СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Речевое развитие в норме (консультация для родителей)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

«Речевое развитие в норме

(консультация для родителей)»

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р. п. Дмитриевка 2020

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а так же это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

С малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Конечно, это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка.                   

Ведь они их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь учителя-логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой. От 1,5 до 3 мес. - «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу. От 3 до 6 мес. - так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле. От 6 до 9 мес. - «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма. От 9 мес. до 1 года - первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу. От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!» С 1 года 9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап - первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте. От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи. От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к учителю-логопеду.

Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психолингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника - «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

Еще один очень важный момент - стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову.

Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря.

Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное - руководствоваться принципом «Не навреди».

Итак, речь ребенка это важнейшая черта становления его личности. От развития речи зависит, какой личностью станет будущий школьник. Родителям нужно стремиться к тому, чтобы речь их детей стала правильной, красивой и совершенной.

 

Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие в норме (консультация для родителей)»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»





«Речевое развитие в норме

(консультация для родителей)»






ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна


















р. п. Дмитриевка 2020

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а так же это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

С малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Конечно, это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка.

Ведь они их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь учителя-логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.
От 1,5 до 3 мес. - «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.
От 3 до 6 мес. - так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.
От 6 до 9 мес. - «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.
От 9 мес. до 1 года - первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.
От 1 года 6 мес. до 1 года
9 мес. - первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»
С 1 года 9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап - первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.
Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.
От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к учителю-логопеду.

Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психолингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника - «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

Еще один очень важный момент - стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову.

Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря.

Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное - руководствоваться принципом «Не навреди».

Итак, речь ребенка это важнейшая черта становления его личности. От развития речи зависит, какой личностью станет будущий школьник. Родителям нужно стремиться к тому, чтобы речь их детей стала правильной, красивой и совершенной.




































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»






«Как выполнять артикуляционную гимнастику

(консультация для воспитателей)»






ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна














р. п. Дмитриевка 2020

Цель артикуляционной гимнастики  - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. 

 При произнесении различных звуков каждый участвующий  в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся  не изолированно, а плавно, один  за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить сложные звуки, его язык и губы должны быть сильными и гибкими, долго удерживать нужное положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет, достигнут нужный эффект.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Гимнастика проводится ежедневно по 5 - 7 минут.

2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

3. Комплекс на 1 занятие включает 5 -7 упражнений для губ и языка.

4. Каждое упражнение выполняется по 5 - 10 раз.

5. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Перечень артикуляционных упражнений:

Упражнение «Лягушка» – «Хоботок»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой –получится хоботок, как у слоненка.

Упражнение «Заборчик»

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

Упражнение «Лопаточка» – «Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Упражнение «Чистим зубки»

Упражнение «Качели» Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

Упражнение «Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Упражнение «Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Упражнение «Чашечка»

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху - вниз.

Упражнение «Лошадка»

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.

Упражнение «Грибок»

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Упражнение «Барабан»

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д – д – д – д»

Итак, четкое произношение звуков, слов, фраз детьми дошкольного возраста зависит от достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, способности перестраиваться и работать координировано. Для этого необходимо проводить систематическую работу по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая должна проводится как учителем-логопедом, так и воспитателями ДОУ в форме артикуляционной гимнастики.





































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»




Мастер-класс

«Работа воспитателя над звукопроизношением детей»






ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна


















р. п. Дмитриевка 2020

Цель: познакомить участников мастер-класса с приемам автоматизации звуков; упражнять в применении приемов автоматизации звуков.

Задачи:

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых приёмов для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе работы учителя-логопеда и воспитателя по автоматизации звуков у воспитанников, имеющих речевые нарушения.

Ход мастер класса.

Добрый день уважаемые коллеги!

Свой мастер класса я начну с притчи: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: Скажет живая я ее убью, скажет мёртвая выпущу. Мудрец, подумав, ответил: Всё в твоих руках. А в наших руках, чтобы ребенок научился правильно разговаривать.

Теоретическая часть.

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить учитель-логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звука. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в словах, которые отличаются только этими звуками: шок - сок, шар- жар, лак- рак, щель- цель и т.д.

Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Что затрудняет автоматизацию звуков: - наличие патологии в строении артикуляционного аппарата; - наличие неврологической симптоматики у ребенка; - недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка; - отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением.

Последовательность автоматизации звуков: в слогах в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи.



1. Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Проведи слог по дорожке», «Слоговая лесенка», «Пальчики здороваются», «Помоги белочке» и др.

При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаю задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са ас, со ос).

На этом этапе работы я использую такие игры: «Разрезные картинки», «Пианино».

2. Автоматизация звуков в словах.

Сначала осуществляется с опорой на слоги (са сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук в конце и середине слова. Для автоматизации звуков необходимо использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов, так же использую задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук, придумывание слов с запри автоматизации звуков в словах детям очень нравятся игры «Рыбалка», «Собери цветок», «Напои куклу чаем», «Построй домик», «Собери бусы», «Украсим елочку», «Что под листочком».

Для развития фонематического восприятия звуков можно использовать игру со «Звукоедом», который «похищает» звук, а дети должны спасти звук вернуть его в слово и сказать это слово правильно. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.

3. Автоматизация звуков в предложениях.

Необходимо проводить на базе отработанных слов. Вначале предлагаем предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). Работа осуществляется либо путем повторения предъявляемого речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложения». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными).

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы необходимо использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того чтобы вызвать интерес, я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на детской доске, пересказы драматизации, стихи драматизации.

Таким образом, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Практическая часть.

Автоматизация звука в слогах.

Игра «Лесенка». Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук. «Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук. Упражнение - игра на пианино, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ- РЭ-РЭ РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. А затем все 5 песенок - слогов играть вместе: РА-РО-РУ- РЭ-РЫ.

Автоматизация в словах.

Игра «Вертушка». Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.

Автоматизация звуков в предложениях.

Игра «Кто соберет быстрее вещи». Игра «заменяйка». «Живые предложения». Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов.

Слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными). В конце предложения нужно ставить знак точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок точка, на кулачок ставится прямая рука восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса вопросительный знак.

Автоматизация звуков в связной речи.

Дифференциация «с-ш» в словах. Игра «Про Емелю».

Рефлексия.

Отлично, молодцы! Трудно?

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание.

Оценка проведения мастер класса (в баллах).



Мастер класс  для воспитателей.

Тема «Секреты логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. 
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, 
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

Оборудование:  зеркала, ватные диски и палочки, «Су-джок», вертушка, воздушные шары.
Цель: предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. 
Задачи:
1.    Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2.    Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
•    развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
•    последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
•   профилактика речевых нарушений. 

Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

1 этап. Работа по развитию артикуляционного аппарата.

       Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. 
      Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. 
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.  

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики.

 (Логопед, показывает речевые упражнения, дети выполняют перед зеркалом, родители контролируют правильность выполнения.)

  • Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

  • Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

  • Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

  • Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

  • Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

  • Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

2 этап. Работа над общей и мелкой моторикой.

     У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может  развиться дисграфия  (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.    

Развитие мелкой моторики.

1.    Массажный мяч.
2.    Шар с резинками.
3.    Прищепки.
4.    Су-джок терапия.

3 этап. Развитие правильного речевого дыхания.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. 
С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнения для речевого дыхания:

1.    Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). 
2.    Сдуть вату с кончика носа.
3.    Надуем шарик, не раздувая щеки.
4.    Вертушка, губы.
          4 этап. Развитие фонематического слуха.

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. 
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Игры на развитие фонематического слуха.

 «Услышишь – хлопни».

1.Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).

2.Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
            5 этап. Постановка звука [Р].

   Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

6 этап. Автоматизация звука [Р] .

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах:

р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.

3.    ра – ро – ру – ры

Рефлексия. Отлично, молодцы! Трудно? Трудно

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание.

Мастер-класс учителя-логопеда для родителей

« Играем - звуки закрепляем»

Цель: повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения воспитателей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
- повышать уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах речевого развития детей;

- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-воспитатель- учитель-логопед;

- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;

- познакомить участников мастер – класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

Участники мастер – класса:

учитель – логопед первой квалификационной категории Н.А. Середина;

воспитатели детских групп, посещающих занятия учителя-логопеда ДОУ.

