СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления учащихся на уроках технологии и ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на создание условий для развития креативного мышления учащихся на уроках образовательной области «Технология», ИЗО  и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления учащихся на уроках технологии и ИЗО»

Краевой конкурс  проектирования и развития профессионального мастерства «Инноватика-2017»

Номинация: учебно – дидактический проект



Развитие креативного мышления учащихся на уроках технологии и ИЗО

Автор: Матвеева Наталья Ивановна, учитель технологии

Почтовый адрес: Пермский край, п.Суксун, ул.Северная 33 кв.2

Электронный адрес: [email protected]

Контактный телефон: 89026425318



Резюме

Проект направлен на создание условий для развития креативного мышления учащихся на уроках образовательной области «Технология», ИЗО и во внеурочной деятельности при организации летнего профильного лагеря «Рукотворный мир». Основная используемая технология по развитию креативности учащихся – это технология творческой мастерской. В творческой мастерской диалог является главным принципом взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Также необходима организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от поставленной задачи. Основные формы работы в творческой мастерской: проекты, творческие задания, мастер-классы, экскурсии, написание бизнес – проектов, встречи с мастерами Суксуна. Замер сформированности уровня креативности учащихся будет проводиться по разработанным критериям и показателям. Замер будет производиться у всех учащихся 5-8 и 10, 11 классов, но отслеживаться будет по контрольным группам.

Проект направлен на то, чтобы привести в систему работу по развитию креативного мышления учащихся, создать необходимые для этого условия и отследить результат – это и есть главная идея проекта, его педагогическая целесообразность и новизна.

п. Суксун, 2017г.





Обоснование проекта

С первого сентября 2011 года все школы России перешли на ФГОС второго поколения, ориентированные на развитие творческой личности ребёнка, способной к саморазвитию и самореализации. В новом стандарте предполагается переход от знаниевой основы к системно-деятельностному подходу, способствующему формированию у детей глубоких и прочных знаний, коммуникативных и регулятивных УУД, развитию у детей познавательных интересов. В связи с этим хочется переосмыслить свой педагогический опыт, задумывается над тем, как обеспечить переход к новому способу обучения, какие применять инновационные формы, педагогические методы и приёмы обучения для формирования творческих способностей учащихся.

Творчество—процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности никогда ранее не существовавшее. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Никто, кроме, автора не может получить в точности такой же результат. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, проявляет креативность

Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — это  способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Обучающая урочная и внеурочная творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию креативного мышления. Самая большая ответственность педагога – обеспечить условия для развития каждого ученика, не пропустить талант. Поэтому следует направлять учащихся на активную творческую работу, для того, чтобы они могли вносить творческое начало во все сферы жизни, обогащать, тем самым, окружающий мир.

Опыт работы в направлении развития творческих способностей учащихся через творческие задания и проекты на уроках осуществляется уже на протяжении около 10 лет. Также в летний период существует профильный лагерь «Рукотворный мир». Учащиеся ежегодно являются участниками, призерами и победителями творческих конкурсов на разных уровнях. Выставки изделий ежегодно представляются учащимся школы, родителям, педагогической общественности. На экскурсии приглашаются дошкольные учреждения поселка. Итоги работы неоднократно представлялись на институциональном, муниципальном, краевом уровнях, где получали положительные отзывы коллег. Но работа была направлена только на конечный результат в виде продукта деятельности детей. Как творческая деятельность влияет на развитие креативности учащихся? - никогда не отслеживалось и не мониторилось. Привести в систему работу по развитию творческих способностей учащихся, создать необходимые для этого условия и отследить результат – главная идея проекта и его новизна.

Цель: создать условия для развития креативного мышления учащихся на уроках технологии и ИЗО с пролонгированием на внеурочную деятельность.

Задачи:

- проанализировать рабочие программы ОО «Технология» 5-11 кл., «Изобразительное искусство» 8 кл. на возможность использования методики творческих заданий и проектов;

- провести корректировку программы внеурочной деятельности летнего профильного лагеря «Рукотворный мир»;

- привлечь социальных партнеров МУК «Суксунский историко-краеведческий музей», Центральная районная библиотека, местных мастеров декоративно-прикладного искусства;

- организовать выставки творческих работ учащихся в школьном этнографическом музее «Русская изба» (2 раза в год);

- организовать участие школьников в творческих конкурсах муниципального, краевого и Всероссийского уровней;

- провести мастер-классы по изготовлению изделий ДПИ, использованию нетрадиционных способов рисования для педагогов, общественности;

- разработать бизнес-проект с учащимися 10-11 кл. (один в год);

- создать папку-накопитель с творческими заданиями и проектами для 5-8 кл.;

- разработать критерии сформированности креативного мышления учащихся.

