СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии через использование метода проектов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии через использование метода проектов»

«Будущее отныне принадлежит двум типам людей:

 человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое,

ибо мыслить –значит трудиться»

 В.Гюго

         Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу.

         Передо мной, также как и пред другими учителями, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы ребятам нравилось то, что они делают. Только тогда ученики с удовольствием пойдут на урок и с радостью выполнят поставленную задачу.  Считаю, что способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся помогает современный метод обучения -  метод проектов.   Творческое проектирование занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии через использование метода проектов»

Тема: «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии через использование метода проектов»

«Будущее отныне принадлежит двум типам людей:

человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое,

ибо мыслить –значит трудиться»

В.Гюго

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу.

         Передо мной, также как и пред другими учителями, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы ребятам нравилось то, что они делают. Только тогда ученики с удовольствием пойдут на урок и с радостью выполнят поставленную задачу.  Считаю, что способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся помогает современный метод обучения -  метод проектов.   Творческое проектирование занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место.

Проект (по латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план) – это самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь.

Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого ряда задач: развитие умственной активности, смекалки и изобретательности, стремление и способности добывать новые знания, самостоятельности, расширение кругозора, эстетического вкуса, навыков публичного выступления и т.д. Результатом формирования такого комплекса должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов проектирования. При этом следует учитывать следующие факторы:

-индивидуальные особенности учащихся;

-учебно-материальную базу;

-необходимо стремится к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее;

-следует учитывать межпредметные связи;

-возрастные и физические возможности школьников;

-общественно-полезную или личностную значимость проекта;

-безопасные условия работы учащихся.

Выделяют 4 основных этапа деятельности:

1.Организационно-подготовительный этап (на этом этапе происходит определение учащимся темы проекта, обоснование выбранной темы, составление плана работы).

Средствами деятельности выступает личный опыт и знания учащихся. Опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и оборудование.

Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний и умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

2.Конструкционный этап (в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия. Определяют наиболее приемлемый вариант изготовляемого предмета, подбирают материал).

3.Технологический этап (на этом этапе происходит реализация проекта в материальной форме, где основной целью является создание объекта. Качественное и правильное выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом, контролируют свою деятельность, работают с соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, то есть учащиеся разрабатывают последовательность выполнения объекта это отражается в технологической карте, где описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки).

4.Заключительный этап (на презентационном этапе происходит защита проекта, анализ выполненной работы, экономическое обоснование, экологическая оценка. Проводится контроль и испытание изделия. Это финал и учащиеся сами дают оценку представленному изделию).

Защита творческих проектов

  1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта.

  2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

  3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

  4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

На каждом этапе изменяется роль учителя:

На 1 этапе- моя роль высока, я не просто разъясняю смысл работы над проектом, но и побуждаю, организую и веду мысль обучающихся к самостоятельному поиску решения учебной проблемы. Я им задаю вопрос: что вы умеете делать или чему новому хотите научиться или узнать. И уже от этого «пляшем», выясняется, что кто-то умеет вязать крючком, спицами, занимается квиллингом, выжиганием возможно и т.д.

На 2 этапе-я создаю атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, что даст выход творческой энергии учащихся. Я и ученики как бы «заряжают» друг друга в процессе поиска конструктивных и технологических решений.

На 3 этапе- я пассивна. Но как, же быть если, у обучающегося произошла остановка из-за недостатка идей, информации, жизненного опыта или собственной неуверенности. Я должна мягко и ненавязчиво, не ущемляя инициативы ученика, показать ему, что его творческий потенциал далеко не исчерпан.

На 4 этапе-самооценки и защиты проекта-я и обучающиеся подробным образом анализируем логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины удач или неудач, неожиданные последствия деятельности.

Работа над проектом повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Набольший эффект развития личностных качеств работа над проектом имеет у 3 категорий школьников:

1группа- это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом.

2группа-это те, которые добиваются за счет трудолюбия и старательного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь.

3группа-это одаренные дети, очень успешные дети, работа с которыми для педагога одно удовольствие. Как правило, таким детям нужна от учителя хорошая консультация и привлечение их всевозможным фестивалям, конкурсам.

Сегодня многие учащиеся имеют возможность проявить свой интеллектуальный потенциал, участвуя в проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности. Участие в научной работе под руководством педагога позволяет способностям и таланту обучающегося своевременно раскрыться и развиваться, формирует личность учащегося, приобщает его к системной и общественно значимой деятельности, а также способствует успешной социализации и самореализации в современном обществе.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительное возможности для повышения качества обучения. Я веду постоянную работу по созданию благоприятных условий для проявления творческой активности обучающихся. Дети ориентированы на удовлетворение познавательного интереса, создание оригинальных работ, что в процессе деятельности стимулирует раскрытие творческих способностей, внутреннего потенциала детей. Кроме того, внедрение проектирования позволяет привлечь родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.

Неважно каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась вся его личность: способность, чувства и разум. Все пригодится, все во благо.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!