Тема урока: Решение задач на движение.
Цель: сформировать умение решать задачи на встречное движение, движение в противоположном направлении, вычислительные навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математическим знаниям; воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы, работы в парах.
Планируемые УУД:
- уметь организовывать свою деятельность; принимать и ставить учебно-познавательную задачу; строить логические рассуждения; планировать свои действия.
-учиться использовать схемы при решении задач.
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: закрепление.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Медиапродукт: презентация к уроку.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки – формулы.
Ход урока
1.Организационный момент
- Прочитайте предложение на слайде «Движение – это жизнь!»
- Что оно обозначает?
- Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений. Без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства.
Но мы должны двигаться не только физически.
Изучая математику, мы продолжаем свой путь по дороге знаний.
2. Математический диктант.
- Начнём нашу работу с разминки. А математическая разминка – это движение чего? мысли. Верно!
- Приготовьте свои листочки.
Я буду читать задачи, а вы записывайте только ответ. Не забудьте про наименования!
- Ставим цифру 1)
1) У Светы дорога в школу занимает 3 мин, а у Лены в 5 раз больше. Сколько времени идет в школу Лена? (15 мин)
- Пишем только ответ.
2) Школьники в первый день путешествия прошли 10 км, а во второй день – в 2 раза меньше. Какое расстояние они прошли за второй день? (5км)
3) Сторона квадрата 10 см . Чему равен периметр квадрата? (40 см)
4) Саше до бассейна нужно пройти 400 м, а Коле – 700 м. На сколько метров Коля живет дальше, чем Саша? ( 300 м)
5) От Москвы до Мурманска поезд идет 30 ч, это в 10 раз больше, чем до Владимира. Сколько часов поезд идет до Владимира? (3 ч)
6) Коля выполнял домашнее задание 50 минут, а Петя на 15 мин дольше. Сколько минут Петя выполнял домашнее задание?
(65 мин).
7) Когда Света вышла из школы и прошла 200 метров, ей осталось пройти до дома 70 метров. Каково расстояние от школы до дома? (270 м)
- Проверим, правильно ли вы решили задачи. (Обменяйтесь листочками с соседом, возьмите зеленую ручку). Сверим ответы со слайдом.
- Какие единицы измерения встретились нам при решении задач? На какие группы можно разбить эти
единицы измерения?
- единицы времени – минуты и часы
- единицы длины – км, см, м
- Посмотрите, какое действие происходит на слайде? (ДВИЖЕНИЕ)
- Назовите тему сегодняшнего урока РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ
3. Актуализация знаний.
-Назовите величины для решения задач на движение? (Скорость, время, расстояние)
- Покажите, какими знаками они обозначаются?
Приготовьте карточки
Скорость –
Время –
Расстояние –
- Чтобы расшифровать наши формулы, есть волшебный треугольник.
- Итак, как найти расстояние
Скорость
Время
- Используя данные формулы, решите простые задачи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА в ПАРАХ на листочках
- Проверим
- Читаем 1 задачу….
Итог: Поднимите руки те, у кого все 3 задачи решены правильно.
У кого допущена ошибка в 1 задаче?
Есть ли у кого 2 ошибки?
4. Решение задач у доски
- Сегодня мы продолжим ознакомление с данными видами задач.
Открываем тетради, записываем число
а) Знакомство с задачей.
-Прочитайте задачу на слайде. (Самостоятельно, Один ученик читает условие, другой вопрос.)
«Из двух городов, расстояние между которыми 130 км, вышли одновременно навстречу один другому два автомобиля . Скорость одного автомобиля 70 км/ч, а другого – 60 км/ч. Через сколько часов они встретятся?»
- Что известно?
- Что надо узнать?
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос? нет
- Почему? Что надо узнать сначала? Общую скорость
- Что потом? время
- Как найти время? ……. Запишите формулу
- Что мы находим первым действием? Общую скорость
1) 70+60=
- Как двигались автомобили? Навстречу
- Пояснение будет –Скорость сближения
- Что находим следующим действием?
2)
- Мы ответили на вопрос задачи? Да
- Значит ……пишем ответ
- Какой вид задач мы разобрали? На встречное движение
- Какое новое понятие у нас появилось? Скорость сближения
5 Физкультминутка
6. Знакомство с задачей.
-Прочитайте задачу на слайде. (Самостоятельно, Один ученик читает условие, другой вопрос.)
«Из города в противоположных направлениях вышли два туриста. Первый турист двигался со скоростью 6 км/ч, а второй турист двигался со скоростью 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?»
-Что известно в задаче?
-Что означает слово турист?( Турист - путешественник)
-Что надо узнать? расстояние
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос?
-Что надо узнать сначала? Общую скорость
- Что потом? расстояние
- Запишем формулу расстояния ………
- Что находим первым действием? Общую скорость
1)
- Как двигались автомобили? В противоположном направлении
- Пояснение будет –Скорость удаления
- Что находим следующим действием?
2)
- Мы ответили на вопрос задачи? Да
- Значит ……пишем ответ
- Какой вид задач мы разобрали? Движение в противоположном направлении
- Какое новое понятие узнали? Скорость удаления
- А теперь сделаем вывод: - как найти время …………
- как найти расстояние …………
- как найти скорость …………..
- Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени, скорости в жизни?
- Закрыли тетради.
- Открыли математический тренажер
7. Геометрическое задание Тр. С. 32 №4, №5
- Решаем задачу самостоятельно
9. Итог урока. Рефлексия
- Чем мы занимались на уроке?
- С какими видами задач на движение сегодня познакомились?
- Посмотрите на слайд
- На какую ступеньку вы себя поставите
- Я ЗНАЮ….
-Я УМЕЮ….
10. Домашнее задание:
Открываем дневники, запишем дом.задание
с. 80 № 35,37
- Сегодня на уроке вы закрепили формулы нахождения S V t
- Я думаю, вы легко справитесь с дом. заданием.
Литература
1. Дмитриева О.В., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 4 класс. - М., ВАКО, 2004.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник для 4 класса в 2 частях.- М.: Просвещение, 2004.
4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 задач по математике: 1 - 4 кл. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
5. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Беседы о решении математических задач. - М.: Просвещение 1994.
6.Шикова Р.Н. Решение задач на движение в одном направлении // Начальная школа - 2000, №12