Урок русской литературы в 5-м классе.
Тема: Реальное и фантастическое на страницах повести Н.В. Гоголя
« Ночь перед Рождеством»
Цели: образовательные: - подробно анализировать отрывок из повести
- дать понять фантастику автора как художественный прием
- гипербола как изобразительно-выразительное средство
- фантастика как прием, придающий произведению народность
развивающие: - развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие навыки
-воспитательные: - воспитывать интерес к слову;
- воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;
- воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;
- формировать нравственно-эстетические идеалы.
Планируемые результаты:
Предметные: умение применять литературоведческие понятия для характеристики текста, выразительное и осознанное чтение.
Метапредметные:
личностные: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, работать по плану, алгоритму, высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль, самостоятельно и совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения материала; делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической и монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: - медиапрезентации
- интерактивная доска
Ход урока: 1. Оргмомент.
- Начнем урок с небольшой игры. ( Слайд 1. ) Как можно пользоваться этими предметами? У кого какие предположения? Кто найдет самое оригинальное предположение, тот и победит. Тому мы вручим медаль " Великий фантазер". ( Предполагают, что на ковре, метле можно полететь, можно открыть книгу и попасть в разные страны и.т.д.)
2. Мотивация учебной деятельности.
- Как вы думаете, почему я начала урок с этой игры?
-Можно ли Н.В.Гоголя назвать тоже мастером фантазии?
- Встречаются ли такие необычные ситуации в повести " Ночь перед Рождеством?"
- Встречаются ли моменты, ситуации, близкие нашей жизни?
3. Целеполагание.
- Итак, сегодня мы проведем урок « Реальное и фантастическое на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы должны будем определять, что реального и фантастического в отрывке , который мы прочтем сегодня на уроке. И почему автор вводит фантастику, когда рисует реальное?
4 .Актуализация знаний.
-Беседа по прочитанному .
- Из отрывков , которые мы уже прочитали , вам известно, что повесть эта похожа на сказки. Тут , как и в сказках , много фантастики . Что фантастического вы находите в уже прочитанном? ( Сказочные фантастические существа: черт, ведьма, фантастические ситуации: черт крадет месяц, ведьма летает на метле и собирает звезды и.т.д.) Рассказывается в повести еще и об обычных людях. Каких героев мы отнесем к обычным деревенским людям? ( красавица Оксана, Кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и девушки). При чтении каких эпизодов вам было смешно? (когда автор рассказывает о картине, где Вакула нарисовал как черта бьют чем попало и выгоняют из ада ; в доме Солохи, когда герои прячутся друг от друга, когда дьяк и Чуб оказались в одном мешке и.т.д.) Итак, нам было и смешно, и интересно . Как вы думаете , ребята, для чего Гоголь рисует своих героев так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает недостатки героев?) А теперь давайте вспомним , про каких людей мы прочитали в повести?
Мне хотелось бы убедиться , насколько хорошо вы прочитали текст, как поняли прочитанное.
- Узнайте героя по фразам , взятыми из текста:
… уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как обжегшись, пососал пальцы ( Черт)
…. Долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться ( Чуб)
….долго еще принаряживалась и жеманилась ( Оксана)
….что я за баба! Не дам никому смеяться над собою…( Вакула)
…Мне не хочется встретиться с дьяком… ( Голова)
….. сердечно рад этому случаю погулять немного у нее и не испугался метели ( дьяк)
.. металась как угорелая и , позабывшись, дала знак … ( Солоха) ….
….крепко занят был галушками…. ( Пацюк)
- Каких людей изображает автор? ( черт мстительный, любят погулять, выпивать, легкомысленных, хвастливых( Оксана), упрямых, трусливых)
- Работа в группах. « Немое кино»
- А теперь проверим , как вы ориентируетесь в прочитанном . Каждая группа должна будет советоваться , как показать заданную вам ситуацию. Некоторые будут изображать немые сцены, другая группа будет отгадывать: какой это эпизод и найти и зачитать эпизод или сделать краткий пересказ эпизода.
5. Этап реализации.
а) Работа с текстом.
-Перед тем, как приступить чтению нового отрывка , я хочу вас познакомить с одной исторической личностью. Сегодня наш герой Вакула встретится с этой царицей, с Екатериной 2.
- Живопись и повесть « Ночь перед Рождеством» . Кого мы видим на картине? Что такое Коляда ?
- Выразительное чтение отрывков. – Молодежь выходит колядовать и к Оксане приходят дивчины и парубки звать ее. И какой разговор происходит между Оксаной и Вакулой?
1) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы
- Потом мы узнали, что Вакула решил полететь в Петербург на черте. О чем они говорят ?
2) Диалог Черта и Вакулы .
- Чтение отрывка . «Полет Вакулы в Петербург» . ( Запись темы отрывка)
( Слайды 2 Темное небо со звездами и месяцем . Слайд 3. Словарная работа. Слайд4. Изобразительно-выразительные средства. Слайд 5. Изображение Петербурга .Слайд 6. Словарная работа. Слайд 7. Гипербола .Слайд 8.Изображение дворца Слайд 9. Екатерина 2. Слайд10. Словарная работа.)
6. Работа в группах . (Сообщения по прочитанному.)
1 группа . Вакула на небе. - Что интересного, удивительного увидел Вакула на небе? Какие фантастические персонажи встречаются, какие фантастические ситуации рисуются?
С помощью каких изобразительно- выразительных средств он рисует то, что увидел Вакула?
2 группа .Петербург.
- Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?
3 группа. Дворец царицы. - Опишите дворец царицы
- Какие эмоции испытывает Вакула , оказавшись во дворце?
4 группа . Встреча с царицей. - Какой вы представляете Екатерину 2? Как она обращается с кузнецом? Какие выводы вы можете сделать о царице?
7. Выводы по теме урока. – Итак, вернемся к теме урока . И мы должны будем определить, что реального, что фантастического в прочитанном. Давайте заполним таблицу « Реальное и фантастическое в прочитанном отрывке » . ( Работа на интерактивной доске и в тетрадях )
Реальное | Фантастическое |
Петербург Дворец царицы Екатерина 2 Вакула – человек из народа | Полет Вакулы на черте Черт Колдун Духи Полет метлы Стук копыт , звук колес отзываются громом Кареты летят Дома растут |
- Итак, мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой? ( Автор изображает жизнь народа, поэтому использует народную сказочную фантастику. Это придает произведению народность.) А также фантастика делает произведение интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах , является оружием автора. Он с помощью смеха высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей. А каким вы увидели Вакулу сегодня? ( ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви). Значит мы увидели еще , что фантастика подчеркивает достоинства героя. А изображение реальных героев или героев, близких на обычных людей, заставляет читателя задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.
8. Рефлексия.
– Продолжите предложения:
Я сегодня на уроке узнал…….
Я понял…………………………………………………………
Я научился…………………………………………
Я благодарен …………………………………………….
12. Домашнее задание.