СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие театрального искусства 18 века в России.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена информация о развитии тетрального искусства в России в 18 веке от любительских театров до возникновения первых публичных театров.

Просмотр содержимого документа
«Развитие театрального искусства 18 века в России.»

 Развитие театрального искусства в XVIII веке

Развитие театрального искусства в XVIII веке

 Театр в России при Елизавете Петровне Елизавета, взошедшая на трон в результате дворцового переворота, продолжила прогрессивные реформы своего отца Петра I. Большое внимание русская императрица уделяла армии и культуре, поскольку именно они могли укрепить государство и помочь ей удержать власть.  Классицизм, главенствующий в искусстве, предписывал дворянам (благодаря которым дочь Петрова и взошла на трон) следовать высоким моральным принципам, всецело подчиняться нуждам государства и его правителя. Поэтому в интересах императрицы было развивать классицизм и прививать его нормы дворянскому классу. Правление Елизаветы многие историки считают предтечей эпохи просвещенного абсолютизма.

Театр в России при Елизавете Петровне

Елизавета, взошедшая на трон в результате дворцового переворота, продолжила прогрессивные реформы своего отца Петра I. Большое внимание русская императрица уделяла армии и культуре, поскольку именно они могли укрепить государство и помочь ей удержать власть.

Классицизм, главенствующий в искусстве, предписывал дворянам (благодаря которым дочь Петрова и взошла на трон) следовать высоким моральным принципам, всецело подчиняться нуждам государства и его правителя. Поэтому в интересах императрицы было развивать классицизм и прививать его нормы дворянскому классу. Правление Елизаветы многие историки считают предтечей эпохи просвещенного абсолютизма.

История театра при Елизавете   Ею было многое сделано для развития искусства и образования: в 1731 году открыто учебное заведение для дворян – т.н. Шляхетский корпус, в 1744 году подписан указ о расширении сети школ, в 1755 году открыта гимназия в Москве, в 1758 – в Казани. При непосредственном участии М.В. Ломоносова (которому Елизавета оказывала широкую поддержку) в 1751 году основан Московский университет. В 1760 году при поддержке И.И. Шувалова учреждена Академия Художеств. Наконец, в 1756 году указом “О театральном стате” положено начало создания организации Императорских театров России, включавших в себя несколько трупп.

История театра при Елизавете

Ею было многое сделано для развития искусства и образования:

  • в 1731 году открыто учебное заведение для дворян – т.н. Шляхетский корпус,
  • в 1744 году подписан указ о расширении сети школ,
  • в 1755 году открыта гимназия в Москве, в 1758 – в Казани.
  • При непосредственном участии М.В. Ломоносова (которому Елизавета оказывала широкую поддержку) в 1751 году основан Московский университет.
  • В 1760 году при поддержке И.И. Шувалова учреждена Академия Художеств.
  • Наконец, в 1756 году указом “О театральном стате” положено начало создания организации Императорских театров России, включавших в себя несколько трупп.
При Елизавете Петровне в стране резко возрос интерес к искусству. С 1742 года Императорские театры находятся в ведении Министерства императорского двора, появляется чин «придворный артист Е. И. В. (Его/Её Императорского Величества)». В 1743 году в состав Императорских театров вошёл французский придворный театр, и лишь в 1764 году — французская опера.  В 1750 году кадеты шляхетского корпуса сыграли весь репертуар А. П. Сумарокова и на один из спектаклей, по преданию, попал Ф. Г. Волков. Шляхетский корпус - элитное училище для дворян. Русский театр, созданный в нем инициативными молодыми дворянами, стал основополагающим для становления и истории театрального дела в стране. В 1752 году императрица пригласила в корпус для профессиональной подготовки актеров-любителей театра Волкова, приехавших из Ярославля: И.А. Дмитриевского, А.Ф. Попова, Ф.Г. и Г.Г. Волкова.

При Елизавете Петровне в стране резко возрос интерес к искусству. С 1742 года Императорские театры находятся в ведении Министерства императорского двора, появляется чин «придворный артист Е. И. В. (Его/Её Императорского Величества)». В 1743 году в состав Императорских театров вошёл французский придворный театр, и лишь в 1764 году — французская опера.

В 1750 году кадеты шляхетского корпуса сыграли весь репертуар А. П. Сумарокова и на один из спектаклей, по преданию, попал Ф. Г. Волков. Шляхетский корпус - элитное училище для дворян. Русский театр, созданный в нем инициативными молодыми дворянами, стал основополагающим для становления и истории театрального дела в стране. В 1752 году императрица пригласила в корпус для профессиональной подготовки актеров-любителей театра Волкова, приехавших из Ярославля: И.А. Дмитриевского, А.Ф. Попова, Ф.Г. и Г.Г. Волкова.

Создание национального публичного театра

В послепетровскую эпоху возникла необходимость создания русского публичного театра для формирования национального самосознания. Первая подобная попытка при Петре I оказалась малоудачной. На многие десятилетия после смерти первого русского императора руководство придворным театром оказалось в руках иностранцев. Состоялось знакомство придворных зрителей с лучшими классицистическими трагедиями Вольтера и комедиями Корнеля, Расина, Мольера. Этому способствовали немецкая труппа Нейберг и французская труппа Сериньи. Но поскольку нужен был русскоязычный театр, Елизавета подыскивала подходящую кандидатуру на пост будущего руководителя русского публичного театра.

Успех трагедий Сумарокова, поставленных в этом театре, и слияние его профессиональной труппы с частью труппы театра Волкова во многом способствовали тому, чтобы первым администратором и директором Русского публичного театра стал Сумароков.

