СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Резьба по дереву, как средство развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Резьба по дереву, как средство развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования»






РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ









Гагарина Е.Н.: учитель изобразительного искусства.













Усть-Ницинское ,2021

Введение

На пороге ХIХ века с популяризацией электронных и компьютерных технологий на второе место отошли произведения рук человеческих – народное искусство и ремесла, много времени хранившие и накапливавшие красоту, нравственные традиции и большой воспитательный потенциал. Народное декоративно-прикладное искусство является одним из самых эффективных и что очень важно, работающих средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только понимать красоту, но и воспроизводить ее своими руками. В то же время эти богатейшие возможности еще не достаточно используются в общеобразовательных учреждениях.

Проблема развития творческих способностей учащихся, воспитания эстетического вкуса всегда вызывала заинтересованность у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Так как способность воспринимать красоту в окружающей действительности и в искусстве – важное условие в развитии духовной жизни человека.

На творческие способности учащихся сегодня уделяется недостаточно внимания. Особенностями развития творческих способностей занимались специалисты: Костюк Г. С., Рубинштейн С. Л., Лейтес Н.С., Мясенцев В.Н., Теплов Б. М., Ковалев А.Г. По этим задачам делались доклады, деятельность которых не ограничивалась узкометoдическими изысканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми. И в настоящее время социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вoпросы воспитания и обучения учащихся, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по развитию творческих способностей учащихся.

Одним из эффективных средств развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся является ДПИ средствами резьбы по дереву. Композиция, декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Художественные приемы, обусловливающие декоративность произведения искусства, богаты, многообразны и специфичны для каждого вида искусства, а в частности резьбы по дереву. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения и развитии творческих способностей учащихся, играют декор, выразительность природной фактуры материалов, композиции, организация линейных ритмов.

На основании анализа вышесказанного видно, что в настоящее время этой проблеме уделяется недостаточное внимание. В методической литературе не достаточно публикаций о развитии творческих способностей средствами резьбы по дереву.

Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования является «Резьба по дереву, как средство развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования».

Цель работы: рассмотреть особенности использования резьбы по дереву как средство развития творчества учащихся на занятиях дополнительного образования.

Объект исследования: образовательный процесс, способствующий развитию творческих способностей учащихся на занятиях в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся на занятиях дополнительного образования.

Задачи работы:

1. Проанализировать методическую литературу по теме исследования: «Резьба по дереву, как средство развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования».

2. Проанализировать и провести сравнительный анализ существующих программ дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству – резьба по дереву.

3. Разработать методические рекомендации к урокам.

Теоретическая значимость работы: изучить педагогическую литературу, определить роль резьбы по дереву как средство развития творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству в дополнительном образовании.

Практическая значимость работы: определить возможности развития творческих способностей у учащихся на занятиях дополнительного образования.

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Глава 1 . Теоретические подходы к развитию творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования средствами резьбы по дереву

1.1 Современные проблемы развития творческих способностей

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.1

При изучении темы развития способностей школьников надо иметь в виду, что при всем стремлении ученых исследовать эту проблему, она до сих пор остается недостаточно изученной, в науке не существует единой терминологии. В то же время выяснение содержания основных понятий, связанных с объектом и предметом исследования полагает особую ответственность за этот процесс, так как от этого зависит верный подход в исследовании, адекватные методы исследования, объективная интерпретация результатов, и в итоге достижение цели исследования.

Проблема способностей и их развития является одной из центральных проблем психологии и педагогики.

Изучение проблемы способностей в психологической науке ведется в двух направлениях: анализ, проблемы в теоретическом плане, и изучение конкретных специальных способностей: музыкальных, математических, литературных, изобразительных и других.

Рассматривая психолого-педагогический аспект проблемы, мы заметили, что хотя способность часто характеризуется учеными как относительно большая пригодность к тому или иному виду деятельности – единства в определении этого понятия нет.

Так Костюк Г. С. называл способностями «стойкие способности человека, выявляются в его учебной, трудовой и других видах деятельности и является необходимым условием успеха»2.

Мяснецев В.Н. определяет способности «как особую категорию психологических понятий, выражающую такое соответствие внешних требований и внутренних возможностей, которые обеспечивают более продуктивное решение задач этой деятельности»3.

Близка к этой позиции Ковалева А. Г., которой под «способностью» понимает «ни одно какое-либо свойство, а ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость и высокое качество овладения и осуществление индивидом определенной деятельности»4.

Лейтес Н. Г. подчеркивает, что все способности развиваются в процессе взаимодействия ребенка с внешним миром и что при подходе к проблемам становления способностей должны в полной мере учитываться внутренние условия развития5.

Несмотря на различные подходы к изучению способностей и многообразие формулировок, авторы едины в понимании их сущности.

Это, прежде всего, индивидуально-психологические особенности, качества и свойства личности, определяющие ее пригодность к деятельности, готовность к высокопродуктивной деятельности соответствие свойств личности требованиям деятельности, обеспечивающие ее продуктивность.

Важным для исследования является следующие идеи Теплова Б. М. относительно развития способностей:

Способности человека не являются врожденными «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические способности, то есть задатками, которые лежат в основе способности всегда являются результатом развития»6.

Способности существуют только в развитии, а поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то от сюда следует, что способности не могут возникнуть в несоответствии конкретной деятельности. «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями».

Основными факторами развития способностей являются воспитание и обучение» Практические пределы развития способностей определяется только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и так далее, и вовсе не заложены в самих способностях»7.

Способности формируются в процессе деятельности, в сложной системе взаимодействия индивида с другими людьми. В качестве природной основы выступают задатки, уникальные сочетания морфологических способностей, топологических порциональных свойств нервной системы человека, лежащие в основе индивидуальных психо-физиологических различий людей.

