СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века" и "Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма". Уроки-презентации по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века" и "Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«"Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века" и "Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма". Уроки-презентации по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 17-18 Урок № 17. Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века Урок № 18. «Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма» Д.З.: Глава 16, ?? (с.183), тв. задания (с.183-184) ; Глава 17, ?? (с.189), тв. задания (с.189-190) © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 17-18

Урок № 17. Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века

Урок № 18. «Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма»

Д.З.: Глава 16, ?? (с.183), тв. задания (с.183-184) ;

Глава 17, ?? (с.189), тв. задания (с.189-190)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение; Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  реализм;  Г. Курбе;  натурализм;  Э. Золя;  эстетика реализма;  литография;  бытовая сатира;  академическая живопись

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • реализм;
  • Г. Курбе;
  • натурализм;
  • Э. Золя;
  • эстетика реализма;
  • литография;
  • бытовая сатира;
  • академическая живопись

Проверка знаний учащихся

1 . Русский художественный и музыкальный критик, историк

искусства В. В. Стасов (1824-1906) писал, что в русской

музыке М. И. Глинка имеет такое же значение, как А. С. Пушкин

в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык - один в

музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает

творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно

заключалась новизна открытий Глинки в музыкальном

искусстве? Почему его называют основоположником русской

музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им

были созданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки

раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему

именно в русской народной песне и поэтическом творчестве

современных поэтов он черпал своё вдохновение?

Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора.

Предложите послушать своим одноклассникам некоторые из

наиболее понравившихся вам произведений.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил

русскую национальную оперу? Какое отражение в его

оперных произведениях находят героический эпос и драма

русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный

лиризм?

Универсальные учебные действия

  • определять существенные признаки реализма и соотносить его с конкретной исторической эпохой; исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира; оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи; выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи реализма в процессе анализа произведений искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами классицизма, романтизма и реализма, представленными в различных видах искусства; характеризовать основные черты , образы и темы искусства реализма; определять роль искусства реализма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи
  • определять существенные признаки реализма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи реализма в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами классицизма, романтизма и реализма, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства реализма;
  • определять роль искусства реализма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Реализм: эволюция понятия.  Основы эстетики реализма. Эстетика реализма и натурализм. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет реализм, как направление в искусстве второй половины XIX века  ?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Реализм: эволюция понятия.
  • Основы эстетики реализма.
  • Эстетика реализма и натурализм.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет реализм, как направление в искусстве второй половины XIX века ?

подвопросы Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве. Эстетика реализма и натурализм. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя)

подвопросы

  • Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности.
  • Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве.
  • Эстетика реализма и натурализм. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя)
Середина XIX в. реализм классицизм романтизм Конец XVIII в. Начала XIX в. истина разум чувства «Срывание всех и всяческих масок» критическим .

Середина XIX в.

реализм

классицизм

романтизм

Конец XVIII в.

Начала XIX в.

истина

разум

чувства

«Срывание всех и всяческих масок»

критическим .

 «Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стендаль Французская буржуазная революция 1848г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.  Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ», 1830

«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».

Стендаль

Французская буржуазная революция 1848г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ», 1830

Отличительные признаки романтизм реализм Отношение к действительности Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества. Изображает много субъективного и индивидуального. Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе. Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния. Особенности изображения человека Единство взглядов автора и его героев. Личность воздействует на общество Между автором и героями пролегала определённая дистанция. Общество оказывает существенное влияние на личность. «Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Ф.Энгельс

Отличительные признаки

романтизм

реализм

Отношение к действительности

Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества.

Изображает много субъективного и индивидуального.

Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе.

Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния.

Особенности изображения человека

Единство взглядов автора и его героев.

Личность воздействует на общество

Между автором и героями пролегала определённая дистанция.

Общество оказывает существенное влияние на личность.

«Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Ф.Энгельс

РЕАЛИЗМ – ( realis от латинского слова – вещественный)  - стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.  В 50-х гг. XIX века впервые термин «реализм» употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.  В 1857г . он опубликовал книгу под названием «Реализм»,  в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.

РЕАЛИЗМ

( realis от латинского слова – вещественный)

- стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

В 50-х гг. XIX века впервые термин «реализм» употребил французский литературный

критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.

В 1857г . он опубликовал книгу под названием «Реализм»,

в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.

«Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.» Эмиль Золя С середины Х I Х в. термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении. Натурализм - крайняя степень реализма . Э. Золя — сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). В художественном творчестве Э. Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма. Эмиль Золя (1840-1902)

«Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.»

Эмиль Золя

С середины Х I Х в. термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении.

Натурализм - крайняя степень реализма .

  • Э. Золя — сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
  • В художественном творчестве Э. Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма.