Содержание проекта

Достижение поставленной цели пойдёт в ходе реализации рабочих программ ОО «Технология» 5-11 кл., «Изобразительное искусство» 8 кл. и программы внеурочной деятельности летнего профильного лагеря «Рукотворный мир». Основная используемая технология по развитию креативности учащихся – это технология творческой мастерской. Данная технология позволяет решать также и другие задачи: личностное саморазвитие, коммуникативные навыки, повышение интереса к процессу обучения. В творческой мастерской, считаю, диалог является главным принципом взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Также необходима организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от поставленной задачи. Основные формы работы в творческой мастерской: проекты, творческие задания, мастер-классы, написание бизнес – проектов, организация выставок, экскурсии, встречи с мастерами декоративно – прикладного искусства п.Суксун.

С целью создания условий для формирования креативности учащихся необходимо также расширять границы взаимодействия с социальными партнёрами - МУК «Суксунский историко-краеведческий музей», центральная районная библиотека, мастера ДПИ Суксуна, Суксунская детская школа искусств – художественное отделение.

Замер сформированности уровня креативности учащихся будет проводиться по разработанным критериям и показателям. Замер будет производиться у всех учащихся 5-8 и 10, 11 классов, но отслеживаться будет по контрольным группам.

Эффективность проекта выразится в результатах- продуктах (выставки, мастер – классы, бизнес – проекты) и результатах-эффектах (уровень сформированности креативного мышления учащихся).





План реализации проекта

Этапы и сроки:

Подготовительный этап

Сентябрь 2016г.

Основной этап

Октябрь 2016г. – июнь 2020г.

Заключительный этап

Июнь 2020г.

1.​ Анализ рабочих программ по ОО «Технология» 5-8, 10-11 кл. на возможность использования творческих заданий, проектов, мастер-классов, встреч с мастерами декоративно – прикладного искусства

2.​ Анализ рабочей программы по ИЗО 8 кл. на использование творческих заданий, проектов при изучении отдельных тем.

3.​ Анализ и корректировка рабочей программы летнего профильного лагеря «Рукотворный мир»

4.​ Достижение договоренности с социальными партнерами:

- МУК «Суксунский историко-краеведческий музей»

- центральная районная библиотека

- мастера ДПИ Суксуна

- Суксунская детская школа искусств – художественное отделение

1.​ Овладение учащимися навыками обработки материалов в различных техниках ДПИ

2.​ Разработка и внедрение творческих заданий, проектов на уроках технологии 5-8 кл., ИЗО 8 кл.

3.​ Разработка ученических бизнес-проектов, 10-11 кл.: «Сувенирная мастерская», «Мастерская по изготовлению чердачной куклы», «Мастерская по изготовлению салфетниц» и др.

4.​ Проведение уроков-творчества, уроков-заочных экскурсий, уроков-путешествий с использованием нетрадиционных способов использования художественных материалов по темам: «Необычное в обычном», «Подушки-игрушки», «Достопримечательности городов России», «Я мастер» и др.

5.​ Проведение мастер-классов для преподавателей района в различных техниках ДПИ, изобразительного искусства

6.​ Создание папки-накопителя творческих работ учащихся:

5 класс -«Подушки-игрушки», «Ручные стежки - изготовление игольниц»; 6 класс -«Кофейные сувениры», «Такие разные куклы – на основе бутылки», «Рюкзачок для модницы», 7 класс- «Куклы по всем правилам», «Открытки своими руками»,8 класс- «Геометрия вокруг нас», «Топиарий – дерево счастья», «Макет православного храма», «Герб семьи».

7.​ Проведение выставок творческих работ учащихся «Краски земли Суксунской», «Творчество – часть жизни» и др.

