СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие высших психических функций, коммуникативно-речевой компетенции  у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения игровых технологий, цифровых информационных ресурсов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие высших психических функций, коммуникативно-речевой компетенции  у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения игровых технологий, цифровых информационных ресурсов»

   Развитие высших психических функций,  коммуникативно-речевой компетенции   у детей с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)   посредством  применения игровых технологий,  цифровых информационных ресурсов     педагог-психолог  Беликова Любовь Владимировна

  Развитие высших психических функций, коммуникативно-речевой компетенции  у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения игровых технологий, цифровых информационных ресурсов педагог-психолог Беликова Любовь Владимировна

  • Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Особенности психики обучающихся с умственной отсталостью :

разбалансированность процессов возбуждения

и торможения;

1

нарушение взаимодействия первой и второй

сигнальных систем;

2

3

замедленность темпа психических процессов;

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

слабая подвижность;

4

слабая переключаемость .

5

Первая ступень познания –  ощущения и восприятие Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Первая ступень познания – ощущения и восприятие

  • Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Технологии  Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, активизирующие деятельности учащихся. Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Педагогическая игра - это разновидность комплексного многокомпонентного средства педагогической коммуникации, позволяющего включать обучающихся в различные жизненные ситуации. Отталкиваясь от психологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью, в своей работе по развитию высших психических функций, коммуникативно-речевой компетенции активно применяем игровую и информационно-коммуникативную технологии. Для детей с умственной отсталостью, игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра - для них труд, игра – для них серьезная форма воспитания.

Технологии

  • Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, активизирующие деятельности учащихся.
  • Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
  • Педагогическая игра - это разновидность комплексного многокомпонентного средства педагогической коммуникации, позволяющего включать обучающихся в различные жизненные ситуации.

Отталкиваясь от психологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью, в своей работе по развитию высших психических функций, коммуникативно-речевой компетенции активно применяем игровую и информационно-коммуникативную технологии. Для детей с умственной отсталостью, игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра - для них труд, игра – для них серьезная форма воспитания.

МЕРСИБО РИТМ

ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАБОТЫ С РИТМОМ

Развивающий коррекционный комплекс Тимокко

А-СПЕКТР

Программно-дидактический комплекс для занятий с детьми с аутизмом и нарушениями интеллекта.

Логомер МЕРСИБО

А проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать некоторые задачи самостоятельно. А из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается их удовлетворенность, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

Развивающий коррекционный комплекс Тимокко Игровой комплекс Тимокко способствует обучению концентрации внимания сохранению сосредоточенности повышению скорости реакции улучшению памяти развитию способности распределения внимания развитию двусторонней координации при использование одновременно обеих рук обучению контролю над движениями точности движений развитию абстрактного мышления укреплению и стимуляции мышц плечевого пояса и рук увеличению диапазона движений осваиванию новых движений и моделей взаимодействия обучению направленной деятельности пониманию положения тела в пространстве Развивающий комплекс Тимокко предназначен для занятий с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возрастов. В комплекс включены игры которые позволяют развивать двигательные навыки и координацию движений. Комплекс Тимокко применяется для развития двигательной активности, а так же когнитивных функций у гиперактивных детей, для развития направленных действий руками при недостатках функций внимания, ДЦП.

Развивающий коррекционный комплекс Тимокко

Игровой комплекс Тимокко способствует

  • обучению концентрации внимания
  • сохранению сосредоточенности
  • повышению скорости реакции
  • улучшению памяти
  • развитию способности распределения внимания
  • развитию двусторонней координации при использование одновременно обеих рук
  • обучению контролю над движениями
  • точности движений
  • развитию абстрактного мышления
  • укреплению и стимуляции мышц плечевого пояса и рук
  • увеличению диапазона движений
  • осваиванию новых движений и моделей взаимодействия
  • обучению направленной деятельности
  • пониманию положения тела в пространстве

Развивающий комплекс Тимокко предназначен для занятий с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возрастов. В комплекс включены игры которые позволяют развивать двигательные навыки и координацию движений. Комплекс Тимокко применяется для развития двигательной активности, а так же когнитивных функций у гиперактивных детей, для развития направленных действий руками при недостатках функций внимания, ДЦП.

