СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как  одно из  приоритетных  направлений  в  педагогике.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся.»

МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ»







Развитие творческих способностей учащихся

5-7 классов при обучении художественней обработке древесины во внеклассной работе






















Выполнил: Мартынов Евгений Владимирович.

Введение

Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы дипломной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии, в частности внеклассной работе.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Одним из путей развития творческих способностей школьников является, внеклассная работа и если мы говорим о технологической подготовке, то непосредственно связываем ее с кружками технического, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов. В последние годы эта активизировалась, несмотря на слабую базу кружков

Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность проблемы, мы выбрали следующую тему нашего исследования: «Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов при обучении художественней обработке древесины (во внеклассной работе)».

Цель исследования – выявление педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся 5-7 классов на занятиях кружка по художественной обработке древесины.

Объект исследования – процесс внеклассной работы по технологии.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей учащихся на основе организации внеклассной работы по художественной обработке древесины.

Гипотеза исследования: эффективность развития творческих способностей учащихся может быть повышена при реализации специально организованной системы внеклассной работы по художественной обработке древесины при условии, что:

- учащиеся будут обучаться по соответствующим программам кружковой работы;

- учащиеся будут вовлечены в творческий поиск;

- у учащихся будет возможность принимать участие в различных выставках, конкурсах со своими изделиями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей школьников;

изучить способы развития творческих способностей на уроках технологии;

2. Изучить особенности, методы, способы и формы развития творческих способностей учащихся 5-7 классов через внеклассную работу по художественной обработке древесины;

провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеклассной работы по технологии;
3. Изучить методы диагностирования и провести диагностику развития творческих способностей учащихся;

4. Организовать экспериментальную работу по развитию творческих способностей учащихся и сделать анализ по результату эксперимента.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов периодической печати и нормативных документов;

- диагностические (тестирование учащихся);

- эксперимент, наблюдение, анализ творческих работ.

Методологической базой исследования стали: психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); философские, педагогические, психологические теории о сущности и специфике творчества, творческой деятельности, творческих способностей (Е.П. Ильин, Н. Коган, А.Н. Лук, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, и др.); концепция содержания образования (И.Я. Лернер).

База эксперимента: МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ», учащиеся 5-7 классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут, полезны преподавателям технологии и преподавателям дополнительного образования и всех тех, кого интересуют данные проблема.

Разработанная мной работа состоит из введения, двух глав, заключения



I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
    1. Развитие творческих способностей школьников как психолого-педагогическая проблема

В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий.

Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности.

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующие определения понятия творчества (креативности):

«Творчество (креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Творческая деятельность человека невозможна без участия воображения.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых, оригинальных образов.

Естественно, что творческое воображение, носящее преднамеренный характер, всегда включено в творческую деятельность.

Творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается и понятиями таланта гениальности.

Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которое осваивает подрастающий человек в процессе обучения.

Уровень развития способностей зависит:

1.  от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или нетвердые и т.д.), от степени их объединения в единое целое;

2.  от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

3.  от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Передаются ли творческие способности по наследству? Долгие столетия многие ученые и простые обыватели считали, что творческие способности – это исключительно дар Божий, который передается по наследству. Поэтому, если ребенок родился в обычной, ничем не примечательной семье, то ждать от него выдающихся успехов в какой – либо деятельности вряд ли следует.

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин).

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом .Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…»

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является, понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.).

Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление.

Дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе творчества, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки творческих способностей.

Если конвергентное мышление - это последовательный, логический процесс, протекающий строго от «ступени к ступени» и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление-это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, меньше ограничен заданными факторами, допускающий изменение путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам. Конвергентное мышление развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ. Дивергентное, или творческое мышление, позволяет видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами. В качестве основных Дж. Гилфорд выделяет беглость, гибкость, оригинальность.

Дивергентное или творческое мышление - это активность, полюсами которой является логика и фантазия, результат внутри- и межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие. Творческое мышление удерживает полюса в равновесии и объединяет кажущиеся противоположными элементы. Это собственный продукт, и поэтому оно так ценно. Нет ни каких логических методов для создания новых идей или логической реконструкции творческого процесса. Ведь каждое открытие содержит иррациональный момент или творческою интуицию.

Наиболее известными и широко используемыми являются тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом.

Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта.

Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявить, вскрыть закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени.

Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности.

Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих:

1. обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поиска способов передачи того нового, что музыкант стремиться передать слушателям;

2. умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве; от интеллектуальной инициативы;

3. умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности.

Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованиями.

Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительная, поисковая, исполнительная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Как об это говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», «потребное будущее», ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт.

Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт.

Творческие способности же, как личностная характеристика, проявляются главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.

Положения, способствующие развитию творческих способностей подростков:

1. уровень развития способности целепологания ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целепологание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.

2. к обязательным видам деятельности, планируемым и контролируемым учителем, относится: творческие, когнитивные и методологические.

3. оптимальными требованиями объема творческой деятельности и продукции ребенка являются следующие:

а) объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;

б) объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20% 25%.

4. внутренняя образовательная деятельность и продукция ученика отличается от предлагаемого ему стандарта.

Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности - творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.

Понятием «способности» определяется главным образом то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными способами действий и деятельности. Каждый вид деятельности предъявляет свои «требования» к сочетанию качеств. Исключение составляют творческие способности, которые стоят «над» специальными, могут проявляться во всех видах деятельности, а также отсутствовать в самых творческих ее типах.

Большой вклад в исследование проблемы способностей внес Б. М. Теплов. В его работах было дано определение способностей, как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. При этом под способностями понимались «не всякие вообще индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности или многих деятельностей». Более того, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Одинаковые знания и умения в какой-либо области, для опытного преподавателя могут у разных учеников обозначать совершенно различное, например: у одного указывают на совершенно недостаточную работу, а у другого указывают о больших достижениях.

Б. М. Тепловым обоснованы следующие положения относительно развития способностей:

1. Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития»

2. Способности существуют только в развитии, поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями»

3. Основными детерминирующими факторами развития способностей являются воспитание и обучение. «Практические пределы развития способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились».

Б.М. Тепловым делается вывод о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.

Другими словами, творческие способности - это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества,

В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие)

Креативность, отмечает Э. Фромм, - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты.

В рамках комплексного подхода способности рассматриваются не только как «состоявшаяся действительность», но и как возможности, которые на многие годы могут остаться скрытыми и для самого человека и для окружающих.



    1. Роль внеклассной работы по обучению школьников обработке древесины в развитии творческих способностей

Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках по технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.

Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и т. д.

Развитию творческих способностей подростков способствуют различные формы организации внеклассной работы.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Перед внеклассной работой по технологии ставятся следующие задачи:

1) закрепление, обобщение и расширение знаний и умений, полученных учащимися в процессе трудового обучения;

2) включение учащихся в творческую деятельность на базе производительного труда;

3) расширение представлений об основах современного производства;

4) углубленная подготовка к выбору профессии.

Основная цель организации внеклассной работы по технологии - содействие наиболее полной реализации этих задач и вместе с тем рассмотрение их в комплексе с общими задачами учебно-воспитательной работы в школе.

Внеклассная работа органически связана с учебной деятельность, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника.

Этот подход позволяет выделить следующие направления во внеклассной работе:

•      Всесторонний учет запросов учащихся, их индивидуальных наклонностей, дифференциация тематик занятий с учетом уровня развития школьников. (В данном случае нельзя исходить только из интересов учащихся, хотя они и являются главенствующими. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, т.к. он лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни);

•      Формирование у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству, т.к. именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развить навыки рационального мышления;

•      Ярко выраженный воспитывающий характер. Внеклассная деятельность в этом направлении может осуществляться в следующих формах: конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круглые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видео путешествия и т.д.

•      Подготовка школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид внеклассной работы в каждом конкретном случае, могут решить только учитель и его ученики. Это может быть: собственное производство или центр по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам. В данном случае необходимо помнить, что труд – довольно тонкое воспитательное средство.

Особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:

·     организация обучения на добровольных началах: дети - родители педагоги;

·     комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами;

·     возможность для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени;

·     возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).

Из выше указанного следует, что во внеклассной работе по технологии заложены огромные возможности для развития творческих способностей.

Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя следующие формы внеклассной работы по технологии:

·                   индивидуальная работа учащихся;

·                   групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

·                   массовые мероприятия.

Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься моделированием, конструированием, прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготавливают различные устройства, приборы, изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т.д. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации кружка.