8.​ Организация участия в творческих конкурсах:

- муниципальный и межмуниципальный уровень - «Краски земли Суксунской», «Волшебная нить»

- краевой уровень – «Дарования Прикамья»

- Всероссийский уровень – «Мои таланты»

9.​ Организация экскурсий МУК «Суксунский историко-краеведческий музей», ЦБС «Суксунская библиотека», дом-музей К.М.Собакина

10 Проведение мастер-классов с социальными партнерами – мастерами Суксуна

11.​ Разработка диагностических материалов сформированности креативного мышления учащихся

- «Опросник определения уровня креативности» для учащихся, родителей

- проективные методики (совместно с психологом больницы)

- изучение уровня сформированности креативного мышления учащихся

12. Ежегодное проведение вводных, промежуточных и итоговых диагностик, обработка результатов в табличном и графическом вариантах

13. Формирование электронного пособия с методическими разработками творческих проектов, мастер-классов для инновационного сообщества Пермского края

1.Анализ творческих достижений учащихся

2.​ Анализ уровня сформированности креативного мышления учащихся

3. Проведение выставок и открытых просмотров работ учащихся

Годовая циклограмма реализации проекта на учебный год

Период

Мероприятие

I четверть

1.​ Анализ рабочих программ по ОО «Технология» 5-8, 10-11кл., ИЗО – 8 кл.

2.​ Проведение вводных и промежуточных диагностик (с сентября 2017г.) для учащихся (Приложение 1), родителей (Приложение 2) на определение уровня сформированности креативного мышления детей.

3.​ Участие в ежегодном краевом конкурсе детского творчества при поддержке губернатора Пермского края «Дарования Прикамья».

4.​ Участие в ежегодном муниципальном конкурсе «Краски земли Суксунской» (учредитель: отдел образования Администрации Суксунского муниципального района).

5.​ Участие в муниципальном тематическом конкурсе «Кино и я» (МАОУ ДО «Суксунская ДШИ).

II четверть

1.​ Проведение уроков технологии с использованием метода творческих заданий: 5 класс - «Ручные стежки – изготовление игольницы», 6 класс - «Универсальная швейная машина – аппликация на ткани», 7 класс - «Профессия художник-модельер».

2.​ Проведение уроков ИЗО 8 кл. с творческими заданиями: «Имя в архитектуре», «Вырезание из бумаги – буква имени моего».

3.​ Организация изготовления сувенирной продукции 10-11 класс.

4.​ Оформление выставки творческих работ в школьном этнографическом музее «Русская изба».

5.​ Участие в ежегодной районной акции «Жизнь прекрасна – когда безопасна». Изготовление плаката в технике «Аппликация на ткани» (учредитель: Отдел молодежной политики, культуры, спорта и туризма Администрации Суксунского муниципального района).

6.​ Участие во Всероссийском фестивале детского творчества «Жизнь без опасностей» (ГКОУ СО «Новоуральская школа №1»).

7.​ Участие в краевом конкурсе творческих работ среди молодежи «Этих дней не смолкнет слава» (ГАО «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе).

III четверть

1.​ Проведение уроков ИЗО с творческими заданиями: «Русь православная – изготовление макетов храмов», «Дом моей мечты – макет из подручных материалов».

2.​ Реализация творческих проектов на уроках технологии: 6 кл. «Кофейные сувениры», 8 кл. «Геометрия вокруг нас».

3.​ Участие в ежегодном межмуниципальном тематическом конкурсе детского творчества: «Сердцу милые места» (МАОУ ДО «Суксунская ДШИ»).

4.​ Участие в муниципальном конкурсе творческих работ «Я талантлив» (МАОУ «Суксунская СОШ № 2» совместно с РМО учителей ИЗО и технологии).

5.​ Проведение мастер-класса для педагогов «Нетрадиционные способы изображения» на краевом семинаре «О подходах и технологиях разработки и внедрения новой системы проектирования и организации учебно-научно-методической работы в современной школе».

6.​ Участие во Всероссийских, международных творческих интернет конкурсах 10-11 класс.

IV четверть

1.​ Реализация творческих проектов на уроках технологии: 5 класс - «Подушки-игрушки», 6 класс - «Рюкзачки и сумочки для современной модницы», 7 класс -«Такие разные куклы».

2.​ Реализация творческого проекта на уроках ИЗО 8 класс - «Герб семьи».

