СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся в школьных кружках декоративно-прикладного искусства на примере изготовления мягкой игрушки

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Декоративно-прикладное искусство обогащает творческое стремление учащихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Изготовление мягкой игрушки - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет проявить свою фантазию, вкус, мастерство.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся в школьных кружках декоративно-прикладного искусства на примере изготовления мягкой игрушки»

Содержание

Введение.......................................................................................................................4

Глава 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. Организация и методика проведения занятий в школьных кружках декоративно-прикладного искусства.........................................................................6

1.2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в школьных кружках декоративно-прикладного искусства................12

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ

2.1. Мягкая игрушка как вид декоративно-прикладного искусства..............18

2.2. Технология изготовления мягкой игрушки «Матрёшка»........................21

Заключение...............................................................................................................27

Список использованных источников..................................................................28

Приложение..............................................................................................................30
















Введение

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческое стремление учащихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания мягкой игрушки у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни, в полной мере развиваются творческие способности. Изготовление мягкой игрушки - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет проявить свою фантазию, вкус, мастерство. Каждая игрушка, изготовленная ребенком самостоятельно, индивидуальна и несет в себе частичку человеческого тепла. Первое знакомство с миром, его познание и понимание проходит через игрушку, это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, учит творить.

Актуальность данной работы связана с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления мягкой игрушки с целью наиболее полной реализации творческого потенциала учащихся, развития их творческих способностей.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования творческих способностей учащихся при изготовлении мягкой игрушки в школьном кружке декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования: раскрытие процесса формирования творческих способностей учащихся при изготовлении мягкой игрушки на занятиях в школьном кружке декоративно-прикладного искусства.

Цель работы: развить творческие способности учащихся в процессе изготовления мягкой игрушки на занятиях в школьном кружке декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

● проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;

● рассмотреть современные подходы к организации школьного кружка декоративно-прикладного искусства;

● выявить и раскрыть психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления мягкой игрушки.

Методы исследования:

-теоретический- анализ психолого-педагогической, научно-методической специальной литературы и исследований по проблеме;

-эмпирический- изучение результатов учебной деятельности школьников.

Гипотеза исследования.

Процесс развития творческих способностей учащихся при изготовлении мягкой игрушки на занятиях в школьном кружке декоративно-прикладного искусства будет наиболее эффективным, если:

  • создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческих способностей;

  • использовать современные технологии и методы организации кружка

декоративно-прикладного искусства.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.










Глава 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. Организация и методика проведения занятий в школьных кружках декоративно-прикладного искусства

Одним из и важных направлений содержания образования современной молодежи во всем мире является формирование технологической культуры. В связи с этим в учебный план школ нашей страны входит образовательная область «Технология». Главная ее цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. [1,c.12] А это означает, что у учащихся должны быть сформированы черты активной творческой личности, способной легко адаптироваться в новых социально-экономических условиях. Образовательная область "Технология" предполагает не только "разбудить" дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Достижение этой сложной и многогранной цели невозможно только в рамках базового курса технологии, поэтому в обязанности учителя технологии входит организация и руководство какой-либо внеклассной деятельностью (кружок декоративно-прикладного искусства, техническое творчество, клуб по интересам, факультатив, и другие инвариантные направления технологии). Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей обучающегося, формирванию его как личности. Внеклассная работа органически связана с учебной деятельностью, она строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать запросы и индивидуальные наклонности каждого учащегося, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. В задачи кружковой работы входит закрепление всех знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках технологии, а также привитие интереса к конкретным видам трудовой деятельности, эстетическое воспитание, развитие воображения и творческих способностей учащихся.

Среди групп внеклассных занятий по технологии основной формой являются кружки. Кружок — это добровольное объединение обучающихся, проявляющих общий интерес к той или иной области технологии и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области. Анализ литературы показал, что во многих школах и внешкольных учреждениях имеются кружки, в которых дети знакомятся с лучшими традициями деоративно-прикладного искусства [3,с.45]. Ткачество, вышивка, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, керамика и т.д. – все это приобщает школьников к многонациональной культуре нашей страны. Особой популярностью среди учащихся младшего и среднего возраста пользуются кружки по изготовлению мягких игрушек. Занятия в этих кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек, но и открывают детям прекрасный мир декоративно-прикладного искусства, который несет в себе многовековое представление о красоте и гармонии.

