МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА Республики Крым
Сообщение подготовила
учитель начальных классов: Чевгаева Ирина Александровна
2018г.
Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе.
В процессе обучения младших школьников каждый учитель сталкивался с особыми трудностями в формировании учебных навыков у отдельных учащихся. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Самой большой и распространенной категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). До недавнего времени учителя старались перевести их в специализированные классы VII вида. В настоящее время законодательно закреплено обеспечение равного доступа детей инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для их ребенка. Основные положения последних документов (Закон «Об образовании в РФ», Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») становятся руководством к действию каждой общеобразовательной школы, каждого учителя и родителя ребенка с ОВЗ.
Внедрение идей инклюзивного и интегрированного образования в практику обще образовательных школ позволяет предоставлять равные возможности получения образования учащимся с нарушениями в раз витии наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в учреждении специализированных условий обучения. Рассмотрим, как учитель начальных классов общеобразовательной школы сможет предоставить школьнику с ЗПР квалифицированную помощь и создать специализированные условия обучения в классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Такие специализированные условия об разуются за счет организации единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психофизического здоровья. Она должна быть ориентирована на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, в том числе и с ЗПР. Среда должна создаваться посредством включения в образовательный процесс дополнительной помощи разных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, врачей неврологов), а также педагогов дополнительного образования, руководите лей секций и кружков. Могут привлекаться как внутренние ресурсы учреждения, так и специалисты различных центров. Для создания системы сопровождения учащихся с ЗПР в условиях массовой школы ее ПМПК обосновывает перед родителя ми необходимость привлечения узких специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) для оказания специальной помощи детям с ОВЗ. Директор школы заключает договор на внебюджетную деятельность за счет средств родителей и, возможно, частично образовательного учреждения. Учителей-дефектологов и учителей-логопедов классный руководитель (по согласию с родителями) составляет представление на школьника с указанием проблем, над которыми нужно поработать специалистам (т.е. характеризует познавательные процессы, особенности письменной речи, особенности поведения и пр.). Учитель начальных классов координирует режим работы специалистов с организацией учебного процесса. По окончании занятий специалисты, как правило, выдают родителям и педагогам план дальнейшего сопровождения ребенка по месту обучения: что необходимо закрепить, над чем поработать учителю и родителям. Главное, о чем должен помнить педагог, — никакой специалист не сделает работу вместо учителя, успех придет лишь к тем, кто делает работу вместе. Опишем алгоритм действий учителя общеобразовательного класса при работе со школьниками с ЗПР. 1. Создать для себя и всех учащихся класса мотивацию и положительный психологический настрой к учащимся с ЗПР.
2. Изучить медицинские документы каждого ученика, рекомендации психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для этого надо убедить родителей в необходимости изучения этих документов учителем. Родители с удовольствием сами покажут учителю заключение комиссии и ее рекомендации, если педагог исходно направлял школьника на ПМПК не с целью определения его в коррекционный класс, а для выявления причин школьных трудностей, получения рекомендаций в определении дальнейшей коррекционной работы и составления индивидуальной адаптивной программы. Если родители считают информацию с рекомендациями ПМПК конфиденциальной, то учителю не стоит настаивать на знакомстве с ней. В таком случае ему надо про вести свою педагогическую диагностику: понаблюдать за учащимися с целью определения их сохранных сторон познавательной деятельности, на которые можно будет опираться в процессе обучения.
3. Скорректировать программу и учебнотематическое планирование с целью выделения тем, которые обязательны для изучения учащимися с ЗПР (обязательный минимум), без которых дальнейшее усвоение ими учебного материала будет невозможно. Для этого необходимо ориентиро ваться на базовый уровень стандарта. Нужно иметь в виду, что содержание некоторых тем может усваиваться учениками с ЗПР на уровне общих представлений (узнавания).
4. Продумать создание комплексных условий для развития школьников с ЗПР и эффективной работы с ними: коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях; пропедевтические занятия перед изучением новой темы; консультации с родителями (еженедельные или ежедневные); медикаментозное лечение (знать, какие препараты получает ученик и их действие); занятия со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом); занятия в системе дополнительного образования.
5. Разработать систему организационной помощи ученикам с ЗПР, т.е.: — посадить школьника в классе в соответствии с его особенностями; — максимально исключить все отвлекающие факторы: убрать из ближайшей зоны видимости пособия, картины, выставки и т.п.; — приучить его готовить к уроку только необходимые вещи; — добиваться наличия закладок в дневнике, учебнике; — ставить точки, где нужно начать работу, выполнять образец карандашом; — проверять запись домашнего занятия в дневнике; — назначить помощника из числа нормально развивающихся учащихся; — по возможности придерживаться постоянного расписания и режима дня; — ставить часы (для распределения времени) при выполнении самостоятельных заданий и т.д.