3.​ Оформление выставки работ учащихся в школьном этнографическом музее «Русская изба» на ежегодном общешкольном Дне семьи.

4.​ Участие в школьном конкурсе бизнес-проектов 10 класс, «Сувенирная лавка» 11 класс.

5.​ Создание папки-накопителя творческих заданий, проектов,фото-коллекции работ учащихся.

6.​ Анализ и корректировка рабочей программы летнего профильного лагеря «Рукотворный мир».

Летняя оздоровительная кампания

1.​ Проведение диагностики «Определение личностных характеристик и творческих способностей через проективные методики» с привлечением психолога ГБУЗ ПК «Суксунская ЦРБ».

2.​ Организация экскурсий: МУК «Суксунский историко-краеведческий музей», МУ «Суксунская централизованная библиотечная система», Дом-музей К.М.Собакина.

3.​ Проведение мастер-классов декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

4.​ Участие в творческих конкурсах в сети Интернет.

5.​ Встречи с мастерами, художниками п.Суксун.

6.​ Размещение творческих материалов на Интернет – сайтах.

Июнь


Контроль эффективности проекта (результаты- продукты и результаты-эффекты)

Итоговая диагностика уровня сформированности креативного мышления учащихся ( 8 и 11 классы).



Таблица проведения диагностических процедур (диагностик) по классам и годам

Класс

2016-17

2017-18

2018-19

2019-20

5

Вводная

Промежуточная

Промежуточная

Итоговая

6

Вводная

Промежуточная

Итоговая


7

Вводная

Итоговая


Промежуточная

8

Вводная


Промежуточная

Итоговая

10

Вводная

Промежуточная - сент.

Итоговая - май



11

Вводная - сент

Итоговая - май






Апробация проекта

Ресурсное обеспечение – кадровое, учебно – методическое, материально – техническое, информационное является одним из условий успешной реализации проекта.

Цель апробации:

1)​ Систематизировать, обобщить и транслировать накопленный опыт по развитию креативного мышления учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности на институациональном, муниципальном и краевом уровнях;

2)​ Разработать, апробировать и систематизировать комплекс творческих заданий, проектов, мастер-классов руководствуясь возрастными особенностями учащихся;

3)​ Разработать план корректирующих мероприятий, направленных на формирование креативного мышления учащихся;

4)​ Создать условия для систематического мониторинга эффективности проекта через оценку результатов учащихся контрольных групп

Реализация проекта обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование по профилю преподаваемых предметов эстетического цикла, а также высшую квалификационную категорию. Достигнута договорённость с социальными партнёрами, отвечающими за подготовку практической части апробируемого проекта. Весь процесс апробации сопровождает квалифицированный педагог, отвечающий за инновационную деятельность школы и оказывающий методическую поддержку и консультативную помощь посредством организованных общешкольных мероприятий. Материально-техническое обеспечение проекта соответствует требованиям ФГОС ООО. Имеются два оборудованных кабинета технологии: швейная мастерская и кабинет внеурочной деятельности. Кабинет оборудован техническими средствами обучения, доступными участникам апробации. Обеспечен свободный доступ к сетевым образовательным ресурсам.

Апробация проекта включает в себя проведение вводной и промежуточной диагностик нацеленных на определение сформированности креативного мышления учащихся (Приложения №1, №2), проведение итоговой диагностики (Приложение №3) и готовности к выполнению профессиональных задач в соответствии требований ФГОС. Таким образом, оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня креативного мышления на этапах обучения с 5-11 класс, оценка эстетической компетенции обучающихся.

Результативность проекта

 Эффективность проекта оценивается по его результативности. В ходе реализации проекта появятся результаты – продукты и результаты – эффекты.