По мнению Л. С. Выготского, особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим условиям организации образовательного процесса:
● создание комфортной, неформальной психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами;
● предоставление возможности для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени [2,с.121].
Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, начинают заниматься моделированием, конструированием, прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготавливают различные устройства, приборы, изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т.д. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, и приводит к организации кружка. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Создание кружка начинается с подготовки материально-технической базы: определения помещений для занятий, мебели, оборудования, инструментов, наглядных пособий и т.д. В классе должны быть шкафы для хранения инструментов, материалов, поделок детей. Помещение для занятий должно быть светлым и теплым, а по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся ребят. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ребенка. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения:

  1. справочно-информационная и искусствоведческая литература;

  2. методические стенды с образцами материалов, инструменты;

  3. медиатека с наборами фильмов и презентаций по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки материалов;

  4. инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

Учитель технологии в кружке декоративно-прикладного искусства должен располагать определенным объемом наглядных пособий. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у ребят повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Н.Д. Левитов пишет: «Если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, то учащиеся… нуждаются в помощи учителя, в противном случае их самостоятельность превратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» без знания путей и средств выполнения творческих замыслов» [9,с.146]. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу школьников, предупреждать или вовремя устранять ошибки. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания. При создании факультативов и кружков необходимо также учитывать возраст­ные особенности учащихся. Продолжительность одного занятия в кружке декоративно-прикладного творчества должна быть от 1 до 2,5-3 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений и в конечном итоге к травматизму. Чтобы наладить четкий ритм в работе кружка, необходимо строго придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Дети быстро привыкают к регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости, дисциплине и, в конечном счете, на продуктивности их творческой деятельности, на результатах труда. Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. Это будет способствовать развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждое занятие. Этот эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, школьники будут работать с большим эмоциональным подъемом.

В плане работы школьного кружка декоративно-прикладного творчества должны быть предусмотрены самые разнообразные формы занятий - беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских, и др. Намечены встречи с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства. Для развития творческой активности и самостоятельности учащихся на занятиях в кружке декоративно-прикладного искусства должны использоваться различные методы обучения – репродуктивные (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивные (проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские). Методика преподавания в кружке декоративно-прикладного искуссва должна учитывать следующие преимущества данного вида трудовой деятельности:

  1. объекты труда не должны требовать значительных материально- технически затрат;

  2. изделия должны носить прикладной, утилитарный характер и могут выполняться для собственных или домашних нужд;

  3. в работе должна проявляться дифференциация, а посильность работ должна варьироваться в широких пределах;

  4. учащиеся должны самостоятельно выбирать изделия, их композицию, что будет способствовать развитию творческого начала.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. Соблюдение этих правил позволит учащимся, освоившим технологию полюбившихся видов декоративно-прикладного искусства, в дальнейшем получать еще большее удовлетворение от результатов своей творческой деятельности в самостоятельной работе.

Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий, подарить радость творчества, научить работать. Он должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к декоративно-прикладному искусству. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса обучения. Можно сказать, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей.

1.2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в школьных кружках декоративно-прикладного искусства.

