СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

О развитии коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка. Как данную работу строю на своих уроках. В категориях "Начальные классы" и "Внеурочка" представлен практический материал по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка"»



Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников

на уроках русского языка


Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Тему, над которой я работала, считаю актуальной, т.к. языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. В последние годы возрос интерес учёных–методистов и учителей–практиков к проблемам развития связной устной и письменной речи учащихся.

Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевой деятельности; во-вторых, тем, что в методике обучения языку наряду с грамматическим направлением постепенно развивается и реализуется коммуникативное направление, т.е. на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации.

В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладевают связной речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

Совершенствование системы обучения связной письменной речи в начальных классах является важной задачей методической науки и школьной практики, поскольку овладение письменной речью оказывает существенное влияние на становление личности ребёнка, его индивидуальности, а также на формирование его мировоззрения и культуры.

Современной методической наукой достигнуты большие успехи в разработке системы обучения связной речи, как в средней, так и в начальной школе. Усилия учёных направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения. Теоретической базой для создания системы послужили исследования текста как речевой единицы в лингвистике и изучение речи как деятельности в психолингвистике.

Поиски путей совершенствования системы обучения связной письменной речи приводят к необходимости выявления особенностей овладения учащимися данной формой речи на разных этапах обучения. Особое внимание при этом привлекает начальный этап, поскольку, как отмечается в психологической и методической литературе, именно он содержит большие и нереализованные возможности развития речи и в целом психического развития личности ребёнка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин,

В. Я. Ляудис, Н. П. Негурэ и др.)

Особенности овладения ребёнком письменной речью на начальном этапе обучения определяются рядом факторов. Одним из таких факторов является специфика самой письменной формы речи, её отличие от устной.

Формирование письменной речи начинает осуществляться на основе той формы речи, которой учащиеся владеют к моменту поступления в школу. Такой формой является устная разговорная речь. В отличии от разговорной речи, для которой характерны непосредственный контакт и общая ситуация (ситуативность), диалогичность, широкое использование невербальных средств (интонации, жестов, мимики), отсутствие плана и минимальная забота о форме выражения, письменную речь характеризует отсутствие общей ситуации и непосредственного контакта (контекстность), произвольность, монологичность, структурная развёрнутость, организованность и осознанность (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Земская, И. Е. Синица, Р. М. Линов, О. Б. Сиротина).

На первых порах обучения самостоятельные письменные работы учащихся предваряются устными высказываниями на тему, избранную для письменной работы. При анализе этих высказываний учитель учит детей и правильному произношению, и выбору слов, и правильному построению предложений и целого текста, предоставляя постепенно учащимся всё большую самостоятельность.

Из сказанного видно, что наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, т.е. в условиях, приближённых к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Наряду с традиционным для школы прямым, имитационным методом усвоения родной речи с такими его ведущими приёмами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания. Он реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления наших высказываний от речевой ситуации.

Развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся и – через неё – культуру их поведения в целом. В этом их большое воспитательное значение.

Недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в письменных высказываниях детей ошибок различного вида.

Успешное формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных программой по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении ими связных текстов – как устных, так и письменных.

Существует много классификаций ошибок и недочётов, встречающихся в изложениях и сочинениях учащихся. В нашей работе мы опирались на классификацию Н. И. Политовой.

Как известно, текст можно рассматривать с нескольких сторон: информативного содержания, структуры, стилистической оформленности, коммуникативно-прагматического воздействия. Соответственно и все ошибки и недочёты, допущенные учащимися при создании и воссоздании речевых высказываний, можно разделить на три основные группы:

  • ошибки в содержании

  • ошибки в построении текста

  • речевые ошибки и недочёты

Я в своей работе, при анализе изложений и сочинений, использую таблицу предложенную Н. И. Политовой, т.к. в данной таблице представлены характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

Выявление именно массовых ошибок поможет организовать коллективную работу по их исправлению, а следовательно, и предупреждению, которая связана прежде всего с поиском эффективных приёмов, способствующих формированию тех или иных специальных умений, в частности специфического умения, необходимого для выработки навыков только письменной речи – умения совершенствовать написанное.

