СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации обучающимся 11 класса.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации обучающимся 11 класса.»

Рекомендации обучающимся 11 класса при подготовке к ЕГЭ по русском языку

При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы школьных программ по русскому языку.

Прежде всего необходимо ознакомиться с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2019 года по русскому языку на сайте ФИПИ.

Для того, чтобы знания по предмету складывались в систему следует вести конспект, тетрадку с правилами, где будет разобран весь материал в виде таблиц и схем, от самого простого и до самого сложного. Главное, чтобы эти схемы помогали учебному материалу усваиваться. Записали  схему, сразу самостоятельно подобрали пример под нее.

Необходимо постоянно и, главное, регулярно, делать тренировочные упражнения по русскому языку. Ведь мало просто учить правила – надо делать по ним упражнения! То есть практика и практика. Упражнения надо выполнять каждый раз, когда вы выучили новый для себя блок правил. Таких тестовых упражнений надо решать как можно больше, только так отрабатываются теоретические знания и укрепляется полученная база навыков.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Средства связи предложений в тексте

Лексическое значение слова

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Функционально-смысловые типы речи

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Нормы орфографии

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание НЕ и НИ

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Правописание Н/НН в словах различных частей речи

Нормы пунктуации

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и предложении с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в предложении с разными видами связи

Языковые нормы

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Морфологические нормы (образование форм слова)

Синтаксические нормы (согласования и управления)

Средства выразительности

Речь. Языковые средства выразительности

Речь. Сочинение

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.





Задания можно взять на сайте «Решу ЕГЭ» в разделе «Каталог заданий»

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку очень важно обратить внимание на задания, которые оцениваются несколькими баллами (это номера 8, 16, 26). Ведь, выполнив всего 4 задания верно, вы получите 11 баллов! Поэтому следует приложить усилия и отработать их по максимуму.

Всего за первую часть можно получить 34 балла. Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий 9–12 – 1. Количество верных ответов в каждом из заданий – от 2 до 4.

Следует повторить материал 5-6 класса (безударные гласные в корне, корни с чередующимися гласными, приставки пре- и при-, приставки, оканчивающиеся на согласный, суффиксы разных частей речи, окончания разных частей речи). Эти задания элементарны, но по ним очень легко получить баллы.

Найти их можно на сайте «Решу ЕГЭ» в разделе «Теория», где опубликованы материалы для подготовки к экзамену.

Очень внимательными нужно быть в задании 1 по тексту. Оно требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения, но не указано количество верных ответов.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

  • в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;

  • поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.

  • Помните главная информация дана только в прямом значении. (ТОЧНО и КОНКРЕТНО)

  • Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

  • Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте

  • Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

Изменение формата задания 2 экзаменационной работы влечет изменение способа действия при его выполнении. Выполнение задания требует выявления отношений между предложениями текста и определения средств связи между предложениями. В работе 2018 г. требовалось выбрать из приведенных слов (сочетаний слов) то, которое должно стоять на месте пропуска в указанном предложении текста. В этом же задании в 2019 г. экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно в соответствии с заданными морфологическими характеристиками.

В 2019 г. вводится новое задание (21), ориентированное на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. В вариантах единого государственного экзамена для анализа предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.

В заданиях 22-23 ошибки бывают не из-за непонимания текста, а вследствие невнимательности. ВСЯ информация содержится в тексте: перечитайте его два, а лучше пять раз – и вы убедитесь в этом.

Сочинение. Рекомендации по подготовке к выполнению задания

Необходимо проанализировать предложенный текст, выявив авторскую позицию по одной из затронутых в нём проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному. Объём сочинения – не менее 150 слов.

План написания сочинения – рассуждения по предложенному тексту

Независимо от содержания текста можно пользоваться следующим шаблоном, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания.

Шаблон для написания сочинения по русскому языку ЕГЭ 2019.

Формулировка проблемы

(Проблема – вопрос, над которым размышляет автор)

В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту:

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов.

Этой сложной проблеме посвящён текст И.И. Иванова.

Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?):

В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).

Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?).

В тексте И.И. Иванова поднимается проблема (чего?).


Первый пример-иллюстрация

Комментарий - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами).

Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Публицистический текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Художественный текст

(если повествование ведётся от первого лица (я), слово автор заменяем на слово рассказчик)

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого – что)…

Герой говорит: «Цитата».

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение примера

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Этот пример показывает, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Художественный текст

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.


Второй пример-иллюстрация и пояснение примера

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Публицистический текст

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата».

Иванов И.И. убеждён: «Цитата».

Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…

Иванов И.И. подводит читателя к выводу о том, что…

Художественный текст

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…

Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Иванов И.И…

Отношение к позиции автора + обоснование

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

Вывод

Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что…

Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…

Автор хочет, чтобы… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания



Для правильного выполнения задания необходимо знать критерии оценивания задания 27. С ними можно познакомиться на сайте ФИПИ в демоверсии 2019 года.

Изменился критерий К2, по комментированию проблемы исходного текста.

Критерии получения заветных 5 баллов…

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними.

5 баллов

По схеме текста- рассуждения «собираем» черновой вариант текста сочинения. Делаем записи.

Проверяем полученный текст по количеству слов и по критериям.

Проверяйте своё сочинение не один, не два, а пять раз: за первый раз устраняете речевые ошибки, повторы, следите за содержанием; во втором прочтении правите орфографию, в третьем – пунктуацию. Перечитываете текст целиком (4-ый раз), переписываете – и финальная вычитка на чистовике (5-ый).

Максимальное количество баллов за всю письменную работу-24.

Удачи на ЕГЭ!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!