Индивидуальная работа с учащимися имеет место и в тех случаях, когда ребята, занимавшиеся в кружке, «выросли» из него, но охотно самостоятельно работают по интересующей их тематике, получая консультации у педагога.

С целью отслеживания творческого роста учащегося, анализа успехов и промахов, а также для определения оптимальных направлений дальнейшей работы, всю индивидуальную работу со школьниками педагогу желательно фиксировать в специальной тетради индивидуального учета.

Основной групповой формой организации творчества школьников во внеучебное время является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к конкретной области и стремящихся заниматься практической деятельностью в этом направлении. Кружок - это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Развитие сети кружков и рост активности приводят к необходимости создания на их базе более крупных объединений, которые могла бы предоставить учащимся (в основном старшеклассникам) более широкие возможности для научного, технического и декоративно-прикладного творчества.

Для того чтобы у учащихся развить творческую активность, любознательность, инициативу и стремление к научному поиску в той или иной области в настоящее время используются разнообразные формы массовой работы: тематические вечера, встречи с учеными, новаторами производства, мастерами прикладного и народного творчества, научно-технические конференции, олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, лекции, экскурсии, выставки работ и т.д.

При организации внеклассной работы по технологии ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Поскольку интересы школьников в области внеклассной деятельности не совпадают, необходимо создавать кружки различного профиля, привлекая к этой деятельности специалистов, имеющих опыт работы в данном направлении.

Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Существуют следующие типы кружков:

1.     Предметно-технические кружки. Цель – расширение и углубление знаний и умений учащихся по технологии, создание оборудования и наглядных пособий для пополнения учебных кабинетов и мастерских и развития на этой основе технических способностей учащихся.

2.     Творческие конструкторские кружки. Цель – совершенствование и углубление научно- технических знаний и технологических умений, развитие технического мышления и творческих конструкторских способностей учащихся.

3.     Учебно-технологические кружки, или кружки-курсы. Цель – овладение учащимися каким-либо видом труда, начальная профессиональная подготовка в определенной области трудовой деятельности.

4.    Кружки декоративно-прикладного творчества и народных ремесел. Цель – наряду с углублением и расширением технологических знаний и умений учащиеся удовлетворяют эстетические интересы и потребности, развивают художественные способности детей.

Кружок по художественной обработке древесины отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Кружок художественной обработки древесины – наиболее распространенный вид внеклассной работы, хотя и имеет свои особенности.

По своей структуре и содержанию деятельности они отличаются от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка предполагает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то; что они хотели бы получить. Здесь принимаются во внимание подготовленность каждого учащегося, возможности кружка, обеспеченность материалами, инструментами, наглядными пособиями. Вызывая интерес учащихся к художественной обработке древесины кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Таким образом, кружковые занятия имеют большие возможности для развития творческих способностей учащихся.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ 2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

    1. отсутствие ограничения по времени;

    2. минимизация мотивации достижения;

    3. отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

    4. отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН


Опросник креативности Джонсона (ОК)

Диагностическая цель: фокусирует внимание на элементах, которые связаны с творческим самовыражением, это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности.

Опросник может быть использован только как метод экспресс оценки. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время выполнения какой-либо деятельности, на занятиях)

  1. Процедура тестирования: Заполнение опросника требует 10-20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по пятибалльной шкале.


Лист ответов

Дата 28.09.2015 г. Школа МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ», Класс 5-7 Возраст 10-13 лет. Анкеты смотрим в приложении.

Инструкция. Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы:

1 – никогда

2 – редко

3 – иногда

4 – часто


5 – постоянно


Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1











2













Текст опросника.

Контрольный список характеристик креативности:

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость)

  4. Предлагать дополнительные детали, идей, версии или решения (находчивость, изобретательность)

  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать свои возможности (воображение, способности к структурированию).

  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность, продуктивность)

  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность)

  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)


Обработка результатов.

При работе с ОК можно быстро произвести подсчеты. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов)


Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8


Лист ответов

Дата 06.09.2016 г. Школа МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ» Класс5-7 Возраст 10-13 лет.


Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1

Вадим

2

5

2

4

3

2

4

3

25

2

Андрей

2

3

1

2

3

3

2

3

19

3

Александр

2

3

2

2

3

3

2

4

21

4

Олег

3

4

2

3

2

4

4

3

25

5

Туван

1

2

2

1

4

3

3

5

22

6

Егор

2

2

3

4

2

1

2

3

19

7

Т. Александр

3

4

2

2

3

2

4

3

23

Диагностика невербальной креативности

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Тест Торренса «Незавершенные фигуры» предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей. Тест представляет собой серию незавершенных фигур.

Диагностические цели: исследование развития одаренности учащихся; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами

Контингент: все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

Условия проведения:

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Обстановка не должна быть напряженной и нервозной, необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин.

При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят, но нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, очень важно достичь полного понимания инструкции.

Предлагаемый вариант теста «Незавершенные фигуры» представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте отражаются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). Оригинальность – это психическое явление, при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций, причем этот созданный образ присущ. только одной личности. Оригинальность – является одним из наиболее наглядных критериев развития творческого воображения, а также длительности памяти.

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе наиболее повторяющихся рисунков).


Фамилия…………………Имя…………..Возраст……. Класс……………

Задание «Закончи рисунок»

На листе нарисованы незаконченные фигурки, если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать, сделай ее полной и интересной, придумай и напиши название к каждой картинке.






Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но стимульный вариант представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи. В тесте отражаются следующие показатели креативности:

Гибкость (Гб) мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.

Гибкость мышления включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Таким образом, гибкость мышления занимает особое место в любой деятельности человека. Для исследования гибкости творческого мышления учащихся был выбран тест Е. П. Торренса. В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося образа, графического контура.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений. Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги.

Для выполнения задания дается определённое время (20 мин.). Главный показатель гибкости творческого мышления – количество идей воспроизводимых ребенком.


Фамилия………………..Имя………….Возраст……….Класс………

Дорисуй незаконченные фигурки, постарайся придумать интересные, непохожие, разнообразные сюжеты.











Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

После инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый указал фамилию, имя и дату.

При обработке выполненных заданий надо:

  1. Определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. соответствует ли он заданию.

  2. Каждую идею следует отнести к одной из категорий ответов, определить баллы

  3. Определить показатели беглости, гибкости (зачеркиваются повторяющиеся номера категорий ответов и подсчитываются оставшиеся)

Суммарный балл определяется сложением всех без исключения баллов по определяемой категории.


Исследования проводились в МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ» среди учащихся 5 – 7 классов. Определение уровня креативности учащихся происходило в процессе длительного наблюдения (период обучения учащихся в среднем звене) за социальными взаимодействиями учащихся (в классе, во время творческой деятельности на уроках технологии, во внеклассной деятельности).

Уровень креативности на начальном этапе классе: Средний – 70 %, низкий – 30%

У учащихся показатель уровня креативности низкий при ответе на вопросы по чувствительности к проблеме, предпочтение сложностей; беглости и гибкости, то есть ребята не способны выдвигать и выражать большое количество неординарных идей во время занятий творческой деятельностью, на уроках во время выполнения творческих заданий, во внеклассных мероприятиях.

Анализ диагностики невербальной креативности, для которой был использован тест Торренса «Незавершенные фигуры», позволил получить результаты: Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам - оригинальность (Ор) и гибкость (Гб), для интерпретации результатов тестирования в приложении представлен атлас типичных рисунков (см. Приложение). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека.

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0.67

0,58

0,48

0,00

3

4

2

1

1

0

0



Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе) его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

2,41 / 5 = 0,48

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

Уровень оригинальности

Высокий: 0,68 – 0,95

Средний: 0,58 – 0,67

Низкий: 0,57 и ниже

Оценочный лист

Дата 06.09.2016 г. Школа МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ» Класс 5-7 Возраст 10-13 лет.

фамилия

коэффициент Ор и Ун

гибкость

1

Вадим

0,40 / 2

1

2

Андрей

0,48 / 2

3

3

Александр

0,53 / 3

6

4

Олег

0,45 / 3

3

5

Туван

0,33 / 1

2

6

Егор

0,45/2

3

7

Т. Александр

0,52/3

4





Уровень показателей креативности: оригинальности и гибкости на начальном этапе

уровень

высокий

средний

низкий

оригинальности


-


-


100%

гибкости

-

14%

86%

Анализ рисунков показывает, что уровень оригинальности у учащихся 5 класса низкий, ребята стандартно подходят к выполнению задания и не проявляют индивидуальности, то есть непохожие на остальные рисунки в классе. 20% ребят проявляет способность выдвигать разнообразные идеи, они показали высокий уровень гибкости .

