СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ретроспектива и перспектива в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ретроспектива и перспектива в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"»

Отгадайте загадку:  Мнут и катают,  В печи закаляют,  А потом за столом нарезают ножом.

Отгадайте загадку: Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом.

Легенда о создании бородинского хлеба

  • Легенда гласит. В 1781 г. в семье князя Нарышкина родилась дочь Маргарита. Достигнув возраста девичества, красавицу решили выдать выгодно замуж за полковника Павла Ласунского, который совершенно не нравился Маргарите. Любви в браке между новоиспеченными супругами не было, и вскоре семья распалась. Спустя некоторое время девушка познакомилась с генерал-майором Александром Тучковым, и молодые люди влюбились друг в друга. Но лишь спустя пять лет влюбленные смогли обвенчаться. До рождения сына преданная жена сопровождала возлюбленного во всех военных походах. Однажды вещий сон явился Маргарите. Судьба её семьи будет решена в Бородино, место о котором она даже не слышала. Так всё и случилось. В 1812 году муж Александр героически погиб защищая Отечество в решающей битве под селом Бородино. Скорбящая женщина решила продать все семейные реликвии и драгоценности. В 1820 году на собранные деньги, в близи от места сражения был построен храм. Спустя время на территории храма была построена собственная пекарня, где появился на свет  первый хлеб ,   испечённый по собственному уникальному рецепту. Сохранилось множество воспоминаний жителей села Семеновское, где неподалёку располагался приход. Рассказывали, что после службы в храме, монахини угощали всех прихожан поминальным хлебом приготовленным на основе ржаной муки, патоки, солода и кориандра. Хлеб обладал полезными и ценными качествами, долго оставался мягким, был на вкус приятен и имел эстетичный вид. Слава об уникальном хлебе быстро распространилась по земле Русской благодаря паломникам посещавшим монастырь. Долгое время монастырский хлеб называли поминальным, и только  в конце 19-го столетия хлеб был назван Бородинским.
«Ребята, не Москва ли за нами…» Ретроспектива и перспектива в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» Выполнила Соколова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.о.Чехов

«Ребята, не Москва ли за нами…» Ретроспектива и перспектива в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Выполнила

Соколова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.о.Чехов

  • Бородинское сражение  – крупнейшая битва в  Отечественной войне 1812 года  между русской армией под руководством Михаила Кутузова и французской армией под командованием Наполеона Бонапарта .
  • Бородинское сражение состоялось 7 сентября (26 августа) 1812 года возле деревни Бородино , расположенной в 125 км от столицы.
  • Общая протяженность русской позиции на Бородинском поле занимала порядка 8 км. В первую очередь главнокомандующий позаботился о защите Новой Смоленской дороги (правый фланг), в районе которой и находилась ставка Кутузова(дер.Горки). В случае поражения, только по ней армия могла отступать назад.
  • Кроме этого фельдмаршал укрепил левый фланг. Здесь были возведены полевые укрепления, названные позже Багратионовыми флешами*. Они занимали место в районе Старой Смоленской дороги. На центральном фланге располагалась батарея Курганной высоты (батарея Раевского).
  • В ходе Бородинского сражения русские два дня отступали, третий день был роковым. Потери русских составили по разным оценкам до 46 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести; французов – от 30 до 40 тыс. человек убитыми.
  • В мировой истории найдется немного таких битв, которые унесли столь много жизней за такой короткий период времени.
  • Кутузов понимает, что на поле сражения оставлено более трети состава армии. В срочном порядке на военном совете генералы приходят к решению оставить город врагу и ждать более выгодных условий для битвы.
  • В итоге Михаил Кутузов смог защитить Москву и изгнать противника за пределы России. Непобедимая армия Наполеона была сокрушена и разбита.
  • Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов  написал об этой битве самое знаменитое стихотворение, которое так и называется «Бородино». Оно было написано в год 25-летия победы русского народа в войне с французами.
  • *Флеши – полевые, иногда долговременные, укрепления.
Задание№1. Вы решили отправиться в путешествие по местам боевой славы. Вы хотите сначала посетить место, где находилась ставка Кутузова , потом посмотреть высоту, которую защищала батарея Раевского , и закончить путешествие осмотром поля, где располагались Багратионовские флеши . На карте каждому месту соответствует своя цифра. Напиши последовательный ряд цифр, который бы отображал ваш маршрут. _____________________
  • Задание№1. Вы решили отправиться в путешествие по местам боевой славы. Вы хотите сначала посетить место, где находилась ставка Кутузова , потом посмотреть высоту, которую защищала батарея Раевского , и закончить путешествие осмотром поля, где располагались Багратионовские флеши . На карте каждому месту соответствует своя цифра. Напиши последовательный ряд цифр, который бы отображал ваш маршрут.
  • _____________________
Задание№1. Вы решили отправиться в путешествие по местам боевой славы. Вы хотите сначала посетить место, где находилась ставка Кутузова , потом посмотреть высоту, которую защищала батарея Раевского , и закончить путешествие осмотром поля, где располагались Багратионовские флеши . Пользуясь текстом, проложите свой маршрут, записав цифры в определенной последовательности, соответствующей вашему маршруту. 123
  • Задание№1. Вы решили отправиться в путешествие по местам боевой славы. Вы хотите сначала посетить место, где находилась ставка Кутузова , потом посмотреть высоту, которую защищала батарея Раевского , и закончить путешествие осмотром поля, где располагались Багратионовские флеши . Пользуясь текстом, проложите свой маршрут, записав цифры в определенной последовательности, соответствующей вашему маршруту.
  • 123
Задание №2. Распределите выделенные строки стихотворения на два столбика(каждой строке соответствует цифра): ФАКТ (Что соответствует историческим сведениям?) МНЕНИЕ (Мысли Автора)

