Алгебра
Создатель
Презентация составлена:
Средняя школа МОУ СОШ №31
8 класс «А»
Бусленко Виталий
Уч. математики: Кряквина Л.Н
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
ПРИМЕР. В седьмом класс в понедельник не пришли в школу одна девочка и пять мальчиков. При этом число девочек в классе оказалось в 2 раза больше числа мальчиков. Во вторник не пришли один мальчик и девять девочек. При этом число мальчиков оказалось в 1,5 раза больше чем девочек. В среду на уроки пришли все ученики. Сколько школьников присутствовало на уроках в среду в седьмом классе?
Решение.
Первый этап Составление мат. Модели.
Пусть х – число девочек, тогда y – число мальчиков в седьмом классе.
В понедельник было (х-1) девочек, (у-5) мальчиков. При этом оказалось, что девочек вдвое больше
х-1=2(у-5).
Во вторник было (х-9) девочек, (у-1) мальчиков. При этом оказалось, что мальчиков в 1,5 раза больше
у-1=1,5(х-9)
Математическая модель ситуации составлена:
{ х-1=2(у-5)
у-1=1,5(х-9)
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Второй этап. Работа с составленной моделью.
Сначала упростим каждое уравнение системы.
Для первого уравнения имеем:
Х-1=2(у-5)
Х-1=2у-10
Х-2у+9=0
Для второго уравнения имеем:
У-1=1,59х-9)
2(у-1)=3(х-9)
(обе части уравнения умножили на 2) далее:,
2у-2=3х-27
3х-2у-25=0
Итак, получили следующую систему двух линейных уравнений с двумя переменными:
{ 2у-2=3х-27
3х-2у-25=0
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Применим метод подстановки. Из первого уравнения системы находим: х=2у-9. Подставим этот результат вместо х во второе уравнение системы. Получим:
3(2у-9)-2у-25=0
6у-27-2у-25=0
4у=52
У=13
Так как х=2у-9, то х=2*13-9=17
Итак, х=17, у=13 – решение системы.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Спрашивается, сколько школьников было в седьмом классе на уроках в среду, когда пришли все ученики. Поскольку х=17, у=13, т.е в классе было 17 девочек и 13 мальчиков , делаем вывод:
всего в классе 17+13=30
Ответ. 30 учеников.
Задачи
Задача №1
Расстояние между двумя пунктами по реке равно 80 км. Это расстояние лодка проходит по течению реки за 4 часа, а против течения – за 5 часов. Найдите собственную скорость лодки и скорость течения реки. Решение
Задача №2
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми равно 30км, навстречу друг другу одновременно вышли два пешехода и встретились через 3ч 20мин. Если бы первый вышел на 2 часа раньше второго, то встреча произошла бы через 2,5 ч после выхода второго. Найдите скорости пешеходов. Решение
Задача №3
Среднее арифметическое двух чисел равно 32,5. Найдите эти числа, если известно, что 30% одного из них на 0,25 больше, чем25% другого. Решение
Задача № 4
На двух полках находится 110 книг. Если со второй полки переставить половину книг на первую полку, то на первой окажется в 4 раза больше книг, чем останется на второй. Сколько книг на каждой полке? Ответ: 66 и 44
Задача №5
Какое двузначное число обладает следующим свойством: если между его цифрами поместить цифру 0, то число увеличится в 6 раз? Ответ: 18
Решение к задаче №1
Первый этап.
V км/ч – скорость лодки; U км/ч – скорость течения
( V-U) км/ч – скорость лодки против течения;
(V+U) км/ч – скорость лодки по течению
Второй этап.
{ ( v-u)4=80
(v=u)5=80
{ v+u=20
v-u=16
2v=36
V=18
Третий этап.
v =18км/ч
Ответ: 18км/ч
Решение к задаче №2
Первый этап
V -скорость первого пешехода
U -скорость второго пешехода
Второй этап
3 1/3( v+u) =30
4,5v=2,5u=30
U+v=9
5y+9v=60
5v+5u=45
5u=9v=60
4v=15
V=3,75
Третий этап
V=3,75 км/ч – скорость первого пешехода;
U =9-3,75=5,25км/ч – скорость второго пешехода.
Ответ: 3,75 км/ч; 5,25 км/ч
Решение к задаче №3
Первый этап
Х-одно число; e- другое число
Второй этап
Х+у/2=32,5
0,3х -0,25у=0,25
Х+у=65
30х-25у=25
30х-25у=25
25х+25у=1625
55х=1650; х=30 у=65-х; у=35
Третий этап
Ответ: 30;35