Открытый урок истории в 5 классе
«Религия древних греков»
Учитель истории и обществознания
Рамазанова Жирият Салиховна
МБОУ «Каспийская гимназия»
Г.Каспийск
2016
Тема: Религия древних греков
Дата.14.12.2016 г
Цели:
Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей особенностями их сознания, сформировать умения сравнивать, обобщать, систематизировать знания, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре и изучению истории в целом.
Планируемые результаты
Предметные:
1)совершенствовать умения выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их знаниями;
2)умение оценивать ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;
3)расширить и привести в систему знания о греческих богах и об их роли в жизни древних греков.
Метапредметные:
1)развитие умений формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
2)развитие мотивов и интереса своей познавательной деятельности;
3)самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
4)формулировать свою точку зрения;
5) выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
6)умения давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
7)формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, владения основами самоконтроля и самооценки.
Личностные:
1)повышение мотивации к изучению предмета;
2)осознание важности изучения истории;
3)проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
(изучение нового материала)
Методы обучения:
Беседа
Частично-поисковый
Методы оценки и контроля
Форма организации деятельности учащихся:
Фронтальная
Парная
Групповая
Технические средства:
Проектор
Компьютер
Презентация
Дидактические средства
Технология, применяемая на уроке:
технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология
Планируемый сценарий урока
1.Организационный момент(психологический настрой на работу).
2.Стадия вызова (определение темы и целей урока).
3.Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведений, получение новой информации, работа в группах, решение проблемных вопросов).
4.Физкультминутка
5.Стадия рефлексии(выполнение заданий на сопоставление в парах, применение полученных знаний, подтверждение информации, полученной на стадии осмысления содержания).
6.Итоговая рефлексия(оценивание работы).
7.Домашнее задание.
Ход урока:
I .Оргмомент.
Психологический настрой на работу.
II .Актуализация знаний, определение темы урока. СЛАЙД№1 Б
С какой страной мы начали знакомиться на прошлых уроках?
Хотели бы вы узнать ещё много интересного о Греции? А для чего?
3.Как вы думаете, какова тема нашего урока? СЛАЙД №2
-4.Почему важна эта тема?
III. Совместное целеполагание и планирование деятельности.
- Что бы вы хотели узнать о богах Древней Греции?
(каким богам поклонялись, почему им поклонялись, с какими силами природы связаны, как выглядели, где жили, чем отличались от богов других стран)
- Какова цель нашего урока?
- С помощью чего бы вы хотели изучать эту тему?
- Итак, сегодня мы познакомимся с религиозными верованиями древних греков.
- Я предлагаю в течение всего урока подумать вам над следующим заданием:
-Какое влияние оказала повседневная жизнь
древних греков на их религиозные верования? СЛАЙД №3
IV .Вводная беседа. СЛАЙД№4 Б
- Что такое религия?
- Почему появляются религиозные верования?
Греки, как и египтяне и другие народы Древнего мира, составили свою мифологическую картину мира. По представлениям греков в их прекрасной стране обитали незнающие старости и смерти боги. Существовало три поколения богов: СЛАЙД №5
Из Хаоса появились Небо – Уран, Земля – Гея.
От них произошли шесть сыновей и шесть дочерей – могучие титаны, одноглазые циклопы, великаны .
Титан Крон обманом сверг своего отца Урана и воцарился в мире. Он жил в страхе, так как ему предсказали, что свергнет его младший сын. Поэтому Крон проглатывал своих детей. Жена Крона решила обмануть мужа и последнего сына спрятала на Крите, а Крону дала проглотить завернутый в пелёнки камень. Когда сын Зевс вырос, он сверг отца и заставил его вернуть всех детей. Дети Крона поделили между собой весь мир.
Так появились боги третьего поколения во главе с Зевсом.