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым развивающуюся культуру. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творческое мышление  —  это мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Развитие самостоятельности и творческого мышления школьников - одна из важных проблем обучения и воспитания. Творчество - доставляет детям большую радость и способствует их всестороннему развитию. Большие возможности для этого имеются на занятиях в школьных кружках декоративно-прикладного искусства. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческого мышления, привитию навыков самостоятельной работы. Осуществляется более глубокое изучение теоретических основ различных техник. Развивается интерес к творчеству мастеров прикладного искусства, реализуется принцип связи теории с практикой. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Полученные на уроках знания и умения они воплощают в своих творческих работах. При этом совершенствуются не только практические навыки, ребята начинают глубже понимать красоту окружающего мира, стремятся придумать что-то новое и создать это своими руками. Очень важно пробудить у детей желание «я хочу узнать», умело подвести их к этапу «я хочу сделать», вселить уверенность в том, что «я могу сделать», и помочь довести работу до конца – «я сумел сделать!». Успех в работе всегда окрыляет и пробуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. По мнению В.В. Зеньковского, «творческая энергия ребенка ищет своего выхода», дети не могут ограничиться эстетическим восприятием, неизменно стремятся к творчеству, пользуясь всеми доступными формами, чтобы творить. [7,с.76] Увидеть результат своего труда воодушевляет учащихся, заставляет поверить в свои силы, повышает самооценку, позволяет ставить перед собой определённые цели и достигать их, а именно развивает творческие способности и творческое мышление.

Проблема развития творческой активности школьников рассматривалась многими авторами. В целом ряде работ говорится о том, что развитие творческих способностей и творческого мышления невозможно без применения современных методов обучения.[2,3,5,10,12] Раз­витию дарований у учащихся способствуют методы, требующие по­иска, сравнения, анализа, исследования. Динамическому ха­рактеру творческого развития школьников более всего соответствуют методы проблемного обучения. Как писал еще В.А. Сухомлинский: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро...» [4,с. 85].

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в кружке декоративно-прикладного искусства ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи и замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественному и эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности и продуктам индивидуальной творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические приемы (сопереживание(эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.).

Другим важным направлением для развития творческого мышления учащихся является поэтапное включение учащихся в самостоятельное решение творческих задач. А.М. Матюшкин выделял четыре таких этапа:

1. осознание идеи;

2. разработка идеи;

3. практическая работа над объек­том;

4. экспертиза и оценка. [8,с.143]

Творческая деятельность подразделяется на "начальный этап" - осознание и формирование проблемной ситуации или принятие извне заданной задачи; "промежуточное звено" - выделение подзадачи, являющееся необходимым этапом, без кото­рого основная задача не может быть решена; постановка собст­венно новой проблемы, которая не была дана извне и не являлась средством достижения основной цели. На первом этапе развития творческих способностей, они имеют репродуцированный и под­ражательный характер, но постепенно начинают выступать ори­гинальные, творческие элементы.

И.С. Кон отмечает, что творческие люди отличаются "развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реак­ций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и, одновремен­но, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью... Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под влияния обыденных представлений, запретов (часто неосознаваемых), иметь новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать". [12,с.97] Результативность творческой деятельности учащихся следует оцени­вать не столько по конечному "продукту", сколько по характеру их деятельности и самостоятельности выполнения каж­дого этапа творческого задания.
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец или песня, мягкая игрушка или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе выделяют две стороны – эстетическую и рациональную, которые, в принципе, отделить друг от друга невозможно. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей.

Таким образом, творческие способности понимаются как интегративное свойство личности, проявляющееся на интеллектуальном, мотивационном и личностном уровнях. Развитие творческого мышления детей становится неотъемлемой частью деятельности педагога в системе дополнительного образования и нуждается в стимулировании. Условиями развития творческих способностей является педагогически целесообразно организованная среда, позволяющая самореализоваться ребенку в определенном виде деятельности и приобрести опыт духовно-творческого общения в коллективе.

Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что "развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов".[13,с.59]

Можно сделать вывод, чтобы деятельность учащихся в кужке положительно влияла на развитие творческих способностей и творческого мышления, она должна удовлетворять некоторым условиям:

  1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от работы, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей.

  2. Творческие способности могут приносить плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности.

  3. Важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его личные возможности.

  4. Развитие творческих способностей и творческого мышления нужно начинать с самого раннего возраста.

  5. Важное условие, как указывалось выше, для развития творческих способностей - это проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, постановка в процессе обучения на кружковых занятиях проблемных заданий и вопросов, способствуют развитию творческого мышления.

  6. В процессе выполнения заданий ребёнок должен четко понимать, чего он должен добиться, и чего он уже достиг.

