СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:

  1. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР………………………………2
  2. Методические рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ранним дефицитарным развитием (ДЦП)……………………………………………………….3
  3. Методические рекомендации для учителя по работе с детьми с ранним дефицитарным развитием (ДЦП)……………………………………………………….4
  4. Рекомендации по работе с детьми с тотальным недоразвитием……………………...5
  5. Коррекционная работа с аутичными детьми…………………………………………...6
  6. Коррекционная работа с аутичным ребенком………………………………………….8
  7. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………..9
  8. Рекомендации учителям по работе с леворукими детьми…………………………...10 
  9. Причины появления агрессии у детей…………………………………………………11
  10. Портрет агрессивного ребенка…………………………………………………………12
  11. Как выявить агрессивного ребенка……………………………………………………13
  12. Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в группе детского сада или в классе…………………………………………………………………………………….14
  13. Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в группе детского сада или в классе…………………………………………………………………………………….15
  14. Работа с родителями агрессивного ребенка…………………………………………..15
  15. Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми…………..16
  16. Принципы работы с агрессивными детьми для педагога……………………………16
  17. Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми………………………..17
  18. Общие рекомендации к организации групповой работы с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства……………………………………………...20

Работа с родителями детей с синдромом Дауна……

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития.»



Содержание:

  1. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР………………………………2

  2. Методические рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ранним дефицитарным развитием (ДЦП)……………………………………………………….3

  3. Методические рекомендации для учителя по работе с детьми с ранним дефицитарным развитием (ДЦП)……………………………………………………….4

  4. Рекомендации по работе с детьми с тотальным недоразвитием……………………...5

  5. Коррекционная работа с аутичными детьми…………………………………………...6

  6. Коррекционная работа с аутичным ребенком………………………………………….8

  7. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………..9

  8. Рекомендации учителям по работе с леворукими детьми…………………………...10

  9. Причины появления агрессии у детей…………………………………………………11

  10. Портрет агрессивного ребенка…………………………………………………………12

  11. Как выявить агрессивного ребенка……………………………………………………13

  12. Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в группе детского сада или в классе…………………………………………………………………………………….14

  13. Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в группе детского сада или в классе…………………………………………………………………………………….15

  14. Работа с родителями агрессивного ребенка…………………………………………..15

  15. Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми…………..16

  16. Принципы работы с агрессивными детьми для педагога……………………………16

  17. Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми………………………..17

  18. Общие рекомендации к организации групповой работы с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства……………………………………………...20

  19. Работа с родителями детей с синдромом Дауна………………………………………21









РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

  11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).

  12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

  13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

  14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

  15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

  16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

  17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

  18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

  19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

  20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

  21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Методические рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ранним дифицитарным развитием (ДЦП).

  1. Подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребёнка с ДЦП.

  2. Правильная организация двигательного режима во время игр, занятий и во время сна. (воспитатель подбирает наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна).

  3. Во время работы необходима физкультурная пауза.

  4. Необходимо развивать тот или иной двигательный навык и воспитывать правильное о нём представление через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. НО! Овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого.

Воспитание двигательных навыков целесообразно проводить входе интересных и понятных для них игр; все предлагаемые ребёнку занятия должны соответствовать его двигательным возможностям.

  1. Развитие ручных навыков вести постепенно: научить произвольно брать опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать.

  2. Тесная работа специалистов с родителями.

  3. Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно.

  4. Необходимо терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, одобрение при неудачах, поощрение за малейший успех.

Методические рекомендации для учителя по работе с детьми с ранним дифицитарным развитием (ДЦП).

  1. Учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом.

  2. До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует.

  3. Учитель выясняет положительные черты характера на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

  4. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями.

  5. Перед приходом ребёнка с ДЦП в массовый класс, необходима предварительная работа с детским коллективом этого класса.

  6. Необходимо учитывать, что акт письма формируется крайне медленно.

  7. Учитель должен посадить учащегося с ДЦП на тот ряд и на ту парту, которые позволят ученику свободно стоять или выходить из-за парты; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции учебными принадлежностями.

