СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация компетентностного подхода на уроках географии в общеобразовательной школе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация компетентности учащихся на уроках географии в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода на уроках географии в общеобразовательной школе»

Предмет: География

Класс: 9

Тема: Топливно-энергетический комплекс России

Тип урока: комбинированный

УМК: «География: География России: хозяйство и географические районы» 9 кл.: учебник / под ред. А. И. Алексеева. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 334 с.

Оборудование: административно-территориальное устройство Российской Федерации (карта), атлас, раздаточные материалы; атлас «География России» 8-9 класс.


Цель урока: изучение состава ТЭК, роли нефтяной, газовой и угольной промышленности в экономике России.


Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений работы с картографическим материалом, определения крупнейших месторождений и их значении, и природных условий добычи ресурсов.

  • Развивающие: продолжать формировать умения установления причинно-следственных связей.

  • Воспитательные: развитие интереса к экономическому настоящему и будущему России.


Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие познавательного интереса к географии России, её ресурсному потенциалу, проблемам и путям их решения; формирование навыка самостоятельного поиска знаний и приобретения практических умений.

  • Предметные: развитие умения работать с географическими картами, текстовой информацией и интернет-источниками.

  • Метапредметные: развитие умений определять причинно-следственные связи, анализировать схемы и географические карты.


Организационная структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания: параграф 6 «вопросы и задания» (устно) Изучение нового материала:


Презентация: изображения платформ по добыче газа и нефти, угольные шахты и карьеры. Определение темы урока.


Тема: Топливно-Энергетический комплекс (запись в тетрадь)

Определение цели и задач урока учащимися.


Раздаточный материал: заполнение схемы с использованием текста учебника – параграф 7, стр. 42


Топливная промышленность – часть ТЭК, включающая добычу топлива, его переработку и транспортировку. Ведущими отраслями ТП являются: нефтяная, газовая и угольная. (запись в тетрадь)


Как менялась роль отдельных видов топлива? (учебник стр. 42-43)


(Работа с картой атласа стр. 22: «Энергетические ресурсы», таблица №1).

1. Угольная промышленность.

55% угля добывается в Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) Кемеровской области. Тип угля – каменный. 2-ой по объему добычи: Канско-Ачинский рядом с Красноярском. Тип угля – бурый (запись в тетрадь). В металлургии цениться уголь с Кузбасса. Бурый сжигается на ТЭС, из-за повышенного содержания серы, сильно загрязняет воздух. Добыча в районах многолетней мерзлоты повышает стоимость угля.


2. Нефтяная промышленность.

В начале ХХ века 90% нефти добывалось в Бакинском месторождении (Азербайджан).

В тетрадь:

Начало освоения

Район добычи

Особенности района

1950-е гг.

Волго-Уральский

Близость потребителя, развитая инфраструктура

1960-е гг.

Западная Сибирь

Болотистая местность, обилие гнуса, сильные морозы, отсутствие дорог и удалённость от потребителей.

Вторая половина ХХ века – начало ХХI

Шельфы Баренцева и Охотского морей, о. Сахалин

Северный Ледовитый океан, арктический климат, полярные ночи; море замерзает, удалённость от потребителя


Переработка нефти на НПЗ (в тетрадь): бензин, керосин, мазут, солярка и т.д. Ориентация НПЗ на потребителя. Также из продуктов нефтяной переработки производят шины, синтетические волокна, пластмассу и т.д.


3. Газовая промышленность:

Развитие после ВОВ. Основной район – Западная Сибирь: 90% природного газа. Перспектива: шельф Баренцева и Охотского морей. 2009 г. завод на о. Сахалин по производству сжиженного газа. Добыча ведётся в суровых условиях, что повышает стоимость ресурса. (запись в тетрадь).


  1. Закрепление:

Работа с контурной картой.

Вывод: большинство месторождения топливных ресурсов находятся в неблагоприятных и труднодоступных районах страны; требуется развитие технологий для рационального использования ресурсного богатства страны.


  1. Домашнее задание: параграф 7, карта месторождений (учить).


Материалы:



Начало освоения

Район добычи

Особенности района

















Таблица №1

Угольный бассейн

Запасы

млд.т

Добыча

млд.т

Тип

угля

Качество углей

Ср. мощность пластов

(м)

Глубина добычи

(м)

Содержание %

Теплота

сгорания

МДЖ/кг

золы

серы

Канско-Ачинский

79,4

37

Б

6-15

0,3-1

12,6-17,7

15-100

0

Кузнецкий

51,5

157,5

К

10-16

0,3-0,8

29,1-36

1,85

0-500

Иркутский

7,6

9,45

К, Б

7-15

1,5-5

17,6-22,6

1-10

0

Печорский

7,2

9,1

К

8,5-25

0,5-1

18,1-26,7

1,53

150-900

Донецкий

6,6

3,5

К

10,5-29

1,8-4,2

18,5-20,1

0,6

400-800

Южно-Якутский

4,5

6,1

Б

10-18

0,3-0,5

22-37,4

0,1-100

0



Скачать

© 2019 768 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!