СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация идей инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это статья об инклюзивном образовании, его проблемах, как решить эти проблемы. Эссе. Анализ работы учителя.

Просмотр содержимого документа
«Реализация идей инклюзивного образования»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА Республики Крым







Сообщение подготовила

учитель начальных классов: Чевгаева Ирина Александровна

2018г.

Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе.

В процессе обучения младших школьников каждый учитель сталкивался с особыми трудностями в формировании учебных навыков у отдельных учащихся. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Самой большой и распространенной категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). До недавнего времени учителя старались перевести их в специализированные классы VII вида. В настоящее время законодательно закреплено обеспечение равного доступа детей инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для их ребенка. Основные положения последних документов (Закон «Об образовании в РФ», Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») становятся руководством к действию каждой общеобразовательной школы, каждого учителя и родителя ребенка с ОВЗ.

Внедрение идей инклюзивного и интегрированного образования в практику обще образовательных школ позволяет предоставлять равные возможности получения образования учащимся с нарушениями в раз витии наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в учреждении специализированных условий обучения. Рассмотрим, как учитель начальных классов общеобразовательной школы сможет предоставить школьнику с ЗПР квалифицированную помощь и создать специализированные условия обучения в классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Такие специализированные условия об разуются за счет организации единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психофизического здоровья. Она должна быть ориентирована на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, в том числе и с ЗПР. Среда должна создаваться посредством включения в образовательный процесс дополнительной помощи разных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, врачей неврологов), а также педагогов дополнительного образования, руководите лей секций и кружков. Могут привлекаться как внутренние ресурсы учреждения, так и специалисты различных центров. Для создания системы сопровождения учащихся с ЗПР в условиях массовой школы ее ПМПК обосновывает перед родителя ми необходимость привлечения узких специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) для оказания специальной помощи детям с ОВЗ. Директор школы заключает договор на внебюджетную деятельность за счет средств родителей и, возможно, частично образовательного учреждения. Учителей-дефектологов и учителей-логопедов классный руководитель (по согласию с родителями) составляет представление на школьника с указанием проблем, над которыми нужно поработать специалистам (т.е. характеризует познавательные процессы, особенности письменной речи, особенности поведения и пр.). Учитель начальных классов координирует режим работы специалистов с организацией учебного процесса. По окончании занятий специалисты, как правило, выдают родителям и педагогам план дальнейшего сопровождения ребенка по месту обучения: что необходимо закрепить, над чем поработать учителю и родителям. Главное, о чем должен помнить педагог, — никакой специалист не сделает работу вместо учителя, успех придет лишь к тем, кто делает работу вместе. Опишем алгоритм действий учителя общеобразовательного класса при работе со школьниками с ЗПР. 1. Создать для себя и всех учащихся класса мотивацию и положительный психологический настрой к учащимся с ЗПР.

2. Изучить медицинские документы каждого ученика, рекомендации психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для этого надо убедить родителей в необходимости изучения этих документов учителем. Родители с удовольствием сами покажут учителю заключение комиссии и ее рекомендации, если педагог исходно направлял школьника на ПМПК не с целью определения его в коррекционный класс, а для выявления причин школьных трудностей, получения рекомендаций в определении дальнейшей коррекционной работы и составления индивидуальной адаптивной программы. Если родители считают информацию с рекомендациями ПМПК конфиденциальной, то учителю не стоит настаивать на знакомстве с ней. В таком случае ему надо про вести свою педагогическую диагностику: понаблюдать за учащимися с целью определения их сохранных сторон познавательной деятельности, на которые можно будет опираться в процессе обучения.

3. Скорректировать программу и учебнотематическое планирование с целью выделения тем, которые обязательны для изучения учащимися с ЗПР (обязательный минимум), без которых дальнейшее усвоение ими учебного материала будет невозможно. Для этого необходимо ориентиро ваться на базовый уровень стандарта. Нужно иметь в виду, что содержание некоторых тем может усваиваться учениками с ЗПР на уровне общих представлений (узнавания).

4. Продумать создание комплексных условий для развития школьников с ЗПР и эффективной работы с ними: коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях; пропедевтические занятия перед изучением новой темы; консультации с родителями (еженедельные или ежедневные); медикаментозное лечение (знать, какие препараты получает ученик и их действие); занятия со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом); занятия в системе дополнительного образования.

5. Разработать систему организационной помощи ученикам с ЗПР, т.е.: — посадить школьника в классе в соответствии с его особенностями; — максимально исключить все отвлекающие факторы: убрать из ближайшей зоны видимости пособия, картины, выставки и т.п.; — приучить его готовить к уроку только необходимые вещи; — добиваться наличия закладок в дневнике, учебнике; — ставить точки, где нужно начать работу, выполнять образец карандашом; — проверять запись домашнего занятия в дневнике; — назначить помощника из числа нормально развивающихся учащихся; — по возможности придерживаться постоянного расписания и режима дня; — ставить часы (для распределения времени) при выполнении самостоятельных заданий и т.д.