2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся на занятиях кружка по художественной обработке древесины


Издавна русские мастера великолепно умели обрабатывать древесину и создавать из нее высокохудожественные изделия. И сегодня, несмотря на то, что в последние годы создано множество полимеров, одним из основных материалов продолжает оставаться дерево. Благодаря этим материалам развивается сеть кружков художественной самодеятельности в школах и внешкольных учреждениях, в которых с большим увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей. Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства. Среди них художественная обработка древесины занимается одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Работа над изделием от учащихся умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению. В процессе обобщения предметов и явлений действительности школьник одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, которыми они отличаются друг от друга. Овладение мастером художественной обработки древесины предполагает и понимание их декоративных возможностей, и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений. В результате преобразования древесины в декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. В процессе художественной обработки дерева вырабатывается точность и координация движений. В эстетическом воспитании школьников существенная роль отводится экскурсиям в музеи, на выставки, где учащиеся знакомятся с творчеством народных мастеров. Чем больше таких образцов будут видеть, и анализировать кружковцы тем активнее будет, идти процесс формирования у них эстетических оценок действительности. Проникая в творческую кладовую мастеров, кружковцы могут найти тот правильный путь, который приведет их к пониманию зависимости декоративного образа от формы, назначения предмета, от материала, из которого он изготовлен. Работа над изделиями по художественной обработке материалов является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по художественной обработке древесины с его ритмом, темпом, увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят кружковцам творческое удовлетворение, оказывает на них глубокое эмоциональное воздействие. Внеклассная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство. Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к художественной обработке материалов, более полно знакомят учащихся с произведениями выдающихся мастеров. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Содержание работы кружков определяется программами, которые разрабатываются методическими кабинетами при органах народного образования. Программы рассчитаны на 1 и на 2 года обучения.

Программы являются примерными. Руководитель кружка име­ет право вносить в них изменения. В программах обычно указы­вают, на какие знания и умения школьников по общеобразова­тельным предметам можно опереться, какие новые — сообщить. Дается также содержание практической работы.

Обобщение знаний и совершенствование умений, полученных на уроках трудового обучения. Основные сведения о резании металла ножовкой; правила безопасности при резании металла ножовкой; приемы резания металла ножов­кой; сущность процесса опиливания и инструмент, необходимый при этом; пра­вила безопасности при опиливании; опиливание плоских поверхностей.

Формирование новых знаний и умений. Приемы резания тонколистового металла и труб с тонкими стенками ножовкой; механизация резания металла ножовкой.

Практическая работа. Разработка или усовершенствование конструкции из­делий. Составление эскизов или чертежей изделий. Разработка технологического процесса изготовления изделий. Изготовление изделий с использованием ранее изученных операций, а также операции резания ножовкой и опиливания плоских поверхностей.

Занятия в кружке обычно занимают два академических часа один раз в неделю. Однако среди школьников встречаются такие, которых это не удовлетворяет. С ними можно заниматься и чаще, но по согласованию с классным руководителем, который знает об успеваемости каждого ученика по другим предметам.

В одном кружке не следует объединять более 15 учащихся, так как в противном случае трудно обеспечить индивидуальное ру­ководство их работой.

Важной предпосылкой успешной работы кружков является наличие необходимой материальной базы. Для предметных круж­ков по трудовому обучению такой базой служат школьные мастерские. Однако в зависимости от объекта труда они часто требуют дополнительной оснастки и материалов, поэтому комплектовать их надо заблаговременно.

Чрезвычайно важное значение для успешной работы кружка имеет методическая сторона дела. С точки зрения методики круж­ковой работы необходимо уделять особое внимание таким вопро­сам, как структура кружкового занятия, методы и формы орга­низации обучения.