V. Изучение материала по намеченному плану.
Работа в группах. СЛАЙД №6 Б
- Я предлагаю вам сейчас поработать С ТЕКСТАМИ (Приложение №1) И ТАБЛИЦАМИ (Приложение №2) в группах и определить каким богам поклонялись греки, покровителями чего они являлись, с какими предметами их изображали?
- Каждая группа находит своих богов и записывает в таблицу ручкой, а остальных богов определяют при выступлении других групп.
Гр № 1 -1,2,3
Гр №2 – 3,4,5
Гр №3- 5,6,7
Гр № 4 – 8,9,10
Гр № 5 – 11,12,13
Выступления групп.
Проверка работы с помощью слайдов. СЛАЙДЫ № 7-9
Беседа по таблицам, заполненным группами: СЛАЙД №10 Б
- Был ли в Греции единый бог?
- Как называется такая религия?
-Почему именно таким богам поклонялись греки? СЛАЙД №11
- Какие боги покровительствовали силам природы?
- Какие боги покровительствовали занятиям?
- Какие боги покровительствовали отношениям людей?
- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
5. Работа с картой. СЛАЙД №12
Все это боги 3-го поколения. Их называли олимпийскими, почему?
На этот вопрос и на вопрос где жили Олимпийские боги вы сможете ответить, поработав в парах с картой в Атласе по истории Древнего мира и учебником на стр._129__
(работа учащихся)
Беседа по вопросам:
- Почему богов называли олимпийскими? Где они жили?
По представлениям греков, боги обитали на высочайшей горе Греции Олимп (СЛАЙД №13), которая расположена в Северной Греции. Там они жили, влюблялись, женились, у них рождались дети. Они ссорились, сплетничали, завидовали, гневались. Т. Е. вели себя как обычные люди.
6. Работа с учебником на стр.__
- Чем внешний вид греческих богов отличался от внешнего вида египетских богов Анубиса, Тота? СЛАЙД №14
- Почему?
- Выглядели боги древних греков как обычные люди. Одевались как обычные люди.
1.Главные боги живут на вершине горы Олимпа (да)
2.Богом всех богов является Гефест (нет)
3.Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да)
4.Самая прекрасная богиня – богиня любви Афродита (да)
5.Дионис – бог плодородия (нет)
1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера)
2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид)
3.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)
7. Задание: собрать мозаику – женский и мужской образ греческих богов. Кто быстрее?
(собирают изображения богов)
Все интересные истории о богах мы узнаем из мифов. У нас на выставке представлены книги из нашей библиотеки, в которых можно найти очень много мифов и пополнить свои знания.
8. Разбор проблемного задания.
Итак, ребята, на все вопросы мы ответили, которые поставили на урок?
А теперь давайте вернемся к заданию, которое я вам дала в начале урока:
- Какое влияние оказала повседневная жизнь древних греков на их религиозные верования? СЛАЙД №15
(ответы учащихся)
Мы выяснили, что религия древних греков была тесно связана с природой.
VI. Закрепление.
А сейчас , я предлагаю вам поиграть в игру «Установи соответствие» и вспомнить всех богов Древней Греции, с которыми мы сегодня познакомились. Я называю чему покровительствовали боги , а вы к картинке с изображением символа подбираете название бога.
Бог неба, дождя.
Бог моря.
Бог подземного царства.
Богиня охоты.
Бог света и искусства.
Богиня мудрости, справедливой войны
Богиня любви и красоты.
Богиня земледелия.
Бог виноделия.
Бог кузнечного дела.
Вестник богов, бог путешествий.
Бог жестокой, безжалостной войны.
VII. Домашнее задание. СЛАЙД №16
п.28 учебника,
на выбор
-найти и прочитать мифы,
- нарисовать рисунки к мифам,
-составить кроссворд по теме.
VIII .Рефлексия. Слайд № 17
Достигли ли мы поставленной цели?
Продолжите предложения:
- сегодня на уроке я ________
- урок_____________________
- своей работой на уроке я___ …
3. Как оцениваете свою работу на уроке? (цветовая рефлексия)