Задание №2. Распределите выделенные строки стихотворения на два столбика(каждой строке соответствует цифра):

  • ФАКТ
  • (Что соответствует историческим сведениям?)
  • МНЕНИЕ
  • (Мысли Автора)

«БОРОДИНО»  Москва, спаленная пожаром,  Французу отдана?(1)   — Да, были люди в наше время,  Не то, что нынешнее племя:  Богатыри — не вы!(2)   Немногие вернулись с поля…(3)   Не будь на то господня воля,  Не отдали б Москвы!(4)  Мы долго молча отступали,(5)  Забил заряд я в пушку туго  И думал: угощу я друга!(6)   Два дня мы были в перестрелке.(7)   Вам не видать таких сражений!..(8)  Мы ждали третий день.(9)  И залпы тысячи орудий  Слились в протяжный вой…(10)

«БОРОДИНО»

  • Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?(1)
  • Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!(2) Немногие вернулись с поля…(3)
  • Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!(4)

  • Мы долго молча отступали,(5)

  • Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!(6)
  • Два дня мы были в перестрелке.(7)
  • Вам не видать таких сражений!..(8)
  • Мы ждали третий день.(9)

  • И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…(10)

Задание №2. Распределите выделенные строки стихотворения на два столбика(каждой строке соответствует цифра): ФАКТ (Что соответствует историческим сведениям?) 1, 3, 5, 7, 9 МНЕНИЕ (Мысли Автора)  2, 4, 6, 8, 10

Задание №2. Распределите выделенные строки стихотворения на два столбика(каждой строке соответствует цифра):

  • ФАКТ
  • (Что соответствует историческим сведениям?)
  • 1, 3, 5, 7, 9
  • МНЕНИЕ
  • (Мысли Автора)

  • 2, 4, 6, 8, 10
Словарная работа РЕДУТ -  это земляное или каменное укрепление, обнесенное рвом. Чаще всего редуты строили в форме четырехугольника. Редут предназначен для круговой обороны.

Словарная работа

  • РЕДУТэто земляное или каменное укрепление, обнесенное рвом. Чаще всего редуты строили в форме четырехугольника. Редут предназначен для круговой обороны.

Словарная работа

Словарная работа

Словарная работа отдыха или ночлега. БИВАК - стоянка войск под открытым небом для

Словарная работа

отдыха или ночлега.

