СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформа управления Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи: -познакомить учащихся с реформами управления, проведёнными Петром Первым в годы своего правления

предметные:

  • Применять приёмы исторического анализа
  • Определять исторические процессы и события во времени;
  • Анализировать взаимосвязь между экономическими и социальными явлениями
  • Использовать приёмы исторического анализа

метапредметные:

коммуникативные

  • умение взаимодействовать в парах, с учителем,
  • организовывать учебное сотрудничество, работая в группах
  • формулировать и аргументировать своё мнение

регулятивные

  • формулировать проблему и ставить учебные задачи,
  • осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей
  • осуществлять рефлексию своей деятельности

познавательные

  • передавать содержание в сжатом виде;
  • выделять обобщённый смысл и формальную структуру учебной задачи;
  • строить логические заключения;
  • устанавливать причинно- следственные связи;

личностные:           

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,
  • развивать творческие способности через активные формы деятельности
  • осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений;
  • расширять опыт оценочной деятельности;

Просмотр содержимого документа
«Реформа управления Петра I»

Дата проведения урока – 24.01.2022

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме:

«Реформа управления Петра I»

Цель и задачи: -познакомить учащихся с реформами управления, проведёнными Петром Первым в годы своего правления

предметные:

  • Применять приёмы исторического анализа

  • Определять исторические процессы и события во времени;

  • Анализировать взаимосвязь между экономическими и социальными явлениями

  • Использовать приёмы исторического анализа

метапредметные:

коммуникативные

  • умение взаимодействовать в парах, с учителем,

  • организовывать учебное сотрудничество, работая в группах

  • формулировать и аргументировать своё мнение

регулятивные

  • формулировать проблему и ставить учебные задачи,

  • осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей

  • осуществлять рефлексию своей деятельности

познавательные

  • передавать содержание в сжатом виде;

  • выделять обобщённый смысл и формальную структуру учебной задачи;

  • строить логические заключения;

  • устанавливать причинно- следственные связи;

личностные:

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

  • развивать творческие способности через активные формы деятельности

  • осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений;

  • расширять опыт оценочной деятельности;

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока: (сл. 2)

1) Создание Сената и коллегий.

2) Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3) Реформа местного управления.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник

Основные понятия:

Основные даты:

Персоналии: Пётр Первый

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы вами говорили о начале Северной войне, которая длилась 21 год. Давайте выясним, как вы усвоили этот материал.

3. Актуализация знаний. Целеполагание и мотивация.

План урока:

1) Создание Сената и коллегий.

2) Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3) Реформа местного управления.

Создание проблемной ситуации. ( сл. 3)

- Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

1. Создание Сената и коллегий.

( сл. 4)

- Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.

- В 1699 г. вместо Боярской думы была организована Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.

- Что такое Боярская дума? Кто в неё входил?

- Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, ставшего высшим правительственным учреждением.

( сл. 5) В первый состав Сената вошли девять ближайших к царю сановников:

1) граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин,

2) боярин Тихон Никитич Стрешнев,

3) князь Пётр Алексеевич Голицын,

4) князь Михаил Владимирович Долгоруков,

5) князь Григорий Андреевич Племянников,

6) князь Григорий Иванович Волконский,

7) генерал Михаил Михайлович Самарин,

8) генерал Василий Андреевич Апухтин

9) Назарий Петрович Мельницкий.

Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин.

( сл. 6)

- Первоначально создание Сената было обусловлено необходимостью управлять государством во время частых отлучек Петра I. В конечном итоге Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Однако, несмотря на широкие полномочия и высокий статус, Сенат не подменял собой царя и не ограничивал его власти. Вскоре была учреждена должность фискалов, в обязанности которых входили тайный надзор и сыск нарушителей государственного порядка, взяточников, воров. Фискалы назначались и на местах, осуществляя контроль за местными властями. Им были даны неограниченные полномочия. Источники свидетельствуют, что фискалов не наказывали даже за ложный донос.

