СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение неравенств второй степени с одной переменной"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Решение неравенств второй степени с одной переменной"»

МКОУ «Нижнеказанищенский многопрофильный лицей»

МКОУ «Нижнеказанищенский многопрофильный лицей»

Предметные   Ввести понятие неравенств второй степени с одной переменной, дать определение   Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции   Сформировать умение решать неравенства данного вида Метапредметные:  Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать  Развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление   Развивать навыки культуры речи: умение вести диалог, грамотно говорить, аргументированно высказывать точку зрения Личностные:  Ф ормировать навыки общения, умения работать в коллективе, уважать мнение каждого  Воспитывать познавательный интерес к предмету, формировать положительную мотивацию

Предметные

Ввести понятие неравенств второй степени с одной переменной, дать определение

Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции

Сформировать умение решать неравенства данного вида

Метапредметные:

Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать

Развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление

Развивать навыки культуры речи: умение вести диалог, грамотно говорить, аргументированно высказывать точку зрения

Личностные:

Ф ормировать навыки общения, умения работать в коллективе, уважать мнение каждого

Воспитывать познавательный интерес к предмету, формировать положительную мотивацию

Найдите корни квадратного трехчлена   № 1 I вариант  II вариант  1) 2x 2 - 5x + 3  1) x 2  -  4 x +4  2) 9x 2 + 6x + 1 2) 3x 2 + 5x + 2 3) 6x 2 - 13x + 6 3) 3x 2 - 10x + 3

Найдите корни квадратного трехчлена

1

I вариант

II вариант

1) 2x 2 - 5x + 3

1) x 2 - 4 x +4

2) 9x 2 + 6x + 1

2) 3x 2 + 5x + 2

3) 6x 2 - 13x + 6

3) 3x 2 - 10x + 3

 № 2 I вариант х 1) 2) 3) х х II вариант 1) 3) 2) х х х

2

I вариант

х

1)

2)

3)

х

х

II вариант

1)

3)

2)

х

х

х

0 1) нет корней, а 2) нет корней, a0 2) 1 корень, а 0 3) 1 корень, а 3) 2 корня, а № 2 " width="640"

1

I вариант

II вариант

1) х 1 = 1, x 2 = 1.5

2) х 1 = 1/3

1) х 1 = 2

3) х 1 = 1 , 5 ; x 2 = 2 /3

2) х 1 = 1, x 2 = 2/3

3) х 1 = 3 , x 2 = 1/3

1) 2 корня, a0

1) нет корней, а

2) нет корней, a0

2) 1 корень, а 0

3) 1 корень, а

3) 2 корня, а

2

0 и ax 2 + bx + c (ax 2 + bx + c ≥ 0 ; ax 2 + bx + c ≤ 0) где x – переменная, a , b и c – некоторые числа и a ≠ 0 , называют неравенствами второй степени с одной переменной Решение неравенства ax 2 + bx + c 0 или ax 2 + bx + c (ax 2 + bx + c ≥ 0 ; ax 2 + bx + c ≤ 0) можно рассматривать как нахождение промежутков, в которых функция y = ax 2 + bx + c принимает положительные или отрицательные значения " width="640"

Решение неравенств второй степени с одной переменной

Неравенства вида

ax 2 + bx + c 0 и ax 2 + bx + c

(ax 2 + bx + c0 ; ax 2 + bx + c0)

где x – переменная, a , b и c – некоторые числа и a ≠ 0 , называют неравенствами второй степени с одной переменной

Решение неравенства

ax 2 + bx + c 0 или ax 2 + bx + c

(ax 2 + bx + c0 ; ax 2 + bx + c0)

можно рассматривать как нахождение промежутков, в которых функция y = ax 2 + bx + c принимает положительные или отрицательные значения

0 или ax 2 + bx + c Решения занесены в таблицу 1. " width="640"

    Поэтому существует 12 различных случаев неравенств второй степени

    ax 2 + bx + c 0 или ax 2 + bx + c

    Решения занесены в таблицу 1.

    0 D0 2 1) а x 2 +в x +с 0 D = 0 2) а x 2 +в x +с 3 ( – ∞; х 1 ) U ( х 2 ;+∞) 1) а x 2 +в x +с 0 ( х 1 ; х 2 ) 2) а x 2 +в x +с D4 ( – ∞; х ) U ( х ;+∞) a1) а x 2 +в x +с 0 решений нет D0 5 2) а x 2 +в x +с 1) а x 2 +в x +с 0 х –любое число 2) а x 2 +в x +с D=0 решений нет 6 ( х 1 ; х 2 ) 1) а x 2 +в x +с 0 2) а x 2 +в x +с D( – ∞; х 1 ) U ( х 2 ;+∞) 1) а x 2 +в x +с 0 решений нет 2) а x 2 +в x +с ( – ∞; х ) U ( х ;+∞) решений нет х –любое число х х 1 х 2 х х х х х 2 х 1 х х х " width="640"

