5.Изучение нового материала | Какие главные отличительные признаки у реки? По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично) «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло» Вы назвали разные признаки, давайте сформулируем определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером. Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом. Те учащиеся, которые смогли правильно сформулировать определение, ставят себе «+» в маршрутный лист, и т.д. по мере правильных ответов. Чем больше плюсов, тем больше шансов получить «5». Работа с учебником Давайте рассмотрим, из каких частей состоит река. Рис.73 стр.109. Учитель объясняет: Исток – это начало реки, а устье – это место, куда река впадает. (Привести примеры. Исток – озеро, болото, родник, ледник в горах. Устье – море) Слайд №8. Элементы реки. Объясняет, что река имеет притоки. Чтобы определить, какой приток у реки – правый или левый, необходимо встать лицом к устью, а спиной к истоку, тогда справа будет правый приток или берег, а слева – левый. Наглядно это можно продемонстрировать на макете. Объяснение: река с притоками – это речная система, а площадь суши, с которой река собирает воду, называют речным бассейном. Границами речных бассейнов служат водоразделы – линии на поверхности Земли, обычно идущие по возвышенностям или горам. (можно также показать на макете). Работа с картой. А теперь научимся показывать реки на карте. Реку показывают в направлении от истока к устью. Итак, кто попробует показать на карте Волгу, Енисей, Нил, Обь. В начале урока мы сравнили реку с кровеносными сосудами человека. А чем еще похожа река на живой организм? Она питается? Откуда же берется вода в реке? Слайд №9. Самая полноводная река – это Амазонка. Найдите на карте. Слайд №10. Самая длинная река – Нил, в Африке. Слайд №11. | Пытаются сформулировать определение понятию «река». Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку Изучают рисунок, отвечают: - Исток, верхнее течение, среднее и нижнее течение, устье. Дети сначала ищут в атласе, а затем по одному выходят к доске и показывают (1-2 человека по желанию). Ставят «+» в марш.лист Отвечают. Работают с атласом | Устные ответы Устные ответы Устные ответы За правильные ответы ставят «+» |