Результаты – продукты – это новые материальные объекты. К ним относятся:

- авторизованные программы ОО «Технология» 5-8 кл., 10-11 кл., «Изобразительное искусство» 8 кл.;

- апробированная программа летнего профильного лагеря «Рукотворный мир» (Приложение №4);

- выставки творческих работ на базе школьного этнографического музея «Русская изба»- ежегодно по 2, посетители – учащиеся, родители и гости школы;

- участие в творческих конкурсах школьного, муниципального, краевого уровней, а также в конкурсах сети Интернет;

- папка – накопитель, содержащая подборку творческих заданий, проектов, фотографий с результатами работ, адресованная учащимся, педагогам и родителям; её использование возможно на классных часах, родительских собраниях, Дне семьи, методических объединениях учителей эстетического цикла;

- мастер – классы ДПИ по нетрадиционным способам изобразительного искусства, их планируется ежегодно по 2 в течение учебного года, с участием социальных партнёров в период летней оздоровительной кампании. Целевая аудитория – учащиеся, родители, педагоги, гости школы;

- трансляция проекта через школьный телецентр, группу в соцсетях, пользователи которой, имея сходные интересы или идеи, могут значительно расширить аудиторию участников творческого направления;

- бизнес – проекты, планируемое количество – 1 в год, которые пройдут через школьный конкурс бизнес – проектов с последующей рекламой через школьную газету, школьный телецентр, соцсети и реальной реализацией;

Результаты – эффекты:

- уровень сформированности креативного мышления учащихся (критерии и показатели – Приложение 3);

-социальные и культурные изменения личности обучающихся, которые произойдут вследствие получения призовых мест на муниципальном, краевом, Всероссийском уровнях;

Механизм оценки результатов

Достижение результатов – продуктов будет оцениваться как в ходе выполнения проекта ежегодно, так и по его окончанию - в мае 2020г. Достижение результатов – эффектов оценивается в несколько этапов – промежуточный контроль - ежегодно в начале учебного года, итоговый контроль в мае по мере выпуска учащихся из основной или средней школы.

Эффективность проекта будет оцениваться независимыми экспертами - специалистами Педагогической лаборатории - структурного подразделения МАОУ «Суксунская СОШ № 2» (приказ № от «О создании Педагогической лаборатории»)

Анализ нормативно – правовой базы

Деятельность по реализации проекта регламентируется нормативно – правовой базой:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 66 говориться о том, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению); среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. №2198-р). В программе указывается на развитие программ дополнительного образования, реализуемых на базе организаций общего образования; на создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций.

- Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы» (Принята Законодательным собранием Пермского края».

В Программе используется трактовка основных понятий: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. 

Список литературы:

1.​ Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, -М., 1991.

2.​ «Дом – семья» Программа экпериментального курса предметной области «Технология» под ред. Волоховой Е.Д., С-П., 1997

3.​ Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь, -М., 2000

4.​ Кожина О.А. Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», -М., 2012

5.​ Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, учебник для общеобразовательных учреждений, 5, 6, 7, 8 кл., -М., 2012

6.​ Махмутов М.И. Современный урок, -М., 1993

7.​ Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся, -М., 1998

8.​ Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы, -М., 1992

9.​ Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, -М., 1998

10.​ Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, -М., 2007

11.​ Тихонов А.С. Творческий потенциал учебного проектирования//Школа и производство, 1995, №5

12.​ Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта ОО «Технология

13.​ Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, -В., 2007

14.​ http://psychology.academic.ru

15.​ http://www.xapaktep.net

16.​ https://ru.wikipedia.org

17.​ http://www.vashpsixolog.ru

18.​ http://tests1001.ru

19.​ https://4brain.ru

Приложение №1

Опросник определения уровня креативности (для учащихся)

Уважаемые учащиеся, вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

1.​ Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.

2.​ Мне нравится живопись, я её понимаю

3.​ Я не любою выполнять регламентированную работу.

4.​ Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.

5.​ Я люблю предаваться фантазиям.

6.​ Увлечения обогащают жизнь человека.

7.​ Я могу смотреть один и тот же фильм много раз.

8.​ Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.

9.​ Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.

10.​ Даже к обычному делу я отношусь творчески.

11.​ Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.

12.​ Творчество других даёт пищу для ума.

13.​ Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.

14.​ Мне нравится работа дизайнеров.

15.​ Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

Приложение №2

Опросник определения уровня креативности (для родителей)

Уважаемые родители, вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

1.​ Вашему ребенку не нравится работа, в которой все чётко определено.

2.​ Ребенку нравится живопись

3.​ Ваш ребенок не любит выполнять регламентированную работу.

4.​ Ему не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.

5.​ Ребенок любит фантазировать.

6.​ У ребенка есть увлечения, они обогащают жизнь человека.

7.​ Ребенок может смотреть один и тот же фильм много раз.

8.​ Как вы считаете, что ребенку лучше быть художником, чем маляром.