6. Разрабатывать уроки с учетом особенностей психической деятельности учащихся с ЗПР, продумывая деятельность всего класса и школьников с ЗПР в процессе урока. Речь идет о дозировке нагрузки, нахождении заданий в соответствии с темпом деятельности и мерах помощи при их выполнении, смене видов деятельности, учете утомляемости, способах переключения учащихся с ЗПР. Опишем урок на тему «Разделительный мягкий знак» во II классе, в ходе которого учащиеся с ЗПР включаются в работу всего класса. В начале урока выполняются пропедевтические задания на развитие мыслительных процессов (сравнение, исключение лишнего, обобщение). Например, учитель записывает на доске буквы п, к, т, а, с, н; о, ю, у, а, ы, э и предлагает второклассникам в каждой группе найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. В ходе такой работы учащиеся готовятся к восприятию новой темы, а школьник с ЗПР вспоминает понятия гласные звуки и буквы, обозначающие два звука. Затем, сравнивая слова в парах типа: полю — полью, солю — солью, ученик с ЗПР может ответить на вопрос: «Отличается ли произношение этих слов?» Результатом выполнения этого задания учащимся с ЗПР может стать представление о том, что некоторые слова в русском языке пишутся с разделительным мягким знаком. Далее учитель предлагает выполнить упражнение, направленное на формирование знания о том, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак. Школьник с ЗПР в это время может пользоваться опорой в виде ленты букв и выполнять упражнение наравне с другими учениками. Анализируя соответствующее правило, он может использовать карточкиопоры, где оно записано в виде схемы. Таким образом происходит зрительное подкрепление (у учеников с ЗПР лучше развито наглядно-действенное мышление). Этой карточкой они могут пользоваться и при устных ответах. При знакомстве со словарными словами для этих же целей можно использовать рисунки изографы [8–10], в которых видны опасные места в слове. Тогда ученик зрительно запоминает их. В ходе работы по закреплению написания слов с разделительным мягким знаком учитель может уменьшить объем задания для школьника с ЗПР, но при этом дать ему установку выполнить свою часть работы правильно и аккуратно. Упражнение, требующее словоизменения, ученик с ЗПР может выполнить в паре с сильным учеником. При проверке написанного полезно использовать перфокарту с окошком, которая передвигается по написанному слову. Для итогового закрепления материала можно использовать текст готового правила с пропущенными смысловыми частями: ученик читает правило и устно добавляет отдельные необходимые слова. Таким образом, у него получается связный рассказ.

7. Учить школьников использовать при ответах, в самостоятельных работах различные опоры: план связного рассказа, вопросы, карточки-схемы, рисунки, опорные слова, готовые ответы с пропущенными фактическими данными, правила с пропущенными словами и смысловыми звеньями, задачи с решением, в которых отсутствуют числовые данные, слова для справок и т.п.

8. Разработать систему оценивания с учетом динамики развития школьников с ЗПР. Речь идет о качественной (словесной) оценке; подкреплении в виде фишек, значков; использовании десятибалльной лесенки успехов по разным критериям (аккуратность, правильность, каллиграфия и т.п.); оценивании каждого задания отдельно; ведении в тетради записей о том, что получилось у ученика и над чем поработать; порт фолио и т.п.

9. Специально готовить школьников с проблемами в обучении к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий в другие предварительные работы, давать индивидуальные похожие задания на дом. По итогам контрольных работ надо вести учет индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер и т.п., спланировать индивидуальную работу над ошибками.

10. Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение, как у всех, но меньшее по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока, подготовить презентацию с родителями и т.п.





Планируемые результаты

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов

Включенность в реализацию плана воспитательной работы МБОУ

Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах.

Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса

Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ

Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ

Внутришкольные и внешкольные семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.

Становление имиджа школы как площадки по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ

Мониторинг комфортности образовательной среды школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров



11. Включать школьника с ЗПР в парную (лучше с более сильным учеником) и групповую работу, проектную деятельность, где он выполняет посильное задание или его отдельную часть, ведущую к достижению общего результата.

12. Учитывать утомление, пресыщение деятельностью учащихся с ЗПР, менять вид деятельности, устраивать паузы для активного отдыха и релаксации, направлять их энергию в полезное русло (например, просить во время урока вытереть доску, раздать или собрать тетради и т.п.). 13. Создавать для учеников с ЗПР ситуацию успеха, в которой они смогут про явить свои сильные стороны. Хотелось бы, чтобы учителя начальных классов не тревожились по поводу трудоемкости процесса обучения школьников с ЗПР. Затраченные на подготовку к уроку время и труд окупятся в процессе их воспитания и обучения, поскольку помогут педагогу не только стать психологически высококомпетентным субъектом педагогического воздействия, но и принять, полюбить таких учеников.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

С.В. КУЗЕВАНОВА, учитель- дефектолог Н.А. ГУРЬЯНОВА, учитель- логопед, Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», г. Полевской, Свердловская область, Стаья «Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе». Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2015.№1 http://prezentacii.com. www.n-shkola.ru

Закон «Об образовании Российской Федера ции». URL: http://www.assessor.ru. Указ Президента «О Национальной страте гии действий в интересах детей на 2012–2017 го ды». URL: http://base.garant.ru. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. СПб., 2011. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающе му школьнику. М., 2005. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. http://festival.1september.ru/articles/507 015. http://prezentacii.com. http://nsportal.ru.