  8. Понаблюдав учитель должен понять в какой позе ученику легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя.

  9. Необходимо рационально определить дозировки письменных и контрольных работ. ( индивидуальный подбор объёма и способа выполнения заданий).

  10. Необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий.

  11. Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно.

  12. При обучении чтению рекомендуется использовать специальные закладки.

  13. При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности.

  14. При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать особенности.

Рекомендации по работе с детьми с тотальным недоразвитием.

  1. Обязательно индивидуальный подход к каждому

  2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

  3. Кинестетическое и кинетическое восприятие.

  4. Воспроизведение формы, величины, цвета.

  5. Развитие зрительной величины и зрительной памяти.

  6. Развитие восприятия пространства.

  7. Развитие восприятия времени.

  8. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

  9. Помогать ребёнку там. Где ему сложно. Подбирать игры в соответствии со ступенькой его развития.

  10. Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход (натаскивание на формирование отдельных навыков).

  11. Необходимо создание условий ля улучшения возможностей развития ребёнка в целом.

  12. Коррекционные занятия проводятся по мере выявления психологом индивидуальных проблем в развитии и обучении.

  13. При организации коррекционной работы исходить из возможностей ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, в дальнейшем задание усложняется.

  14. Необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

  15. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены по времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащегося.

  16. Необходимо создание дополнительной стимуляции:

  • Простое переспрашивание, просьба повторить слово.

  • Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (совами «хорошо», «а дальше»)

  • Задавать вопросы о том почему ребёнок выполнил то или иное действие.

  • Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения.

  • Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом.

  • Демонстрация действия и просьба повторить его самостоятельно.

  • Обучение тому как надо выполнять задания.

  1. При подготовке и проведении занятий необходимо использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задачи.

Коррекционная работа с аутичными детьми.

  • Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

  • Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

  • Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

  • Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

  • Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

  • Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

  • Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но "коррекцию всей жизнью". Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).

  • Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

  • Помощь, необходимая малышу, больному аутизмом

  • Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая ребёнка-аута, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

  • Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.

  • Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.

  • Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.

  • Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.

  • Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.

  • Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью.

  • Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.



КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

  • Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

  • Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

Леворукий ребенок в школе

  • Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.

  • Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

  • Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

  • Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

  • До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

  • В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

  • Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.

  • Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

  • В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1.Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

4.Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного характера.

  • Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

  • Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

- зрительно – моторной координации;

- точности пространственного восприятия;

- зрительной памяти;

- наглядно – образного мышления;

- способности к целостной переработке информации;

- моторики;

- фонематического слуха;

- речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Рекомендации учителям по работе с леворукими детьми.

  • Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта.

  • Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо.

  • При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.

  • В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

  • Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

  • Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Причины появления агрессии у детей.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

  1. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

  2. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»).

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как выявить агрессивного ребенка

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Критерии агрессивности:

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в группе детского сада или в классе.

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка:

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.



Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность — 7—14 баллов.

Низкая агрессивность — 1—6 баллов.



Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.



Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в группе детского сада или в классе.

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях.

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.



Работа с родителями агрессивного ребенка

  • Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

  • Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей.

Главная цель подобной информации — показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст



Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.



Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.



Принципы работы с агрессивными детьми для педагога

- контакт с ребенком;

- уважительное отношение к личности ребенка;

- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

- сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Экстренное вмешательство взрослых при агрессивных проявлениях.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, подмести пол");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.



Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

1) Проведение коррекционной и поддерживающей работы.

2) Создание в группе эмоционального комфорта для детей.

3) Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.

4) Формирование адекватной самооценки.

5) Формирование навыков самоконтроля.

6) Учить навыкам сотрудничества.

7)Развитие творчества у детей.





Общие рекомендации к организации групповой работы с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства

1. Командный принцип работы.

Реализуется командный принцип через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются командные обсуждения специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития в целом и каждого из ее участников, обсуждаются изменения и трудности. Рекомендуется, чтобы с группой работали два – три специалиста, которые образуют рабочую команду. В общую команду раннего вмешательства входят такие специалисты: невролог, психолог, логопед, физический терапевт, педагог. Раз в три месяца проходит общее командное обсуждение, на котором специалисты делятся мнениями и, при необходимости, присоединяются к работе группы.