9.​ Ваш ребенок усидчив, любит процесс работы, чем её конечный результат.

10.​ Даже к обычному делу ваш ребенок относится творчески.

11.​ Вы считаете, что ребенок может сомневаться в том, что для других вполне очевидно.

12.​ Вашему ребенку творчество других даёт пищу для ума.

13.​ Вашему ребенку не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.

14.​ Ребенку нравится работа дизайнеров, художников.

15.​ Ребенку не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».



Приложение №3

Изучение уровня сформированности креативного мышления учащихся

(критерии и показатели)

Критерии

Высокий уровень развития В

Средний уровень развития С

Низкий уровень развития

Н

Теорет. знания разных техник ДПИ, изобразительного искусства

Знает более 10 техник

Знает от 6 до 10

Знает менее 5 техник

Овладение разными техниками ДПИ (2-3 техники)

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Овладение разными техниками изобраз. искусства(2-3 техники)

Полностью владеет техническими навыками и умениями

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового, композиц. восприятия

Использует сложную цветовую гамму. Самостоятельно составляет и выполняет композиционный работы

Использует всю цветовую гамму. Испытывает затруднения в композиционном решении.

Использует не более 2-3 цветов. Изображает предметы, не объединяя их единым содержанием.

Развитие фантазии, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, придумывает, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего воображения состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно придумать, выразить свое воображение через образ, цвет.

Умение оценивать худ.уровень изделий ДПИ, изобразительного искусства

Оценивает аргументировано

Оценивает, используя помощь педагога

Затрудняется с оценкой

Участие в творческих конкурсах

Всероссийский, краевой уровни

+ - количество

Муниципальный уровень

+ - количество

Справляется с работой, участвует в школьных выставках

+ - количество

Наличие призовых мест

*

*

*

Условные обозначения: + - участник, * - количество призовых мест

ФИ обучающихся

Критерии уровня сформированности креативного мышленияучащихся

Теорет. знания разных техник ДПИ, изобразительного искусства

Овладение разными техниками ДПИ (2-3 техники)

Овладение разными техниками изобраз. искусства(2-3 техники)

Развитие цветового, композиц. восприятия

Развитие творч. фантазии, воображения

Умение оценивать худ.уровень изделий ДПИ, изобразительного искусства

Участие в творческих конкурсах

Наличие призовых мест

Результат

1










2










3










4










5










6










7










8














Приложение №4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Суксунская средняя общеобразовательная школа №2"

Рекомендовано к утверждению

Протокол МС №_____ от « » мая 2017 г.


Утверждаю.

Директор школы: Е.И.Сидорова

Приказ №_____ от « » мая 2017 г.













ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«РУКОТВОРНЫЙ МИР»









Составитель: Н.И.Матвеева,

учитель технологии

МАОУ «ССОШ №2»







Суксун, 2017 год.




Обоснование проблемы

Видеть и делать новое,

Очень большое удовольствие.

Вольтер.

Современному обществу необходима система развития, формирующая у личности творческий путь мышления. Основная цель образования и воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС состоит также в развитии посредством создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности, дает возможность посмотреть новым взглядом на окружающие предметы, ведь в них можно видеть застывший труд людей. Мозг человека с его способностью к творчеству – дар природы, т.е. потенциал есть у каждого. Необходимы благоприятные условия для развития талантливых детей.

В учебном плане школы определено множество учебных предметов; в том числе изобразительное искусство и технология. Эти дисциплины нужные, важные, полезные и интересные, так как позволяют заронить в души юного поколения зачатки доброго, необычного, прекрасного. Но школьная программа имеет четкую структуру, в классе не все дети одинаково мотивированы, поэтому не всегда есть возможность индивидуализации, способности к самореализации каждому ученику. А время летнего отдыха, каникулы – это возможность для школьников не только снять физические и психические нагрузки, а еще время, когда можно заняться любимыми делами, интересно и с пользой провести свободное время, выбрать занятие по душе. Желание создать психологически комфортные условия, повысить мотивацию, результативность, помочь развитию творческого потенциала учащихся и нас привело к идее создания прообраза «Школы творчества» - летнего профильного разновозрастного лагеря «Рукотворный мир». Именно для удовлетворения развития творческих способностей школьников необходимо создание интегрированных художественно-практических занятий через приобщение детей к декоративно-прикладному искусству и творчеству в профильном лагере «Рукотворный мир». Данные занятия не только формируют индивидуальность ребенка, а помогают видеть, чувствовать, запоминать красоту окружающего мира через преобразование и освоение мира природы, в мир творения рук человека.

