СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детской одарённости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.           Так исследования российских учёных  показали, что около 30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.                Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.          Выявление одаренных детей я начинаю с 1 класса  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей, которым  я уделяю большое внимание при их обучении в  начальных классах.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие детской одарённости»

МБОУ Алексеевская сош

Матвеево-Курганский район













Учитель начальных классов

Кавалерист Н. А.









с. Алексеевка

2015 г.

Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего.

Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно

важно пробудить его творческие способности и тем

самым заложить краеугольный камень его жизни,

который, возможно станет одним из краеугольных

камней лучшего мира.
Эрика Ландау, психотерапевт

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Так исследования российских учёных показали, что около 30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.
Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Выявление одаренных детей я начинаю с 1 класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей, которым я уделяю большое внимание при их обучении в начальных классах.
Хочется рассказать о своей работе с детьми, имеющими высокий уровень развития. Они отличаются каким-то необыкновенным любопытством, богатым воображением, фантазией, прекрасной речью, большим запасом слов.
Перед учителем, выявившим детей с признаками одарённости, возникают новые проблемы: как не потерять таких детей, как различить их в классе. А именно – как надо развивать творческие способности младших школьников, какие для этого необходимы условия.

В течение трёх лет с 3 А классом работаю над поиском и внедрением методов и приемов, способствующих включению младших школьников в активную творческую деятельность. Обобщив изученную литературу, для решения данной проблемы важными и необходимыми личными качествами педагога считаю активность, инициативность, творческий поиск.
Цель моей работы в данном направлении:

– выявить одаренных детей,
- использовать комплекс методических приемов, заданий, упражнений, направленных на развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Для достижения поставленных целей учитываю и исходные принципы:
1. Разностороннее развитие ученика;
2. Формирование устойчивого интереса к учению;
3.Обучение грамотному выполнению заданий;
4. Постоянный контроль;
5. Индивидуальный подход;
6. Полное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей;
Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Это важно учитывать в работе с детьми.
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:
- учить детей замечать противоречия;
- помогать детям видеть аналогии;
- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции - воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании.
Одним из условий в работе с одаренными детьми является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом развития креативности у младших школьников является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной и внеурочной деятельности.
В своей педагогической практике я использую различные формы работы с одаренными детьми:
- использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.)
- использование активных форм обучения: проблемные ситуации, диалоги, проведение игровых и практических занятий;
- проведение интегрированных занятий;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (метод проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий);
- применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы;
- проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок.
Для выявления способности детей очень важна индивидуальная работа, поощряющая творчество.
Активно использую в своей деятельности такие годами проверенные способы работы с детьми:
а) работа по карточкам;
б) использование дополнительных заданий по интересам.
При целенаправленной и системной работе по развитию творческих способностей у учащихся развиваются следующие умения:
1. Умение анализировать проблемные ситуации;
2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
3. Умение разрешать противоречия;
4. Умения создавать творческие занятия.
Учащимся предлагаю следующие виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения:
1. творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
2. творческие задания, знакомящие учащихся с новым для них методом решения;
3. творческие задания, в которых происходит создание нового;
4. творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
5. творческие задания на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;
6. творческие задания, которые подразумевают организацию практической и познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
7. творческие задания занимательного характера, на смекалку;
8. творческие задания, содержащие игровой момент;
9. творческие задания с элементами тренинга;
10. творческие домашние задания;

После проведенной работы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах.
Применение данной системы на протяжении четырех лет даёт свои результаты. Это можно увидеть в следующих показателях. Если в первом классе с высокими творческими способностями было 2 человека, то в конце третьего класса 6 человек. За почти три года обучения дети занимали призовые места на предметных олимпиадах, а в третьем классе 4 человека заняли призовые места на конкурсах Всероссийского уровня.

Учащиеся принимают активное участие в различных интеллектуальных конкурсах, не всегда занимают призовые места. Ведь самое главное, что у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время в работе с одаренными детьми способствует развитию творческого потенциала младших школьников.
Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.









Приложение

п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Результативность

1.

Организация и участие 3 А класса во Всероссийской викторине «Школа безопасности»

Сентябрь 2014 г.

12 человек, Сертификат участников викторины, Благодарственное письмо учителю

2.

Участие в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира»

Октябрь 2014 г.

Грамоты:

Казимирова Е., Лаврова Е., Селезнёв В., Тимошенко И.

3.

Участие в тематических выставках рисунков детского творчества

В течение года


4.

Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературному чтению.

Октябрь 2014 г.

16 человек.

Дипломы победителя:Лаврова Е. Селезнёв В., Толстокоров А.

5.

Участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок»

Ноябрь 2014 г

8 человек.

Итоги не подведены.

6.

Организация и участие 3 А класса во Всероссийской олимпиаде (естественно -научный цикл). Окружающий мир. Животные».

Ноябрь 2014 г

7 человек.

Сертификат участников олимпиады, Благодарственное письмо учителю

7.

Организация и участие 3 А класса во Всероссийской олимпиаде (естественно -научный цикл). Окружающий мир. Растения».

Ноябрь 2014 г

4 человека.

Дипломы победителя:Лаврова Е., Кулеш А., Селезнёв В., Бадалова А.

8.

Организация и проведение в 3 А классе Всероссийского интеллектуального конкурса «Классики»

Ноябрь 2014 г

5 человек, Сертификаты участников, Сертификат организатора конкурса, Благодарственное письмо учителю за подготовку учащихся

9.

Организация и участие 3 А класса во Всероссийской олимпиаде (физико-математический цикл). Математика.

Ноябрь 2014 г

7 человек. Сертификаты участников.

Диплом Победителя Селезнёв В.- 2 место, Диплом учителю за подготовку победителя

10.

Организация и проведение в 3 А классе Всероссийского интеллектуального конкурса «Мозаика»


5 человек, Сертификаты участников, Сертификат организатора конкурса, Благодарственное письмо учителю за подготовку учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!