Реализация компетентностного подхода при проектировании интегрированных занятий по географии
- Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН и способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
- Компетентность – уровень владения соответствующей компетенцией.
- Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способности человека действовать в рамках жизненных ситуаций.
Ключевые компетентности обучающихся, в структуре которых должны быть представлены:
- Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности ( основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне школьных)
- Роль географии
Формирование географической компетенции как системы знаний о многообразии и особенностях географического пространства на разных его уровнях, сущности происходящих в нём природных, экономических, социально-политических и других процессов.
Компетентность в сфере гражданско- общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя)
Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории страны и народов на основе формирования географического образа страны.
Компетентность в социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации)
Овладение навыками и умениями использования географических знаний и инструментария современной географической науки для анализа, систематизации и обобщения разнообразной информации, исследования территориальных аспектов природных и социально-экономических процессов, связанных с окружающей средой, а так же освоение начальных подходов к их прогнозированию, оценки, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуаций в конкретных регионах. Знакомство с профессиями, требующими географической подготовки.
Компетентность в бытовой сфере( сохранение и укрепление здоровья, семейного бытия, формирование навыков безопасного существования в природной и антропогенной среде)
Формирования навыков ориентирования, социально-ответственного поведения в природе и антропогенной среде, адаптация к условиям проживания на определённой территории, знания об опасных природных и техногенных явлениях и основных правилах поведения.
Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (знаниякультурных и бытовых особенностей населения, выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)
Знакомство с культурными особенностями народов и регионов России и других стран.
Условная схема объективного единства отдельных предметов естественно-научного направления
биология
химия
физика
география
математика
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах :
- · урок-лекция;
- · урок-путешествие;
- · урок-экспедиция;
- · урок-исследование;
- · урок-инсценировка;
- · учебная конференция;
- · урок-экскурсия;
- · мультимедиа- урок;
- · проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Тип урока: урок формирования новых знаний
- Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
- Задачи:
- · образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
- · воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
- · развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы :
- · урок-практикум;
- · урок-сочинение;
- · урок-диалог;
- · урок - деловая или ролевая игра;
- · комбинированный урок;
- · путешествие;
- · экспедиция и т.д.
- · урок с мультимедийным сопровождением
- Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике
- Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
- Задачи:
- · образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
- · воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
- · развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.