Проблемный анализ деятельности

Профильный лагерь «Рукотворный мир» - форма учебно-познавательной творческой практико-ориентированной деятельности, основанной на интересах детей разного возраста. Мы имеем опыт проведения данного вида деятельности на протяжении ряда лет. Лагерь постоянно пользуется спросом учащихся, родителей, педагогов. Есть учащиеся, посещающие лагерь несколько лет подряд. А также имеются участники и победители конкурсов: «Чистые пруды», «Волшебная нить», «Ангел милосердия» на муниципальном уровне; «Полицейский дядя Степа» на краевом уровне; «Новогоднее творчество», «Весна. Май. Мы» - всероссийский уровень. Мы считаем, что данный проект дает возможность творческого роста и реализации личности ребенка, педагогов изобразительного искусства и технологии, социальных партнеров в различных видах совместной деятельности. Программа летнего лагеря – это осуществление средств и методов образовательно-досуговой деятельности через индивидуальную работу, основанную в первую очередь на интересах и потребностях детей, их способностях, в зависимости от возраста ребенка. Для более плодотворной работы с учащимися апробирована модель взаимодействия с различными социальными партнерами: МУЗ «ЦРБ»- психологические игры и тренинги; «ЦРБС» - образовательные ресурсы; МУП «Суксунский историко-краеведческий музей» – лекции, экскурсии.

Основной уклон в работе делается на приобщение детей к различным видам ДПИ через продуктивную деятельность, помогающую познать свои возможности и способности.

Проект программы разработан для детей в возрасте 8-14 лет, рассчитан на ___ чел. Продолжительность смены ___ дней. Срок проведения _______ 2017 года.

Цель проекта:развитие личности, способной реализовать свой творческий потенциал через художественные практико-ориентированные занятия.

Задачи проекта:

обучающие:

- приобщать к изобразительному искусству, ДПИ;

- способствовать развитию умений использования различных художественных материалов;

- уметь применять приобретенные знания в практической деятельности, оформлении, экспонировании творческих работ.

развивающие:

предоставлять выбор видов деятельности, в зависимости от возможностей, интересов ребенка для самореализации;

способствовать развитию творческих, коммуникативных, трудовых способностей;

- развивать двигательную сферу, мелкую моторику детей;

воспитывающие:

- формировать и развивать эстетические, трудовые качества личности;

- воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса труда и взаимного творчества.

Принципы деятельности:

- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

- предоставление выбора видов деятельности, которые дают возможность расширению возможностей самоопределения, саморазвития личности учащихся;

- приоритет индивидуальных интересов и склонностей;

- интегрированный подход в отборе форм, методов содержания деятельности;

- детское и педагогическое соуправление.

Условия реализации

К имеющимся ресурсам, которые должны обеспечить успешность реализации проекта относятся: кабинет технологии, компьютер, цифровой фотоаппарат, видеозаписи мастер-классов по ИЗО и ДПИ, коллекции фото выставок «Арт-Пермь», «Народные промыслы» и др., оборудование для проведения практических работ. Для проведения спортивных мероприятий спортивный зал школы.

Кадровое обеспечение

Озорнина Е.А., зам. директора по ВР – административно-координационная функция.

Матвеева Н.И., Таипова Г.С, педагоги ИЗО и технологии – осуществление проекта.

МУЗ «ЦРБ», «ЦРБС», МУК «Суксунский историко-краеведческий музей» - социальные партнеры.

Тематическое планирование лагеря «Рукотворный мир»

№ п.п.,

сроки

Наименование мероприятий.

Ответственные.

Практический результат.

1.

1. Круглый стол «Мы разные, но мы вместе» - введение в соуправление лагеря, эмблемы, девиза.

2. Диагностики: «Структура способностей», «ДДЧ», игра «Снежный ком».

3. Спортивные игры на воздухе.

4. Мед. осмотр.

Матвеева Н.И.

МУЗ «ЦРБ»

Актив

Мед. работник

Коллаж - газета

Получение личных характеристик.

