СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация курса Финансовой грамотности, 3 класс ( из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен опыт работы по курсу Финансовая грамотность, 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Реализация курса Финансовой грамотности, 3 класс ( из опыта работы)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1»



«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их - мудрость, 

а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах немецкий писатель и поэт ...



Развитие современного общества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.

Современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. 

В 2013 году эксперты Кембриджского университета провели исследование, которое подтвердило, что все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а полученная информация сказывается на будущем поведении детей. В связи с этим возникает необходимость вовлекать учащихся начальной школы в такую деятельность, которая учит размышлять, прогнозировать, планировать и создает условия для самостоятельной финансовой активности.

При реализации курса математики учащиеся решают много практических задач, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости. При решении этих задач они учатся теоретически решать финансовые проблемы. Уроки окружающего мира дают большие возможности включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

Начиная с 1 сентября 2016 года в России начинается реализация программ по формированию финансовой грамотности. В Концепции национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации определено, что одним из приоритетных направлений работы в рамках Национальной программы должно стать финансовое образование молодежи. Необходимо начинать образование граждан в области экономики и финансов как можно раньше – еще со школы. Приобретение молодыми людьми знаний в области экономики и финансов еще в начальной и средней школе является важным фактором повышения финансовой грамотности населения. Основы финансовой грамотности наряду с родным языком и математикой – это те знания, которые каждый учащийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 6-10 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

В нашей школе в этом учебном году введен курс финансовой грамотности в 3-х классах.

Цель курса - создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления младших школьников, их социализации.

Задачи курса:

1.Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в образовательные программы по математике и окружающего мира;

2.Актуализировать знания обучающихся начальной школы в области финансовой грамотности, формируя актуальные метапредметные и личностные компетенции младших школьников, закладывая тем самым основы рационального финансового поведения младших школьников;

3.Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.;

4.Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.


Финансовая грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Главной особенностью содержания образования занятий по финансовой грамотности является его практическая направленность, поэтому предметное содержание отобрано так, чтобы его освоение позволяло успешно и эффективно решать практические жизненные задачи в сфере финансов.

Тем более дети уже довольно свободно общаются в сфере товарно-денежных отношений и поэтому необходимо формировать навыки финансовой грамотности, опираясь на опыт детей.

Нами была изучена литература, составлена программа, тематическое планирование.

Проводилось анкетирование родителей, на основе которого можно сделать вывод, что родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Карманные деньги у детей должны быть. Они должны на личном опыте ощутить ценность денег. Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи.

На занятиях используем следующие педагогические подходы и технологии:

•      Задания проблемного характера предполагают поиск наиболее оптимального варианта решения. (Обмен товарами)

•      Практико-ориентированные задания, связанные с повседневными ситуациями. (Поход в магазин)

•      Задания-расчёты. (Сделать расчёт самостоятельно, составить задачу для одноклассника)

Задания предлагаем в основном занимательного характера.

•      Разработка дизайна банкноты, банковской карты.

•      Просмотр мультфильмов о финансовой грамотности.

•      Викторины.

•      Групповые и парные проекты (Составление кроссвордов, оформление стенгазет)

•      Дистанционные марафоны и олимпиады по финансовой грамотности на учи.ру

•      Онлайн-игры

•      Составить памятки для друзей и родителей.

•      Настольная игра «Монополия»

•      Квесты


Процесс обучения сопровождается текущим и тематическим контролем. Для этого также используются различные формы и приемы:

- Самостоятельная работа по теме «История появления денег»,

- блиц-опросы, творческие работы – проекты.

Весь процесс обучения сопровождается большим количеством раздаточного и иллюстрационного материала.

Параллельно с детьми велась работа с родителями. После анкетирования и обсуждения его результатов было проведено родительское собрание «Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами» Обсуждались вопросы

- изменилось ли отношение детей к деньгам;

- насколько обдуманнее стали их запросы и покупки;

- привлекаются ли дети к обсуждению крупных покупок в семье и прислушиваются ли родители к мнению детей;

- обмениваются ли дети с родителями знаниями, полученными на занятиях и пользуются ли они ими на практике.


Литература:


1.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

3.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

4.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

5.Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных орг. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 .- (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

6. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.(Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!