  7. Учитель должен использовать современные методы, формы и принципы педагогической деятельности, быть доброжелательным и обеспечивать благоприятную атмосферу для творческого развития детей.

Творческая личность это национальное достояние и истинное богатство страны. Творчество начинается с непредвзятого взгляда  на мир, с внутренней свободы, для творческого мышления нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Для развития творческих способностей и творческого мышления ребенка необходимо знать его самого, помочь раскрыться его природным потенциалам и подготовить к продуктивному труду.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ

2.1. Мягкая игрушка как вид декоративно-прикладного искусства

Игрушка - один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку. На свете существует немало людей, хранящих свои любимые детские игрушки. Кажется, будто изрядно состарившиеся зайчик или мишка ещё хранят тепло детской щечки, которая прижималась к ним всю ночь в поисках спасения от волнующих тревог. Нередко такие игрушки становятся талисманом на всю жизнь. Особенно если эта игрушка была сделана своими руками.

Игрушка - это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. В ней мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. Традиции народного творчества сохранились в прикладном искусстве до наших дней. Главные из них - это простота форм, яркая образность, добродушие, празднич­ность, чувство материала. В древности игрушки делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда им приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Много игрушек, изображавших зверей, были найдены на территории Сибири. Они поражают своей детальностью и максимальной приближённостью к реальности. Персонажами игрушек были кони,  медведи, птицы, фигурки всадников, веселых скоморохов. Излюбленные образы игрушек из мира животных и птиц обуславливались природой России и теми симпатиями, которые всегда были характерны для русского человека. Из диких зверей это прежде всего "хозяин" дремучих лесов могучий и добродушный сластёна и увалень Михаил Топтыгин. Мишка, зайка и петушок и поныне остаются наиболее любимыми образами детских игрушек. Из мира сказок пришли былинные богатыри, девицы-красавицы. Баба-Яга, русалки, лешие - образы, порожденные богатой народной фантазией. Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен и пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними дети не играют. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.

Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, в котором  сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей. Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность. Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые и пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую самостоятельно. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сделанная самим ребенком, очень дорога и любима им.

Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, точность, аккуратность и трудолюбие, знакомит с традициями русского народного творчества, а познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного декоративно-прикладного искусства. Руководителю кружка декоративно-прикладного искусства необходимо обращать внимание учащихся на общие принципы, роднящие народные и современные игрушки.

Богатая детская фантазия, нестандартность мышления учащихся дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации и др. По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции и чувства ребенка и даже изменить его поведение. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Даже самые неуравновешенные школьники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т. д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.

 Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Часто в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные родителями или самими ребятами. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные  по своей тематике и назначению игрушки: мягкие (куклы, фигурки животных); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка); игрушки-забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического и нравственного воспитания ребенка. При отборе игрушек нужно учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности, что будет способствовать формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем мире. Еще Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития [14,с.143]. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. [16,с.17]

Педагогическое руководство творческой деятельностью детей должно начинаться с выбора желанной игрушки, понравившегося изделия. Обсуждая предстоящую работу с детьми, педагог постоянно должен стимулировать учащихся к высказыванию разных, по­рой удивительных идей, поисков новых способов решения. Постигая народное творчество, дети будут приобщаться к труду, сами создавать материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу.

В итоге, можно сказать, что изготовление мягкой игрушки «своими руками» соответствует наиболее фундаментальным потребностям учащихся во всех отношениях (моторика, эмоциональная окраска, игровая деятельность, развитие познавательных процессов). Обращение к декоративно-прикладному искусству при изготовлении мягкой игрушки откроет для многих детей новые пути познания народного творчества, учащиеся соединят знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создадут не только полезные, но и красивые изделия.