2.

1. Творим вместе – виды ДПИ России, Пермского края, Суксуна.

2. Изготовление сувенира «Шум дождя»

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Выбор идей творчества.

Сувениры

3.

1. Цветы в искусстве

2. Мастер-класс «Эксклюзивная открытка – королева цветов»

2. Игра – это серьезно.

ЦРБС

Матвеева Н.И

Актив

Беседа

Открытки-сувениры

Игры на свежем воздухе

4.

1.​ Ущелье мастеров

- соленое тесто

- аэродизайн

- птица счастья

- бездумное рисование

- карта мира

2. Мастер – класс «Модульное оригами – лилия из салфеток»

3. Встреча с мастерами «Плетение из газет»

Матвеева Н.И.

Сафонова Т.Н

Носова Н.М.

Лялина О.С

Таипова Г.С.

Делидова Н.Е.

Матвеева Н.И.

родители

Организация соц. партнеров

Изготовление сувениров

5.

1. Творим вместе «Дзендудлинг»

2. Экскурсия «Улицы и дома Суксуна».

3. Диагностика «Карта моих интересов»

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Делидова Н.Е.

Рисунки-коллажи

Фотоколлекция «Наличники, узоры домов».

Психологический тренинг

6.

1. Текстильные сувениры «Ежики»

2. Беседа «Тайны здоровья».

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

МУЗ «ЦРБ»

Сувениры

Мини-сценка «Как мишутка не чистил зубы».

7.

1. Береги здоровье смолоду – поездка в бассейн ЗАО «Курорт Ключи»

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Посещение бассейна

8.

1. «Таким вижу мир» - посещение заслуженного художника России Собакина К.М.

2. Суксунская старина – экскурсия по улицам поселка

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Экскурсия-встреча

Фотоколлаж

9.

1.Демидовы в Суксуне.

2.​ Мастер-класс «Кукла скрутка»

3. Игры-сюрпризы.

МУП «Суксунский историко-краеведческий музей»

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Актив

Слайд-презентация, экскурсия

Изготовление сувениров-оберегов

Игры на свежем воздухе

10.

1. Творим вместе «Сувениры зонтики»

2. Творим вместе «Коллаж Бабочки»

2. «Рукотворный мир» глазами детей.

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Изготовление сувениров

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

Зарисовки памятника

11.

1. Встреча с творческими людьми «Тема дружбы в бардовской песне»

3.​ Диагностика «Самопрезентация»

4.​ 

3. Игры-сюрпризы

ЦРБС

МУЗ «ЦРБ»

Делидова Н.Е.

Актив

Творческая встреча с Василевской В.А.

Психологическая игра

Игры на свежем воздухе

12.

1. «Мастер умеет все» - батик

2. Пленер «Краски земли Суксунской»

Школа искусств, Цепилова О.А.

Таипова Г.С.

Знакомство с техникой батик

Зарисовки глазами детей

13.

1. Удивительная береста

2. Мастер-класс «Плетение поясов»

3. Игра 12 записок – загадки и отгадки.

МУП «Суксунский историко-краеведческий музей»

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Экскурсия

Изготовление пояса

14.

1. «Рукотворный мир» глазами детей.

2. Архитектурное оригами – техника pop-up.

3. Час расставания

Матвеева Н.И., Таипова Г.С.

Актив

Сочинение «Что умею я и моя семья».

Сувениры слайс-формы

Викторина

Ожидаемые результаты

​ ·  Повышение познавательного интереса к видам ДПИ;

​ ·  Создание атмосферы позитивной совместной деятельности ученик-учитель, усиление творческого потенциала детей, педагогов;

​ · Расширение и укрепление социально-партнерских связей;

​ ·  Формирование банка идей видов ДПИ, фотоколлекции «Суксунская старина»» для уроков изобразительного искусства и технологии;

​ · Повышение компетентностного уровня педагогов через приобретенный опыт образовательно-досуговой деятельности, трансляция опыта работы.

Ученые единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Развитие способностей приходится как раз на школьный возраст. В течение года будет продолжен мониторинг креативного развития учащихся, посещающих лагерь «Рукотворный мир» через приобщение данных детей к участию в творческих конкурсах школьного, муниципального, краевого, всероссийского уровня.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!