Выставка пособий: дид. игра «Дорожка», дид. игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», дид. игра «Собери ромашку», дид. игра «Магазин», дид. игра «Волшебный мешочек» и т.д.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, доска, маркеры, хлебная соломка, соломка для коктейля, маленькие конфеты, макароны, горох, кубики, мелкие игрушки, шнурки, мяч, «волшебный мешочек», памятки.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе «Играем – звуки закрепляем». Для дошкольника воспитатель – непререкаемый авторитет и образец для подражания. Поэтому так важно ваше участие в коррекционной работе. Работа по исправлению звукопроизношения включает три основных этапа: подготовительные упражнения, постановка звука, закрепление (автоматизация) звука. Подготовительные упражнения направлены на развитие правильного восприятия звука на слух, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи. Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.

Сегодня, здесь присутствуют воспитатели дошкольников, с которыми мы уже работаем. У большинства детей отмечается положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи, то есть изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или учителя-логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете – в чем кроется причина таких проблем?

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.

Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Сегодня вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию звуков.

Практическая часть

Начнем с подготовительных упражнений – артикуляционной гимнастики. В процессе её выполнения важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру с использованием любимых детьми сладостей и различных предметов, которые любят дети.

Для укрепления мышц языка можно предложить ребенку вылизывать сначала мелкую тарелку, потом глубокую миску, затем большую ложку, после этого чайную ложку, горчичную ложечку. Что можно использовать для намазывания этих предметов? (родители перечисляют: варенье, сгущенку, мед, кисель, сметану и т. п.) все, что нравится ребенку и не вызывает аллергии.

Развитию точных, дифференцированных движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки ( слайды, родители делают упражнения с соломкой):

- удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны, вверх, вниз

«Сделай усы»: прижать соломинку к носу верхней губой, кончиком языка

- удержать как можно дольше на широком язычке

- прижать к верхним зубам

- зажать между нижними зубами и языком

Используя маленькие конфеты (или сухие завтраки, выполняем упражнение «чашечка», пытаясь удержать шарик. Использование сладостей стимулирует выполнение этого сложного упражнения, требующего подъема боковых краев языка.

Намазав верхнюю губу вареньем, попросите ребенка слизать его широким языком и назвать, какое варенье (малиновое, яблочное, клубничное, сливовое и т. п.)

Чтобы ребенок лучше различал звуки, попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? (родители перечисляют названия блюд). Если ребенок затрудняется, предложите ему сделать выбор: Сварим суп или лапшу? Сделаем салат или винегрет? Будем пить чай или сок? Приготовим сырники или запеканку?

По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки; предложите ребенку вымыть посуду со звуком – л- (ложки, половник, тарелку, салатник, потом со звуком – ч- (чашку, чайник)

Игры для закрепления звука в речи (проводятся с родителями):

Возьмите маркеры и бумагу, мы поиграем в игру «Заведем машину». Рисуем дорогу, с заправками, посадками, остановками. В начале дороги рисуем машину и просим ребенка завести машину дррррррр. А когда мотор заведется, то можно поехать дальше РРРРРРРРР.

«Поющие линии». Ребенку даются цветные карандаши. Берем красный карандаш и рисуем длинную линию, произнося заданный звук, тем сам автоматизируя. Разные цвета - разные звуки.

Игра «Дорожка», в которой ребенку предлагается, произнося звук, выложить дорожку из крупы. Родителям можно предложить проиграть и выложить дорожку, например, с помощью пинцета из гороха и макарон.

При проигрывании можно задать вопрос: Чем же еще можно заменить крупу?

Да любыми другими мелкими предметами, имеющимися в доме: пуговицами, бусинами, шашками и т. д. Обращаем внимание родителей на то, что помимо автоматизации звука мы развиваем и мелкую моторику рук.

Игра «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: Выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

«Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: Назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р». Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:

- называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком;

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л].

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например,: весна — автобус — слон — нос — сова...

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

«Волшебный мешок». Ребенку предлагается из мешка достать предмет и произнести слово, четко проговаривая автоматизированный звук.

Таких игр существует очень много. Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий! Спасибо за внимание! (Раздаю памятки родителям).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!