Тема: «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии через использование метода проектов»
«Будущее отныне принадлежит двум типам людей:
человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое,
ибо мыслить –значит трудиться»
В.Гюго
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу.
Передо мной, также как и пред другими учителями, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы ребятам нравилось то, что они делают. Только тогда ученики с удовольствием пойдут на урок и с радостью выполнят поставленную задачу. Считаю, что способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся помогает современный метод обучения - метод проектов. Творческое проектирование занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место.
Проект (по латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план) – это самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь.
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого ряда задач: развитие умственной активности, смекалки и изобретательности, стремление и способности добывать новые знания, самостоятельности, расширение кругозора, эстетического вкуса, навыков публичного выступления и т.д. Результатом формирования такого комплекса должен стать самостоятельно созданный творческий проект.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов проектирования. При этом следует учитывать следующие факторы:
-индивидуальные особенности учащихся;
-учебно-материальную базу;
-необходимо стремится к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее;
-следует учитывать межпредметные связи;
-возрастные и физические возможности школьников;
-общественно-полезную или личностную значимость проекта;
-безопасные условия работы учащихся.
Выделяют 4 основных этапа деятельности:
1.Организационно-подготовительный этап (на этом этапе происходит определение учащимся темы проекта, обоснование выбранной темы, составление плана работы).
Средствами деятельности выступает личный опыт и знания учащихся. Опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и оборудование.
Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний и умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
2.Конструкционный этап (в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия. Определяют наиболее приемлемый вариант изготовляемого предмета, подбирают материал).
3.Технологический этап (на этом этапе происходит реализация проекта в материальной форме, где основной целью является создание объекта. Качественное и правильное выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом, контролируют свою деятельность, работают с соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, то есть учащиеся разрабатывают последовательность выполнения объекта это отражается в технологической карте, где описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки).
4.Заключительный этап (на презентационном этапе происходит защита проекта, анализ выполненной работы, экономическое обоснование, экологическая оценка. Проводится контроль и испытание изделия. Это финал и учащиеся сами дают оценку представленному изделию).
Защита творческих проектов
Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта.
Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
На каждом этапе изменяется роль учителя:
На 1 этапе- моя роль высока, я не просто разъясняю смысл работы над проектом, но и побуждаю, организую и веду мысль обучающихся к самостоятельному поиску решения учебной проблемы. Я им задаю вопрос: что вы умеете делать или чему новому хотите научиться или узнать. И уже от этого «пляшем», выясняется, что кто-то умеет вязать крючком, спицами, занимается квиллингом, выжиганием возможно и т.д.
На 2 этапе-я создаю атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, что даст выход творческой энергии учащихся. Я и ученики как бы «заряжают» друг друга в процессе поиска конструктивных и технологических решений.
На 3 этапе- я пассивна. Но как, же быть если, у обучающегося произошла остановка из-за недостатка идей, информации, жизненного опыта или собственной неуверенности. Я должна мягко и ненавязчиво, не ущемляя инициативы ученика, показать ему, что его творческий потенциал далеко не исчерпан.
На 4 этапе-самооценки и защиты проекта-я и обучающиеся подробным образом анализируем логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины удач или неудач, неожиданные последствия деятельности.
Работа над проектом повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Набольший эффект развития личностных качеств работа над проектом имеет у 3 категорий школьников:
1группа- это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом.
2группа-это те, которые добиваются за счет трудолюбия и старательного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь.
3группа-это одаренные дети, очень успешные дети, работа с которыми для педагога одно удовольствие. Как правило, таким детям нужна от учителя хорошая консультация и привлечение их всевозможным фестивалям, конкурсам.
Сегодня многие учащиеся имеют возможность проявить свой интеллектуальный потенциал, участвуя в проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности. Участие в научной работе под руководством педагога позволяет способностям и таланту обучающегося своевременно раскрыться и развиваться, формирует личность учащегося, приобщает его к системной и общественно значимой деятельности, а также способствует успешной социализации и самореализации в современном обществе.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительное возможности для повышения качества обучения. Я веду постоянную работу по созданию благоприятных условий для проявления творческой активности обучающихся. Дети ориентированы на удовлетворение познавательного интереса, создание оригинальных работ, что в процессе деятельности стимулирует раскрытие творческих способностей, внутреннего потенциала детей. Кроме того, внедрение проектирования позволяет привлечь родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
Неважно каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась вся его личность: способность, чувства и разум. Все пригодится, все во благо.