Таким образом, развитие письменной речи учащихся начальных классов – это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.

Учебники русского языка на сегодняшний день предлагают много видов работы, как по развитию устной речи учащихся, так и письменной.

А коммуникативная направленность отдельных курсов, усиливающая процессуальный аспект изучения языка, активизирует формирование всех видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, читать и писать.

  Понимая важность речевого развития учащихся начальных классов, я пыталась найти ответы на вопросы:

- Как преодолеть противоречие между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?

- Как реализовать потенциал речевых возможностей?


Работа по данной теме проводилась с 2002 года. Для этого мною была изучена теоретическая литература по проблеме речевого развития младших школьников; проанализирована программа и учебники; выявлены коммуникативно–речевые возможности учебника.

Определила диагностические методики, направленные на выявление коммуникативно-речевых умений и провела диагностику и анкетирование учащихся.

На уроках русского языка создавались условия для развития коммуникативно-речевых умений. Проведена работа по систематизации и реализации упражнений, предложенных в учебнике, изучен и использован опыт коллег по данному вопросу.

Апробировала в своём классе метод прогнозирования при написании изложений /методика обучению изложению С.К. Тивиковой/ (данный вид работы использую в своей практике с 2002 года, работу начинаю со 2 класса)

В 2005 году был обобщён опыт по теме «Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка». На сегодняшний день продолжаю использовать данный опыт в своей практике.
































  Литература

 1.  Архипова Е. В. Русский язык и развитие речи. – Санкт-Петербург, Изд. «Литера», 2004. – С.21.  

 2.  Воробьёва В. И., Тивикова С. К. Сочинение по картинам в начальных классах. – М. Изд. «АСТ», 2001. – С.7, 11 – 12, 15 -17.  

3.Вохмянина Л. А. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. – М. «Дрофа», 2001. – С. 93 -97.

 4.  Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М. Изд. «Просвещение», 1991. – С. 6 – 13.

 5.  Климанова Л. Ф. Обучение через общение и культуру // Начальная школа. 1993.- № 12. – С. 45 – 52. 

6.  Кустарёва В. А. Методика русского языка. – М. Изд. «Просвещение», 1973. – С. 339 – 341.

7.  Львов М. Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку // Начальная школа. 2004.- № 10. – С. 31. 

 8.  Львов М. Р. Работа над сочинением в начальных классах. – М. Изд. «Просвещение», 1971. – С. 9 – 22.

9.Мухаметова Р. М. Психология // Занятия с детьми 3 – 4 классов. – Волгоград. Изд. «Учитель – АСТ», 2005. – С. 57.    

10.Немов Р. С. Психология – Выпуск 3. – М. Изд. «Владос», 1998. – С. 193, 196, 217, 220 – 226.

 11. Озерова И. Н. Формирование коммуникативной культуры детей // Начальная школа. 2004.- № 11. – С. 65. 

 12. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов – М. Изд. «Просвещение», 1984. – С. 17, 19.

13. Романова Н. Л. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Кострома. ИМЦ «Вариант», 1993. – С. 66 – 68.

14. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования // Методическое пособие. – М. Изд. «Айрис пресс», 2004. – С. 116 – 135.

15. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль. Изд. «Академия развития», 1997. - С. 168.

16. Синицын В. А. Коммуникативный подход к обучению родному языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся сельской школы // Начальная школа. 1991.- № 8. – С. 62 – 63.

17. Тивикова С. К. Творческое изложение на основе метода прогнозирования  // Начальная школа. 2004.- № 2. – С. 61, 64.

18. Чернова Г. Б. Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования  // Начальная школа. 2000.- № 7. – С. 15.

19. Шпунтов А. И. Обучение слушанию на уроках русского языка // Начальная школа. 1995.- № 9. – С. 12 – 14. 

20. Щеголева Г. С. Учёт специфики письменной речи на начальном этапе её формирования // Начальная школа. 2003.- № 12. – С. 36. 

21. Юртаев С. В. Принципы и методы развития речи // Начальная школа. 2004.- № 9. – С. 37. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!