Конспект открытого урока по теме:
«Решение дробно – рациональных уравнений»
8 класс
Автор:
Желебовская Татьяна Александровна
Учитель математики
1 категории
Решение дробно – рациональных дробей
8 класс
Цель: Систематизация и обобщение материала по теме «Дробно – рациональные уравнения».
Задачи:
1. Предметные:
Закрепление навыка решения дробно – рациональных уравнений и преобразования выражений в процессе выполнения данного типа заданий.
Закрепление умений выполнять арифметические действия с дробями.
2. Метапредметные:
Уметь применять различные виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Уметь ставить цель работы, определять задачи, направленные на достижение поставленной цели, представлять полученную информацию при помощи математических символов.
3. Личностные:
Формирование интереса к предмету, опираясь на примеры из истории развития математики, включение обучающихся в самостоятельную деятельность по открытию новых знаний и умений, выполнения разноуровневых заданий, обеспечивающих успех каждого ребенка.
Тип урока: урок закрепления знаний по теме «Решение дробно – рациональных уравнений».
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, рабочие карты по уроку на каждого обучающегося.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент:
Приветствие, проверка отсутствующих. Комментарии и разъяснения по работе с картами.
-«Тезисом к нашему уроку будет высказывание одно из ученых в области математики: УРАВНЕНИЯ – ЭТО КЛЮЧ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТ ЛЮБЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДВЕРИ»
II. Проверка домашнего задания. (по плану учителя. Работа проверяется учителем).
III. Актуализация знаний.
1. Работа с рабочей картой урока. (работа с картой с последующей самопроверкой по презентации)
Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:
А) 3(х + 1) + (5 – х)2= | х2 – 7х +28 | (1 балл) |
Б) (х + 4)(8х – 3) = | 8х2 +29х -12 | (1 балл) |
В) – (34 – 5х) + (5 + 4х)2 = | 16х2 + 45х – 9 | (1 балл) |
2. Для данных выражений укажите область допустимых значений (самопроверка со презентацией):
Выражение | Ответ (каждый оценивается в 1 балл) |
А) + | х – 4 ≠ 0 х ≠ 4 х2 – 16 ≠ 0 х ≠ 4, х ≠ - 4 |
Б) – | х ≠ 0, х – 3≠ 0 х ≠ 3 |
В) ) + | х2 – 64≠ 0 х ≠ 8 х ≠ - 8, х ≠ 3 |
3. Дайте ответы на вопросы: ( устная фронтальная работа с презентацией)
Какие уравнения называются «дробно – рациональными»?
Опишите алгоритм решения дробно – рационального уравнения.
4. Назовите, чему равны коэффициенты а, b, с представленных квадратных уравнениях:
А) 5х2 – 10х + 3 = 0
Б) х2 +7х – 1 =0
В) – 3х2 -7х + 11 = 0
Г) х2 + 3х =0
Д) 5х2 + 12х – 5 = 0
Е) 36х2 =0
4. Назовите количество корней в квадратном уравнении, если:
D 0 D D = 0
5. Немного истории.
Наш с вами урок мы начали с высказывания одного из ученых – математиков о том, что «Уравнения – это ключ, который открывает любые математические двери». Но так было не всегда. Так, например, в 15 веке глава инквизиции в Испании, монах – доминиканец Томас Торквемада считал, что решение уравнений второй, третий и выше степеней это удел Бога. И когда один из его друзей, математик Паоло Вильемс по неосторожности сказал Томасу, что умеет решать подобные уравнения, монах бросил его в тюрьму, а затем отправил на костер за «борьбу с божественной волей».
IV.Отработка навыков и умений. (Работа с рабочими листами с самопроверкой пр презентации)
Задание: решите уравнения. Если получится более одного корня, в ответ выпишите наименьший (пропедевтика решений заданий базы данных ОГЭ, 1 уравнение на 1 ученика). Полученные ответы внесите в таблицу (самопроверка с презентацией) .
А) =
Б) =
В) =
Г) - =
Д) = -
а | б | в | г | д |
0 | 2/11 | 1 | -3 | - 2/11 |
V. Физкультминутка для глаз (презентация).
- А теперь мы немного отдохнем от наших уравнений и выполним упражнение для наших любимых глазок. Давайте уберем все учебные материалы, которые нас окружают и будем соответствовать только моим словам и моим жестам.
VI. Решение задачи при помощи дробно – рационального уравнения.
Решите задачу при помощи дробно – рационального уравнения. Работу выполняем на рабочих листах с полной записью краткого условия и логического размышления хода решения (работу проверяет учитель по окончанию урока).
Турист проплыл на лодке против течения 6 км и по озеру 15 км, затратив на путь по озеру на 1 час больше, чем на путь по реке. Зная, что скорость течения реки равна 2 км / ч, найдите скорость лодки при движении по озеру.
VII. Этап рефлексии.
Выскажи свое мнение по данной теме и, если у тебя возникли вопросы, запиши их для учителя. Помни, что это твое мнение и дальше учителя они не «уйдут».
VIII. Домашнее задание. (задается согласно плану учителя).
Рабочая карта к уроку по теме «Решение дробно – рациональных уравнений»
Ф.И. __________________________ класс______________ дата
УРАВНЕНИЯ – ЭТО КЛЮЧ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТ ЛЮБЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДВЕРИ.
1. Проверка домашнего задания.
2. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:
А) 3(х + 1) + (5 – х)2= | | (1 балл) |
Б) (х + 4)(8х – 3) = | | (1 балл) |
В) – (34 – 5х) + (5 + 4х)2 = | | (1 балл) |
3. Для данных выражений укажите область допустимых значений (самопроверка с презентацией):
Выражение | Ответ (каждый оценивается в 1 балл) |
А) + | |
Б) – | |
В) ) + | |
4. Задание: Решите уравнения. Если получится более одного корня, в ответ выпишите наименьший Полученные ответы внесите в таблицу
А) =
Б) =
В) =
Г) - =
Д) = -
5. Решите задачу при помощи дробно – рационального уравнения. Работу выполняем на рабочих листах с полной записью краткого условия и логического размышления хода решения (работу проверяет учитель по окончанию урока).
Турист проплыл на лодке против течения 6 км и по озеру 15 км, затратив на путь по озеру на 1 час больше, чем на путь по реке. Зная, что скорость течения реки равна 2 км / ч, найдите скорость лодки при движении по озеру.
Этап рефлексии.
Выскажи свое мнение по данной теме и, если у тебя возникли вопросы, запиши их для учителя. Помни, что это твое мнение и дальше учителя они не «уйдут».