Тема - Знакомство с понятием «рефлексия», «рефлексивный подход», «рефлексивные умения». Моделирование рефлексивных фрагментов занятия.
Задания:
1. Выписать понятия.
2. Составить схему «виды рефлексий».
3. Подобрать 10-12 приёмов рефлексивного подхода на занятии.
4. Подготовиться к демонстрации одного из приёмов.
1. Рефлексия - обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.
Рефлексивный подход в организации дополнительного образования предполагает использование в процессе образовательной деятельности личностных механизмов рефлексии, то есть осознание субъектом деятельности ее элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа. (ист.: Рефлексивный подход (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, В. А. Лефевр, Н. И. Непомнящая, В. М. Розин, И. Н. Семенов, Г. П. Щедровицкий).
Рефлексивные умения - имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля.
К рефлексивным умениям относят:
• адекватно воспринимать себя;
• ставить цели деятельности;
• определять результаты деятельности;
• соотносить результаты с целью деятельности;
• определять наличие ошибок в собственном поведении;
• описывать прожитую ситуацию.
Приемы рефлексии:
«Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
«Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки
«Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Как вариант, рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… - Теперь я знаю…);
Прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Значение каждого пальца соответствует определенному понятию, загибая их по очереди, учащиеся озвучивают следующие моменты занятия, темы:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»
«Плюс-минус-интересно»
Содержание: предлагается заполнить таблицу из трех граф:
- в графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей;
- в графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- в графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к педагогу.
«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки
кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно педагогом зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Автопортрет»
Цель упражнения:
- формирование умений распознавания незнакомой личности;
- развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас.
Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из учащихся другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
По окончанию задания учащиеся садятся в круг и делятся впечатлениями.
«Без маски»
Цель упражнения:
- снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;
- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».
Каждому учащемуся дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
- «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
- «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...»
- «Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
- «Верю, что я ...»
- «Мне бывает стыдно, когда я ...»
- «Особенно меня раздражает, что я ...» и т.п.»