2. Психологический подход в работе с детьми.

Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с детьми и их родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает с группой детей. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

3. Особое внимание к взаимодействию с родителями.

Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).

4. Ограниченное количество детей в группе.

В группах для детей с синдромом Дауна рекомендуется не более четырех детей, так легче учитывать индивидуальные особенности ребенка. В тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.

5. Время занятия.

Не более 1,5 часа. В системе раннего вмешательства находятся дети с различной степенью задержки, которые не имеют опыта пребывания в кругу сверстников. 1,5 часа - это время, которое дети могут ''выдержать'' вместе и успевают адаптироваться.



Планирование групповой работы с детьми с синдромом Дауна.

  • Планирование групповой работы основывается на результатах диагностики ребенка и согласовывается с запросом и ожиданиями родителей. Знание родителей об особенностях ребенка, адекватное понимание ситуации в значительной степени влияет на эффективность групповой работы. Поэтому особое внимание уделяется прояснению и формированию запроса родителей - цели, которые могут быть достигнуты в результате сотрудничества специалистов и родителей. Работа с родителями позволяет установить отношения сотрудничества, оказывать эмоциональную и информационную поддержку, повышать уровень родительской компетентности.

  • До начала групповой работы нужно определить цели и задачи данной группы, которые ставят на 3 месяца. Затем команда специалистов оценивает динамику групповой работы, эффективность упражнений, достижения каждого ребенка и родителя. На основании этой информации и встречи с родителями принимается решение о необходимости изменения содержания упражнений, состава группы, специалистов, частоты и продолжительности занятий. Структуру занятия можно оставить неизменной, если упражнения остались актуальными для детей.

  • Структура занятия формируется до начала групповой работы и остается неизменной на протяжении всего времени групповых занятий. Содержание отдельных упражнений может меняться, при успешном освоении данного упражнения детьми.

  • Помещение и оборудование должны соответствовать целям группы. Важно учитывать, что оборудования и игрушек не должно быть слишком много, так как дополнительные стимулы отвлекают детей от выполнения задания, создавая трудности для детей и специалистов.

  • При формировании группы нужно учитывать возраст и особенности развития детей. Важно понимать, что возраст развития может отличаться от биологического возраста ребенка. Упражнения, которые предлагаются для группового занятия, выбираются специалистом с учетом возраста развития детей.

  • Необходимо учитывать, что развитие способностей в отдельных сферах (например, мелкой моторике, развитии речи) может значительно отличаться у детей с близким возрастом развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться ''очень простые'' и ''достаточно сложные'' задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.

  • При организации групповой работы необходимо соотнести запрос родителей с возможностями и особенностями развития детей. Определить модель групповой работы, которая позволит наиболее эффективно достичь целей, согласованных между специалистами и родителями. На этапе планирования важно определить роль каждого специалиста и родителей, для обеспечения эффективного взаимодействия команды специалистов и специалиста с ребенком во время занятия.

Цели создания группы:

1. Стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка с синдромом Дауна.

2. Создавать условия для социального развития ребенка, формирования навыков коммуникации с детьми и взрослыми.

3. Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.

4. Развивать личностные качества ребенка.

5. Подготовить ребенка к дальнейшей социализации и переходу в другие учреждения.

6. Вовлекать родителей в совместную реализацию целей индивидуального плана работы с ребенком.

Задачи группы:

1. Формировать навыки поведения в группе.

2. Развивать мотивацию, активность, инициативность и самостоятельность.

3. Формировать навыки предметной деятельности:

- учить выполнять орудийные, предметно-игровые и соотносящиеся действия с различными предметами и материалом.

4. Развивать сенсорное восприятие:

– формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;

– развивать пространственные представления;

– стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и речевых звуках;

– учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.

5. Формировать у детей конкретные представления об окружающем мире, придерживаясь тематической направленности.

6. Развивать наглядно-действенное мышление, память, внимание.

7. Развивать понимание обращенной речи:

– учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;

– учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением.