2.2. Технология изготовления мягкой игрушки «Матрёшка»

Сшить мягкую игрушку «Матрёшка», как наиболее доступную и простую в изготовлении, будет актуально, так как русская матрёшка – одна из самых известных и любимых игрушек декоративно-прикладного творчества в нашей стране. Замечательная красавица матрешка, является визитной карточкой России. Недаром все иностранцы везут на родину не только валенки и ушанки с балалайками, но и этот исконно русский сувенир. (Приложение № 1.) Рассказывая о народных игрушках учащимся необходимо обратить внимание на общие принципы, роднящие народные и современные игрушки. Главные из них - это простота форм, яркая образность, добродушие, празднич­ность, чувство материала. Матрешку из ткани сделать очень просто. Наша «Матрешка» будет состять из двух основных деталей. (Приложение № 2.)

Как известно, мягкая  игрушка – это игрушка, верх которой изготовлен из текстильных или ворсовых материалов, и которая наполняется внутри упругими материалами (гранулами пористого полистирола, полиэфирным волокном и другими допускаемыми для набивки игрушек материалами), легко сжимающимися в руках. Швы мягкой игрушки должны быть прочными. Все мелкие детали игрушки должны быть пришиты, а не приклеены.

Мягкие игрушки можно разделить:

а) плоскостные игрушки (их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы повесить игрушку на стену);

б) полуобъемные игрушки (между картоном и тканью делают мягкую прокладку, которая придает игрушке объем);

в) объемные игрушки (мягкие игрушки из нескольких деталей, каждая из которых набивается ватой или синтепоном.

    Прежде, чем приступить к работе нам нужно правильно организовать рабочие места для учащихся и подготовить инструменты, чтобы обеспечивался максимум комфорта и безопасности работы. Рабочее место включает в себя стол, на котором должно быть нужное оборудование и инструменты, удобный для ребенка стул.

Техника работы во время изготовления мягкой игрушки своими руками :
1. Выбор материалов и подготовка их к работе (отпаривание ткани,стирка,проглаживание утюгом)
2. Раскрой деталей
3. Наметка
4. Прошивка частей будущей игрушки
5. Набивка материалом для наполнения мягкой игрушки (поролон,синтепон)
6. Сборка, прошивка
7. Окончательное оформление поделки

Для изготовления мягкой игрушки нам понадобятся также некоторые  инструменты и оборудование:

     - иглы различной длины (от 4 до 10 см). Длинные иглы должны иметь большое ушко. Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зависимости от номера изменяются длина и диаметр игл. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр 0,6 мм, игла № 12 имеет длину 70 мм, диаметр 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, - короткие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные.

     -  ножницы – обычные портновские.  Ножницы – основной и незаменимый  инструмент. Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Для детей младшего школьного возраста, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.

     - мел (лучше использовать плоский портновский мел разных цветов – для белых и цветных материалов).  Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам.

    -портновские булавки. Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для складывания деталей перед сметыванием.

     Начинать  работу необходимо с подбора нужной ткани (подойдет ситец, мягкий трикотаж, сатин, бязь и т.д). Цвет - одно из важнейших средств создания образа игрушки. При подборе материалов, как для изготовления самой игрушки, так и для ее оформления, учащиеся могут дать волю своей фантазии. «Матрешка» будет выглядеть привлекательнее, если выбранные лоскутки будут сочетаться друг с другом. Выкройки нужно использовать в натуральную величину. Для этого их переводят на кальку, а с кальки на картон через копировальную бумагу. Подобрав все материалы, из которых будет выполняться наша игрушка, приступаем к раскрою деталей. Нужно стремиться экономнее использовать материал, располагая детали ближе друг к другу. Раскладываем выбранные нами материалы в один слой и обводим тонким мелом все  детали. При этом нужно не забывать, что все двойные детали выкраиваются в зеркальном отражении. Очень важно также соблюсти направление узора ткани и долевой нити. Итак, все детали обведены, перенесены с выкройки все необходимые засечки. Нужно ещё раз проверить количество деталей и их расположение на ткани. Если всё сделано правильно, можно вырезать все детали с учетом припусков на швы. Убедившись, что игрушка выкроена правильно, можно приступать к её пошиву. Для этого необходимо знать несколько видов швов.

