СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся через использование театральной технологии во внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое руководство о развитии творческих способностей обучающихся через использование театральной технологии во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся через использование театральной технологии во внеурочной деятельности»

МОУ Байгазинская СОШ

Абуталипова Танзиля Габитдиновна


Развитие творческих способностей обучающихся через использование театральной технологии во внеурочной деятельности

Два мира есть у человека: Один, который нас творил

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации.  Во ФГОС Начального Общего Образования придается важное значение развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся и интереса к занятиям художественным творчеством в контексте культуротворческого и эстетического воспитания школьников. Особо отмечена необходимость создания условий для развития творческих интересов детей во внеклассной деятельности в части включения их в художественную, творческую и другую деятельность. 

Младший школьный возраст имеет особое значение в процессе развития творческих способностей. Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. В контексте ФГОС актуализируется проблема формирования творческих способностей школьников на этапе начального общего образования.

В этой связи одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений является значительное расширение системы внеурочной деятельности, реализующей требования ФГОС НОО.

          По мнению Е.Л. Яковлевой, понимающей образование  как воспроизведение духовного потенциала человека, художественно-театральная деятельность как вид внеурочной деятельности школьников выступает пространством формирования творческой социально активной личности. 

По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения,  близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [8, с. 35].

Я, Абуталипова Т.Г. учитель начальных классов Байгазинской средней общеобразовательной школы Аргаяшского муниципального района.

Как перед любым учителем, передо мной стоят задачи: - учить детей постигать мир, создавать условия для становления личностного самосознания, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому, постигать тайны слова, развивать речь и мышление обучающихся. Для себя давно решила: самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучению чувствованию слова и художественному воображению, путь к самореализации – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театральная деятельность. А поможет мне ее реализовывать театральная технология. Поэтому я выбрала как внеурочную деятельность "Закулисье". Я считаю, что данная программа в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где она находится – на сцене или в зале. Вообще театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. А программный подход в свете перехода на новые образовательные стандарты позволяет моделировать индивидуальный маршрут каждого ребенка.

Я считаю, что актуальность театральной технологии заключается в том, что театр рассматривается как способ самовыражения, инструмент решения характерологических конфликтов и средство снятия психологического напряжения. Театральная технология помогает мне не создавать из ребенка «универсального актера», а воспитывать из него жизненно адаптированного человека, психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Целью моей программы является:

- обеспечение эстетического, интеллектуального,

нравственного развития воспитанников,

- воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,

- воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением и поэтому задачами моей программы являются:

-.Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли и языка , человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

- эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

- расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры;

- научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;

- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

- обогащение этических чувств школьников ;

- изучение и освоение театральной работы с куклой;

- формирование навыков театральной речи;

- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней.

Мною составленная программа "Закулисье" имеет несколько разделов:

1Основы развития моторики и театральной культуры

2 Особенности теневого театра и развитие культуры, и техники речи

3 Ритмопластика и работа над спектаклем.

4. Театральная игра.

Знакомство с программой начну с первого раздела "Основы развития моторики и театральной культуры" - этот раздел предполагает знакомство с театральной культурой, развития мелкой моторики : изготовление кукол и декораций для классного кукольного театра в технике работы с бумагой и картоном, так как этот материал более доступен детям этого школьного возраста.
Работы носят различный характер: работа по шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем условию.
Курс предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории ( истории возникновения ремесел, материалов и инструментов) , в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).
Развитие художественного вкуса и технического мастерства проводится при соединении технологии и художественного образа. Дети учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от образца к материалу. Итогом работы первого года является постановка сказки "Колобок" на основе фланелеграфии.
Во второй год работы мы знакомились с особенностями теневого театра, а также развивали культуру и технику русской и башкирской речи. И поэтому второй раздел называется "Особенности теневого театра, развитие культуры и техники речи"

Особенности теневого театра, развитие культуры и техники речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот раздел я включила игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, а также изготовление фигурок сказочных персонажей теневого театра, и постановка таких сказок как "Репка", "Лиса и заяц", "Теремок", в которых продолжается работа над дальнейшим развитием моторики.

Третий раздел моей программы «Ритмопластика и работа над спектаклем»

Что же означает "Работа над спектаклем." По моему мнению это является одним из основных видов применения театральной технологии. Она базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие разделы:

1. Знакомство с темой

2. Работа над сценарием

3. От этюдов к спектаклю

4.Показ спектаклей

А теперь рассмотрим, что означает "Ритмопластика»

Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений и продолжение работы над изготовлением кукол- петрушек , и усовершенствование навыков работы с разными материалами.

Итогами работы этого года являются показ сказки "Три поросенка" и выступление на муниципальном конкурсе "Һayмa, hayмa әкиәт", где дети сами выступали актерами.

Четвертый раздел данной программы это "Театральная игра "

"Театральная игра " - развивает эстетические чувства, игровое поведение, способность творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на общеразвивающие и специальные театральные игры.

Для выявления интересов и наклонностей к театральной игре каждого ребенка я в этом году использую игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности; этюды на выразительность жестов; этюды с воображаемыми предметами; этюды на развитие эмоций и культуру поведения; импровизации; игры-пантомимы ,разыгрывание мини-сценок; игры-драматизации Проанализировав наше выступление на районном конкурсе "Һayма, hayмa әкиәт", на котором мы стали только участниками, я решила посвятить этот год театральной игре в живую. Для этого мы готовим сказки "Как собака нашла хозяина" и "Петух -хвастун" на башкирском языке и параллельно готовим декорации и костюмы

Таким образом, заканчивая своё выступление я считаю, что театральная деятельность в школе - это эффективный фактор воспитания и развития личности школьника с учетом всех его особенностей, которые влияют не только на становление чувственно-эмоциональных и нравственно-интеллектуальных сторон личности, но и способствуют более высокой эффективности овладения рядом учебных предметов, а также позволяет ребенку самореализоваться и подготовиться к вступлению во взрослую жизнь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!