Опыт работы передовых школ показывает, что структура кружкового занятия на базе школьных мастерских приближается к структуре комбинированного урока. Это объясняется тем, что на любом кружковом замятии решается, как правило, ряд дидакти­ческих задач. В глазах учащихся главная цель кружкового заня­тия - изготовление определенного объекта труда. Поэтому целе­сообразно все занятия строить так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Однако известно, что нужен не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практической деятельности должна предшествовать актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда. Перечис­ленные требования и приводят к тому, что кружковое занятие включает в себя обычно следующие этапы (элементы): организа­ционный, повторение, обобщение и систематизация ранее изучен­ного материала, инструктаж, решение творческих задач, практическая работа, подведение итогов. Однако при таком внешнем сходстве с уроком кружковое занятие должно отличаться от него. Учащиеся должны располагать значительно большей свободой действий. Это может находить выражение в самостоятельном вы­боре изделия, в объеме посильной нагрузки, связанной с решением творческих задач, в самоуправлении. Иными словами, подростки не должны чувствовать прямого давления со стороны учителя, иначе интерес их к кружковым занятиям резко снижается.

Методы обучения на кружковых занятиях выбираются в зави­симости от поставленных дидактических целей, содержания учеб­ного материала, подготовленности к ним учащихся и учителя.

Для кружковых занятий характерны обычные методы трудово­го обучения, однако использование их имеет свои особенности. Так, наблюдения показали, что среди словесных методов чаще всего используется объяснение, а реже всего - рассказ. На первый взгляд это может показаться странным, так как известно, что в процессе беседы больше, чем при других словесных методах, по­вышается познавательная активность учащихся. Но школьники, особенно на первых занятиях, отрицательно относятся к этому методу обучения, ибо он слишком напоминает им опрос на обыч­ных уроках.

Среди методов демонстрации наиболее часто применяется де­монстрация наглядных и графических изображений, реже - на­турных объектов и процессов и совсем редко - демонстрация приемов работы, электронные презентации. Объясняется это тем, что работа кружков строится главным образом на трудовых опера­циях, предусмотренных учебной программой, поэтому необходи­мость в демонстрации трудовых приемов возникает сравнительно редко. Для методов демонстрации характерно и то, что учащимся V-VII классов чаще демонстрируют наглядные посо­бия, а учащимся VIII-IX классов - графические изображения. Такой подход учитывает графическую подготовленность ребят.

Важное место среди методов обучения на кружковых занятиях занимает инструктаж. Он может быть вводным, текущим и заклю­чительным; фронтальным, звеньевым и индивидуальным; устным, письменным, графическим. Иными словами, все разновидности инструктажа, характерные для урока трудового обучения, встре­чаются и на кружковых занятиях.

Методы обучения и различные их комбинации применяются в сочетании с определенными формами организации работы уча­щихся. На занятиях в кружках могут применяться различные формы организации работы учащихся (фронтальная, звеньевая, индивидуальная, с разделением труда). Выбор формы организа­ции работы учащихся определяется в значительной мере объек­тами труда, которым на кружковых занятиях уделяется особенное внимание. Это вызвано тем, что в процессе внеклассной работы приходится одновременно учитывать два противоречивых обстоя­тельства: с одной стороны, коллективный труд располагает наи­большими воспитательными возможностями, а с другой - уча­щиеся стремятся к индивидуальным заданиям, которые отвечают их личным интересам и дают возможность наиболее полно про­явить свою самостоятельность.

Таким образом, с точки зрения задач воспитания следует, воз­можно, шире использовать фронтальную форму организации ра­боты учащихся, а с точки зрения их интересов (с которыми нель­зя не считаться) - индивидуальную. Индивидуализации работы кружковцев способствует то, что во внеклассной работе не зани­маются массовым изготовлением одинаковой продукции. Это про­тиворечило бы самой сути кружковой работы, поэтому изделия все время меняются и выпускаются в одном-двух экземплярах. Но нельзя не учитывать, что объекты труда должны быть более интересными, чем на уроках труда, и, следовательно, более слож­ными. В связи с этим они часто непосильны для изготовления одним учащимся, и приходится прибегать к коллективным формам организации труда. Опыт работы передовых учителей подсказыва­ет, как устранить возникающее противоречие. Как уже говорилось, в V-VI и частично в VII классах объектами труда являются сравнительно сложные изделия. Между тем известно, что у уча­щихся этого возраста не хватает терпения долго заниматься изде­лием. Поэтому, чтобы ускорить процесс изготовления, объекты труда выполняют звеньями из двух-трех учащихся. В этом случае изделия должны быть такими, чтобы частичная работа над ними представляла собой самостоятельные задания, в процессе выпол­нения которых учащиеся могли бы проявить свою самостоятель­ность, творческую смекалку.

