СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религиозные конфликты раннего нового времени в Западной Европе и России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы можно использовать при подготоке и проведению занятия по темам: "Реформация" и "Реформы Никона"

Просмотр содержимого документа
«Религиозные конфликты раннего нового времени в Западной Европе и России»

Религиозные конфликты раннего нового времени в Западной Европе и России

1. Реформация и религиозные войны в Европе.


  1. Причины реформации:

1. Серьезные изменения в науке и экономике. Давление церкви на науку.

Это появление нового мануфактурного производства. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Эта буржуазия не включена в социальную структуру средневековой Европы. Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устроение.

Церковные налоги составляли порой существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные: например, немцы считали, что итальянцы их просто грабят в лице пап. Кроме этого, высокие цены на совершение церковных обрядов не могло не вызывать широкого недовольство населения. Буржуазия стремилась вкладывать деньги в производство, а не в Церковь. Она также была заинтересована в научных достижениях.


2. Усиление национальных государств.

В этот период во многих странах идёт процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство среди монархов и даже среди крупных светских феодалов.

Правители новых европейских государств не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот - подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.


3. Стремление конфисковать церковное имущество в пользу государственной казны и господствующего класса является настоящей причиной Реформации.

Католическая церковь к XVI веку сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала экспроприировать эти владения. Известно, что в 1528 году датский король Кристиан III в ходе Реформации провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое.


4. Движение против католической церкви также является одной из причин Реформации.

Многим стали заметны признаки упадка, морального разложения католической церкви, ярким свидетельством этого была продажа индульгенций. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. К началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, совершивших преступления. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

Кризис папства в 14-15 веках стало предпосылкой к Реформации. Церковное движение постепенно перерастает в общественное. Распространение Лютером персональных писем-обращений считают непосредственным началом Реформации.  Общественным толчком стала публикация 25 октября 1517 года призыва к теологическим дискуссиям.


5. Изобретение книгопечатания является еще одной причиной начала Реформации в Европе. Это привело к широкому распространению среди простого народа и интеллигенции библейских текстов, в том числе работ Августина.


6. Немецкий гуманизм также положительно повлиял на Реформацию. Дух Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, а также помог критически пересмотреть церковную структуру.


7. Университеты средневековья подготовили интеллектуальную почву для Реформации. Ученые-богословы доказывали необходимость реформ. Парижский университет был одним из центров реформационного движения.


  1. лютеранство, кальвинизм и анабаптизм: черты сходства и различия

различия

лютеранство

кальвинизм

анабаптизм

основатели

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Ульрих Цвингли

Принцип реформы церкви

Убрать из церкви все, что противоречит Библии.

Убрать из церкви все, в чем нет необходимости по Библии

Наиболее радикальное движение.

Понимание сущности христианства как ученичества,

понимание Церкви как братства

Священная книга

Библия и Книга Согласия

Только Библия

Библия

Обрядность и таинства

Допускается некоторая обрядность, в том числе и иконы, Здание церкви скромное, но допустимы некоторые изображения святых

Основными таинствами являются крещение и причастие.

лютеране практикуют обряды, которые не обладают статусом таинства: венчание, отпевание

Не допускается, отсутствуют песнопения, любые изображения на стенах, запрещались даже развлечения на государственном уровне. Из изображений в церкви допустим лишь крест.

Таинства отвергнуты и не имеют значения в вероучении, причем даже символичного. Единственное таинство-крещение.

Два таинства - крещение и евхаристия, или, как они называли, хлебопреломление.

Крещение только
в сознательном возрасте

Церковь и государство изначально

Лютер настаивал на отделении церкви от государства и свободе вероисповедания.

Кальвин был сторонником слияния государства и церкви, что было осуществлено при его жизни. Церковь занималась даже наблюдением за жителями в их домах и семьях.

Отказ от государственной церкви.

Религиозные общины


Предопределённость жизни людей

Отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения

Жизнь людей заранее предопределена

через Божию благодать восстановилась первоначальная свобода человека, хотя и не в полной мере. Свобода воли возлагает на человека полную ответственность за свои дела и поступки.

сходство




Роль священника

Священник является лишь человеком, исполняющим обязанности по профессии

Пасторы избирались общиной

Обрядность

Отказ от поклонения иконам, скромность религиозных зданий

Монашество

Отказ от монашества



  1. локальные варианты Реформации

Английская реформация

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф, который отрицал приоритет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской

В 1534 г. Генрих VIII издает «Акт о супрематии», которым король объявляется главой Английской церкви. Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. «Акт» Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он знаменовал, в первую очередь, борьбу с папой. В «Акте» специально оговаривалась неприкосновенность всех католических догматов и обрядов. Менялся глава церкви – место папы занял король. Католический епископат оставался опорой складывающейся в это время в Англии новой формы монархии – аболютизма. Новая английская церковь, отрицая главенство папы, уже перестала быть абсолютно католической, но еще не стала протестантской. Она получила название англиканской, и англиканство, на первых порах, заняло среднее положение между католицизмом и протестантизмом.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор. Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их.

Новая королева Англии Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме.
В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами в нем присутствовал и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

Антиабсолютистские настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма. Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало.


Французская реформация

Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.

Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой.

Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на французский язык.

В о Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.

Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания.

Буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной.

Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.

При Генрихе II (1519-1559) создается чрезвычайный трибунал, получивший название «Огненной палаты», специально для борьбы с кальвинистским движением.

Французские протестанты получили название гугенотов.

К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания.

Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи.

Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.

Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.


