Рекомендации по подготовке к выполнению задания №1 7 (финансово-экономические задачи) ЕГЭ профильного уровня
Критерии проверки задания №17
Содержание критерия
Обоснованно получен верный ответ
Баллы
Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели и получен результат:
— неверный ответ из-за вычислительной ошибки;
— верный ответ, но решение недостаточно обосновано
3
Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели, при этом решение может быть не завершено
2
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
1
0
Задание 17 на ЕГЭ по математике профильного уровня
Основные ошибки, допускаемые участниками экзамена :
– неверное составление модели;
– вычислительные (арифметические);
– прекращение решения на промежуточном шаге, то есть без
доведения ответа до числового значения;
– решение методом перебора без обоснования единственности;
– использование в решении без вывода формул для задач о
кредитовании, отсутствующих в учебниках (решение имеет вид
«формула – ответ»), что можно трактовать как отсутствие
построения модели задачи.
Что можно ожидать в качестве задания 17 на экзамене?
Различные типы задания №17 в вариантах ЕГЭ по математике (профильный уровень)
Задачи
на кредиты и оптимизацию производства товаров или услуг
Задание №17. Задачи на кредиты (схема 1 – платеж равными взносами)
Схема 1. Пусть планируется взять кредит в банке на некоторую сумму S . Условия его возврата таковы:
– в начале года долг увеличивается на r % по сравнению с концом прошлого года;
– до конца каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга.
Найти общую сумму платежей, внесенных клиентом, после погашения кредита, если все ежегодные платежи равны между собой .
Решение.
Задание №17. Задачи на кредиты (схема 2 – уменьшение долга каждый год на одну и туже величину)
Схема 2. Пусть планируется взять кредит в банке на некоторую сумму S . Условия его возврата таковы:
– в начале года долг увеличивается на r % по сравнению с концом прошлого года;
– до конца каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга;
– после внесения платежа каждый год долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на конец предыдущего года .
Найти общую сумму внесенных платежей после погашения кредита.
Решение.
Задание №17 на кредиты (кредит выплачивается равными платежами)
17
Пример 1. В июле 2020 года планируется взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы:
– каждый январь долг увеличивается на 30% по сравнению с концом прошлого года;
– с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга.
Сколько рублей планируется взять в банке, если известно, что кредит будет полностью погашен тремя равными платежами (то есть за 3 года) и сумма платежей превысит взятую в банке сумму на 156060 рублей?
Решение.
3 года – 3 строчки для вывода
Задание №17 на кредиты (уменьшение долга каждый год на одну и туже величину)
17
Пример 2 . В июле планируется взять кредит в банке на сумму 5 млн рублей на некоторый срок (целое число лет). Условия его возврата таковы:
– каждый январь долг возрастает на 20% по сравнению с концом предыдущего года;
– с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;
– в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на июль предыдущего года.
На сколько лет планируется взять кредит, если известно, что общая сумма выплат после его полного погашения составит 7,5 млн рублей?
Решение.
Задание №17 на кредиты (ЕГЭ 2018)
17
Решение задания №17 (ЕГЭ 2018)
Задание №17 на кредиты (долг в соответствии с данной таблицей)
ЕГЭ 2016
17
Решение задания
ЕГЭ 2015
Задание №17 (задача на оптимизацию)
Целевые функции
В задачах оптимизации обычно заданы определённые условия производства какой-либо продукции или услуги и требуется найти значения некоторых величин с целью максимизации прибыли или минимизации расходов.
Математическая модель ( т.е. формализация условия задачи посредством неравенств и уравнений, задающих связи между данными величинами ) любой из таких задач обычно приводит к одному-двум линейным уравнениям (неравенствам) относительно двух данных неизвестных и к одному линейному или простейшему нелинейному уравнению, которое связывает данные неизвестные и величину, максимум или минимум которой надо определить.
После введения в качестве новой неизвестной (параметра) этой величины (её обычно называют целевой функцией ) задача сводится к определению наибольшего (наименьшего) значения параметра, при котором полученное уравнение имеет хотя бы один корень на множестве неотрицательных чисел, удовлетворяющий данным ограничениям.
Задание №17 (задача на оптимизацию)
17
Пример 3 . Владимир является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производятся абсолютно одинаковые товары при использовании одинаковых технологий. Если рабочие на одном из заводов трудятся суммарно t 2 часов в неделю, то за эту неделю они производят t единиц товара.
За каждый час работы на заводе, расположенном в первом городе, Владимир платит рабочему 500 рублей, а на заводе, расположенном во втором городе – 300 рублей.
Владимир готов выделять 1200000 рублей на оплату труда рабочих. Какое наибольшее количество единиц товара можно произвести за неделю на этих двух заводах?
Способы решения (задача на оптимизацию)
Решение. 1- й способ ( введение параметра).
Способы решения (задача на оптимизацию)
Решение. 2- й способ ( с использованием производной).
Способы решения (задача на оптимизацию)
Продолжение решения
Пример задания 17 из вариантов ЕГЭ 2015 года
Задание №17 (задача на оптимизацию)
17
Пример 4. Пенсионный фонд владеет ценными бумагами, которые стоят t 2 тыс. рублей в конце года t ( t =1; 2; … ). В конце любого года пенсионный фонд может продать ценные бумаги и положить деньги на счет в банке, при этом в конце каждого года сумма на счете будет увеличиваться в 1 + r раз. Пенсионный фонд хочет продать ценные бумаги в конце такого года, чтобы в конце двадцать пятого года сумма на его счете была наибольшей. Расчеты показали, что для этого ценные бумаги нужно продавать строго в конце двадцать первого года.
При каких положительных значениях r это возможно?
Задание №17 (задача на оптимизацию)
Способы решения (задача на оптимизацию)
Решение. 1- й способ (предложенный в критериях).
Способы решения (задача на оптимизацию)
Решение. 2 - й способ (с использованием производной).
Продолжение решения
Графический способ нахождения экстремума линейной целевой функции
Если точка экстремума имеет дробное значение
Замечание. Если бы в аналогичной задаче координаты точки B оказались дробными числами, нужно было бы найти ближайшие к B точки четырёхугольника OABC или его внутренней области (это справедливо и для любого другого многоугольника) с целыми координатами (их называют опорными ) и выбрать ту из них, для которой прямая ( * ) (или аналогичная ей) пересекает ось абсцисс (или ось ординат) в точке, наиболее удалённой от начала координат.
Дале необходимо исследовать, будет ли решение, полученное с помощью этой прямой, оптимальным.
Нелинейная целевая функция
Тренировочная работа
21.12. 201 7
Подготовительные задания 17
31
31
31
31
31
Ответы к подготовительным заданиям 17
31
Зачетные задания 17
31
Ответы к зачетным заданиям 17