Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №8
«Развитие творческого потенциала учащихся ДШИ на занятиях хорового класса. Использование собственных аранжировок в репертуаре хора (из опыта работы)»
Преподаватель хоровых дисциплин
Архангельская И.К.
г.Ульяновск
Музыка… Никогда не устаревающее искусство. С древнейших времен и до сегодняшнего дня она окружает человека с первых дней его жизни, воздействуя на его эмоциональный, внутренний мир, обогащая и расширяя его. В ряду искусств музыка занимает особое место, так как обладает особо высоким «педагогическим» потенциалом.
Для того, чтобы музыка могла оказывать положительное влияние на развитие подрастающего поколения, необходимо педагогу научить детей любить и понимать музыку, создать необходимые условия для формирования потребности в общении с ней. Педагогический процесс должен быть направлен на гармоничное развитие индивидуальных способностей ребенка, на раскрытие его потенциала и возможностей. Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства для каждого человека. Певческим голосом и слухом обладает в той или иной степени каждый человек с рождения. Направленное воздействие музыкального искусства на личность носит творческий характер, в процессе которого активно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы человека.
С повышением воспитательной функции занятий в ДШИ возникает потребность введения в практику работы педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к обучающемуся, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей.
Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда педагог и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.
Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов должно отвечать следующим требованиям:
- реализации личностно- ориентированного обучения;
- воспитательной направленности занятий;
- созданию отношений в системе "педагог - обучающийся" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;
- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры
- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;
- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, литературой, историей;
- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами
Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые занятия, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Он должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. Поэтому в своей педагогической практике постоянно адаптирую композиторский текст под возможности своего исполнительского ансамбля. Используемые мною средства аранжировки характерны для общей вокально-хоровой практики: выбор удобной тональности и тесситуры, сочинение второго (третьего) голоса, доступного для вокально-технического и исполнительского уровня конкретного состава поющих. Также были выполнены следующие условия:
Сохранение главного музыкально-тематического материала оригинала.
Сохранение ладовой структуры: гармонического языка.
Сохранение ритма и темпа.
Сохранение литературного текста.
За прошедший период проработаны следующие произведения:
А. Морозов «В горнице»
А. Журбин «Тучи в голубом»
Л. Квинт «Здравствуй, мир!»
С. Намин «Мы желаем счастья Вам»
П. Аедоницкий «Красно солнышко»
Р. Паулс «Листья желтые»
Ю. Чичков «Ромашковая Русь»
В. Мурадели «И на Марсе будут яблони цвести»
А. Новиков «Эх, дороги»
Г. Гладков «Проснись и пой»
М. Блантер «Под звездами Балканскими»
А. Эшпай «Снег идет»
Русская народная песня «Ах, вы, сени»
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Финская песня «Полька»
В.Берковский «Вспомните, ребята»
Я.Дубравин «Сыны полков» и т.д.
В своей работе я практикую:
1.Особое внимание уделяется разбору литературного текста произведения
2.Совмещение разновозрастных (разные классы) учащихся для вовлечения младших школьников в изучение 2-3-х голосных произведений (для развития гармонического слуха)
3.Пение a cappella с 1 класса
4.Особое внимание уделяется гражданско-патриотической тематике (с последующими выступлениями в музыкально-литературных и вокально-хореографических композициях) для участников и ветеранов войн, детей войны.
Мои педагогические взгляды просты: - Если я хочу увлечь ребенка своим любимым делом, я сама должна любить это дело и тех, кого обучаю и считаю своими учениками. - Если я хочу научить ребенка трудиться, я должна строить наши взаимоотношения на основе диалога и партнёрства. Для того, чтобы ребёнок проявлял инициативу, я должна его увлечь и заинтересовать. Чтобы всё это осуществить, я должна сама постоянно совершенствоваться. Я и мои воспитанники - мы большая музыкальная и дружная семья, которую сплачивает общее и любимое дело. Не все станут в дальнейшем музыкантами, но любовь к музыке, я надеюсь, многие пронесут на протяжении своей жизни.
Список литературы:
1.Сухомлинский В.А."Как воспитать настоящего человека", М.,1990
2.В.Емельянов "Развитие голоса", Спб,1997
3.М.Казиник "Тайны гениев", Легейн,2010