СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия в Дополнителном образовании

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия в Дополнителном образовании»

Тема - Знакомство с понятием «рефлексия», «рефлексивный подход», «рефлексивные умения». Моделирование рефлексивных фрагментов занятия.



Задания:

1. Выписать понятия.

2. Составить схему «виды рефлексий».

3. Подобрать 10-12 приёмов рефлексивного подхода на занятии.

4. Подготовиться к демонстрации одного из приёмов.



1. Рефлексия - обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.

Рефлексивный подход в организации дополнительного образования предполагает использование в процессе образовательной деятельности личностных механизмов рефлексии, то есть осознание субъектом деятельности ее элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа. (ист.: Рефлексивный подход (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, В. А. Лефевр, Н. И. Непомнящая, В. М. Розин, И. Н. Семенов, Г. П. Щедровицкий).

Рефлексивные умения - имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля.

К рефлексивным умениям относят:

• адекватно воспринимать себя;

• ставить цели деятельности;

• определять результаты деятельности;

• соотносить результаты с целью деятельности;

• определять наличие ошибок в собственном поведении;

• описывать прожитую ситуацию.

Приемы рефлексии:

«Цветик-семицветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;

  • солнышко с тучкой;

  • тучку;

  • тучку с дождиком;

  • тучку с молнией.

Рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

«Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки

«Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …







Как вариант, рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… - Теперь я знаю…);

Прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Значение каждого пальца соответствует определенному понятию, загибая их по очереди, учащиеся озвучивают следующие моменты занятия, темы:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»

«Плюс-минус-интересно»

Содержание: предлагается заполнить таблицу из трех граф:

- в графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей;

- в графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

- в графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к педагогу. 

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки
кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно педагогом зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Автопортрет»

Цель упражнения:

- формирование умений распознавания незнакомой личности;

- развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас.

Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.

Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из учащихся другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.

По окончанию задания учащиеся садятся в круг и делятся впечатлениями.



«Без маски»

Цель упражнения:

- снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;

- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».

Каждому учащемуся дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

- «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

- «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...»

- «Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."

- «Верю, что я ...»

- «Мне бывает стыдно, когда я ...»

- «Особенно меня раздражает, что я ...» и т.п.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!