СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации логопеда по преодолению дизорфографии родителям

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. В последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение числа школьников, письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда по преодолению дизорфографии родителям»

Рекомендации логопеда по преодолению дизорфографии











































Детство – это время интенсивного развития, изучения всего нового и неизведанного. Это период, когда приобретаются основные навыки и умения. Однако не все дети обучаются размеренно в одном темпе. Некоторые имеют различные трудности. Им требуется усилие и время, чтобы с ними справляться. Эти сложности могут возникать по причине как наследственных заболеваний, так и в связи с условиями окружающей среды. Серьезным препятствием в обучении может оказаться дизорфография у детей.


Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Из-за нее у детей появляется неуспеваемость, и безграмотность письма с каждым годом все увеличивается.


Что такое дизорфография?

Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребенок в устной форме проговаривает правило. Дизорфографию может распознать педагог или логопед, проводя анализ работ в тетради учащегося, устные ответы на вопросы, понимая насколько сформированы его формы речи (письменная и устная).

В последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение числа школьников, письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер.

Симптомы дизорфографии

  • Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как “звук”, “слог”, “слово” и некоторые другие;

  • Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;

  • Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;

  • Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;

  • Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;

  • Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);

  • Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);

  • Самопроверка не дает положительных результатов.

Из этих симптомов вытекают ошибки, появляющиеся в письме:

1. правописание проверяемых безударных гласных в корне.

2. воспроизведение слов с непроверяемым написанием в корне.

3. перенос слов.

4. написание прописной буквы в именах, отчествах.

5. написание ЧН, ЧК, СТН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и т.д.

6. использование названия звуков вместо названия букв, или искажение их.


В работе по устранению дизорфографии особое внимание уделяется предварительному и текущему видам самоконтроля. Это вызвано тем, что дети с дизорфографией не умеют прогнозировать и определять “ошибкоопасные” места слов до их написания и во время письма. Поэтому формирование орфографических навыков направлено, прежде всего, не на исправление, а на предупреждение ошибок, профилактику появления дизорфографии.

Примеры из тетрадей детей с нарушениями письма.



Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:


1. Найти орфограмму в слове и определить её тип - это умение называется

“орфографическая зоркость”. Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: “Безударная гласная в корне слова”. Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, “Правописание безударных окончаний существительных”. Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно:
· подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
· записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
4. Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.
В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа.


Ошибки обнаружены. Что делать дальше?


Обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать ее надо в комплексе в первую очередь с логопедом, а также психологом, детским психиатром, возможно невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома.


Вот несколько советов.

Чего делать нельзя!

Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: большими диктантами, чтением объемных текстов. Кстати, это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

Подход к ребенку, страдающему дизорфографией, должен быть совершенно другим. На первых этапах необходима в основном устная работа. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова. Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться.


Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

— ничего не делается по мгновению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;

— родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих;

— необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;

— помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать лучше. Ему надо помочь!

— Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

— Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.


Еще один совет. Мы много говорим о важности индивидуального подхода, но для его осуществления надо выявить эти индивидуальные особенности. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомендации специалиста, подумайте и решите для себя — какой он, ваш ребенок? каковы особенности его характера, поведения?

Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему предложите, другой уже через 7—10 мин не будет знать, куда деть руки и ноги. Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать.

Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие памяти, внимания — все это можно делать в любой обстановке — призовите свою фантазию.

Например:

— убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук [с] (или любой другой);

— возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он 1 мин внимательно смотрел на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно;

— придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросить найти на полке продукты с заданным звуком; устроить соревнование — кто больше найдет таких слов;

— развивая слуховое внимание, попросите 1 мин не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

— играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.


Выбор канцелярских принадлежностей


Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради.

Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для детей с трудностями письма (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!