Рубинштейн С.Л. раскрывает вопрос о детерминации способностей: «Способности не могут быть насажаны извне. С одной стороны, в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органичного роста, с другой стороны, способности не определены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития. На самом деле, в процессе обучения и усвоения, способности развиваются и специфицируются, но в не развитой и общей форме они образуют и исходные предпосылки обучения и усвоения8.

Ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она органически не собрала в себя систему соответствующих, общественно-выработанных операций, но ядро способности - это не усвоенная, не автоматизированная операция, а она отражает индивидуальность проявлений человека в деятельности, индивидуальность его способностей.

Личность, как носитель определенных психических качеств, имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требованием деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой двигается успех деятельности.

Психологи выделяют общие и специальные способности. Под общими специальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в научной деятельности. Специальные способности (от лат. Specials - особый) – психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие способностей опирается на соответствующие задатки, возможно формирование способностей на достаточно различающейся анатомо-физиологической основе. Таким образом, определенный уровень специальных способностей: например, художественный может быть сформирован практически у любого здорового ребенка. Имеются реальные основания для направленного развития способностей у детей в условиях специально организованного обучения9.

По мнению большинства психологов, общие и специальные способности взаимосвязаны между собой. «Все специальные способности - пишет Рубинштейн, - это, в конце концов, различные проявления, стороны общей способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.

Между отдельными специальными способностями выявляются взаимосвязи и некоторые общие источники возникновения - тот или иной уровень общего развития специальных способностей.

Активное приобщение школьников к творческой деятельности в значительной степени реализуется с помощью творческих способностей.

Искусство, взятое во всем своем многообразии видов, жанров, стилей обладает большими воспитательными возможностями, как справедливо отмечает В. Ванслов: «совокупность отдельных искусств может сделать личность действительно многогранной»10.

Комплексное освоение искусств, активизирует творческие способности и силы человека, развивает его фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные человеческие способности, социально значимые для любых сфер деятельности.

Одним из сфер формирования творческой сущности личности называют искусство, выделяя его изобразительные виды.

Творчество детей - процесс и результат художественно- творческой деятельности детей в различных областях изобразительного искусства. В процессе творчества, формируются творческие способности детей, их наблюдательность, воображение, образное мышление, эстетический вкус, углубляются и расширяются знания о предметах и явлениях действительности, пробуждает и развивает интерес к искусству. Процесс создания декоративных изделий способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Развитие личности - это процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое и, отличается неповторимостью и общественно – исторической уникальностью. Это высшая форма активности и самостоятельности деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности.

О развитии этого творчества.

Развитие – это изменение, представляющее собой переход от простого ко всему сложному, от низшего к высшему. Процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений, приводит к наступлению качественных изменений, являясь процессом обновления, рождением нового и отрицанием старого.

И о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Стремление детей к сочинительству является деятельностью воображения, которое возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной степени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, связанных из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Чем богаче опыт, тем богаче должно быть воображение.

Вторая форма: связь фантазии и реальности. Построение фантазии представляет собой нечто новое, не бывшее в опыте человека и, не соответствующее какому – ни будь реальному предмету, это воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире.

Такое воображение становится действительностью. В развитии детского творчества нужно соблюдать принцип свободы, являющегося непременным условием всякого творчества, то есть занятие детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными, и могут возникнуть только из детских интересов11.

Занятие различными видами искусства – это специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умение доводить дело до конца. Психологи рассматривают искусство, как вид духовно практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов12.

Таким образом, осуществленный анализ психологических, культуроловедческих, искусствоведческих и педагогических источников позволил разработать основу исследования.


1.2 Резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся.

В русском народном творчестве издавна особое место занимала резьба. Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: скульптурную; плоскую; рельефную резьбу Поволжья и пропильную.


1.3 Виды резьбы по дереву

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет.

Если обобщить классические и новые виды резьбы, то получится следующая классификация видов резьбы.


Классификация видов резьбы


Плосковыемочная


Плоскорельефная



Контурная


Заовальная



Геометрическая


Заовальная с подушечным фоном



Скобчатая




Морщинистая


Заовальная с подобранным фоном



Комбинированная



Пропильная

Рельефная



Сквозная


Барельефная



Накладная


Горельефная



Ажурная

Объемная



Комбинированная

Татьянка


Интерьерная

Скульптурная



Светская




Церковная



Домовая




Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. В Древней Руси резьбу по дереву, прежде всего, использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система, как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо. Резной орнамент - набор наиболее устойчивых символов, знаков. Символы эти, в глубоком прошлом, несли магико-заклинательную обережную функцию.

Простые геометрические мотивы — повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих «своды» - фронтоны двускатной крыши домов. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С развитием Русского государства развивалось и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра I оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре I кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней (см. прилож. «Домовая резьба»).

Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилки для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон (см. прилож. «Пропильная резьба»).

Сквозная резьба – прорези делают замкнутыми внутри заготовки. Это детали карнизов, различные сувениры, элементы мебели.

Накладная резьба – орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше.

Ажурная резьба является сквозной резьбой с дополнительной обработкой рисунка заоваливанием или плосковыемчатой резьбой.

Очень часто в изделии сочетаются различные виды резьбы. Это и есть комбинированная резьба. Наиболее часто она встречается в производстве мебели, при внешнем оформлении деревянных домов.

Плосковыемочная резьба

Самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба. Плосковыемочная (углубленная) резьба отличается тем, что ее фоном служит плоская поверхность, которая украшается рисунком, получаемым за счет различной формы углублений-выемок. Низшие точки рельефа располагаются ниже уровня декорируемой поверхности, а верхние — находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка выемочная резьба может быть геометрической, когда орнамент углубляется в толщу материала незначительно, а фон остается плоским, и контурной, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в основу (см. прилож. «Плосковыемочная резьба и ее подвиды»).