  • БИВАК - стоянка войск под открытым небом для
Словарная работа

Словарная работа

Словарная работа

Словарная работа

 Задание 3 Найдите строчки в тексте, соответствующие пункту содержания произведения: Вступление Отступление     1 группа Выбор места сражения  Ожидание боя Ночь перед сражением   2 группа Клятва верности  Описание Бородинского сражения Поле боя после сражения    3группа Заключение

Задание 3 Найдите строчки в тексте, соответствующие пункту содержания произведения:

  • Вступление
  • Отступление 1 группа
  • Выбор места сражения

  • Ожидание боя
  • Ночь перед сражением 2 группа
  • Клятва верности

  • Описание Бородинского сражения
  • Поле боя после сражения 3группа
  • Заключение
Задание 4 Ответьте на вопросы: 1От чьего лица ведется повествование? 2Сколько ему лет? 3Предположите, как он выглядит?(в тексте описания нет) 4Какой он по характеру? Найдите строчки в стихотворении, показывающие мощь русского солдата. – 1 группа Найдите строчки в стихотворении, показывающие верность русского солдата своему Отечеству. – 2 группа Найдите строчки в стихотворении, передающие звуки боя.- 3группа Найдем средства художественной выразительности, которые использует М.Ю.Лермонтов в своем произведении.

Задание 4 Ответьте на вопросы:

  • 1От чьего лица ведется повествование?
  • 2Сколько ему лет?
  • 3Предположите, как он выглядит?(в тексте описания нет)
  • 4Какой он по характеру?
  • Найдите строчки в стихотворении, показывающие мощь русского солдата. – 1 группа
  • Найдите строчки в стихотворении, показывающие верность русского солдата своему Отечеству. – 2 группа
  • Найдите строчки в стихотворении, передающие звуки боя.- 3группа
  • Найдем средства художественной выразительности, которые использует М.Ю.Лермонтов в своем произведении.
Синекдоха  – средство художественной выразительности, состоящее в названии целого через его часть. Пример:  Белеет парус одинокий…(М.Ю.Лермонтов)

Синекдоха средство художественной выразительности, состоящее в названии целого через его часть.

  • Пример:

Белеет парус одинокий…(М.Ю.Лермонтов)

Найдем синекдоху в «Бородино»

Найдем синекдоху в «Бородино»

Найдем синекдоху в «Бородино» Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз .

Найдем синекдоху в «Бородино»

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз .

Задание № 5.Сопоставьте два стихотворения: «Бородино» Найдите строки-подтверждения в стихотворении «Бородино», что война это две стороны медали .  У войны две стороны медали.  Темная, как туча грозовая,  Выплакать не может своих слез  И сердца любимых разрывая  Молится мечтою дальних грез.  У войны две стороны медали:  Помните об этом наши дети,  Вспомним поименно, как их звали  Всех, кто водрузил мир на Планете  Светлая - несущая Победу,  Та, что раздвигая жизни дали  Прочь уносит Слезы, Горе, Беды.  У войны две стороны медали,  Темная - ведущая на смерть  Та, что забирает души в дали,  А телами усыпает Твердь.  ЧЕСТЬ И СЛАВА ВСЕМ   С.В.Хан ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

Задание № 5.Сопоставьте два стихотворения: «Бородино» Найдите строки-подтверждения в стихотворении «Бородино», что война это две стороны медали .

У войны две стороны медали.

Темная, как туча грозовая, Выплакать не может своих слез И сердца любимых разрывая Молится мечтою дальних грез. У войны две стороны медали: Помните об этом наши дети, Вспомним поименно, как их звали Всех, кто водрузил мир на Планете

Светлая - несущая Победу, Та, что раздвигая жизни дали Прочь уносит Слезы, Горе, Беды. У войны две стороны медали, Темная - ведущая на смерть Та, что забирает души в дали, А телами усыпает Твердь.

ЧЕСТЬ И СЛАВА ВСЕМ

С.В.Хан

ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

Какова основная идея стихотворения «Бородино»?

Какова основная идея стихотворения «Бородино»?

Какова основная идея стихотворения «Бородино»? Идея заключается в утверждении  силы и мощи русского народа , который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины.

Какова основная идея стихотворения «Бородино»?

Идея заключается в утверждении силы и мощи русского народа , который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины.

Великие люди говорили… Максим Горький Максим Горький

Великие люди говорили…

Максим Горький

  • Максим Горький
Гесс Питер фон  В.В. Мазуровский    В.В.Верещагин

Гесс Питер фон В.В. Мазуровский В.В.Верещагин

ВСЕМ СПАСИБО!

ВСЕМ СПАСИБО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!