СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческого потенциала учащихся ДШИ на занятиях хорового класса. Использование собственных аранжировок в репертуаре хора (из опыта работы)»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Он должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческого потенциала учащихся ДШИ на занятиях хорового класса. Использование собственных аранжировок в репертуаре хора (из опыта работы)»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8













«Развитие творческого потенциала учащихся ДШИ на занятиях хорового класса. Использование собственных аранжировок в репертуаре хора (из опыта работы)»





Преподаватель хоровых дисциплин

Архангельская И.К.













г.Ульяновск



Музыка… Никогда не устаревающее искусство. С древнейших времен и до сегодняшнего дня она окружает человека с первых дней его жизни, воздействуя на его эмоциональный, внутренний мир, обогащая и расширяя его. В ряду искусств музыка занимает особое место, так как обладает особо высоким «педагогическим» потенциалом.

Для того, чтобы музыка могла оказывать положительное влияние на развитие подрастающего поколения, необходимо педагогу научить детей любить и понимать музыку, создать необходимые  условия для формирования потребности в общении с ней. Педагогический процесс должен быть направлен на гармоничное развитие индивидуальных способностей ребенка, на раскрытие его потенциала и возможностей. Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства для каждого человека.  Певческим голосом  и слухом обладает в той или иной степени каждый человек с рождения. Направленное  воздействие музыкального искусства на личность носит творческий характер, в процессе которого активно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы человека.

С повышением воспитательной функции занятий в ДШИ возникает потребность введения в практику работы педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к обучающемуся, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей.

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда педагог и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.

Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов должно отвечать следующим требованиям:

- реализации личностно- ориентированного обучения;

- воспитательной направленности занятий;

- созданию отношений в системе "педагог - обучающийся" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры

- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;

- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, литературой, историей;

- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые занятия, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Он должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. Поэтому в своей педагогической практике постоянно адаптирую композиторский текст под возможности своего исполнительского ансамбля. Используемые мною средства аранжировки характерны для общей вокально-хоровой практики: выбор удобной тональности и тесситуры, сочинение второго (третьего) голоса, доступного для вокально-технического и исполнительского уровня конкретного состава поющих. Также были выполнены следующие условия:

  • Сохранение главного музыкально-тематического материала оригинала.

  • Сохранение ладовой структуры: гармонического языка.

  • Сохранение ритма и темпа.

  • Сохранение литературного текста.

За прошедший период проработаны следующие произведения:

  • А. Морозов «В горнице»

  • А. Журбин «Тучи в голубом»

  • Л. Квинт «Здравствуй, мир!»

  • С. Намин «Мы желаем счастья Вам»

  • П. Аедоницкий «Красно солнышко»

  • Р. Паулс «Листья желтые»

  • Ю. Чичков «Ромашковая Русь»

  • В. Мурадели «И на Марсе будут яблони цвести»

  • А. Новиков «Эх, дороги»

  • Г. Гладков «Проснись и пой»

  • М. Блантер «Под звездами Балканскими»

  • А. Эшпай «Снег идет»

  • Русская народная песня «Ах, вы, сени»

  • Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

  • Финская песня «Полька»

  • В.Берковский «Вспомните, ребята»

  • Я.Дубравин «Сыны полков» и т.д.



В своей работе я практикую:

1.Особое внимание уделяется разбору литературного текста произведения

2.Совмещение разновозрастных (разные классы) учащихся для вовлечения младших школьников в изучение 2-3-х голосных произведений (для развития гармонического слуха)

3.Пение a cappella с 1 класса

4.Особое внимание уделяется гражданско-патриотической тематике (с последующими выступлениями в музыкально-литературных и вокально-хореографических композициях) для участников и ветеранов войн, детей войны.

Мои педагогические взгляды просты: - Если я хочу увлечь ребенка своим любимым делом, я сама должна любить это дело и тех, кого обучаю и считаю своими учениками.  - Если я хочу научить ребенка трудиться, я должна строить наши взаимоотношения на основе диалога и партнёрства. Для того, чтобы ребёнок проявлял инициативу, я должна его увлечь и заинтересовать. Чтобы всё это осуществить, я должна сама постоянно совершенствоваться. Я и мои воспитанники - мы большая музыкальная и дружная семья, которую сплачивает общее и любимое дело. Не все станут в дальнейшем музыкантами, но любовь к музыке,  я надеюсь, многие пронесут  на протяжении своей жизни.


















Список литературы:

1.Сухомлинский В.А."Как воспитать настоящего человека", М.,1990

2.В.Емельянов "Развитие голоса", Спб,1997

3.М.Казиник "Тайны гениев", Легейн,2010






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!