Обработка результатов анкетирования в 5 классе по методике Н. Г. Лускановой
Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
Инструментарий: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Дата проведения: сентябрь 2017 г.
Классный руководитель: Имескенова Э.Ц.
№ | Список уч-ся | Количество баллов за ответы на вопросы | Все-го | Уровень мотивации | Примечания. Качественный анализ анкеты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Ангаева А. | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 20 | Хорош. | Нуждается в психологической поддержке от родителей |
2 | Аюшинов А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 26 | Высок. | |
3 | Бадмаева Д. | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 23 | Хорош. | Перегрузка |
4 | Бадмаева Ю. | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 26 | Высок. | |
5 | Бадмажапова Г. | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 23 | Хорош. | Перегрузка |
6 | Галданов А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 26 | Высок. | |
7 | Дашеева С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 24 | Хорош. | Перегрузка |
8 | Ерофеев А. | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 15 | Низк. | Скрытое неблагополучие в отношении к школе |
9 | Жамбалов С. | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 0 | 13 | Низк. | Скрытое неблагополучие в отношении к школе |
10 | Зайцева Д. | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 1 | 22 | Хорош. | Нуждается в психологической поддержке от родителей |
11 | Коняков Б. | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 23 | Хорош. | Перегрузка |
12 | Лхамаев Т. | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 28 | Высок. | |
13 | Ологонов А. | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 25 | Высок. | Перегрузка |
14 | Сыренов А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 | Хорош. | Психологическая защита, тревожность |
15 | Тагнарханов Р. | 3 | 1 | 3 | 1 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 20 | Хорош. | Перегрузка |
16 | Унагаева В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 24 | Хорош. | Перегрузка |
17 | Халзанов Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 26 | Высок. | |
18 | Цыбиков Д. | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | 3 | 16 | Полож. | Нуждается в психологической поддержке от родителей |
19 | Чабин М. | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 | Полож. | Перегрузка |
20 | Чимитова Ю. | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 26 | Высок. | |
21 | Шкиляев А. | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 | 3 | 3 | 18 | Полож. | |
Всего учащихся в классе – 21
Выполняло работу - 21
Высокий уровень школьной мотивации – 6 (28,5%)
Хорошая школьная мотивация – 8 (38,1%)
Внешняя мотивация (положительное отношение к школе) – 2 (9,5%)
Низкая мотивация – 2 (9,5%)
Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
2-й уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
II. Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.
При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.
Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.
При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.
Сводная ведомость «Сформированность личностных УУД учащихся 6 класса»
МОУ «Гурульбинская СОШ»
ФИ учащихся | По методике Н.Г.Лускановой | По методике «Какой я?» | По методике «Психологическая культура личности» |
Уровень школьной мотивации | Уровень самооценки | |
| Хорош. | Средний | |
| Высок. | Высокий | |
| Хорош. | Высокий | |
| Высок. | Средний | |
| Хорош. | Средний | |
| Высок. | Средний | |
| Хорош. | Средний | |
| Низк. | Средний | |
| Низк. | Средний | |
| Хорош. | Средний | |
| Хорош. | Средний | |
| Высок. | Средний | |
| Высок. | Высокий | |
| Хорош. | Средний | |
| Хорош. | Средний | |
| Хорош. | Высокий | |
| Высок. | Высокий | |
| Полож. | Средний | |
| Полож. | Средний | |
| Высок. | Высокий | |
| Полож. | Высокий | |