«Развивающая образовательная среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»
Колесникова Светлана Викторовна – музыкальный руководитель
Художественно эстетическое направление является важнейшим средством формирования отношения ребёнка к действительности, эстетического отношения к окружающему миру, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыка как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает у них художественный вкус и творческое воображение. Отражает окружающий мир в ярких образах, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. (Н.А. Ветлугина)
«Музыкальное воспитание обладает уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу и является удивительно тонким и эффективным инструментом развития внутреннего мира ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, всестороннего воспитания и развития личности»
(А.И. Буренина)
Рассматривая музыкальную деятельность как возможность воспитать эмоциональный интеллект, запустить развитие потенциальных способностей ребёнка, дать толчок к успешному всестороннему развитию очень важно создать для самостоятельной деятельности детей грамотно организованную предметно - развивающую среду не только в музыкальном зале, но и в группах.
Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует развитию творческих способностей детей, где материальная база, расположение оборудования, моделирование пространства позволяют детям обобщать, анализировать, вести экспериментальную деятельность, получать информацию, обогащать образное мышление и эмоциональную сферу, что является актуальным аспектом в дошкольном образовании.
Реализация создания образовательной среды предполагает постановку цели.
Цель: «Создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей» Создание условий для художественно-эстетического, познавательного развития, успешной социализации воспитанника, развития его инициативы и творческих способностей
Поставленная цель решается через следующие задачи:
Способствовать развитию коммуникативных навыков, эмоционально-ценностного восприятия, способности познавать себя через музыкальное искусство;
Побуждать детей к творчеству в самостоятельной музыкальной деятельности;
Обогащать внутренний мир, эмоциональную сферу, образное мышление музыкальными впечатлениями;
Создать атмосферу комфорта и доверия, в котором каждый ребёнок может почувствовать себя музыкантом.
Что в свою очередь способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.
В музыкальном зале нашего образовательного учреждения создана хорошая материальная база, в которой есть всё необходимое для музыкального развития детей в различных видах деятельности. В групповых помещениях также необходимо создание зоны музыкальных уголков для самостоятельной деятельности, где воспитанники могут иметь возможность закреплять полученные на занятии знания, умения и навыки, отрабатывать приёмы игры на различных музыкальных инструментах, обогащать творческое воображение и фантазию.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
Необходимо, чтобы музыкальные уголки были оснащены оборудованием, соответствующим возрасту и тематике пройденного занятия. По мере ознакомления детей с новым материалом на музыкальном занятии, композитором, музыкальным инструментом, в уголке в группе также выставляется портрет композитора, сюжетная картинка, музыкальный инструмент, с которым ребята познакомились, выкладываются дидактические игры. Таким образом, в зонах музыкальных уголков должно быть всё необходимое соответственно возрасту и тематике: музыкальные инструменты, дидактические игры, ноты – картинки, картинки с изображением инструментов, портреты композиторов, фонотека, магнитофон.
Общая классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты и игрушки, предназначающиеся для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Самодельные инструменты из бросового материала для творческого музицирования:
3. Звуковысотные инструменты (пианино, ксилофон, металлофон, аккордеон, флейта, цитра, арфа)
4. С фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;
5. С одним фиксированным звуком (дудки, свистульки) :
6. Шумовые (бубны, бубенцы, ложки, трещотки, рубель, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики)
7. Музыкально-дидактические игры и пособия:
Нотное лото, нотный стан с нотами, скрипичным и басовым ключами, лесенка. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, ознакомления с элементами нотной грамоты.
8. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, кассеты, флеш - накопители.
Предлагаю списки необходимого оборудования для развития музыкальности дошкольников:
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей второй младшей группы.
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки
Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан, колокольчики, треугольники, палочки.
Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.
Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
Ширма настольная с перчаточными куклами.
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома с яркими красочными иллюстрациями.
Оборудование уголка для младшего возраста включает в себя шумовые инструменты - (бубны, ложки, клавесы, погремушки, коробочки с мелкой крупой, треугольники, колокольчики, трещотки. Музыкальные инструменты из бросового материала – пакеты, скорлупки, маракасы из киндеров, различной формы муляжи от мороженого, коробочки с мелкой крупой, музыкальные шкатулки, картинки с изображением инструментов, дидактические игры.
В среднем дошкольном возрасте, кроме ударных инструментов , вводятся звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны, ноты – картинки, дидактические игры.
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей средней группы.
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки
Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан,
колокольчики, треугольники, палочки.
Металлофон
Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.
Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
Ширма настольная с перчаточными куклами.
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Музыкальные картинки к песням, сюжетные картинки, музыкальные лесенки, дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик».
Фланелеграф или магнитная доска
В музыкальный уголок для детей старшего возраста добавляются струнные инструменты (арфа, цитра). Также должны быть портреты композиторов, ноты – картинки, сюжетные картинки, плакаты с изображением музыкальных инструментов, дидактические игры на закрепление навыков и умений, наличие оформленной фонотеки в каждой группе.
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей старшей группы.
Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,
колокольчики, треугольники, клавесы.
Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.
Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.
Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры
Фланелеграф или магнитная доска.
Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей подготовительной группы.
Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,
колокольчики, треугольники, клавесы.
Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.
Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.
Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и песнях.
Графическое пособие «Эмоции» (карточки, а которых изображены лица с разными эмоциями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры
Фланелеграф или магнитная доска.
Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы), атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.), разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Музыкальные инструменты - чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети с огромным удовольствием играют на них. Я веду систематическую работу и активно применяю музыкальные инструменты во всех видах деятельности на занятии: слушании, пении, движении, игре. Мы играем в ансамбле, танцуем, поём, импровизируем, придумываем свои мелодии и фантазируем. В общем, играя, развиваемся!
Подводя итог, можно сделать вывод, что создание развивающей образовательной среды играет важную роль и способствует развитию творческих способностей, инициативы и проявлению личностных качеств. Позволяет воспитанникам увидеть, услышать, передать , прожить, прочувствовать яркие образы, краски, красоту окружающего мира в звуках, рождённых музицированием и взаимодействовать, создавая музыку.