СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия, как средство, актуализирующее собственное личностное развитие ребенка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе вы узнаете, как учитель должен донести знания учащимся ,как научиь ребенка ставиь цели,как разрабатывать план их достижения, анализировать свои действия,   

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия, как средство, актуализирующее собственное личностное развитие ребенка»

Долженкова Е.В.

Учитель математики МБОУ «СОШ№118»

- Г. Барнаул

Рефлексия , как средство, актуализирующее собственное личностное развитие учащегося.

От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных стремительным развитием нашего общества. Для того чтобы быть успешным , они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из множества вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность. Поэтому современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению урока, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учитель должен донести знания, заинтересовать своим предметом, а самое важное научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу и самостоятельно ее решать. Формированию такого умения помогает мощный инструмент психолого-педагогических исследований , средство, актуализирующее собственное личностное развитие учащегося- рефлексия. Что же такое рефлексия?

Рефлексия-это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. Проще - это «разговор с самим собой». Именно учитель должен сформировать

этот навык у учащихся. Он должен так организовать учебную деятельность ребенка, чтобы тот захотел говорить о проведенном уроке. Рефлексия поможет ученикам сформулировать получаемые результаты и скорректировать свой образовательный путь. Цель рефлексии- не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы со способами и методами, которые применили другие ученики.

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

-проектировочная(проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

-организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

-коммуникативная (продуктивное общение участников учебного процесса);

-смыслотворческая (формирование осмысленности действий);

-мотивационная ( определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

-коррекционная ( побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. Рефлексия деятельности

  3. Рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма и т.д.

Остановимся более подробно на рефлексии деятельности на уроках математики.

Рефлексия деятельности

Необходима

для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

Вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:

Что я сделал?

С какой целью?

Почему я это делаю так?

Какой результат я получил?

Какой вариант лучше?

Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные

В своей педагогической практике я использую такие приемы организации учебной деятельности, которые позволяют учащимся осмыслить способы своей работы найти наиболее рациональные.

В курсе математики 6 класса перед ребятами открывается новый мир чисел- « Отрицательные числа». Перед ребятами стоит задача : «Рассчитать бюджет семьи ,учесть доходы всех членов семьи и расходы (квартплата, кредит, оплата секций, школьного питания, и т.д.). Возникает проблема , как выполнить действия с отрицательными и положительными числами?

Чтобы решить эту проблему , мы проходим несколько этапов.

  1. Работа с термометром.

Смысл каждого равенства можно объяснить так: начальное значение температуры уменьшается (увеличивается) на данное число градусов, и, в результате, получается конечное значение температуры.

-5 начальное значение температуры

-7 уменьшается (+7увеличивается) на данное число градусов

-5-7=-12 конечное значение температуры

Задание: Какие изменения температуры описывает следующее равенство:

А) 2+5=7 Б) -10+15=5

Ответ дает ученик письменно , сверяя свой ответ с ответом на доске или устно, работая в паре.

2.Работа с координатной прямой.

6-8=?

Чтобы найти значение данного выражения с помощью координатной прямой, рассматриваем перемещение точки 0 вправо на 6 единичных отрезков, затем влево на 8 единичных отрезков.

Где оказалась точка? В точке -2. Значит ,6-8=-2

Задание: Найти значение данного выражения с помощью координатной прямой а) +8+3=? б)+8-6=? В) +8-8=? Г) +8-10=?

Объясните решение с помощью координатной. Что вы заметили? Когда произошел переход через 0?

3.Используя понятие «доходы и расходы» или «прибыль и убытки».

«+»-«доходы, прибыль, зарплата»

«-»-«расход, убыток, долг»

+10+12= « доход и доход» , чем мы располагаем?=22 «доход»

-10-12= « расход и расход», чем мы располагаем? =-22 «расход»

Какое действие выполняли с числами 10 и 12? Сложение.

Какой можно сделать вывод?

-10+12= «расход и доход» , чем мы располагаем?=2 «доход»

+10-12= «доход и расход» , чем мы располагаем? = -2 «расход»

Какое действие выполняли с числами 10 и 12? Вычитание.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: сложение «+»,если числа одинакового смысла

вычитание «-», если числа противоположного смысла

А знак у результата?

Когда учащиеся активно поясняют свои действия, работая в парах, в группах, проблемы с определением знака не возникает.

На данном этапе каждое действие ребенка сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).



Задание: Объясните смысл выражения тремя способами:

-14+3 + 25-14 -4-23

  • как движение вдоль координатной прямой,

  • как изменение температуры,

  • с использованием понятия «доходы и расходы».



Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задания по новому, усвоенному способу и сам оценивает – насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило. На данном этапе учащиеся , анализируя свою работу, выбирают для себя наиболее понятный способ.



Задание: Не вычисляя значения выражений 26-54; 64-21; -45-23;-32+24;

распределите их на две группы

Результат положительный

Результат отрицательный

Дополните колонки своими примерами.

Цель данного задания – научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример, правило, выражение вызвали затруднения. Удобнее всего работать по вопросам:

  • Какое задание я выполнял?

  • Какое знание я использовал?

  • Каким способом я решал проблему?

  • Что сделал сначала? Потом?

  • Где возникло затруднение?

  • Почему? Чего мне не хватает для правильного решения?



Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам провести рефлексию:

Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает понятия по данной теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме. Все сведения записываются на доске (в корзину). Сразу видно, кто активно «наполняет корзину», а кому требуется помощь.

Таким образом, рефлексия является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что позволит быть успешным во взрослой жизни.



Источники информации:

    1. Boлодap Виктopoвич Кpaeвcкий, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ. Copyright 2011 © Элитариум (www.elitarium.ru)

    2. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель,2008

    3. Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение

    4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

    5. Приемы технологии РКМ 

    6. Ширяева В.А. ТРИЗ-Педагогика менеджеру современной школы.- М.: Сентябрь, 2008.

    7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

    8. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"[10]






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!