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован.

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы, а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

Интерьерная

Интерьерная резьба – это декоративные изделия ручной работы для украшения интерьера: светильники, рамы для зеркал, настенные и настольные часы, шкатулки и многие другие предметы интерьера, украшенные ручной резьбой (см. прилож. «Интерьерная резьба»).

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба является переходной от контурной резьбы к рельефной. Отличается невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем декорируемой поверхности.

В данном случае изображаемые фигуры, оставаясь в основной плоскости, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, создавая, таким образом, иллюзию рельефа.

Выделяют следующие разновидности плоскорельефной резьбы: резьба с заоваленным контуром; резьба с подушечным фоном, когда фон заваливается так, что нигде не остается плоским; резьба с подобранным (выбранным) фоном на небольшую глубину.

Плоскорельефная резьба выполняется в основном на мелких предметах и отделывается полированием (см. прилож. «Плоскорельефная резьба»).

Рельефная резьба

Подобная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. В соответствии с этим различают резьбу барельефную (с низким рельефом) и горельефную (с более высоким рельефом).

Отличаясь большой выразительностью и декоративностью, она с успехом используется в отделке интерьеров в виде настенных панно, стеновых панелей, украшения порталов, дверей и мебели (см. прилож. «Рельефная резьба»).

Объемная

Объемная резьба по дереву – это тот вид резьбы при котором создается объемная фигура отделенная от фона. Самый сложный вид резьбы по дереву. От резчика требуются не только фантазия и интуиция, но еще и весь опыт. Объемная резьба служила для украшения мебели в классическом стиле (см. прилож. «Объемная резьба»).

Татьянка

Резьба по дереву в стиле "Татьянка" была создана Сасыковым Шамилем в декабре 1990 года и запатентована как изобретение. Названа "Татьянка" в честь супруги автора. Основой "Татьянки" является технология выполнения резного растительного природного орнамента, позволяющая создавать любые изделия из дерева – от небольших украшений и сувениров до огромных декоративных панно, элементов отделки интерьера и объёмных скульптур, украшенных резным кружевом. Все работы вырезаются из единого массива дерева, приклеенных элементов нет. Используемый материал – липа. Работы украшаются резным орнаментом, выполненным исключительно вручную инструментом "Татьянка". Затем каждое изделие вручную расписывается с помощью натуральных красителей и изнутри отделывается бархатом. Сверху изделия покрываются натуральным воском, который защищает древесину от пыли и грязи (см. прилож. «Татьянка»).

Скульптурная резьба

Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу (см. прилож. «Скульптурная резьба»).



1.4 Инструменты для резьбы по дереву

Для выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент.

Набор основного инструмента резчика. Без него невозможно сделать самую простую резьбу. При выполнении сложных резных изделий требуется большое количество разнообразных стамесок, ножей и т.д. В набор основного инструмента резчика входят:

Наименование

Применение

Ножи-косяки

Для выполнения геометрической контурной резьбы, а также для прорезки орнамента.

Прямые стамески

Для зачистки фона, прорубки контура орнамента, снятия фасок.

Стамеска-косячок

Для выполнения геометрической резьбы.

Отлогие и полукруглые стамески

Для выполнения в геометрической и контурной резьбе для скобчатых порезок, полукруглых лунок.

Стамески-уголки

Применяются при выборке узких линий канавок. Используются почти во всех видах резьбы.

Стамески-клюкарзы

Для плоскорельефной и рельефной резьбы, зачистки углубленного фона, обработки выпуклости в углубленных местах.

Стамески-церазики

Для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона в труднодоступных местах.

Ложечные ножи

Для изготовления резной посуды (ложек, ковшей), имеющей внутреннюю сферическую поверхность

Скобы и скобели

Для снятия коры, очистки поверхности круглого или иного материала, выборки углублений.

Чеканы

Для отделки и уплотнения фона с шероховатой поверхностью или придания гладкому фону фактуры, а также для нанесения какого-либо рисунка.

Рашпили

Для зачистки резьбы.

Ножи-косяки: применяются в основном для выполнения геометрической контурной резьбы, а также для прорезки орнамента. Конец лезвия ножа затачивают под углом от 30 до 80 градусов. Например, косяком с углом скоса от 60 до 80 градусов удобно прорезать прямые, крупные орнаменты. Меньшие углы удобны для работы с мелким и криволинейным рисунком. Ножи-резаки: используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, «сияний» с закруглениями, элементов с кривыми линиями, а также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе и для профильных работ.



1.5 Развитие творческих способностей на занятиях внеклассной работы декоративно – прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства способствует формированию развития художественного вкуса, творческих начал личности.

Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. Для этого и нужно дополнительное образование, так как оно способствует развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Немаловажное значение имеет длительность занятий. С первых дней учебы детей младшего школьного возраста учитель приучает всех на уроке (изобразительного искусства или художественного труда) делать самостоятельно. Некоторые работы требуют больше времени, чем отводится на уроке учителем. Ученики не заканчивают работу и на этом их творческий процесс завершается, они от работы не получают никакого удовлетворения и постепенно, с каждым таким уроком, у ребят перестают развиваться творческие способности, они остаются на очень низком уровне. А во внеклассной работе (дополнительное образование) учитель имеет возможность творчески развиваться, осуществлять свои замыслы, так как для нее отводится больше времени, чем на уроке.

Во внеклассной работе учитель может обратить внимание на ошибки, обсудить, поработать индивидуально с каждым ребенком, чего нельзя сделать на обыкновенном уроке.

На внеклассной работе углубляется интерес у учащихся через поисковую работу, где дети сами находят интересный материал об истории, развитии, видах того или иного промысла, а на уроках этого не сделать из- за ограниченности во времени.