  1. последствия Реформации и ее значение

  1. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. 


  1. Реформация привела к кровопролитным гражданско-религиозным войнам. Крупные церковные общины в протестантском мире не замедлили установить крепкие связи с государственным аппаратом. Эти связи доходили до того, что церковь становилась частью бюрократического управления.


  1. Национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей многих стран Западной Европы - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений, так и высших.



  1. Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые - капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.



  1.  Реформация содействовала развитию демократии не только в Церкви, но и в государстве. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.



  1.  Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Личности человека придаётся особая роль в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность






2. Церковный раскол в России: никонианство и старообрядчество.

Что рассказывать в этом вопросе: церковная реформа Никона (истоки, ход, было/стало), история формирования протеста против реформ (старообрядцы), итоги и последствия раскола.

  1. церковная реформа Никона (истоки, ход, было/стало)

Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и патриарха Никона , была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах.

Причины:

  1. Поводом реформирования стали церковные книги для богослужения. Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.

  2. Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

  3. Стал вопрос в объединении Украины и России. Но различия в религии были препятствием для этого.

  4. Отношения между церковной и царской властью начали накаляться и требовали значительных реформ в религиозной области. Нужно было наладить отношения с церковной властью и организовать централизованное управление церковью.

Ход реформы

  • 9 февраля 1651 года собор утвердил в церквах единогласное пение вместо многогласного

  • 11 (21) февраля 1653 года — патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении.

  • 21 февраля (3 марта1653 года — спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.

  • 1654 год — патриарх Никон устраивает церковный собор, который постановляет провести книжную справу по древним рукописям греческим и славянским.

  • 1654 — 1655 год — патриарх Никон издаёт послание с вопросами о необходимости унификации русских обрядов по греческим образцам

  • в марте 1655 года Никон публично выступил против двуперстия, приказав разбить и сжечь иконы, изображавшие такое перстосложение при совершении крестного знамения. Собор в Москве, проходивший с 25 по 31 марта утвердил текст нового Служебника на основе греческого Служебника

  • Начало 1656 года — В неделю Торжества православия (в первое воскресение Великого поста) 1656 года — в московском Успенском соборе Патриархом Антиохийским Макарием, Патриархом Сербским Гавриилом и митрополитом Никейским Григорием была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами во время богослужения. 

  • 29 апреля (9 мая1666 года — царь Алексей Михайлович произнёс перед Большим Московским церковным собором речь, он перечислял заблуждения противников реформы.

  • На втором этапе Большого Московского церковного собора 1666—1667 годов введены чрезвычайно жёсткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.

  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.

  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.

  • Введено понятие "православие".

  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус".

  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.

  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

  • Изменено число просфор с 5 на 7  на проскомидии (освещении вина и хлеба)  и начертание печати на просфорах.

  • Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).


Сам Никон был лишён сана патриарха в 1666 году. Никон посягнул на высоту государственной власти. Он считал, что власть церковная должна быть выше, нежели власть государственная. Это привело к открытому конфликту с царём Алексеем Михайловичем.


история формирования протеста против реформ (старообрядцы)

Наиболее известным противниками Никона был протопоп Аввакум, Иван Неронов, Даниил Логгин,

В реформах Никона они разглядели подмену «истинного православия» на новую непонятную и чужеродную религию, поэтому со всем своим пылом обрушился на бывшего соратника.

Под влиянием проповедей о защите истинной православной веры общество все больше радикализировалось. Многие простые верующие совершенно не понимали сути реформ, но воспринимали их как попирательство веры предков, как искажение истины.

Накаляло обстановку очень резкое, местами насильственное насаждение новых правил и традиций. В середине церкви появились сторонники только старого церковного строя — староверы, которые напрочь отказывались подчиняться патриарху и продолжали служить так, как привыкли до этого. Так и случился никоновский церковный раскол.

  • Сентябрь 1653 года — Протопопа Аввакума бросают в подвал Андрониевского монастыря. Патриарх Никон велел расстричь его. Но царь заступается, и Аввакум Петров был сослан в Тобольск.

  • 1664 год — протопоп Аввакум сослан в Мезень, где он продолжил свою проповедь и поддерживал своих приверженцев.

  • 15 (25) мая 1666 года — перед Большим Московским церковным собором предстал протопоп Аввакум, который отказался принести покаяние, и был осуждён в ссылку в Пустозерский острог на Печоре.

  • 1667 год — из-за отказа братии Соловецкого монастыря принять нововведения правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря.

  • 22 января (1 февраля1676 года — Соловецкий монастырь взят приступом, во время которого было убито и казнено около 400 старообрядцев.

  • 1681—1682 год — Собор в Москве при патриархе Иоакиме признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усиливавшимся «расколом»,.

  • 14 (24) апреля 1682 года, Пустозерск — сожжение в срубе протопопа Аввакума

  • В 1685 году был издан указ — «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании старообрядцевЯвных противников реформы велено пытать, а затем казнить. До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было.

  • 1687 год — при штурме Палеостровского монастыря погибло от 2000 до 3000 старообрядцев.

  • В начале 1716 года отменены Двенадцать статей и издан указ, согласно которому старообрядцы могут легально жить, но обязаны платить двойной налог.





  1. итоги и последствия раскола

Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.


Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.



Никоновский раскол очень ярко охарактеризовал общество тогдашней Руси, как крайне традиционное, негибкое, не приемлющее нововведений. Конечно, насильственные методы насаждения реформы вызывали отторжение, но многие предложенные позитивные изменения отвергались только по причине того, что были новы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!