ЭССЕ

В инклюзивном обучении работаю давно. Неоднозначным было отношение к нему. Но работая с детьми особой категории на протяжении многих лет, с каждым разом убеждаюсь, что инклюзия очень важна в условиях современного образования. Количество детей с ОВЗ с каждым годом, к сожалению, увеличивается. Приходится менять взгляды, добывать необходимые знания, искать особые походы. Не скрою, было очень трудно начинать, но работать очень интересно. Осознаёшь, что делаешь большое и важное дело. А как радуют положительные результаты, успехи, даже очень маленькие. Не помню кто сказал: «Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро!»

Первый раз я увидела Андрея в детском саду. Мы пришли с коллегой знакомиться с будущими первоклассниками. Ребёнок сидел за первой партой. Первая фраза, обращённая к нам: «Чего пришли?». Андрей с недоверием смотрел на нас, сторонился. Все рисунки в чёрном цвете. В детский коллектив мальчишка «не вписался», поэтому смотрел «волчонком». Пытаюсь как-то наладить контакт, веду осторожно беседу, вовлекаю в игру. И вот первая улыбка, рассказ о любимой собаке. В конце встречи Андрей сел ко мне на колени, и сказал: « Я буду учиться у тебя! Ты меня возьмёшь к себе в класс?» И вот началась повседневная работа. Класс долго отторгал Андрея. Было проделано много работы, чтобы дети считали его полноправным членом коллектива. И вот товарищи уже опекают Андрюшу, просят поставить ему пятёрку, помогают завязать шнурки. Хорошо помню первое выступление на утреннике, хотя раньше была паническая боязнь сцены. И рисунки стали цветными, весёлыми. Очень важно, что у Андрея появились друзья. Он всё чаще поднимает руку на уроке, не боится отвечать.

Ребенок с ограниченными возможностями должен иметь право на образование в любом типе образовательного учреждения, получать необходимую ему специализированную помощь и знать, что для общества он нужен.

Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным или богатым,- достаточно быть добрым. Монах Симеон Афонский

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Чевгаевой И.А.

Самообразование учителя – это необходимое условие профессиональной деятельности учителя. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно постоянно совершенствовать свои знания и умения, повышать свой профессиональный уровень, быть всесторонне развитой личностью. С появлением в школе инклюзивного обучения потребовались новые знания, новые условия. Тема моего самообразования: «Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе».

Учащийся с ОВЗ физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Самой большой и распространённой категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время законодательно закреплено обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней. Основные положения последних документов(Закон «Об образовании в РФ», Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы») становятся руководством к действию каждой общеобразовательной школы, каждого учителя и родителя ребёнка с ОВЗ. Внедрение идей инклюзивного и интегрированного образования в практику общеобразовательных школ позволяет предоставлять равные возможности получения образования учащимся с нарушениями в развитии наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в учреждении специализированных условий обучения. Обучающийся с ЗПР испытывают ярко выраженные затруднения в усвоении учебных программ ,обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи, внимания, памяти), нарушениями в организации деятельности и поведения. Выявлены недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп и неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптациюв целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Создание адаптированной образовательной программы, календарно-тематического планирования – одно из специализированных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде. Поэтому одной из актуальных проблем становится поиск путей индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.

Конспект урока делится на две части. Подготовка урока требует много времени. Нужно очень грамотно построить урок, включить ребёнка с ОВЗ в урок. Тщательно подбираются задания, которые даются маленькими порциями. Обязательны физминутки, релаксация. Очень важно поощрение, даже за маленький успех. Ребёнок участвует во во всех мероприятиях, в жизни класса. Была приобретена и изготовлена специальная наглядность. Для ученика была разработана: адаптированная образовательная программа, индивидуальный план развития, маршрутный лист.



На начало учебного года были поставлены следующие задачи:

- выполнение учебной программы,

- улучшение навыков самообслуживания,

- социализация в ученическом коллективе,

- положительная динамика в развитии психических процессов,

- речевой деятельности, мелкой моторики, саморегуляции.

К концу учебного года:

Учебная программа усвоена на среднем уровне.

Наблюдается положительная динамика в развитии навыков самообслуживания

( сам посещает туалет, убирает в столовой за собой посуду, самостоятельно переодевается на урок физкультуры).

Социализация прошла успешно, имеет своё поручение, принимает активное участие в жизни класса(утренники, соревнования, дежурство, субботники и др.), отношения с одноклассниками доброжелательные.

Достигнута положительная динамика в развитии психических процессов: повысился уровень работоспособности, внимания, памяти.

Полностью исправлено звукопроизношение, научился дифференцировать звуки, улучшилась динамика звукобуквенного анализа и синтеза. Наметился существенной сдвиг в развитии мелкой моторики.

Таким образом, цели и задачи, поставленные при составлении АОП, в основном были достигнуты. В дальнейшем следует продолжать и совершенствовать работу по вышеуказанным направлениям.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!