На такие занятия приходят дети, которые заинтересованы этим делом, и роль учителя – показать детям любовь к этому виду искусства, показать, что дети могут развивать свои способности и даже достичь совершенства в этом виде искусства.

Используя различные методы и формы преподавания, нужно стремиться развивать у детей интерес к творческой деятельности.

Для подготовки к занятиям учитель берет в основном стандартные формы (беседа, объяснение, анализ), а во внеклассную работу от учительской фантазии и творчества зависит очень многое. Он использует не стандартные формы проведения занятий (сказки, инсценировки, путешествия, легенды), литературный и музыкальный материал.

Нестандартными формами проведений внеклассных занятий учитель прививает любовь и интерес к творчеству. А творчество – это создание новых, по замыслу культурных и материальных ценностей.

Сейчас мы стараемся возвратиться к старым традициям. Это можно осуществить во внеклассной работе. Мы можем воплотить свою фантазию в реальность, сделать из куска дерева произведение искусства.

Ручной труд стал очень цениться в современном мире. И от этого, с каждого возраста дети будут знакомиться с малоизвестными видами работ, зависит, насколько интересным и творческим будет их дальнейшее развитие.

В художественной обработке дерева неразделима изобразительная деятельность и художественный труд, так как при работе с деревом важны знания основ композиции. Рисунка, а так же уметь читать текстуру дерева и навыки трудового обучения.

Внеклассная работа следует в основном те же цели и задачи, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала в более серьезной форме, с опорой на актуальный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Необходимо убедить детей во время занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Методы учебно-воспитательной работы должны возбуждать у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Содержание внеклассных занятий должны быть как можно более разнообразным и увлекательным13.

Внеклассная работа по декоративно – прикладному искусству позволяет успешно решать задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед учениками постоянно возникает технологические трудности, требующие принятие трудовых решений14.

Дополнительное образование – наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия являются как бы продолжением классных занятий. Организация работы включает в себя составление программы занятий с учетом склонности интереса учащихся15.

Успех работы в системе дополнительного образования зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечение необходимым инвентарем, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количества учащихся, количество часов, тематику занятий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике.

Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях, нужно отобрать для хранения у преподавателей.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих изделий. В конце просмотров надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению недостатков изделий.

Одновременно с учебной работой педагога ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Задачами художественного развития на внеклассных занятиях по декоративно – прикладному искусству являются: формирование нравственно – эстетической отзывчивости, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимание особенности декоративно – прикладного искусства, осмысление места декоративного искусства в жизни общества.

Формирование художественно – творческой активности. Дети должны: учиться выражать свое мнение, свое личное понимание знаний декоративно – прикладного искусства в жизни людей, проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений навыков. Учащиеся должны понимать: значение древних корней народного искусства; связь времен в народном искусстве; место и роль народного искусства в жизни человека и общества в разные времена; особенности народного искусства своего края, области.

Учащиеся должны знать: несколько разных народных промыслов, историю их возникновения и развития.

В процессе практической работы на занятиях декоративно–прикладного искусства учащиеся должны: отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); создать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой ; объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ, выполненных в материале16.

Содержание внеклассной работы рассмотрим боле подробно.

ИЗО - кружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно – прикладного искусства, оформительского дела, керамики, юных искусствоведов, мозаики и так далее.

Но кружки имеют свои особенности. Во-первых, это занятие для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой- то степени эстетической потребностью. Во – вторых, структура деятельности кружка отличается от классных кружков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей интересов учащихся разного возраста.

Содержание занятий кружка, детей начальных классов, может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно – прикладного характера, либо составление узоров для вышивок тканей, бордюров.

Для учащихся четвертого и шестого классов основным видом кружковых занятий должны быть работы с натуры.

Формы и методы в ИЗО - кружке должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе.

Экскурсии устанавливаются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

Учитель организует экскурсии в музей, на выставку, мастерскую художника или скульптора, на завод, фабрику и так далее. После экскурсий необходимо провести итоговою беседу, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что- то не правильно поняли или восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а так же в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй – по инициативе педагога.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять статистическое развитие детей. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направлять беседу в нужную сторону.

Лекция по изобразительному искусству может быть использована в среднем звене с показом репродукций и диапозитивов. Она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовки учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не весь урок.

Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом-искусствоведом, художником, архитектором и так далее.

Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве докладчиков педагог делает наиболее способных и развитых учеников. В начале, учитель говорит о том, что после выступления каждый может высказать свое мнение о докладе или сделать дополнения. Это активизирует внимание учащихся. Время, отводимое на доклад с обсуждением, не превышает обычного урока. Сам доклад занимает двадцать – двадцать пять минут. Доклады по изобразительному искусству обычно сопровождается иллюстрированным материалом. Тема для докладов подбирается не очень сложные, а главное требование к докладу школьника не должны превышать его возможностей17.

Видео занятие, на котором происходит показ видеозаписей о народных мастерах декоративно–прикладного искусства. На занятии рассказывается биография мастера, его изделия. Задача урока: активизировать внимание учащихся, дать учащимся как можно больше информации об интересующем их мастере. После показа необходимо провести итоговую беседу.

Вывод. Таким образом, все перечисленные формы и методы необходимо включать в обучение детей ДПИ в системе дополнительного образования. Их реализация стимулирует учащихся к творчеству добыванию и применению знаний и умений, помогают освоить способы научного познания. Дополнительное образование в школах позволяет осуществлять развитие творческих способностей учащихся.

Процесс развития творческих способностей учащихся осуществляется более эффективно, чем при реализации определенных педагогических условий, если:

• учащиеся будут обучаться по соответствующим программам дополнительного образования;

• учебные помещения будут оборудованы;

• учащиеся будут вовлечены в творческий поиск;

• учащиеся станут постоянными участниками выставок народного декоративно-прикладного искусства.