    1

    a0

    D0

    2

    1) а x 2 x 0

    D = 0

    2) а x 2 x

    3

    ( – ∞; х 1 ) U ( х 2 ;+∞)

    1) а x 2 x 0

    ( х 1 ; х 2 )

    2) а x 2 x

    D

    4

    ( – ∞; х ) U ( х ;+∞)

    a

    1) а x 2 x 0

    решений нет

    D0

    5

    2) а x 2 x

    1) а x 2 x 0

    х –любое число

    2) а x 2 x

    D=0

    решений нет

    6

    ( х 1 ; х 2 )

    1) а x 2 x 0

    2) а x 2 x

    D

    ( – ∞; х 1 ) U ( х 2 ;+∞)

    1) а x 2 x 0

    решений нет

    2) а x 2 x

    ( – ∞; х ) U ( х ;+∞)

    решений нет

    х –любое число

    х

    х 1

    х 2

    х

    х

    х

    х

    х 2

    х 1

    х

    х

    х

    0 Найдем корни квадратного трехчлена 5x 2 + 9x-2 = 0 y= 5x 2 + 9x-2 + + х 1 = 1/5;х 2 = - 2 Отметим точки х 1 = 1/5;х 2 = - 2 на оси Ох х -2 1/5 Изобразим схематически график функции y= 5x 2 + 9x-2 Заштрихуем эти промежутки Найдем промежутки, в которых у 0 (имеет знак +) у 0 на промежутках ( – ∞;-2) U (1/5 ;+∞ ) В Табл. 1 это пример 1.1 Ответ: ( – ∞;-2) U (1/5 ;+∞) 9 " width="640"

    № 1.Решить неравенство

    5x 2 + 9x-20

    Найдем корни квадратного трехчлена 5x 2 + 9x-2 = 0

    y= 5x 2 + 9x-2

    +

    +

    х 1 = 1/5;х 2 = - 2

    Отметим точки

    х 1 = 1/5;х 2 = - 2

    на оси Ох

    х

    -2

    1/5

    Изобразим схематически график функции

    y= 5x 2 + 9x-2

    Заштрихуем эти промежутки

    Найдем промежутки, в которых у 0 (имеет знак +)

    у 0 на промежутках ( – ∞;-2) U (1/5 ;+∞ )

    В Табл. 1 это пример 1.1

    Ответ: ( – ∞;-2) U (1/5 ;+∞)

    9

    № 1 а 5x 2 + 9x-2≥0 Выясним, чем отличается данное неравенство от предыдущего y= 5x 2 + 9x-2  +  + Неравенство нестрогое, корни квадратного трехчлена 1 /5 и-2 входят в промежуток, точки 1 /5 и-2 на оси О х будут заштрихованы х 1/5 -2 у ≥ 0 на промежутках  ( – ∞;-2 ]  U  [1/5 ;+∞) Решение отличается от предыдущего только записью ответа Ответ: ( – ∞;-2 ]  U  [1/5 ;+∞) 10

    № 1 а

    5x 2 + 9x-2≥0

    Выясним, чем отличается

    данное неравенство

    от предыдущего

    y= 5x 2 + 9x-2

    +

    +

    Неравенство нестрогое, корни квадратного трехчлена

    1 /5 и-2 входят в промежуток, точки 1 /5 и-2 на оси О х будут заштрихованы

    х

    1/5

    -2

    у ≥ 0

    на промежутках ( – ∞;-2 ] U [1/5 ;+∞)

    Решение отличается от предыдущего только записью ответа

    Ответ: ( – ∞;-2 ] U [1/5 ;+∞)

    10

    № 2 5x 2 + 9x-25x 2 + 9x-2 = 0 х 1 = 1/5 х 2 = - 2 y= 5x 2 + 9x-2 у  - х 1/5 -2 на промежутке  (- 2; 1/5 ) Ответ: (-2; 1/5 ) В Табл. 1 это пример 1.2 10

    № 2

    5x 2 + 9x-2

    5x 2 + 9x-2 = 0

    х 1 = 1/5

    х 2 = - 2

    y= 5x 2 + 9x-2

    у

    -

    х

    1/5

    -2

    на промежутке (- 2; 1/5 )

    Ответ: (-2; 1/5 )

    В Табл. 1 это пример 1.2

    10

    № 3 -5x 2 + 9x+2- 5x 2 + 9x + 2 = 0 х 1 = -1/5 х 2 = 2 y -  - 2 х -1/5 на промежутках  ( – ∞;-1/5) U  ( 2;+∞ ) y= -5x 2 + 9x+2 Ответ: ( – ∞;-1/5 )  U  ( 2;+∞) В Табл. 1 пример 4.2 12