Эмиль Золя (1840-1902)

Гюстав Курбе  (1819 – 1877 гг.) французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист . Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма»  (из 13 картин были отобраны 11картин – две были отвергнуты). Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения.

Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)

французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист . Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11картин – две были отвергнуты).

Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения.

Г. Курбе. Ателье

Г. Курбе. Ателье

Г. Курбе. Похороны в Орлеане

Г. Курбе. Похороны в Орлеане

 Характерные черты направления : - живопись изображает каждодневную реальную действительность ; - простая композиция, землистые цвета ; - в качестве сюжет а служит страна, труд, простая жизнь ; Курбе Г. Дробильщики камня

Характерные черты направления :

- живопись изображает каждодневную реальную действительность ;

- простая композиция, землистые цвета ;

- в качестве сюжет а служит страна, труд, простая жизнь ;

Курбе Г. Дробильщики камня

Курбе Г. «Веяльщицы», 1853 Г.Курбе «Автопортрет с чёрной собакой» В 1844 году первая картина Курбе , «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники.

Курбе Г. «Веяльщицы», 1853

Г.Курбе «Автопортрет с чёрной собакой»

В 1844 году первая картина Курбе , «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники.

Курбе Г. Уснувшая пряха Курбе Г. Долина Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами .

Курбе Г. Уснувшая пряха

Курбе Г. Долина

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами .

Последние годы жизни Г.Курбе  В 1871 году Гюстав Курбе вошёл в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен.  После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу.  Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни.  Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью. Г. Курбе. Женщина и чайка

Последние годы

жизни Г.Курбе

В 1871 году Гюстав Курбе вошёл в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен.

После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу.

Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни.

Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью.

Г. Курбе. Женщина и чайка

Оноре Домье (1808—1879) французский живописец , рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии  ( отпечаток с камня ) Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры. С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии. «Домье рисует лучше всех нас.» Э. Делакруа

Оноре Домье (1808—1879)

французский живописец , рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии ( отпечаток с камня )

Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры.

С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.

«Домье рисует лучше всех нас.»

Э. Делакруа

О. Домье делает карикатуры на Луи Филиппа , занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой. Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово « poire » обозначает и «груша» и «дуралей». Карикатура на Луи Филиппа. Луи Филипп в образе Гаргантюа.

О. Домье делает карикатуры на Луи Филиппа , занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой.

Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово « poire » обозначает и «груша» и «дуралей».

Карикатура на Луи Филиппа.

Луи Филипп в образе Гаргантюа.

Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась французская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты . Так появился рисунок «Законодательное чрево».

Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась французская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты . Так появился рисунок «Законодательное чрево».

В апреле 1834 г . произошло восстание ткачей в Лионе , перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей. Улица Транснонен 15 апреля 1834 года.  Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило её издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.

В апреле 1834 г . произошло восстание ткачей в Лионе , перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей.

Улица Транснонен 15 апреля 1834 года.

Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило её издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.

Контрольные вопросы 1. В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом подлинной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «Выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, назвавший его творчество «Совершенно новым явлением»? 2. Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орлеане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной критики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны романтизма»? 3. Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О. Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу современной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стариков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» превращена художником в беспощадный и объективный приговор жестокости и насилию?

Контрольные вопросы

1. В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом подлинной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «Выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, назвавший его творчество «Совершенно новым явлением»?

2. Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орлеане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной критики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны романтизма»?

3. Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О. Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу современной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стариков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» превращена художником в беспощадный и объективный приговор жестокости и насилию?

Темы проектных исследований или презентаций 1.Тематика изобразительного искусства реализма. 2. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи реализма. 3. Обращение к темам национальной истории в творчестве художников реалистического направления. 4. Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в. 5. Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе. 6. Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе. 7. Жизнь человека простого сословия в произведениях Г. Курбе. 8. История и реальность в произведениях О. Домье. 9. Социально-критический характер творчества О. Домье. 10. Значение творчества О. Домье в развитии жанра политической карикатуры. 11. Графические серии О. Домье - пародия на жизнь французских буржуа. 12. Ирония и гротеск в творчестве О. Домье.

Темы проектных исследований или презентаций

1.Тематика изобразительного искусства реализма.

2. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи

реализма.

3. Обращение к темам национальной истории в творчестве художников реалистического направления.

4. Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в.

5. Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе.

6. Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе.

7. Жизнь человека простого сословия в произведениях Г. Курбе.

8. История и реальность в произведениях О. Домье.

9. Социально-критический характер творчества О. Домье.

10. Значение творчества О. Домье в развитии жанра политической карикатуры.

11. Графические серии О. Домье - пародия на жизнь французских буржуа.

12. Ирония и гротеск в творчестве О. Домье.

рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!