План открытого урока по алгебре в 10 классе
Тема урока: Решение логарифмических уравнений
Цель урока. Закрепить навыки решения логарифмических уравнений.
Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень. Развивать познавательный интерес к обучению.
Тип урока: урок применения знаний на практике( урок-практикум).
Оборудование: таблица, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
Современный польский математик С. Коваль.
2. Проверка домашнего задания (комментирование)
3. Устная работа
а) Найдите значение выражения:
, ,
, ,
б) Заполни пропуски:
а)Log2 16 = …;
б)Log2 1/8 = …;
в) Log2 1 = …;
г)Log√5 25 = …;
д)Log…1/32 = - 5.
в) Решите уравнение:
, log3x=4, log2(x+1) =3, logх16=2
г) Сформулируйте методы решения логарифмических уравнений:
а) По определению логарифма.
б) Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).
в) Введение новой переменной.
г) Логарифмирование обеих частей уравнения.
д) Приведение к одному основанию.
д) Функционально-графический метод.
4. Закрепление навыков решения логарифмических уравнений.
Этапы решения уравнения:( проговорить )
а) Найти область допустимых значений (ОДЗ) переменной
б) Решить уравнение, выбрав метод решения
в) Проверить найденные корни непосредственной
подстановкой в исходное уравнение или
выяснить, удовлетворяют ли они условиям ОДЗ
(По каждому методу решаем уравнения у доски с пояснениями- 5 человек) Условия на карточках.
Решение уравнений разными методами (Работа на доске)
1.log х+1(2x2+1)=2
По определению логарифма имеем: 2х2+1=(х+1)2,
X2 -2x=0
x=2 или x=0.
Проверка:
х=0 не может быть корнем данного уравнения, так как основание логарифма х+1≠1.
При х=2 log 2+1( 2•22 +1)=log39=2.
Ответ: 2.
2. log 5 x=log 5 (6-x2 )
Из равенства логарифмов следует:
x= 6- x2
x2-x-6=0; D=25
x=-3 или x=2.
Проверка:
x=-3 корнем уравнения быть не может, так как
логарифмы отрицательных чисел не существуют.
Log5 x=log52,
Log5(6-x2) = log5 (6-22)=log5 2.
Ответ: 2.
3. lg2 x3 - 10lgx + 1=0
Приведём уравнение к квадратному:
Т.к. lg2 x3=(lgx3)2=(3lgx)2= 9lg2 x, то
9lg2 x - 10lgx+1=0.
Пусть lg x=y, тогда 9y2- 10y+1=0; D=64
y=1 или y=1/9
lgx=1 или lgx=1/9
x=10 или х=10 1/9.
Проверкой подтверждаем, что оба числа являются
корнями.
Ответ: 10; 10 1/9
4. X lgх+2= 1000
Логарифмируя обе части уравнения ( x 0), получим:
( lgx+2)•lgx=lg1000
Lg2 x+ 2lgx- 3=0
lgx=y
у2+ 2у- 3=0
y=- 3, у=1.
lgx=- 3, x=10-3=0,001;
lgx=1, x=10
Выполнив проверку, убедимся, что оба найденных значения переменной являются корнями данного уравнения.
Ответ: 0,001; 10.
5. Log16 x+log4 x+ log2 x=7
(1/4)log 2x+ (1/2)log 2x+ log 2x=7
(7/4)log 2x=7
Log 2x=4
x=16.
Ответ: 16.
6. Найти корни уравнения
Log 3x=4-x
Так как функция у= log 3 х возрастающая, а функция у =4-х убывающая на (0; + ∞ ),то заданное уравнение на этом интервале имеет один корень.
Ответ: 3
5. Закрепление знаний
Учащиеся решают задания с последующей самопроверкой:
I.Решите уравнение:
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
6. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
Вариант 1 | Вариант 2 |
Найдите корень уравнения . | Найдите корень уравнения . |
Найдите корень уравнения . | 2. Найдите корень уравнения . |
Найдите корень уравнения . | 3. Найдите корень уравнения . |
Найдите корень уравнения . | 4. Решите уравнение . |
Решите уравнение . | 5. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них. |
Найдите корень уравнения . | 6. Найдите корень уравнения . |
Найдите корень уравнения | 7. Найдите корень уравнения |
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | −124 | 1 | 21 |
2 | 2 | 2 | -12 |
3 | 6 | 3 | -42 |
4 | -4 | 4 | 5 |
5 | 2 | 5 | 12 |
6 | 2 | 6 | 6 |
7 | 125 | 7 | 0 |
8 | | 8 | |
7.Физкультминутка
Обучающиеся выполняют комплекс упражнений, укрепляющие мышцы спины и позвоночник, что позволяет снять напряжение и сохранить осанку.
8. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
"Сегодня на уроке я повторил:.."
"Сегодня на уроке я закрепил:.."
"Для себя я понял:..."
9. Домашнее задание
Индивидуальные задания