    № 3

    -5x 2 + 9x+2

    - 5x 2 + 9x + 2 = 0

    х 1 = -1/5

    х 2 = 2

    y

    -

    -

    2

    х

    -1/5

    на промежутках ( – ∞;-1/5) U ( 2;+∞ )

    y= -5x 2 + 9x+2

    Ответ: ( – ∞;-1/5 ) U ( 2;+∞)

    В Табл. 1 пример 4.2

    12

    0 - 5x 2 + 9x + 2 = 0 х 1 = -1/5 х 2 = 2 + -1 /5 2 у 0 х на промежутке ( -1/5 ; 2 ) y= -5x 2 + 9x+2 Ответ: ( -1/5 ;2) В Табл. 1 пример 4.1 12 " width="640"

    № 4

    -5x 2 + 9x+20

    - 5x 2 + 9x + 2 = 0

    х 1 = -1/5

    х 2 = 2

    +

    -1 /5

    2

    у 0

    х

    на промежутке ( -1/5 ; 2 )

    y= -5x 2 + 9x+2

    Ответ: ( -1/5 ;2)

    В Табл. 1

    пример 4.1

    12

    0 х 2 -8х+16=0 х = 4 y= х 2 -8х+16 + + х y0 на промежутках ( – ∞;4) U ( 4;+∞) 4 Ответ: ( – ∞;4) U ( 4;+∞) В Табл. 1 пример 2.1 " width="640"

    № 5

    х 2 -8х+16 0

    х 2 -8х+16=0

    х = 4

    y= х 2 -8х+16

    +

    +

    х

    y0

    на промежутках ( – ∞;4) U ( 4;+∞)

    4

    Ответ: ( – ∞;4) U ( 4;+∞)

    В Табл. 1

    пример 2.1

    № 6 х 2 -8х+16 х 2 -8х+16=0 x=4 y= х 2 -8х+16 х yтаких промежутков  нет 4 Ответ: решений нет В Табл. 1  пример 2.2

    № 6

    х 2 -8х+16

    х 2 -8х+16=0

    x=4

    y= х 2 -8х+16

    х

    y

    таких промежутков

    нет

    4

    Ответ: решений нет

    В Табл. 1

    пример 2.2

    № 6а х 2 -8х+16  0 х 2 -8х+16=0 x=4 y= х 2 -8х+16 х y  0 : 4 x=4 Ответ: 4

    № 6а

    х 2 -8х+16 0

    х 2 -8х+16=0

    x=4

    y= х 2 -8х+16

    х

    y 0 :

    4

    x=4

    Ответ: 4

    № 7 - х 2 + 8х-16 - х 2 +8х-16=0   x=4 yх  -  - на промежутках  ( – ∞;4) U  ( 4;+∞ ) 4 y=  - х 2 + 8х-16 Ответ: ( – ∞;4) U  ( 4;+∞) В Табл. 1  пример 5.2

    № 7

    - х 2 + 8х-16

    - х 2 +8х-16=0

    x=4

    y

    х

    -

    -

    на промежутках ( – ∞;4) U ( 4;+∞ )

    4

    y= - х 2 + 8х-16

    Ответ: ( – ∞;4) U ( 4;+∞)

    В Табл. 1

    пример 5.2

    0 -х 2 +8х-16=0 x=4 х y0: таких промежутков нет 4 Ответ: решений нет y= - х 2 + 8х-16 В Табл. 1 пример 5.1 " width="640"

    № 8

    - х 2 + 8х-16 0

    -х 2 +8х-16=0 x=4

    х

    y0:

    таких промежутков нет

    4

    Ответ: решений нет

    y= - х 2 + 8х-16

    В Табл. 1

    пример 5.1

    № 9 х 2 -3х+4 х 2 -3х+4=0   y= х 2 -3х+4 решений нет Нет точек пересечения параболы у= х 2 -3х+4 с осью Ох х у таких промежутков нет решений нет Ответ: решений нет В Табл. 1  пример 3.2

    № 9

    х 2 -3х+4

    х 2 -3х+4=0

    y= х 2 -3х+4

    решений нет

    Нет точек пересечения

    параболы у= х 2 -3х+4

    с осью Ох

    х

    у

    таких промежутков нет

    решений нет

    Ответ: решений нет

    В Табл. 1

    пример 3.2

    0 х 2 -3х+4=0 y= х 2 -3х+4 решений нет, нет точек пересечения параболы с осью Ох + + х у 0: при любом х Ответ: ( – ∞;+∞) В Табл. 1 пример 3.1 " width="640"

    № 10

    х 2 -3х+4 0

    х 2 -3х+4=0

    y= х 2 -3х+4

    решений нет,

    нет точек пересечения

    параболы с осью Ох

    +

    +

    х

    у 0:

    при любом х

    Ответ: ( – ∞;+∞)

