровень этой потребности – это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в средних – интерес к предметному содержанию; в старших классах – потребность в творческой деятельности.

Физическое образование направлено на развитие интеллекта обучающегося, на развитие его логического, образного, теоретического, эмпирического и других форм мышления. Старт к мышлению дается интересом к предмету — то, что кажется новым, неизвестным, поражает воображение и заставляет удивляться.

Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения физики: познание мира, проделывание опытов, объяснение тех или иных физических явлений привлекает многих. Но уже с момента изучения языка физики – физических терминов, формул, законов и их применения для конкретной ситуации – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Происходит разрыв между собственно предметным содержанием и их представлением о нем. Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – физика – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Они убеждены, что больше никогда в своей дальнейшей жизни навыки решения задач и знание физики им не пригодиться.

Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такую мотивацию называют локальной.

2.2. Приемы и методы создания локальной мотивации.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Нас же интересует больше, как принято теперь говорить, технология, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации:

  • Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Например, всем хорошо известно, что лед плавает по поверхности воды. Объяснить суть данного явления можно с помощью закона Архимеда и условий плавания тел.

  • Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. Известно, что любое вещество может находится в одном из трех агрегатных состояний и знание особенностей поведения молекул и их взаимодействия в каждом состоянии позволяет объяснит множество физических явлений.
  • Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует.
  • Использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

  • Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исследователей разрабатывающих способ промышленного получения электроэнергии. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

2.3. Использование ИКТ на уроках, как эффективный фактор для развития мотивации учащихся

Все вышеперечисленные приемы хорошо реализуются с помощью компьютера и программного обеспечения и поддерживаются возможностями современных ИКТ-технологий. Использование ИКТ на уроках, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или  с интерактивной доской, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время, и это надо использовать, чтобы повысить знания по предмету. Ведь, Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, но нам важно, чтобы школьники использовали Интернет как средство получения информации. Компьютер в сочетании с хорошей обучающей программой обладает колоссальным потенциалом и даёт разнообразные возможности для формирования познавательного интереса на уроках физики:
  • использование изобразительных возможностей (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;

  • сопровождение преподавания учебного материала динамическими рисунками и моделями, использование которых позволяет ученикам экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон

  • моделирование виртуальной научной реальности и исследование тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • дополнение традиционного эксперимента, используя камеру;

  • иллюстрация того, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (диффузию в твердых телах, электрические и магнитные поля, электромагнитные волны, характер движения молекул);

  • организация виртуальной лабораторной работы, которую нет возможности провести в реальных условиях. При проведении физического эксперимента эффективно работает программный продукт компании Физикон «Физика 7-11 класс». Одним из разделов этой программы является раздел «Лаборатория». В данный раздел включено множество лабораторных экспериментов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного физического образования;

  • стимулирование познавательного интереса к предмету с помощью электронных презентации уроков не только преподавателя, но и с презентациями, созданными самими школьниками;

  • организация индивидуальной работы, для чего можно использовать различные кроссворды с подсказками. Для этого подходит специальная программа по созданию кроссвордов. Составление кроссворда на заданную тему позволяет в частности, закрепить необходимые понятия. Кроссворды можно предложить школьникам выполнить дома на компьютере. Методика решения кроссворда такова: ученики выбирают вопрос, появляется поле для ввода правильного ответа. В случае верного ответа, слово появляется в соответствующей клетке. Если какой-то вопрос вызывает затруднение, то можно вызвать подсказку, нажав на знак «?»;

  • проведение быстрого и эффективного тестирования знаний. При проверке знаний учащихся используется программа «Конструктор тестов». Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает несколько типов вопросов (выбор единственного правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры), что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики;

  • закрепление пройденного материала. Главной особенностью информационных технологий является то, что они пригодны как для коллективной, так и для индивидуальной работы. При закреплении пройденного материала в системе используются различные физические игры, например, обучающая игра «КТО БЫСТРЕЕ?» предназначена для закрепления знаний по физике учащихся 7-8-ых классов, а также для проведения викторин и конкурсов (например, на приз «Лучшего путешественника по стране физики»).

  • использование электронных пособий при обучении решению задач. Для обучения школьников решению задач применимо электронное пособие «Курс физики ХХI века.», «1С:Репетитор.Физика.» и ее раздел «Задачи». Обучаемый самостоятельно или в паре с другим учеником решает задачу на ПК, затем повторяет решение, отключив подсказки, решает вторую аналогичную задачу в тетради и проверяет свое решение, вызвав «шпаргалку», решает аналогичную задачу, составленную преподавателем, на оценку, или составляет аналогичную задачу и решает ее на оценку.

  • при проведении уроков физики с использованием ИКТ эффективно можно использовать готовые программные продукты на СD-ROM: "Репетитор 1С", «Открытая физика», «Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс», «Виртуальная физическая лаборатория», «Физика .Просвещение».





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ещё в середине XX столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставлял без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»

Эти слова, как нельзя лучше, раскрывают суть проделанной работы. «Научи учиться!» – таким может быть девиз современного учителя. А ребёнок захочет учиться только тогда, когда у него появится хоть малюсенький интерес к тому, чем он занимается. Вот здесь и понадобится мастерство учителя: ведь надо заронить искорку интереса и не погасить её на протяжении долгих лет, а напротив, всячески поддерживать этот колеблющийся огонёк.

Чем ближе учитель к проблемам ученика, чем теснее творческий контакт между ними, тем чаще можно говорить о сотрудничестве и успехе, об ожидании и получении радости.

« Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив имеет своё обаяние для каждого человеческого ума, – обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния»

Лев Толстой





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя / Пер. с макед. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Просвещение, 1976.

  3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.

  6. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Педагогика, 1981.

  7. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. – Минск. Амалфея, 2000.

  8. Гнатюк Н.П. Мир увлечённых людей. – М.: Педагогика , 1989.

  9. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель властитель дум. – М.: Просвещение,1991.

  10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Просвещение, 1978

  11. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург-XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Аташе», 1997.

  12. Карпов В.В., Белкин Е.Л., Харнаш П.И. Психолого-педагогические основы использования технических средств в учебном процессе: Учебное пособие. – Ярославль, изд. ЯГПИ, 1983.

  13. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2005

  14. Кулько В.А., Цехмистова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Просвещение, 1983.

  15. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение , 1985

  16. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! (Часть 1) – М.: Педагогический поиск, 2000.

  17. Леонтьева О. Инновации или рационализации? // Управление школой: Приложение к газете «Первое сентября», №15, 2004.

  18. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. – М.: Просвещение, 1977.

  19. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.

  20. Методы обучения в современной школе. Сборник статей / Под ред. Н.И. Кудряшева – М.: Просвещение, 1983.

  21. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху // Библиотека журнала «Директор школы», №6, 2002, – М.: Сентябрь, 2002.

  22. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986.

  23. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.

  24. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1989.

  25. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М.: педагогика, 1988.

  26. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.

  27. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  28. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла // «Физика»: Приложение к газете «Первое сентября», №16, 2006.

  29. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1986.

  30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

  31. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.

28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!