8. Развивать навыки общения:

– учить использовать различные формы общения с близкими взрослыми;

– учить работе с коммуникативным альбомом-словарем;

– поддерживать эмоциональные контакты с детьми.

9. Стимулировать развитие активной речи:

– учить произносить звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова;

– произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;

– учить отвечать на простые вопросы.

10. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.

11. Формировать умения и навыки выполнения движений:

– учить выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках; упражнения в кидании и ловле мяча; удары по мячу; упражнения в равновесии;

– развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности:

  • рисовать на листе бумаги, используя краски и кисть;

  • строить из конструктора совместно с взрослым;

  • развивать интерес, любопытство;

  • воспитывать желание рисовать, конструировать.

  1. Информировать родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Осуществлять реализацию задач группы совместно с родителями, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Запрос родителей

Запрос высказывается родителями и служит одним из оснований для определения целей и задач групповой работы.

В запросе обычно содержатся вопросы и пожелания родителей, направленные на понимание и преодоление трудностей в развитии ребенка с синдромом Дауна:

– рассказать об особенностях развития и способах стимулирования ребенка.

– научить ребенка понимать речь окружающих и разговаривать, соответственно возрасту;

– развить познавательные способности ребенка;

– сформировать навыки и умения, соответствующие возрасту;

– научить общаться со сверстниками и взрослыми;

– подготовить к поступлению в детский сад.

В ходе работы: дополнительной диагностики, консультаций со специалистами команды, бесед после занятий, дополнительных встреч с родителями запрос может конкретизироваться, дополняться.



У детей с синдромом Дауна могут наблюдаться:

  1. Черепно-лицевые нарушения: уплощенный и скошенный затылок; узкие глазные щели; эпикант; короткий нос; деформированные ушные раковины, приросшие мочки уха; высокое небо; большой язык; толстые губы.

  2. Выраженные диспластические изменения скелета, нарушения в строении конечностей, пальцев (короткие и широкие пальцы, мизинец искривлен, увеличение промежутка между первым и вторым пальцами стоп), поперечная складка ладони; нарушения в строении грудной клетки.

  3. Общая мышечная слабость (гипотония).

  4. Часто наблюдаются врожденные пороки развития внутренних органов: сердца, желудочно-кишечного тракта.

  5. Зрительные нарушения: астигматизм, близорукость, микрофтальм, врожденная катаракта.

  6. Эндокринные нарушения: ожирение, нарушение обмена веществ, недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах.

Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:

1. В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и вокализировать, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо осуществлять массаж для укрепления мышц губ и языка начиная с 3 месяцев.

2. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже.

3. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции.

Процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического и тактильного) замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны.

Внимание нестойкое, рассеянное: дети легко и часто отвлекаются под влиянием случайных факторов. Для ребенка с синдромом Дауна важно повторение изучаемого материала, помощь в перенесении опыта и навыков из одной учебной ситуации в другую.

В процессе обучения важно помнить о более медленном, чем у большинства детей, темпе мышления детей с синдромом Дауна.

4. Речь может развиваться позже, чем у остальных детей:

– В доречевой период наблюдаются более бедные голосовые реакции, снижение интонационно-мелодической выразительности вокализаций, несвоевременное возникновение или отсутствие певучего гуления, лепета.

– Особенности строения артикуляционного аппарата: высокое небо, макроглоссия, гипотония мышц должны учитываться при кормлении ребенка, а также при работе с логопедом или специалистом по ранней коммуникации.

– Развитие импрессивной речи опережает развитие экспрессивной речи. Дети выполняют простые инструкции, понимают окружающих в знакомой обстановке, хотя первые слова могут появиться в период от 2,5 до 5 лет. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей.

– Дети с синдромом Дауна для общения используют в основном существительные, глаголы, указательные местоимения, подкрепляемые жестами, имитациями звуков.

– В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.

5. Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как:

– Дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами, усваивании способов действия с разными игрушками, связанных с их физическими свойствами (вкладывание одного предмета в другой, катание, ударение предметов друг о друга, чтобы услышать звук).

– Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше.

– Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.

6. Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.

Работа с родителями детей с синдромом Дауна

Первая встреча

До начала осуществления групповой работы с детьми ведущий и сопровождающий специалисты организовывают встречу с родителями. Перед ее проведением специалисты изучают результаты предварительной диагностики, записи в карточках, данные о возрасте развития детей, полученные после обработки анкет KID или RCDI. Если с ребенком до групповой работы проводились индивидуальные занятия, то специалисты группы обсуждают особенности его развития с ведущим индивидуальных занятий.

На первой встрече

· происходит знакомство специалистов и родителей группы;

· проясняется запрос родителей и возможности его реализации на групповых занятиях;

· родителям разъясняется структура, формат группы – развивающие групповые занятия;

· специалисты формулируют цели и задачи, которые будут решаться на ближайших занятиях;

· проговариваются сроки работы группы и то, что группа закрыта – то есть, в течение учебного года новые дети в группе появляться не будут.

· обсуждается регулярность и длительность проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации).

· родители знакомятся со специальными методами, приемами и средствами работы, которые будут использоваться на занятиях и могут встретить непонимание. Например: работа с дополнительными средствами коммуникации – коммуникативными картинками.

Беседы после занятии

Родители всегда имеют возможность наблюдать за занятием в отдельной комнате. Эта комната отделяется от игровой специальным двусторонним зеркалом. После каждого занятия специалисты группы беседуют с родителями. Отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, которые приобретены на занятии, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности. Специалисты отвечают на вопросы родителей, проговаривают, на что необходимо обратить внимание дома, как можно провести предложенные игры и упражнения в домашней обстановке.

Текущие встречи

Один раз в 3 месяца проводятся встречи с родителями без детей. Перед этим повторно заполняется анкета КІD или RCDI. Анализ результатов первой и последующих анкет позволяет выявить динамику развития ребенка и отобразить ее на графике. В ряде случаев ребенок с синдромом Дауна может прогрессировать по одной или нескольким сферам (например: по крупной моторике, самообслуживанию, пониманию языка), а в других сферах (например: тонкая моторика, развитие речи, социальная) развиваться медленнее. Специалист должен быть готов объяснить родителям такое расхождение в показателях развития ребенка, проанализировать свою работу и в случае необходимости подкорректировать план развития ребенка. Обсуждаются достижения и трудности детей, их видение со стороны специалистов и родителей. Выделяются сильные и слабые стороны каждого ребенка.

На текущих встречах у родителей могут возникнуть вопросы типа: «Что делать если у ребенка не закрывается рот и выпадает язык?». В таких случаях специалист рекомендует делать активизирующий массаж для мимических мышц лица, губ и языка; получить лечение по основному заболеванию.

Таким образом, специалисты и родители проводят совместный анализ групповой работы, сравнивают свои впечатления. Рассматриваются задачи, которые будут решаться на следующем этапе. Обсуждается важность участия родителей в удовлетворении и выполнении индивидуальных рекомендаций специалистов.

Последняя встреча

Последняя встреча с родителями организовывается перед окончанием цикла занятий развивающей группы.

Встреча необходима

· для подведения итогов работы: очередного анализа результатов анкет; обсуждения родителями и специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных детьми; выделения трудностей, которые предстоит преодолеть;

· для проговаривания собственных впечатлений, эмоций;

· чтобы родители подготовили детей к окончанию занятий, проговорили с ними предстоящий момент расставания;

· для оказания поддержки родителям на пороге нового этапа в жизни семьи;

· для разработки и обсуждения программы на летний период (игр, упражнений, методов и приемов, которые будут использоваться дома);

· для обсуждения путей выхода из программы группы.

На этой встрече специалисты предлагают и обсуждают с родителями возможные варианты выхода из программы:

1. Переход в индивидуальный режим занятий с необходимым специалистом, например, с логопедом.

2. Поступление в специализированный или массовый детский сад.

3. Посещение другого реабилитационного центра.

4. Продолжение занятий в развивающей (логопедической, интегративной) группе Центра раннего вмешательства.

27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!