СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая карта для детей с интеллектуальными ограничениями

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевая карта - официальный документ, характеризующий состояние устной и письменной речи ребёнка, который проходит диагностику и коррекцию у логопеда. Данные обследования записываются в речевой карте. 

В первые две недели учебного года необходимо:

*провести комплексное обследование речи детей,

*выявить уровень сформированности речи,

*обратить внимание на правильность ее фонетического и лексико - грамматического оформления,

*определить готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

*отметить сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата.

Важно! В речевой карте обязательно приводятся примеры детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками (с учетом СНР)

При заполнении речевой карты необходимо помнить, что для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей являются "слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах" (Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1970, с. 106.). В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Учитывая специфику развития речи данной категории детей, логопед обязан помнить, что предлагаемый материал должен соответствовать зоне ближайшего развития ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта для детей с интеллектуальными ограничениями»

ГУ ТО «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей»

Место для фото ребенка



РЕЧЕВАЯ КАРТА

ребенка с интеллектуальной недостаточностью



Фамилия, имя ребенка


Дата рождения


Клинический Ds






Заключение ПМПК




Решение ПМПК




АНАМНЕЗ

От____ беременности. Как протекала беременность (инфекции, простудные заболевания; болезни печени, почек; угрозы, токсикозы, кровотечения) _________________________

Роды______ в ______ недель (стремительные, затяжные, обезвоженные) _____________

Стимуляция (химическая, механическая, электрическая) ___________________________

Крик (сразу, реанимирован.) _______________ Асфиксия (синяя, белая) ______________

Вес ____________________________________Рост ________________________________

Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы) __________________________________

Когда принесли кормить______ Сосал (активно, срыгивал, отказывался, засыпал) ______

Грудное вскармливание с______ до ______________________________________________

Раннее развитие






Перенесенные челюстно-лицевые операции




Аденоидная вегетация


Речевой онтогенез










ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Губы

толстые, тонкие, вялые, укороченные, норма

Зубы

редкие, мелкие, кривые (кучность передних резцов верхнего ряда), лишние, крупные, нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма

Язык

толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный, распластанный, норма) макроглоссия, при увеличении нагрузки на ОА девиирует вправо

Подъязычная уздечка

укороченная, приращенная, натянутая, норма

Твердое небо

готическое, низкое, наличие расщелины, норма

Мягкое небо

длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, норма)

Uvula

без девиации (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняются в сторону

Прикус

передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма, дистальный



Особенности строения и подвижности органов артикуляционного аппарата

Удержание рта закрытым вне еды и речи 

недоступно, ввиду особенностей строения верхнего резонатора 

Подвижность органов артикуляции

объем артикуляционных движений недостаточный, преимущественно по подражанию

Подвижность губ


оскал по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

вытягивание губ вперёд по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

улыбка по инструкции, артикуляционную позу удерживает 

Подвижность языка

показ языка доступно по инструкции, удерживает

подъём кончика языка на верхнюю губу по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

опускание кончика языка на нижнюю губу по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

движения кончика языка вправо-влево по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

облизывание губ по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

высовывание узкого языка по подражанию (удержание артикуляционной позы недоступно)

Объём движений

полный, неполный

Точность движений

сохранна, нарушена

Тонус движений

сохранён,

повышенный,

пониженный

Темп движений

нормальный,

медленный, быстрый

Переключаемость

движений

Нормальная,

замедление темпа,

персеверации,

замены движений

Тремор кончика языка


Гиперкинезы

наличие, отсутствие

Синкинезии

наличие, отсутствие

Саливация

наличие, отсутствие при увеличении нагрузки на органы артикуляции

Подвижность мягкого неба

произнесение «А» с открытым ртом: малоподвижное, провисание небной занавески

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ



Голос

сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма

Темп речи

замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма

Мелодико-интонационная сторона речи

выразительная речь, маловыразительная, монотонная

Дыхание

свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма



ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ



Удержание позы


Переключение при выполнении движений


Выполнение движений обеими руками


Темп выполнения движений


Качество выполнения движений


Напряжённость, скованность движений




 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

 Удержание позы


Переключение при выполнении движений


Темп выполнения движений


Качество выполнения движений


Напряжённость, скованность движений




ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)

1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):

открой (закрой) рот


сними (надень) кофту


открой (закрой) глаза


завяжи (развяжи) шнурки


улынись


сядь на стульчик


сделай «Ладушки»


сними обувь


 

2. Лексика

Предметный словарь

«Покажи предметы»:

девочка


стол


книга


хлеб


телевизор


машина


часы






«Покажи части тела»:

нос


голова


глаз


губы


уши


лоб


шея


рука


пальцы


колено






 

Предикативный словарь

«Покажи, где девочка»:

спит


ест (кушает)


пьёт


поёт


танцует


играет




Словарь прилагательных

«Покажи, где»:

большой (мяч)


маленький (мячик)






высокий (дом)


низкий (домик)






длинная (лента)


короткая (лента)






красный


синий


желтый


зелёный




Исследование уровня обобщения

Мама


папа


дочь


сын


бабушка


дедушка


Помидор


огурец


морковь


лук


свёкла


репа


Яблоко


груша


лимон


апельсин


банан




Тапочки


ботинки


туфли


сапоги


валенки




Стол


стул


кровать


шкаф


кресло




Платье


юбка


рубашка


брюки


куртка




Тарелка


кастрюля


вилка


ложка


чайник




Корабль


поезд


самолёт


автобус


машина




Кошка


корова


собака


коза


свинья


лошадь


Лиса


заяц


медведь


белка


ёж






Грамматический строй речи

«Покажи, где»:

Мальчик играет


Мальчик бросает мяч


Мальчик гладит утюгом бельё





ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ


1.Возможности звукоподражания

Девочка плачет

А-а-а


У девочки болит зуб

О-о-о


Ветер песенку поет

У-у-у


Ослик кричит

И-и-и


Дети заблудились в лесу

Ау-ау-ау


Плачет малыш

Уа-уа-уа


Корова мычит

Му-му-му


Кошка мяукает

Мяу-мяу


Цыпленок пищит

Пи-пи-пи


Собака лает

Гав-гав


Курочка кудахчет

Ко-ко-ко


Гусь гагочет

Га-га-га



2. Исследование фонетической стороны речи


Звукопроизношение

звук

Изолированно

в словах

во фразах

в начале


середине


в конце

со стечением


ГЛАСНЫЕ







Б-П-М







В-Ф







Т-Д-Н







Г-К-Х







Й (Е-Ё-Ю-Я)







С







С







З







З







Ц







Ш







Ж







Щ







Ч







Л







Л







Р







Р'







+ :правильное произношение; - :отсутствие звука; ↓ :замена; ~ :смешение; пример: м-з – искажение (межзубный сигматизм)


ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ


3. Исследование состояния фонематического восприятия и фонематического анализа


Слуховая дифференциация звуков


«Покажи, где»:


Стол-стул


Зуб-суп


Уточка-удочка


Мышка-мишка



«Повтори за мной»:


Ба - па / па - ба


Та - да / да - та


Са - за / за - са



Определение звука среди ряда звуков:


«Покажи собачку, когда она зарычит «р-р-р»








СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Отсутствует


Лепетная


Однословная


Фразовая




ГРАФОМОТРНЫЕ НАВЫКИ







ЗАКЛЮЧЕНИЕ:








Дата ___________________ ___________________Логопед

12



Скачать

© 2018 12111 362

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!