- В 1722 г. над деятельностью Сената также был установлен контроль. Была введена должность Генерал прокурора, которую занял видный государственный деятель и дипломат Павел Иванович Ягужинский. Он был посредником между Сенатом и государем, заведовал делопроизводством и руководил прокуратурой.

- Пётр называл Генерал-прокурора «оком государевым».

- Что такое приказы? Когда они появились? (органы центрального управления в России в 16 - начале 18 вв.)

( сл. 7)

- В 1718—1721 гг. громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий. Новые органы центрального управления отличались от приказов двумя принципами: они управлялись коллегиально, и функции их были чётко разделены. Первоначально было учреждено 11 коллегий. Каждая из них ведала определённой отраслью управления. Прочитайте материал на стр. 36 – 1 абзац и выпишите названия коллегий и их функции.

- Давайте проверим ( сл.8)

Коллегия иностранных дел — внешней политикой,

Адмиралтейская — флотом,

Военная — сухопутными войсками,

Камер-коллегия — доходами,

Штатс-коллегия — государственными расходами,

Мануфактур-коллегия — промышленностью,

Главный магистрат на правах одной из коллегий ведал городами, Преображенский приказ — политическим сыском,

Вотчинная коллегия — дворянским землевладением.

- Для руководства их деятельностью были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Подчинялись коллегии непосредственно Сенату, который совместно с царём назначал их президентов.

- Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия, находившиеся в ведении самого императора.

- Многие принципы организации государственного управления (принцип совещательности, жёсткого подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим, чёткого разделения полномочий между ведомствами) Пётр заимствовал у Швеции, своего противника в Северной войне.

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

( сл. 9)

- В 1714 г. Пётр подписал Указ о единонаследии, запрещавший дробление дворянских имений, так как это часто приводило к разорению дворян. Этот указ юридически ликвидировал различие между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

( сл. 10)

- В 1722 г. император принял Табель о рангах.

Работа с раздаточным материалом

Теперь старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Согласно новому закону служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от мичмана до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

- Как вы думаете, что давала такая система простому человеку? (Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.)

3. Реформа местного управления.

( сл. 11)

- Реформа управления коснулась и местных учреждений. Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния.

- В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. — Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую.

( сл. 12 - 13)

- Во главе каждой губернии стоял губернатор или генерал-губернатор с административными, полицейскими, финансовыми, судебными функциями. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подчинённых им губерниях. В дальнейшем, в 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Высшей территориальной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, в гражданских же делах они напрямую подчинялись Сенату.

( сл. 14)

- Особый режим местного самоуправления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.

- Главной целью реформы административно-территориального устройства страны было укрупнение ключевых территориальных единиц для централизации власти на местах.

( сл. 15)

В 1699 г. в России началась городская реформа. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы городов. В её состав вошли бурмистры — должностные лица, избиравшиеся посадским населением. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу.

- Ратуша стала центральным государственным учреждением для управления городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и финансовым учреждением, и высшей судебной инстанцией для городского населения. Земские бурмистры все доходы и подати отправляли в Ратушу.

- В 1718 г. большинство полномочий Ратуши было сосредоточено в Коммерц-коллегии, которая должна была заботиться не только о развитии торговли и промышленности, но и о сословных интересах торгово-промышленного населения России. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата. Члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах.

4. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

( сл. 16)

- Давайте вернёмся к тому вопросу, который мы поставили перед собой в начале урока. ( сл. 16)

- Выскажите своё мнение.

- Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысили централизацию и эффективность государственного управления и способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии, но с другой — привели к формированию «регулярного государства», основанного на бюрократизации государственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти.

5. Рефлексия.

- Я понял…

- Мне было непонятно…

- Для меня было открытием …

- Мне далось легко …

6. Домашнее задание.

§ 5, записи, раб. тетрадь


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!