СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных УУД на примере логического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетной целью школьного образования является формирование  у учащихся умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных УУД на примере логического мышления.»





















Развитие познавательных УУД на примере логического мышления.











Выполнила: М.А. Осинина

учитель начальных классов

МБОУ «Черновская средняя школа»









с. Черновское

2016

1. Ценностные ориентиры начального общего образования.

Приоритетной целью школьного образования является формирование у учащихся умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- познавательные и учебные мотивы;

- учебную цель;

- учебную задачу;

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)..

2. Виды универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Чуть подробнее я хотела бы остановиться на формировании познавательных УУД, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные действия

  • действия постановки и решения проблем

  • логические действия

К общеучебным действиям относятся умения: постановка цели; поиск нужной информации в учебниках, рабочих тетрадях, другой дополнительной литературе; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия, контроль и оценка, а также выполнение знаково-символических действий (моделирование схем, таблиц, чертежей).

Логические универсальные действия включают в себя умения

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; подведение под понятие; выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Представлю фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

- выделять признаки сходства;

- выделять признаки различия;

- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

- выделять существенные признаки объекта;

Уметь анализировать, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

- находить главное в изучаемом объекте или явлении;

- устанавливать главную причину явления;

- кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

Уметь составить схему, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- определять связь между частями;

- оформлять графическое изображение;

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Такие задачи решаются учащимися с помощью логических рассуждений, используя логическое мышление.



3. Практическая деятельность учителя по формированию познавательных УУД на примере логического мышления.

Формирование познавательных УУД с применением логического мышления в образовательном процессе осуществляется на занятиях учебной и внеурочной деятельности. Вот некоторые методы и приёмы, которыми я пользовалась в своей практике.

Математика является основой для развития познавательных действий. На уроке математики формируется умение решать задачи, при этом выявляется умение логического анализа текста, моделирование условия задачи (построение схемы, таблицы) и, наоборот, составление задачи по схеме. В задачах с недостающими данными дети сами вводят необходимую информацию. Например: Сколько лап у пяти собак? Учащиеся усваивают систему общепринятых знаков и символов (цифры, знаки, стрелки, скобки); учатся кодировать и декодировать информацию (диаграммы таблицы схемы, графы), решать задачи разными способами.

На уроках русского языка включала в работу следующие задания, направленные на познавательную активность учащихся.

        А) Закончи ряд букв и напиши несколько слов, которые начинаются с пропущенной буквы.

        Щ          Ц           Т            Н ?

        ( Это буква «З». Закономерность: через 2 буквы пишу 3-ю; через 3 буквы пишу 4-ю и.т.д. с конца алфавита.)        

        Б) Реши закономерность и придумай 3 слова с полученной буквой такие, чтобы она была в конце слова.

            А          Д           З

           Д          И           Н

           И          О           ?

( «Ф» - т.к., 1 строка- через 3 буквы

         2 строка- через 4 буквы

         3 строка- через 5 букв, а через пять букв от «О» - буква «Ф»)



На уроках окружающего мира учащимся особенно интересно решать задачи, требующие практических знаний и применение личного опыта.

Например, задания «Найди ошибку» не только позволяют проверить наличие знаний, умение соотнести истинное и ложное, но и учат элементам самоконтроля: найдя ошибку, ученик должен объяснить, как ее исправить.

К примеру, дети анализируют предложение: Осенью лес подарил нам грибы, орехи, яблоки и рябину.

Один ученик говорит, что здесь есть ошибка («Яблоки в лесу не растут»), другой замечает, что здесь ошибки нет («Когда мы были в лесу, видели яблоню. На ней было много яблок»). Учитель спрашивает: кто прав и каким образом могла вырасти в лесу яблоня? После обсуждения дети приходят к выводу: «Действительно, в лесу можно встретить дикую яблоню. Она выросла из семечка, которое могло попасть сюда случайно».



В рамках внеурочной деятельности в нашей школе введён курс «Логика». Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной, где мы знакомимся с понятиями «Истина», «ложь», рассуждаем, выдвигаем гипотезы, делаем умозаключения. Курс включает в себя:



  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики.

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение.

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика.

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения.

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал.

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.



Начинать решение логических задач нужно с менее сложных заданий. Например:

Задача: «Серёжа выше Наташи, а Оля выше Серёжи. Кто выше всех?

Алгоритм решения:1. Запись решения знаками: С Н, О С

2. Расставить по порядку: Н C, C

3. Ответ: Оля выше всех.

Можно изобразить данную ситуацию на вертикальных отрезках:





Н С О

Приемы логического анализа необходимо использовать уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усваивания учебного материала. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках задания на развитие логического мышления. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!