6. Разрабатывать уроки с учетом особенностей психической деятельности учащихся с ЗПР, продумывая деятельность всего класса и школьников с ЗПР в процессе урока. Речь идет о дозировке нагрузки, нахождении заданий в соответствии с темпом деятельности и мерах помощи при их выполнении, смене видов деятельности, учете утомляемости, способах переключения учащихся с ЗПР. Опишем урок на тему «Разделительный мягкий знак» во II классе, в ходе которого учащиеся с ЗПР включаются в работу всего класса. В начале урока выполняются пропедевтические задания на развитие мыслительных процессов (сравнение, исключение лишнего, обобщение). Например, учитель записывает на доске буквы п, к, т, а, с, н; о, ю, у, а, ы, э и предлагает второклассникам в каждой группе найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. В ходе такой работы учащиеся готовятся к восприятию новой темы, а школьник с ЗПР вспоминает понятия гласные звуки и буквы, обозначающие два звука. Затем, сравнивая слова в парах типа: полю — полью, солю — солью, ученик с ЗПР может ответить на вопрос: «Отличается ли произношение этих слов?» Результатом выполнения этого задания учащимся с ЗПР может стать представление о том, что некоторые слова в русском языке пишутся с разделительным мягким знаком. Далее учитель предлагает выполнить упражнение, направленное на формирование знания о том, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак. Школьник с ЗПР в это время может пользоваться опорой в виде ленты букв и выполнять упражнение наравне с другими учениками. Анализируя соответствующее правило, он может использовать карточкиопоры, где оно записано в виде схемы. Таким образом происходит зрительное подкрепление (у учеников с ЗПР лучше развито наглядно-действенное мышление). Этой карточкой они могут пользоваться и при устных ответах. При знакомстве со словарными словами для этих же целей можно использовать рисунки изографы [8–10], в которых видны опасные места в слове. Тогда ученик зрительно запоминает их. В ходе работы по закреплению написания слов с разделительным мягким знаком учитель может уменьшить объем задания для школьника с ЗПР, но при этом дать ему установку выполнить свою часть работы правильно и аккуратно. Упражнение, требующее словоизменения, ученик с ЗПР может выполнить в паре с сильным учеником. При проверке написанного полезно использовать перфокарту с окошком, которая передвигается по написанному слову. Для итогового закрепления материала можно использовать текст готового правила с пропущенными смысловыми частями: ученик читает правило и устно добавляет отдельные необходимые слова. Таким образом, у него получается связный рассказ.
7. Учить школьников использовать при ответах, в самостоятельных работах различные опоры: план связного рассказа, вопросы, карточки-схемы, рисунки, опорные слова, готовые ответы с пропущенными фактическими данными, правила с пропущенными словами и смысловыми звеньями, задачи с решением, в которых отсутствуют числовые данные, слова для справок и т.п.
8. Разработать систему оценивания с учетом динамики развития школьников с ЗПР. Речь идет о качественной (словесной) оценке; подкреплении в виде фишек, значков; использовании десятибалльной лесенки успехов по разным критериям (аккуратность, правильность, каллиграфия и т.п.); оценивании каждого задания отдельно; ведении в тетради записей о том, что получилось у ученика и над чем поработать; порт фолио и т.п.
9. Специально готовить школьников с проблемами в обучении к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий в другие предварительные работы, давать индивидуальные похожие задания на дом. По итогам контрольных работ надо вести учет индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер и т.п., спланировать индивидуальную работу над ошибками.
10. Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение, как у всех, но меньшее по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока, подготовить презентацию с родителями и т.п.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ | Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов |
Включенность в реализацию плана воспитательной работы МБОУ | Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах. |
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса | Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ | Внутришкольные и внешкольные семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио. |
Становление имиджа школы как площадки по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ | Мониторинг комфортности образовательной среды школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров |
11. Включать школьника с ЗПР в парную (лучше с более сильным учеником) и групповую работу, проектную деятельность, где он выполняет посильное задание или его отдельную часть, ведущую к достижению общего результата.
12. Учитывать утомление, пресыщение деятельностью учащихся с ЗПР, менять вид деятельности, устраивать паузы для активного отдыха и релаксации, направлять их энергию в полезное русло (например, просить во время урока вытереть доску, раздать или собрать тетради и т.п.). 13. Создавать для учеников с ЗПР ситуацию успеха, в которой они смогут про явить свои сильные стороны. Хотелось бы, чтобы учителя начальных классов не тревожились по поводу трудоемкости процесса обучения школьников с ЗПР. Затраченные на подготовку к уроку время и труд окупятся в процессе их воспитания и обучения, поскольку помогут педагогу не только стать психологически высококомпетентным субъектом педагогического воздействия, но и принять, полюбить таких учеников.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
С.В. КУЗЕВАНОВА, учитель- дефектолог Н.А. ГУРЬЯНОВА, учитель- логопед, Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», г. Полевской, Свердловская область, Стаья «Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе». Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2015.№1 http://prezentacii.com. www.n-shkola.ru
Закон «Об образовании Российской Федера ции». URL: http://www.assessor.ru. Указ Президента «О Национальной страте гии действий в интересах детей на 2012–2017 го ды». URL: http://base.garant.ru. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. СПб., 2011. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающе му школьнику. М., 2005. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. http://festival.1september.ru/articles/507 015. http://prezentacii.com. http://nsportal.ru.
