СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации учителю физики по подготовки учащихся к итоговой аттестации

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предложены рекомендации учителю физики по подготовке к экзамену, приводятся примеры методов для запоминания информации.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителю физики по подготовки учащихся к итоговой аттестации»

Рекомендации учителю физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации

Подготовка учащихся к сдаче итоговой аттестации в 9 и 11 классах – очень ответственное мероприятие. Поэтому необходимо составить план работы с учащимися в течение учебного года. В данной статье хотела бы поделиться некоторыми рекомендациями.

Так как физика – это один из выборных предметов, то надо выяснить с какой целью учащийся намерен сдавать экзамен. Не все учащиеся выбирают физику, потому что она является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в колледж или в едином национальном тестировании. Можно провести анкетирование по профориентации для определения круга профессий и провести связь с необходимостью подготовки по физике. Для успешной подготовки необходима мотивация учащегося, он должен хорошо понимать цель и задачи подготовки по предмету.

  • Для составления плана подготовки необходимо провести диагностический тест по изученным разделам физики. Таким образом, выявить западающие темы, определить цели обучения для повторения. При составление календарно-тематического планирования на повторение каждого раздела должно отводиться 3-4 занятия, особое внимание надо уделять западающим темам.

    Разделы для повторения:

    • Механическое движение. Кинематика и динамика

    • Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика

    • Электродинамика

    • Магнитное поле

    • Колебания и волны

    • Волновая и геометрическая оптика

    • Квантовая физика и атомные явления

    • Астрономия

  • Повторение по разделам должно содержать следующие компоненты:

    • Термины

    • Законы

    • Физические величины: обозначения, единицы измерения, приборы для измерения

    • Формулы

    • Образцы решения задач

    • Графики, схемы

  • Для лучшего восприятия информации можно включить выполнение лабораторных работ по темам. Такой подход позволяет проверить выполнение законов на практике, применить физические приборы, определить погрешность измерений и вычислений, провести вычисления и сделать анализ полученных данных, оценить полученный результат.

  • Хорошим дополнением к объяснению являются видеоуроки. Их можно использовать на занятиях или заранее отправлять ссылки учащимся.

  • Для проверки усвоения знаний рекомендую проводить тематические тесты из 10 заданий. Лучше их создавать на онлайн платформах, это даст возможность ученику увидеть свои ошибки и повторно выполнить тест. Кроме того, можно предложить учащимся самим составлять тесты, задания для повторения.

  • Для систематизации информации можно применять различного рода шаблоны. Это сокращает время на запись информации, визуально лучше запоминается. Например, шаблон к каждому разделу для записи физических величин

    Физическая величина

    Тип

    Обозначение

    Единицы измерения

    Формулы

    Скорость

    векторная

    V

    м/с

    Равномерное дв.

    V=S/t

    Время

    скалярная

    t

    с

    t=S/V



  • Для запоминания формул можно применить «магические» треугольники. Учащему необходимо запомнить, что горизонтальная черта – это деление (отношение), вертикальная черта – умножение.

    Кроме того, вывод формул в задачах помогает лучше их запоминать. Нельзя преподносить учащемуся готовые формулы для зубрежки, он должен научиться находить связь между величинами и составлять уравнения для решения задач. После решения задачи учащемуся необходимо оценить полученный результат, соответствует ли он действительности. (например, скорость черепахи 20 м/с).



  • Большое внимание при подготовке необходимо уделить дольным и кратным единицам измерения, так как неверный перевод единиц в СИ приводит неправильному результату.

    При составлении тестовых задач более 50 % величин должны быть записаны с дольными или кратными приставками. Постоянная работа по переводу единиц будет развивать этот навык до автоматического.

  • Так как решение физических задач в большинстве случаев основывается на знании математических законов, то целесообразно в начале любого раздела уделить внимание соответствующим математическим формулам и законам.



  • Еще один способ для лучшего запоминания информации – это составление кластеров или инфографики. Например, кластер по механическому движению. В тестовых вопросах часто применяются понятия, перечисленные в кластере.



  • Хорошим приемом для запоминания терминов является составление толкового словаря, его можно систематизировать тематически или в алфавитном порядке. Например,

    Точечный источник света — источник, размерами которого можно пренебречь. Все предметы от него дают тень с чёткими границами.

    Шероховатая поверхность — в задаче присутствует сила трения, её обязательно нужно учесть.

    Гладкая поверхность — в задаче можно пренебречь силой трения.

  • Экзаменационный материал по физике содержит тестовые вопросы с выбором 1 ответа и задачи развернутого типа. Учащемуся следует хотя бы дважды перечитывать условие задания, так как иногда беглое чтение приводит к поспешному результату, не всегда верному. При чтении задачи важно уметь выделить ключевые величины и найти связь между ними. Кроме того, важно умение учащихся давать точный ответ на поставленный вопрос. Таким образом, учащийся демонстрирует выполнение дескрипторов и соответствие критериям. Учителю следует разработать тренировочные задания подобного типа.

  • Каждое занятие должно содержать следующие этапы:

    1. Актуализация знаний. Это могут быть тесты или вопросы на повторение.

    2. Совместная работа с учителем. Объяснение явлений и законов, решение сложных задач.

    3. Самостоятельная работа учащегося. Учитель заранее готовит лист заданий. Задания должны быть посильными для данного ученика, подход должен быть дифференцированным.

    4. Консультация учителя по итогам выполненных заданий, выполнение работы над ошибками.

    5. Рефлексия. Каждый учащийся оценивает результат работы, выясняет почему не удалось выполнить задания, что нужно предпринять для успешного исхода.



  • Для фиксирования промежуточных итогов желательно вести мониторинг. Это могут делать сами учащиеся индивидуально или учитель всей группы. Это стимулирует учащихся повышать уровень подготовки.



    Мониторинг учебных достижений по физике



    фио

    тест1 механика

    тест2 механика

    тест3 механика

    ср.балл механика

    1

    Борисов

    9

    10

    8

    9

    2

    Татаров

    6

    7

    7

    6,67








    Примечание: тест 10 вопросов. Максимальный балл - 10




    Таким образом, системный подход в организации дополнительных занятий позволит учащему успешно сдать итоговую аттестацию. Для самого учителя такая систематизация позволит сэкономит время на подготовку учащихся и получить максимальный результат.




  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!