В VIII, IX и частично в VII классах более желательными яв­ляются индивидуальные задания. Они учитывают возрастные воз­можности школьников. Однако эти задания должны быть свя­заны между собой, чтобы учащиеся были заинтересованы в ре­зультатах труда всего коллектива. Например, ставится задача оснастить процесс изготовления определенного изделия на уроках труда приспособлениями. Необходимость в этом возникает при организации производительного труда учащихся по заказам пред­приятий, когда изделия выпускаются большими партиями. В этом случае каждый кружковец получает индивидуальное задание - сконструировать и изготовить приспособление для данной опера­ции. Вместе с тем учащийся осознает, что выполнение заказа предприятия в целом зависит не только от него. Поэтому он с заинтересованностью относится к обсуждению конструкций дру­гих приспособлений, помогает товарищам.

Опыт работы некоторых учителей показывает, что возможен и такой вариант подбора объектов труда, при котором учащиеся участвуют вместе с другими членами кружка в изготовлении слож­ных изделий и одновременно работают над другими объектами, выбранными исходя из своих интересов.

Все это позволяет сделать вывод, что на кружковых занятиях формы и методы обучения взаимосвязаны с этапами занятия.

Важное значение для осуществления воспитательной функции кружков имеет самоуправление. В каждом кружке, как правило, избирается староста. Если в кружке несколько секций, то возглав­ляет его совет кружка, в который входят староста, его замести­тель и старосты секций. Избирается также редколлегия газеты или бюллетеня кружка. Кружковцы привлекаются контроль над организацией труда, к организации социалистического соревнова­ния, оцениванию результатов деятельности и др.

Этапы кружкового занятия:

  • Организационный

  • Повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала

  • Инструктаж

  • Самостоятельная твор­ческая практическая ра­бота по конструирова­нию или моделированию

  • Практическая работа

  • Заключительный этап


Программа кружка по художественной обработке древесины

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и готовой применить все свои знания и умения на практике.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.) Интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, научить детей «чувствовать материал», умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Для того чтобы представить адекватную программу кружка, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного образовательного процесса, обратимся к реально существующему тематическому плану программы дисциплины Технология с выделением часов на классную и внеклассную работу.

С учетом данных программы занятий по технологии разработана программа кружка, по художественной обработке древесины на один учебный год рассчитана следующим образом:

Программа предусматривает занятия, ограниченные 2 часами в неделю.

Таким образом, 34 учебные недели * 2 часа в неделю = 68 часов в год.

Сущность организации кружка заключается в том, что в кружке интегрируются теоретическая и практическая, творческая деятельность учащихся.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с промыслами. Xхудожественной обработкой материалов, основами композиции, народными

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно - технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит одной из своих целей - развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву, программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области «Технология»:

  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовке воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

- учебники, справочники;

- дидактический материал;

- дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль над соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны знать:

· принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

· основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

· физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

· способы разметки по шаблону и чертежу;

· принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

· назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

· иметь понятие о конструировании и моделировании;

· способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

· основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

· историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

· основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

· основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

· технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

· разные виды резьбы и их особенности;

· способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

· правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны уметь:

· рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

· уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

· определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

· производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

· применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

· использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

· выполнять простейшие столярные операции;

· производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

· выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

· выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

· проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

· самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

· выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

· затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

· бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

· экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

· владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

· выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

· владения основными элементами графической грамотности;

· выполнения плоскостной разметки;

· разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

· выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- коллективная.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

- теоретический уровень знаний;

- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

- применение полученных знаний на практике;

- соблюдение технических и технологических требований;

- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

- изготовление изделия в установленные нормы времени;

- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

- экономия материалов;

- желание трудиться;

- познавательная активность и творческий подход;

- самостоятельность;

- партнёрские отношения при совместной работе.


К концу работы кружка по художественной обработке древесины мы провели повторное диагностирование.



Лист ответов

Дата 18.11.2016. Школа –МБОУ«Верхне-Талецкая СОШ» Класс 5-7. Возраст 10-13 лет.



Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1

Вадим

3

3

1

3

4

4

4

4

26

2

Андрей

2

4

1

3

3

4

4

3

24

3

Александр

3

5

2

3

4

5

4

5

31

4

Олег

4

5

2

2

4

4

5

4

30

5

Туван

3

2

2

3

5

3

2

3

23

6

Егор

3

4

2

3

4

2

3

2

23

7

Т.Александр

4

5

2

2

4

4

5

4

30


Уровень креативности под конец исследования: Высокий – 42%, Средний – 58%, Низкий - 0%

42% учащихся показали высокий уровень креативности и 58% средний и нормальный уровень креативности. Ребята начинают проявлять свою индивидуальность, творческие способности в деятельности, поведении, решении проблем.

Оценочный лист

Дата 18.11.2016. Школа –МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ» Класс 5-7 класс

фамилия

коэффициент Ор и Ун

гибкость

1

Вадим

0,40 / 2

6

2

Андрей

0,58 / 2

6

3

Александр

0,70 / 3

8

4

Олег

0,45 / 3

3

5

Туван

0,33 / 1

2

6

Егор

0,55/2

5

7

Т. Александр

0,62/3

7

Уровень показателей креативности: оригинальности и гибкости

уровень

высокий

средний

низкий

оригинальности


14%


28%

58%

гибкости

14%

42%

44%

При повторном диагностировании небольшой процент учащихся старается выдвигать оригинальные идеи при выполнении задания (14% ребят проявляют высокий уровень оригинальности), и 14% показали высокий уровень гибкости, проявляет способность к выдвижению разнообразных идей.

Изменения уровня показателей креативности:

оригинальности и гибкости в процессе педагогического исследования



Результаты исследования:

Уровень креативности учащихся по методике Джонсона

Наблюдается заметная динамика роста уровня креативности учащихся от первого тестирования к повторному. Деятельность на уроках, решение творческих заданий, выполнение психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческих способностей – все это дает такой результат, что ребята способны проявлять творческое воображение, чувство юмора, демонстрировать уверенный стиль поведения, брать на себя ответственность за неординарные решения

Рост уровня показателей креативности: оригинальность и гибкость, свидетельствует о том, что чем больше занимаются в кружке по художественной обработке древесины, тем больше они способны выдвигать оригинальных, индивидуальных, разнообразных идей. Отличающихся от очевидных, общепринятых; способны гибко переходить от одного аспекта проблемы к другому.

Заключение


Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.

Рассмотрено методическое обеспечение организации внеклассной работы в школе для учащихся подросткового возраста. Определено, что для развития творческих способностей у подростков большое влияние оказывает внеклассная работа. На кружковых занятиях у школьников пробуждается интерес, формируется активность, пространственное воображение, рациональный подход к решению возникающих проблем. Также учащимся представляется очень большой простор для реализации своих фантазий.

Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза, что эффективность развития творческих способностей учащихся может быть повышена при реализации специально организованной системы внеклассной работы по художественной обработке древесины. Если учащиеся будут: обучаться по соответствующим программам кружковой работы; вовлечены в творческий поиск; будет возможность принимать участие на различных выставках, конкурсах со своими изделиями.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено экспериментально-психологическое исследование, которое включало изучение научно – психологической специальной литературы по данному вопросу, а также экспериментальное изучение изменения показателей творческих способностей учащихся 5-7 классов на занятиях по художественной обработке древесины. В ходе анализа изученной литературы мы пришли к выводу, что данный вопрос в настоящее время актуален, так как современные социально-экономические условия в нашей стране диктуют необходимость развивать в наших учениках качества творческого делового человека, формировать людей активных, предприимчивых, готовых к принятию неординарных самостоятельных решений.

Исходя, из этого нами был проведен эксперимент, в рамках которого были проанализированы:

  1. уровень креативности учащихся, связанный с творческим самовыражением ребят;

  2. показатели творческих способностей, которые свидетельствуют о творческом потенциале детей;

  3. продукты творческой деятельности учащихся на уроках технологии.

В ходе анализа результатов эксперимента мы пришли к подтверждению выдвинутой нами гипотезы, о том, что при работе в кружке по художественной обработке древесины наблюдается динамика роста показателей креативности учащихся, это свидетельствует о развитии творческих способностей учащихся.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть включены в программу развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Проведенное нами исследование можно рассматривать как констатирующий эксперимент, предшествующий более масштабному формирующему эксперименту. В ходе экспериментального обучения есть возможность для развития творческих способностей учащихся, что будет способствовать 1. повышению интереса учащихся к процессу познания; 2. самосовершенствованию и самореализации учащихся в ттворческой деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!