     Швы при изготовлении мягких игрушек  можно использовать как ручные, так и машинные, в зависимости от материала. При изготовлении игрушек применяют следующие виды ручных швов (Приложение № 3):

1. Шов "вперёд иголку" используется для смётывания крупных деталей игрушки, чтобы затем выполнить основной шов более аккуратно, без смещения деталей относительно друг друга.

2. Шов "назад иголку" применяется при сшивании деталей из ткани.

3. Шов "через край" удобен при изготовлении шариков, накладок.

4. Шов "обметочный" или петельный - это основной шов в работе над изготовлением игрушки. Им лучше всего сшивать детали нашей игрушки. Ручной шов (обметочный) выполняется справа налево. На расстоянии 3 – 4 мм от кромки детали вкалываем иглу движением от себя, конец иглы огибаем ниткой и стежок затягиваем. Следующий стежок делаем через 2 мм, и так далее. Стежки надо располагать на одинаковом расстоянии от кромки ткани и друг от друга, и затягивать нитку одинаково. В конце шва ставим закрепку, то есть 2 – 3 раза вкалываем иглу в одну точку, затягивая нитку. На закруглённых участках или на углах желательно делать длину стежка чуть меньше, чем на прямых. Если будем шить на швейной машине, то очень удобно использовать специальный трикотажный машинный шов или шов "зиг-заг", который можно применить также при аппликационных работах.

     После стачивания деталей нужно срезать  оказавшиеся  лишними припуски, стараясь не повредить  нитки, и вывернуть детали на лицевую сторону. Следующий этап работы является  набивка. Для  этого можно использовать синтепон, синтепух. Идеален для набивки  синтепух, но его сложнее достать, поэтому можно использовать для набивки игрушек обрезки синтепона, причём лучше, если они будут длинными и узкими. Итак, чтобы набить наполнителем нашу игрушку, вывернем её на лицевую сторону, и набьём при  помощи карандаша или палочки не слишком туго, но так, чтобы наполнитель распределился внутри равномерно, без комков. В работе может пригодиться также и потайной шов. К примеру, кто-то захочет пришить красивый платочек «Матрешке». Подберём нитки в цвет материала, приложим к голове игрушки кусочек ткани, подвернём срезы платочка. Теперь надо вколоть иглу с изнаночной стороны платочка, и, захватив 2-3 ниточки на туловище нашей «Матрешки» вытянуть нитку. Следующий стежок делаем через 2 – 3 мм. Таким образом, надо прошить весь шов, а в конце сделать прочную закрепку. Повторить все тоже самое и при зашивании «дна» нашей игрушки. После этого не торопитесь отрезать нитку, воспользуйтесь такой маленькой хитростью. Для того чтобы со временем закрепка не развязалась, и игрушка не начала «расползаться по швам», проденьте иглу сквозь туловище или любую другую деталь, и обрежьте нитку в точке выкола.

     Отделка  мягкой игрушки подразумевает окончательное  оформление изделия. В качестве отделки мягкой игрушки можно использовать:

     -фурнитуру (пуговицы);

     -разнообразные отделочные материалы (тесьму,шнур,ленты, кисти, кружева,  шитье и т.д.).

     Отделка конструируемой игрушки заключается  в следующих операциях:

     1. оформление личика «Матрешки»;

  2. украшение кружевом, бисером, вышивкой и т.д.

      Учащимся можно предложить  подобрать несколько вариантов украшения и отделки, что будет способствовать развитию их творческого мышления и творческих способностей.  Можно вышить нитками личико «Матрешки», либо нарисовать, а можно нашить бусинки. Каждый ребенок может добавить что-то свое: украсить ленточкой, бусинами, пуговками, бисером, кружевом, а можно сделать и красивую вышивку по всему телу игрушки, а из пряжи сплести косу нашей «Матрешке» и т.д.

    При изготовлении мягкой игрушки, как и  при изготовлении любого другого  изделия необходимо соблюдать меры по технике безопасности процесса. В качестве одного из средств защиты при изготовлении мягкой игрушки  служит наперсток. Наперсток нам понадобится при прокалывании ткани иглой и проталкивании ее через материал. Он предохранит пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его  обычно на средний палец правой руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным и не давил на палец. При выполнении работы учителю необходимо следить за тем, чтобы дети  обращались с булавками и иглами осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.