Художественная обработка дерева является эффективным средством развития творческих способностей учащихся, так как она активизирует их художественные потребности, художественную деятельность учащихся во внеурочное время, развивает творческие способности, воспитывает интерес и уважение к народным традициям.



Глава 2. Анализ методической литературы по ДПИ и методические рекомендации 2.1. Анализ методической литературы

При написании творческой части проводилось изучение художественной и научной литературы по теме курсовой работы.

Декоративно – прикладное искусство направлено на более полное изучение изобразительного искусства в интересной и творческой форме, помогает полнее и ярче осваивать законы изображения предметной среды, изучать законы композиционного построения пространства. Декоративно – прикладное искусство связанна с работой в материале, которая развивает мелкую моторику и воображение. Также большое внимание уделяется изучению старых традиций, что способствует развитию внутренней культуры. Общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства основывается на принципе вариативности для разных возрастных категорий детей, способствует развитию творческих способностей, формирует интерес к творческой деятельности.

Образовательная программа в области декоративно-прикладного искусства ориентирована на развитие и воспитание у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, развитие у детей образного видения, воспитание художественного вкуса.

Рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное искусство» занимает важное место в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе. Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию творческого воображения, мышления, художественных способностей учащихся. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс знакомства детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, символизация образа.

Множество примеров декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его качеств и особенностей. Материалы их качество и свойство ограничивают учащегося в передаче точной копии и изображение получается декоративным и условным.


2.2. Методические рекомендации по проведению занятий по декоративно-прикладному искусству. Резьба по дереву.

Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия по художественной обработке материалов, основанные на народных промыслах.

Эстетическое воспитание в трудовом обучении заключается в

  • фoрмировании у учащихся умения воспринимать и воспроизводить в своей деятельности красоту труда и человеческих взаимоотношений;

  • систематическом рaзвитии органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Эстетическое воспитание включает в себя не только воспитание искусством, но и воспитание красотой труда, природы, трудового и художественного творчества.

Виды декоративно-прикладного искусства при высоких эстетических качествах должны быть доступны детям по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий, позволяющих полнее раскрыть физические и духовные силы школьников. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов.

Всем названным требованиям в полной мере отвечает резьба по дереву, распространенная в искусстве многих народов нашей страны.

Занятия резьбой способны заинтересовать, по-настоящему увлечь школьников, оказать благотворное влияние на их внутренний мир, кругозор, на формирование эстетических взглядов и развитие художественного вкуса.

Знакомство с резьбой по дереву необходимо начинать с изучения народных традиций, что поможет учащимся понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость. Для этого используются различные методы обучения.

При обучении учащихся наиболее важную роль играют наглядные и практические методы. Однако наиболее прочное усвоение теоретического материала происходит лишь при условии сочетания этих методов со словесными.

Сведения, которые учащиеся получают во время проведения бесед об истории резьбы и других художественных промыслах, непосредственно в труде не используют, но их усвоение способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности.

Эффективность усвоения такого материала во многом зависит от того, как построена обращенная к учащимся речь учителя. Речевые нарушения, которые характерны для школьников с ограниченными возможностями здоровья, создают трудности в восприятии и понимании речи, обращенной к ним. Поэтому излагаемый материал должен быть доступным для учащихся, интересным, эмоциональным, но четким и логически последовательным. Эффективность рассказа значительно повышается, если используются наглядные средства обучения.

При знакомстве с резьбой по дереву применяются различные виды наглядности натуральные объекты, образцы изделий, выполненные учителем, лучшие работы учащихся, интересные музейные экспонаты, (рисунки, фотографии, иллюстрации).

Все перечисленные наглядные пособия должны быть выполнены на высоком эстетическом и профессиональном уровне; фотографии и рисунки должны быть четкими и выразительными. Такая наглядность будет в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала.

И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На уроках технологии при ручных операциях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты, гармонии.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства учащихся, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.

Обучение ручным операциям является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития.

Специфика обучения позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, тем лучше и многостороннее развита координация движения, тем проще ребенку овладеть новыми видами деятельности.

На уроках учащиеся знакомятся с такими операциями как, резание, скручивание, складывание, сгибание, плетение, вышивание, выпиливание и т.д. Разнообразие операций помогает поддерживать высокий интерес. Занятия направлены на развитие творческих способностей и фантазии учащихся, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы.

Программа «Умелые руки»

Программа «Умелые руки» составлена на основе программ Лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, Москва ТОУ ЦР СДОД, 2003 г. и программы «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003 г.

Цель данной программы: приобщение детей к миру искусств, как эффективного средства творческого развития личности ребенка. Для реализации цели необходимо решение ряда конкретных задач:

  • расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для творчества, о технологиях их обработки;

  • развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями;

  • знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

  • выработка жизненно важных качеств личности:

      • трудолюбие,

      • усидчивость,

      • аккуратность,

      • умение доводить начатое дело до конца;

  • развитие изобретательности, воображения, образного мышления;

  • возможность проявлять и развивать в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностные качества;

  • достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе.

На уроках учащиеся знакомятся с многообразием ручных операций, совершенствуют их, расширяют свой кругозор.

В содержание программы включены следующие разделы:

  • художественная обработка материалов (бумага, природные материалы, текстильные материалы, древесина, пластичные материалы);

  • декоративно-оформительская графика (открытки, приглашения);

  • моделирование и конструирование;

  • свободное творчество.

Актуальность включения разных разделов в содержание программы ориентировано на возраст и пол ребенка. В уроках найдут занятия по душе и девочки, и мальчики. У каждого ребенка должен быть широкий выбор приемов, технологий, чтобы он сам мог комбинировать материалы, выбирать цвет, только так вырабатывается вкус.