ЭССЕ
В инклюзивном обучении работаю давно. Неоднозначным было отношение к нему. Но работая с детьми особой категории на протяжении многих лет, с каждым разом убеждаюсь, что инклюзия очень важна в условиях современного образования. Количество детей с ОВЗ с каждым годом, к сожалению, увеличивается. Приходится менять взгляды, добывать необходимые знания, искать особые походы. Не скрою, было очень трудно начинать, но работать очень интересно. Осознаёшь, что делаешь большое и важное дело. А как радуют положительные результаты, успехи, даже очень маленькие. Не помню кто сказал: «Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро!»
Первый раз я увидела Андрея в детском саду. Мы пришли с коллегой знакомиться с будущими первоклассниками. Ребёнок сидел за первой партой. Первая фраза, обращённая к нам: «Чего пришли?». Андрей с недоверием смотрел на нас, сторонился. Все рисунки в чёрном цвете. В детский коллектив мальчишка «не вписался», поэтому смотрел «волчонком». Пытаюсь как-то наладить контакт, веду осторожно беседу, вовлекаю в игру. И вот первая улыбка, рассказ о любимой собаке. В конце встречи Андрей сел ко мне на колени, и сказал: « Я буду учиться у тебя! Ты меня возьмёшь к себе в класс?» И вот началась повседневная работа. Класс долго отторгал Андрея. Было проделано много работы, чтобы дети считали его полноправным членом коллектива. И вот товарищи уже опекают Андрюшу, просят поставить ему пятёрку, помогают завязать шнурки. Хорошо помню первое выступление на утреннике, хотя раньше была паническая боязнь сцены. И рисунки стали цветными, весёлыми. Очень важно, что у Андрея появились друзья. Он всё чаще поднимает руку на уроке, не боится отвечать.
Ребенок с ограниченными возможностями должен иметь право на образование в любом типе образовательного учреждения, получать необходимую ему специализированную помощь и знать, что для общества он нужен.
Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным или богатым,- достаточно быть добрым. Монах Симеон Афонский
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Чевгаевой И.А.
Самообразование учителя – это необходимое условие профессиональной деятельности учителя. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно постоянно совершенствовать свои знания и умения, повышать свой профессиональный уровень, быть всесторонне развитой личностью. С появлением в школе инклюзивного обучения потребовались новые знания, новые условия. Тема моего самообразования: «Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе».
Учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Самой большой и распространённой категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время законодательно закреплено обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней. Основные положения последних документов(Закон «Об образовании в РФ», Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы») становятся руководством к действию каждой общеобразовательной школы, каждого учителя и родителя ребёнка с ОВЗ. Внедрение идей инклюзивного и интегрированного образования в практику общеобразовательных школ позволяет предоставлять равные возможности получения образования учащимся с нарушениями в развитии наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в учреждении специализированных условий обучения. Обучающийся с ЗПР испытывают ярко выраженные затруднения в усвоении учебных программ ,обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи, внимания, памяти), нарушениями в организации деятельности и поведения. Выявлены недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп и неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптациюв целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Создание адаптированной образовательной программы, календарно-тематического планирования – одно из специализированных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде. Поэтому одной из актуальных проблем становится поиск путей индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Конспект урока делится на две части. Подготовка урока требует много времени. Нужно очень грамотно построить урок, включить ребёнка с ОВЗ в урок. Тщательно подбираются задания, которые даются маленькими порциями. Обязательны физминутки, релаксация. Очень важно поощрение, даже за маленький успех. Ребёнок участвует во во всех мероприятиях, в жизни класса. Была приобретена и изготовлена специальная наглядность. Для ученика была разработана: адаптированная образовательная программа, индивидуальный план развития, маршрутный лист.
На начало учебного года были поставлены следующие задачи:
- выполнение учебной программы,
- улучшение навыков самообслуживания,
- социализация в ученическом коллективе,
- положительная динамика в развитии психических процессов,
- речевой деятельности, мелкой моторики, саморегуляции.
К концу учебного года:
Учебная программа усвоена на среднем уровне.
Наблюдается положительная динамика в развитии навыков самообслуживания
( сам посещает туалет, убирает в столовой за собой посуду, самостоятельно переодевается на урок физкультуры).
Социализация прошла успешно, имеет своё поручение, принимает активное участие в жизни класса(утренники, соревнования, дежурство, субботники и др.), отношения с одноклассниками доброжелательные.
Достигнута положительная динамика в развитии психических процессов: повысился уровень работоспособности, внимания, памяти.
Полностью исправлено звукопроизношение, научился дифференцировать звуки, улучшилась динамика звукобуквенного анализа и синтеза. Наметился существенной сдвиг в развитии мелкой моторики.
Таким образом, цели и задачи, поставленные при составлении АОП, в основном были достигнуты. В дальнейшем следует продолжать и совершенствовать работу по вышеуказанным направлениям.