По завершению изготовления мягкой игрушки можно устроить выставку работ учащихся. У каждого ребенка получится своя, с особым характером «Матрешка». (Приложение № 4)

Конечно, наиболее ценное в работе кружка - это возможность творческого развития ребят, так как задание выполняется ими по собственному замыслу, со своей фантазией. Изготовление мягких игрушек не столь уж мудреное занятие, если при освоении этой работы применить принцип: от простого к сложному. И тогда можно быть уверенным, что уникальная, качественно сделанная вещь не оставит без внимания никого.

Заключение

В заключении можно отметить, что полученные результаты подтвердили выдвинутые положения гипотезы. Деятельность в школьных кружках декоративно-прикладного искусства в значительной степени способствует развитию творческих способностей учащихся. Изготовление мягкой игрушки соответствует наиболее фундаментальным потребностям учащихся во всех отношениях. Теоретический анализ психоло-педагогической литературы позволил выявить и раскрыть психофизиологические особенности школьников, сущность процесса творчества, основы развития творческих способностей и формирование творческого мышления в процессе изготовления мягкой игрушки. Осуществлен выбор наиболее оптимальных методов и форм обучения, учитывающий различные этапы творческого процесса - от возникновения замысла, до его реализации. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к выполненным работам с огромной душевной теплотой. Стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Таким образом, обоснована целесообразность и возможность развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления мягких игрушек на занятиях в кружках декоративно-прикладного искусства. Рассмотрен процесс включения творчества в создание мягкой игрушки, начиная от овладения практическими навыками и заканчивая самостоятельным замыслом художественного образа, воплощенным в готовое изделие. Занятия кружка по изготовлению мягкой игрушки могут способствовать еще и ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоя­щее время уделяется особое внимание. Мягкие игрушки могут служить богатым материалом не только для искусствоведов, художников, этнографов, модельеров, но и для педагогов, занимающихся развитием творческих способностей детей. Обучение должно, основываться на традициях народного творчества, на его богатом нравственном, духовном, художественном и эстетическом потенциале.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2012. - 47с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. : Просвещение, 2013. - 392с.

3. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей/А.С.Хворостов.- М.: Просвещение, 2012. - 175 с.

4. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений. Том 2. - М. : Просвещение, 2014. - 272 с.

5. Левин В.А. Воспитание творчества. – Спб.: Пеленг, 2012. -56 с.

6. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ, 2015. - 146 с.

7. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2012. - 352 с.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении- М.: Директмедиа Паблишинг , 2013. - 392 с.

9. О психических состояниях человека Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 2013. – 343с.

10. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2014.- 58с.

11. Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2014.-с. 114. 

12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2014.-256 с.

13. Дьяченко О.М. Развитие воображения школьника. - М. .Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2012. -197 с.

14. Крупская Н.К. Собрание сочинений. Том 3. - М. :Просвещение, 2013. -284 с.

15. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе – М.: Просвещение, 2014. –169 с.

16. Менджерицкая Д.В. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью// Дошкольное воспитание. - 2014. - N 6. - с. 15-20 

17. Аркин Е. А. Из истории игрушки [Текст]- М., 2014. – 568 с.

18. Воскресенская И.В. Развивающие игрушки своими руками -  Новосибирское университетское издательство.- Новосибирск, 2012.- 240 с.

19. Еременко Т.И. Иголка волшебница - М.: Просвещение, 2013. – 114 с.

20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка: учеб.-  метод. пособие - М.: Академия, 2013. – с. 81-85.



















Приложение № 1. Русский сувенир.























Приложение № 2. Выкройка мягкой игрушки «Матрешка».






Э
тапы раскроя.





Приложение № 3. Виды ручных швов.



  1. Шов «вперед иголку»









  1. Шов «назад иголку»









    1. Шов «через край» (обметочный)













Приложение № 4. Мягкая игрушка «Матрешка»










32


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!