СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Результаты исследования уровня речевой коммуникации"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности речевой коммуникации у младших школьников с УО"

Просмотр содержимого документа
«"Результаты исследования уровня речевой коммуникации"»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе анализа литературы было выявлено, что умственная отсталость – это состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Дети с умственной отсталостью составляют самую многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие нарушений в психическом развитии обуславливает нарушения межличностного общения. На современном этапе развития общества одним из важных умений и качеств личности считается умение общаться с любой категорией людей. В ходе теоретического изучения проблемы было выяснено, что общение как процесс сопровождает все виды деятельности человека на протяжении всей жизни. Помимо этого общение в соответствии с развитием ребенка также развивается, постепенно переходя из одной формы в другую. В процессе общения ребенок получает необходимые сведения об окружающем его мире, ценности и правила и проч. Общение способствует активному личностному и познавательному развитию. Снижение уровня общения затрагивает интеллектуально-познавательную сферу ребенка. В период обучения в начальной школе общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В силу того, что у детей с умственной отсталостью нарушена эмоционально-волевая регуляция нервных процессов, недостаточно развиты психические и речевые процессы, к тому же большая часть детей имеет психопатологические симптомы и синдромы, проявляющиеся в акцентуациях характера, межличностное общение у них нарушено. Дети не умеют и не могут строить положительное общение со своими сверстниками. Как правило, своих друзей они оценивают по личностным характеристикам («хороший», «делится …» и проч.). В процессе межличностного общения младших школьников с умственной отсталостью мало интересует возможность общения в совместной деятельности. Следует отметить, что большая часть детей с умственной отсталостью имеют проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Целью нашего исследования было изучение коммуникативных умений младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что коммуникативные умения - это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению. Для достижения цели нашего исследования мы провели констатирующий эксперимент, в котором принимали участие младшие школьники с нарушением интеллектуального развития. Проводилось исследование на базе школы-интерната VIII вида, с учениками 1а и 1б классов. Для получения результатов были использованы следующие методики: «Рукавички», «Совместная сортировка», «Узор под диктовку» - Г.А. Цукерман, комплекс методик на определение уровня развития коммуникативных способностей - Н.Е. Веракса. Результаты исследования показали, что коммуникативные умения детей с нарушением интеллекта находятся на достаточно низком уровне и имеют ряд особенностей. Достаточный уровень – выражается в умении поддерживать контакты, проявлять уважение в общении к своим сверстникам, взрослым, интерес к друзьям, их состоянию, поддерживать зрительный контакт с собеседником, умение задавать вопросы и выражать свои предпочтения. Средний уровень – коммуникативные умения сформированы недостаточно. Это выражается в том, что школьники не всегда уважительно относятся к одноклассникам. Иногда неохотно делятся своими вещами. Они усвоили некоторые правила общения (здороваются, задают друг другу вопросы, не мешают своему партнеру выполнять задания). Низкий уровень – коммуникативные умения развиты недостаточно, фрагментарно. Эти дети не употребляют в речи вежливых слов. Не извиняются, если совершили ошибку. К партнеру или сверстнику обращаются по прозвищу, или используя обидные слова, могут мешать выполнять задание своему партнеру.

Подводя итоги нашей работы, мы пришли к определенным выводам:

1.Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы позволило уточнить такие понятия как «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения», «речь». На этой основе мы уточнили введенное нами понятие «речевая коммуникация».

2. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что у детей с легкой степенью умственной отсталости в достаточной мере несформированы компоненты речевой коммуникации. Говоря об уровне сформированности коммуникативных умений у испытуемых нами детей, мы констатировали наличие большого количества детей с низким уровнем сформированности изучаемых явлений, также выявили низкий уровень речевого развития.

3. Полученные данные на констатирующем этапе подтвердили необходимость создания коррекционно-педагогической технологии формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!