Игра «Воздушные шары» В этой игре обезьянка Тимокко парит в небе на воздушных шариках. Ребенок должен помочь ему спуститься вниз на землю. Для этого надо прокалывать шарики булавкой, по одному за раз. Ребенок должен проколоть тот шарик, который начал мигать, следуя визуальным подсказкам (в каждой программе есть уникальная задача: переключение рук, использование определенной руки, двойной удар и так далее). В игре развиваются моторные навыки: мышечный тонус и осанку (развивает навык статичного положения рук, укрепление плечевого пояса. Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание. Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Воздушные шары»

  • В этой игре обезьянка Тимокко парит в небе на воздушных шариках. Ребенок должен помочь ему спуститься вниз на землю. Для этого надо прокалывать шарики булавкой, по одному за раз. Ребенок должен проколоть тот шарик, который начал мигать, следуя визуальным подсказкам (в каждой программе есть уникальная задача: переключение рук, использование определенной руки, двойной удар и так далее).
  • В игре развиваются моторные навыки: мышечный тонус и осанку (развивает навык статичного положения рук, укрепление плечевого пояса.
  • Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.

Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Падающие фрукты» В этой игре обезьянка Тимокко сидит на берегу и ловит фрукты, падающие с неба, размещая их в нужную корзину. Игрок должен поднимать руки вверх в направлении фруктов и захватывать их, касаясь руками Тимокко. Затем игрок должен поместить фрукт в подходящую корзину (правильный выбор подвинет Тимокко на ступень вверх по лестнице, ошибка заставит спуститься вниз). Развиваются Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управление движением (точность движений). Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях). Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Падающие фрукты»

  • В этой игре обезьянка Тимокко сидит на берегу и ловит фрукты, падающие с неба, размещая их в нужную корзину. Игрок должен поднимать руки вверх в направлении фруктов и захватывать их, касаясь руками Тимокко. Затем игрок должен поместить фрукт в подходящую корзину (правильный выбор подвинет Тимокко на ступень вверх по лестнице, ошибка заставит спуститься вниз).
  • Развиваются Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управление движением (точность движений).
  • Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).

Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Ванна с пузырями» В этой игре обезьянка Тимокко сидит в ванной, задача игрока: помочь ему лопнуть пузырьки, поднимающиеся над водой. Надо управлять руками Тимокко, лопать зеленые пузырьки, избегая красных. Желтые пузырьки являются бонусными. В игре развиваются моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие. Когнитивные навыки: концентрация и внимание. Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Ванна с пузырями»

  • В этой игре обезьянка Тимокко сидит в ванной, задача игрока: помочь ему лопнуть пузырьки, поднимающиеся над водой. Надо управлять руками Тимокко, лопать зеленые пузырьки, избегая красных. Желтые пузырьки являются бонусными.
  • В игре развиваются моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.
  • Когнитивные навыки: концентрация и внимание.

Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Повар-барабанщик» В этой игре обезьянка Тимокко сидит за кухонным столом, окруженный кастрюлями и сковородками. Вместе с игроком, Тимокко следит за визуальными и звуковыми рядами, воспроизводимыми на кухонной посуде, и повторяет их. В игре развиваются моторные навыки: управление движением (точность движений, скручивание средней части корпуса. Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.. Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Повар-барабанщик»

  • В этой игре обезьянка Тимокко сидит за кухонным столом, окруженный кастрюлями и сковородками. Вместе с игроком, Тимокко следит за визуальными и звуковыми рядами, воспроизводимыми на кухонной посуде, и повторяет их.
  • В игре развиваются моторные навыки: управление движением (точность движений, скручивание средней части корпуса.
  • Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание..

Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Фотоальбом» В этой игре нужно рисовать в фотоальбоме Тимокко. Игрок делает это, управляя двумя баллончиками краской, передвигая по фотографии. Во время рисования игрок должен находить жуков, удалять их. В игре развиваются моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация. Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Игра «Фотоальбом»

  • В этой игре нужно рисовать в фотоальбоме Тимокко. Игрок делает это, управляя двумя баллончиками краской, передвигая по фотографии.
  • Во время рисования игрок должен находить жуков, удалять их.
  • В игре развиваются моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.

Демонстрация игры посредством запуска приложения на компьютере.

Программно-дидактический комплекс Мерсибо Логомер 2

  • Игры рассчитаны на детей от 2 до 9 лет с нарушениями в речевом развитии разного уровня сложности. Их можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
  • Индивидуальный подход

В большинстве игр есть дополнительные настройки для адаптации игры к индивидуальным особенностям ребенка.

Логомер 2 — это программно-дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога. С его помощью вы проведете обследование детей, развивающие и коррекционные занятия.

В программе 90 игр и упражнений для индивидуальных и групповых занятий. Игры короткие и подходят для работы с детьми с сохранным интеллектом или с трудностями в развитии речи, психики, здоровья. Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка. В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. В играх есть настройки, чтобы расширить или сузить задачу специалиста.

  • Мотивация детей
  • Игровая форма, сказочные сюжеты и яркие персонажи стимулируют детей выполнять задания. Такой подход поможет улучшить результаты занятий и мотивировать детей с радостью их посещать.

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!