Творческая деятельность на уроках технологии при ручных операциях представляет собой единство теории и практики. Теоретическая сторона включает в себя познание, восприятие предмета или явления, изучение его происхождение, видов, свойств, которыми он обладает, с целью использования этой информации для создания собственных образов. Для освоения теоретических знаний собирается необходимый для уроков материал и формируется в папки.

Практическая сторона подразумевает освоение учащимися средств художественного изображения и технологических приемов обработки разнообразных материалов, а также самостоятельное их применение.

На занятиях используются разнообразные методы:

  • Репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам).

  • Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов, инструментов).

  • Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями).

  • Выполнить абсолютно новую поделку, основанную на изученной технологии).

Творческие задания требуют особого подхода к учащимся. Здесь необходимо принимать во внимание и индивидуальный темп работы, и достигнутый уровень креативности, и эмоциональные склонности, и психологические качества личности. Творчески активным детям предлагать такие задания в качестве дополнительных или альтернативных. Более способным подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создание работы, помочь в подборе материала.

Для учащихся ручной труд имеет обшеукрепляющее и развивающее значение. Наши руки являются как бы вынесенным на периферию головным мозгом, а пальцы органически связаны не только с мозговыми центрами, но и с внутренними органами. Сторонники лечебного массажа через воздействие пальцами и на пальцы считают, что каждый палец руки связан с каким-либо внутренним органом. Поэтому физическая тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов тела, благотворно влияет на весь организм.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности. Поэтому на уроках ручного труда придается большое значение разнообразию материалов, с которыми учащиеся работают, и разнообразию операций, с помощью которых эти материалы обрабатываются (вырезание, обрывание, сгибание, складывание, скручивание, плетение, скатывание, вытягивание пластилина, вязание, работа иглой). При возникновении затруднений в операционных умениях учитель может применять приемы, помогающие ученику овладеть этими умениями: повторный показ операции, сопровождаемый инструкцией; контроль за руками ученика при выполнении им операции; прием синхронных движений рук учителя и ученика; подготовительные упражнения, направленные на расчлененную обработку компонентов умения.

Самостоятельная практическая деятельность невозможна без овладения общетрудовыми умениями. Самостоятельность выполнения задания означает, что ученик понял задание, мысленно построил образ того объекта, который должен быть изготовлен, подобрал орудие труда, материалы, определил способы обработки, спланировал последовательность действий, контролировал работу в процессе ее выполнения. Одна из типичных трудностей для детей в том, что до начала практических действий некоторые ученики не усваивают во всей полноте заданную цель, у них не формируется в сознании полный и точный образ конечного результата работы. Одна из причин неточного усвоения цели деятельности - затруднения в пространственной ориентировке. Коррекция этапа ориентировки возможна в следующих направлениях.

Необходимо постепенно усложнять объекты как по количеству операций, требующихся для их изготовления, так и по доступности анализа (сначала плоский, затем объемный образец; сначала детали ясно видны, затем частично скрыты; сначала натуральный образец, затем рисунок, фотография, чертеж).

Важно учить учащихся технике восприятия: включать в процесс активного восприятия разные органы чувств (плоский образец ученики воспринимают не только зрительно, но и с помощью осязания: объемный образец берут в руки, поворачивают, заглядывают внутрь, переворачивают, заглядывают с разных сторон); систему вопросов учителя для наблюдения направлять на формирование расчлененного восприятия образца (Из каких частей состоит? Сколько их? Какой они формы? Как расположены? Как соединены между собой? Из какого материала сделаны?).

Значительное место в ручной работе занимает обучение планированию предстоящих действий, вычленению этапов работы, установлению последовательности осуществляемых действий. Возможны следующие пути организации деятельности учащихся на этапе планирования: коллективное планирование после анализа образца, в котором принимает участие весь класс, ученики совместно вырабатывают план действий; послеоперационное планирование во время исполнительского этапа, когда внимание учеников направляется на выявление связи между отдельными частями объекта и способами их соединения, на выявление причинно-следственных зависимостей между отдельными операциями; использование дополнительной наглядности в виде инструкционных карт, в которых дается предметный план изготовления изделия, план изготовления изделия в рисунках или чертежах. Работа, направленная на развитие общетрудовых умений, способствует преодолению импульсивности, необдуманности действий, воспитывает произвольное внимание, стимулирует развитие речи, нормализует взаимодействие речи и деятельности.

Программа для преподавания предмета "Искусство резьбы по дереву"

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.

Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов. Настоящая программа предназначена для преподавания предмета "Искусство резьбы по дереву" на занятиях декоративно прикладного искусства в школах. При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву таких известных центров народного декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Ярославская, Кировская, Горьковская, Московская области, а также искусство художественной обработки дерева в Карельской, Коми, Башкирской, Мордовской, Марийской, Якутской республиках.

Цель программы познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Задачи программы.

Обучающие:

  • обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

  • обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

  • сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

  • научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;

Развивающие:

  • развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  • развить художественный вкус, общую культуру личности;

  • развить умение давать оценку своей работе.

Воспитывающие:

  • приобщить детей к истокам русской народной культуры;

  • воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;

  • привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами( приложение- техника безопасности) и т.д.

Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учащимися разрабатываются собственные творческие композиции.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

  • о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

  • об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

  • о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву

  • о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;

  • о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;

  • правила безопасности при обработке художественных изделий;

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  • владеть инструментом для резьбы по дереву;

  • владеть техническими приемами геометрической резьбы;

  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

Первый год обучения

 

Введение

2

2


Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы

1.1.

Древесина и ее свойства. Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности.

2

2


1.2.

Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения. Простейшие композиции.

16

2

14

1.3.

Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы

24


24

1.4.

Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая).

24


24

 

Итого за 1 год обучения

68

6

64

Второй год обучения

Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву.

2.1.

Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву

4

2

2

2.2.

Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы

12


12

2.3.

Создание вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме.

30

2

28

Раздел 3. Изучение художественно-технических приемов местного промысла резьбы по дереву.

3.1.

Ассортимент изделий местного промысла резьбы по дереву.

2

2


3.2.

Создание вариантов резьбы на готовой типовой форме.

20


20

 

Итого за 2 год обучения

68

6

62

Третий год обучения

Раздел 4. Изучение особенностей глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву

4.1.

Художественные центры глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву.

4

2

2

4.2.

Создание изделий с глухой, накладной или ажурной резьбой

30

2

28

Раздел 5. Основы токарного дела

5.1.

Технические приемы изготовления токарных изделий из древесины

12

4

8

5.2.

Создание вариантов традиционной формы токарных изделий

22

2

20

 

Итого за 3 год обучения

68

10

58


Вывод

Проанализировав программы я пришла к выводу, что в большей степени подходит вторая программа потому, что учащиеся обучаются практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла, с первых занятий у учащихся развиваются не только навыки технического ремесла, но и творческие способности.

В первой программе не уделяется должного внимания творческому развитию учащихся на занятиях, больше направлено на развитие внимания и ручного труда.



2.3. Развернутый сценарий занятия дополнительного образования Занятие. «Резной геометрический орнамент»

Раздел программы: Художественная обработка древесины

Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Класс: 6- 8 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный.

Основной метод проведения урока:

Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.

Дидактический материал к учебному занятию: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.

Место проведения: учебная мастерская.

Ход урока.

I. Организационный момент. (2 мин.)

- Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

- Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

II. Изучение нового материала. (43 мин.)

Итак, тема сегодняшнего урока «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы». Запишите в тетрадях дату и тему урока.

1. История возникновения орнамента.

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.

То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента – геометрического, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им – дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу – источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина-землепашца.

Со временем изображение солнца в виде круга с лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность. Такие простейшие узоры характерны почти для всех древних народов Земли. Но возникли они совершенно самостоятельно, так как в те далекие времена практически отсутствовала какая-либо связь между народами.

С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. А вместе с ними, в ХI–ХIII веках на русскую землю пришли такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная по этому все время летать; сирены – морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост. С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс возрожденной из пепла; о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве – царе зверей на земле лев. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения – это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на “древо жизни” – символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; “древо жизни” постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом, постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции.

Виды орнамента.

Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах ДПИ. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, вышивке, росписи по дереву.

Зооморфный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.

Беседа о порядке построения орнаментальной полосы.

Основные способы построения орнаментальной полосы

“куст”

“дерево”

“волна”

По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментального рельефа:

– орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры);

– сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).

Бордюр – орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (или кривой) линии.

На основе различных видов симметрии получают вариации бордюрного орнамента.

Раппорт – законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.

Симметричные орнаментальные композиции уравновешены и статичны. Наиболее статичны композиции с использованием осевой (зеркальной) симметрии. Симметрично могут быть построены как элементы композиции, так и мотивы, состоящие из групп элементов, или вся композиция в целом.

IV. Практическая работа. (39 мин.)

V. Завершение урока. Анализ детских работ. (7 мин.)

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

1. Уровень овладения приемами построения орнаментальной полосы;

2. Выразительность и цветовой настрой придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

VI. Подведение итогов. (3-4 мин.)

- На этом наш урок закончен. До свидания.



Заключение

Последние десятилетия выросла явная потребность в ищущей и творческой личности. Ведь в каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии. И что особенно важно творческую личность развивать с раннего детства.

В ходе исследовательской работы было выполнено следующее:

  • проанализирована литература, роль резьбы в развитии творческих способностей учащихся, на основе этого выполнен анализ;

  • проанализированы программы: «Умелые руки»; «Искусство резьбы по дереву», проведен сравнительный анализ и выяснено, что вторая программа более нам подходит;

  • разработаны методические рекомендации к урокам;

  • определена практическая и теоретическая значимость в определении роли резьбы по дереву, как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях ДПИ.

Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров.

Каждое занятие – это урок творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности.

Декоративно–прикладное искусство – это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно–образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

Разнообразие ручных операций на уроках технологии помогает поддерживать высокий интерес. Уроки направлены на развитие творческих способностей и фантазии учащихся, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы.

Таким образом, обучение учащихся ручным операциям будет эффективным если:

- учитель будет владеть современной теорией и практикой ручных операций при трудовом обучении учащихся.

- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения при ручных операциях.

- ручной труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.

Разработанная методика технологии, развернутые сценарии и план - конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, а так же руководителями кружков дополнительного образования.


Литература

Абросимова, А., Каплан, Н., Митлянская, Т. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. 2-е изд. М., «Высшая школа», 1984. - с.210.

Ахияров, К.Ш., Атутов, П.Р., Тагариев, Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. – М., 2000. – с.132.

Афонькин, С.Ю., Афонькина АС. Орнаменты народов мира. С.-П. Кристалл, 1998. – с.95.

Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979. – с.148.

Боголюдов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. — 128 с.: ил.

Борисов, И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.- с.195.

Большаков, М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990.- с.97.

Буткевич, Л.М. История орнамента. М.: Владос, 2004.- с.50.

Ванслов В. Всестороннее развитие личности и Виды искусства — М.:

Педагогика, 1966. С. 46.

Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского,. М., 2001.- с.110.

Гренберг, Ю.И. Технология живописи. М., 1982.- с.134.

Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Гамарт, 1998. – с.97.

Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин, А.В., М., «Спектр», 1996. – с.184.

Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. Книга для учащихся. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение. 1978. — 110 с.: с илл.

Занятия по трудовому обучению: 6–7 кл.: Пособие для учителя / Волошин, Г.Б. и др.; Под ред. Тхоржевского, Д.А.. – М., 2000. – с.127.

Костюк Г.С. Развитие и воспитание//Общие основы педагогики/под ред. Ковалева Ф.Ф. — М.: Педагогика, 1967.

Кочетов, А.И. Трудовое воспитание школьников. – Минск, 1991.- с.263.

Кругликов, Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 1998.- с.210.

Кузин В.С. Методика преподавания изобр. искусства в 1—3 классах: Пособие для учителей. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 1983.

Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.- с.128.

Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1989.-с.155.

Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим, 1998.- с.173.

Мяснецев В.Н. Способности и потребности. —Л.: ЛТУ, 1960.

Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн. — 3-е изд. —М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006. – с.120.

Покровская ГА. НДПИ в системе профессиональной, педагогической подготовки учителей нач. классов педагогических факультетов. Автореф. дисс., канд. пед. наук. — М: МГУ, 1990.

Психологический словарь/Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — 2-е изд. испр. и под. —М.: Политиздат, 1990.

Резьба по дереву/Сост. А.В. Березнев, ТС. Березнева. —Мн.: 2000. —432 с. («Мастер»).

Рондели Л.д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. —144 с.: ил.

Рыженко, В. И. Работы по дереву: От резьбы до паркета. Практическое руководство. – М., 2003.- с.237.

Самородский, П. С., Симоненко, В. Д. Технология обработки конструкционных материалов: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогических, технолого-экономических факультетов пединститутов и учителей труда.- Брянск: Издательство БГПИ, 1994.- с. 280.

Сафроненко, В. М. Секреты древесины. - М., 2004.- с.152.

Семенцов, А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.- с.95.

Симоненко, В. Д., Овечкин В. П. Основы технологии. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - с.180.

Симоненко, В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – с. 230.

Соловьянюк, В.Г. Основные понятия технологического образования. – Бирск, 2007.- с.114.

Соловьянюк, В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения - БирГПИ, 2007.- с. 120.

Соловьянюк, В.Г. Подготовка учителя технологии. – Бирск, 2007.- с.139.

Слипак, В.П. Резьба по дереву. Из опыта работы. Псков, изд-во псковского обл.института усовершенствования учителей, 1994.- с.211.

Тагариев, Р.З. Технологическое образование. – М.: Изд-во РАЕ, 2002.-с.134.

Технология 6. Под ред. Симоненко, В.Д. – Брянск, 2002


Приложения Домовая резьба по дереву



Пропильная резьба по дереву

Сквозная

Накладная

Ажурная

Комбинированная



Плосковыемочная резьба и её подвиды

Контурная

Геометрическая

Скобчатая

Морщинистая

Комбинированная


Интерьерная резьба

Светская

Церковная


Плоскорельефная резьба




Рельефная резьба

Панно: "Зубр", глубина резьбы 40 мм



Объемная резьба

Маски-обереги



Татьянка


Скульптурная резьба

Охлупень


Техника безопасности при резьбе

Техника безопасности при работе с острыми и режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не нужно думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать, а после выздоровления опасается резать и долго не может приспособиться.

Инструмент резчика очень острый, поэтому нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

  • Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую нужно сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его нужно всегда класть в определенное место.

  • Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху. Лампа находится на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет от лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень.

  • Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в деревянной коробочке. Держать инструмент в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или ударе он легко протыкает материал и может легко поранить.

  • Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена.

  • Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками - отступления от этого правила нет! Вначале это может показаться неудобно, но потом привыкаешь: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте. Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно может оказаться на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе же двумя руками фактически порезаться невозможно, и уже не опасаясь пореза, резчик работает также свободно, как художник пишет кистью.

  • Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы, которые выполняются только так и тут необходимо делать резьбу очень внимательно, соблюдая технику безопасности для таких ситуаций.

  • Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

1 Мяснецев В.Н. Способности и потребности. —Л.: ЛТУ, 1960.


2 Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. Книга для учащихся. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение. 1978. — 110 с.: с илл.

3 Костюк Г.С. Развитие и воспитание//Общие основы педагогики/под ред. Ковалева Ф.Ф. — М.: Педагогика, 1967.

4 Елизарова Е. Декоративно-прикладное Искусство — детям//Дошкольное воспитание, — 1997.

5 Кузин В.С. Методика преподавания изобр. искусства в 1—3 классах: Пособие для учителей. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 1983

6 Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. Книга для учащихся. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение. 1978.

7 Елизарова Е. Декоративно-прикладное Искусство — детям//Дошкольное воспитание, — 1997.

8 Покровская ГА. НДПИ в системе профессиональной, педагогической подготовки учителей нач. классов педагогических факультетов. Автореф. дисс., канд. пед. наук. — М: МГУ, 1990.

9 Мяснецев В.Н. Способности и потребности. —Л.: ЛТУ, 1960.

10 Боголюдов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986.

11 Ванслов В. Всестороннее развитие личности и Виды искусства — М.:

Педагогика, 1966.

12 Резьба по дереву/Сост. А.В. Березнев, ТС. Березнева. —Мн.: 2000. —432 с. («Мастер»).

13 Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн. — 3-е изд. —М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

14 Резьба по дереву/Сост. А.В. Березнев, ТС. Березнева. —Мн.: 2000.

15 Психологический словарь/Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — 2-е изд. испр. и под. —М.: Политиздат, 1990.

16 Кузин В.С. Методика преподавания изобр. искусства в 1—3 классах: Пособие для учителей. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 1983.

17 Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн. — 3-е изд. —М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!