    В Табл. 1

    пример 3.1

    0 -х 2 -3х - 4=0 решений нет Нет точек пересечения параболы у= - х 2 -3х - 4 с осью Ох х y 0: y= - х 2 - 3х - 4 таких промежутков нет Ответ: решений нет В Табл. 1 пример 6.1 " width="640"

    № 11

    - х 2 -3х - 4 0

    -х 2 -3х - 4=0

    решений нет

    Нет точек пересечения параболы

    у= - х 2 -3х - 4

    с осью Ох

    х

    y 0:

    y= - х 2 - 3х - 4

    таких промежутков нет

    Ответ: решений нет

    В Табл. 1

    пример 6.1

    № 12 - х 2 -3х - 4 -х 2 -3х - 4=0 решений нет, нет точек пересечения параболы с осью Ох х y- - при любом х y=  - х 2 - 3х - 4 Ответ: ( – ∞;+∞) В Табл. 1  пример 6.2

    № 12

    - х 2 -3х - 4

    -х 2 -3х - 4=0

    решений нет, нет точек пересечения параболы

    с осью Ох

    х

    y

    -

    -

    при любом х

    y= - х 2 - 3х - 4

    Ответ: ( – ∞;+∞)

    В Табл. 1

    пример 6.2

    0 ( ax 2 + bx + c Найти дискриминант квадратного трехчлена ax 2 + bx + c , решив уравнение Если трехчлен имеет корни, то отметить их на оси Ох, и через отмеченные точки провести параболу ax 2 + bx + c = 0 , и выяснить, имеет ли трехчлен корни a0 aD0 Если трехчлен не имеет корней, то схематически изобразить параболу, расположенную в верхней или нижней полуплоскости a0 D=0 aDx x x x x x " width="640"

    Привести неравенство к виду ax 2 + bx + c 0 ( ax 2 + bx + c

    Найти дискриминант квадратного трехчлена ax 2 + bx + c , решив уравнение

    Если трехчлен имеет корни,

    то отметить их на оси Ох,

    и через отмеченные точки

    провести параболу

    ax 2 + bx + c = 0 , и выяснить, имеет ли трехчлен корни

    a0

    a

    D0

    Если трехчлен не имеет корней, то схематически изобразить параболу, расположенную в верхней или нижней полуплоскости

    a0

    D=0

    a

    D

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    I вариант (для работы в парах) 1)  х 2 –  2x  –  48    0 2) 25x 2 +  30x  +  9    0  3)   –x 2 +  2x  +  15    0 4)  –2x 2 +  7x    0 Проверь себя 1)  ( -6 ; 8 ) 2) Решений нет 3)  (– ∞ ; -3) U ( 5;  + ∞ ) 4)  (– ∞ ; 0) U  (3 , 5; + ∞ )

    I вариант (для работы в парах)

    1) х 2 2x 48 0

    2) 25x 2 + 30x + 9 0

    3) –x 2 + 2x + 15 0

    4) –2x 2 + 7x 0

    Проверь себя

    1) ( -6 ; 8 )

    2) Решений нет

    3) (– ; -3) U ( 5; + )

    4) (– ; 0) U (3 , 5; + )

    0 III вариант 1) – 1 0x 2 + 9x 0 2) –5 х 2 + 11x – 6 0 Проверь себя II вариант III вариант Решений нет (– ∞ ; 1.5) U ( 2; + ∞ ) ( 0 ; 0 , 9) 2) (1; 1 , 2) 15.11.12 " width="640"

    II вариант

    1) 4 x 2 – 12x + 9 0

    2) 2x 2 7x + 6 0

    III вариант

    1) 1 0x 2 + 9x 0

    2) –5 х 2 + 11x – 6 0

    Проверь себя

    II вариант

    III вариант

    • Решений нет
    • (– ; 1.5) U ( 2; + )
    • ( 0 ; 0 , 9)

    2) (1; 1 , 2)

    15.11.12

    П.14, Выучить алгоритм решения неравенств  второй степени с одной переменной № 306; № 315(а-в); № 317

    П.14,

    Выучить алгоритм решения неравенств

    второй степени с одной переменной

    № 306; № 315(а-в); № 317

    На уроке вёл себя активно пассивно Своей работой на уроке доволен не доволен Урок для меня показался увлекательным скучным За урок я не устал устал Мое настроение стало лучше стало хуже Материал урока мне был понятен не понятен полезен бесполезен  интересен скучен Домашнее задание мне кажется легким трудным

    На уроке вёл себя

    активно пассивно

    Своей работой на уроке

    доволен не доволен

    Урок для меня показался

    увлекательным скучным

    За урок я

    не устал устал

    Мое настроение

    стало лучше стало хуже

    Материал урока мне был

    понятен не понятен

    полезен бесполезен интересен скучен

    Домашнее задание мне кажется

    легким трудным


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!