30 августа 1756 года открывает новую страницу истории театра России. Воистину исторический указ Елизаветы способствовал активизации театральной жизни. Открылся Русский публичный театр под руководством Сумарокова, в Московском университете была организована студенческая труппа во главе с М.М. Херасковым. В 1757 году антрепренер Локателли открыл в Петербурге итальянскую оперу, через два года попробовал открыть театр в Москве, но в 1762 году его театр прекратил свое существование.

Актрисы первого русского театра    Первоначально и мужские, и женские роли исполняли только мужчины. Но после 1757 года на сцене появились и профессиональные исполнительницы.  Первыми русскими актрисами принято считать:  Марию и Ольгу Ананьиных (супруги соответственно Григория Волкова и Шумского)  Мусину-Пушкину (супругу Дмитриевского). Знаменитыми актрисами театра 18 века были Троепольская и Михайлова.  Актеру классицистического театра предписывалось играть не совсем привычным для современного зрителя образом. Перед тем, как произнести фразу, ему предписывалось сначала изобразить ее на лице и только потом проговаривать. Говорить следовало торжественным тоном, достаточно громко и напевно. Актер трагедии обязан был принимать величественные позы, экспрессивно жестикулировать и подчеркнуто изображать обуреваемые им страсти – к этому обязывала патетика жанра.

Актрисы первого русского театра

Первоначально и мужские, и женские роли исполняли только мужчины. Но после 1757 года на сцене появились и профессиональные исполнительницы.

Первыми русскими актрисами принято считать:

Марию и Ольгу Ананьиных (супруги соответственно Григория Волкова и Шумского)

Мусину-Пушкину (супругу Дмитриевского).

Знаменитыми актрисами театра 18 века были Троепольская и Михайлова.

Актеру классицистического театра предписывалось играть не совсем привычным для современного зрителя образом. Перед тем, как произнести фразу, ему предписывалось сначала изобразить ее на лице и только потом проговаривать. Говорить следовало торжественным тоном, достаточно громко и напевно. Актер трагедии обязан был принимать величественные позы, экспрессивно жестикулировать и подчеркнуто изображать обуреваемые им страсти – к этому обязывала патетика жанра.

Театральные формы елизаветинского периода    Главенствующей театральной формой театра 18 века была, несомненно, трагедия. Часто трагедия наполнялась историческим содержанием, реже – религиозным. Особенностью трагедийных постановок было почти полное отсутствие реквизита. Например, в 12 трагедиях Сумарокова используется только 7 предметов, несущих в себе символическое значение: кинжал, перчатка, маска и т.д.  Другой популярной формой была комедия. Классицистическая комедия была нравоучительной, носила назидательный характер.  Особой формой были постановки любовно-авантюрных повестей и романов. Впоследствии они превратились в водевили и бурлески

Театральные формы елизаветинского периода

Главенствующей театральной формой театра 18 века была, несомненно, трагедия. Часто трагедия наполнялась историческим содержанием, реже – религиозным. Особенностью трагедийных постановок было почти полное отсутствие реквизита. Например, в 12 трагедиях Сумарокова используется только 7 предметов, несущих в себе символическое значение: кинжал, перчатка, маска и т.д.

Другой популярной формой была комедия. Классицистическая комедия была нравоучительной, носила назидательный характер.

Особой формой были постановки любовно-авантюрных повестей и романов. Впоследствии они превратились в водевили и бурлески

При Екатерине II театральное искусство России переживает невиданный до этого расцвет. Но, несмотря на то, что императрица придавала театру большое воспитательное значение, он все-таки был больше развлечением и предназначался для увеселения придворного окружения.

При Екатерине II театральное искусство России переживает невиданный до этого расцвет. Но, несмотря на то, что императрица придавала театру большое воспитательное значение, он все-таки был больше развлечением и предназначался для увеселения придворного окружения.

До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении Придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров и повелела строить в Петербурге театральное здание — будущий Большой Каменный театр (разобран в 1886 г и перестроен в современное здание Петербургской консерватории). Первым директором Императорских театров стал И. П. Елагин. Именно он составил первый театральный «Стат», в который входили: итальянская опера и камер-музыка, балет, бальная музыка, французский театр, российский театр, принадлежащие к театру люди и мастеровые. Благодаря нему же была основана первая театральная школа и установлены пенсии артистам. Отдельным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности Императорского театра русской драмы. Труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим русские актеры должны были давать и публичные представления «за деньги на городских театрах». «Стат» позволял труппам свободно выступать на улицах и площадях города, т.е. была отменена государственная театральная монополия. Так как театры давали публичные выступления за деньги, это помогало им частично компенсировать недостаток выделяемых денежных средств.

Елагин пробыл на посту до 1779 года, далее должность занял Бибиков до 1783 года. В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783—1786) под управлением Адама Олсуфьева. Комитет в 1784 году издал «Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру», представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех «принадлежащих к придворному театру». Однако, в 1786 году Комитет упразднили и директором императорских театров стал С. Стрекалов до 1789 года. За ним следовали два равноправных директора: П. Соймонов и А. Храповицкий (1789—1791). С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791—1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году, уже при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.

Елагин пробыл на посту до 1779 года, далее должность занял Бибиков до 1783 года. В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783—1786) под управлением Адама Олсуфьева. Комитет в 1784 году издал «Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру», представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех «принадлежащих к придворному театру». Однако, в 1786 году Комитет упразднили и директором императорских театров стал С. Стрекалов до 1789 года. За ним следовали два равноправных директора: П. Соймонов и А. Храповицкий (1789—1791). С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791—1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году, уже при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.

Структура Императорских театров оставила особый отпечаток на истории русского национального театра. Благодаря тому, что театр стал развиваться на уровне государства, появились определенные права и возможности для профессионального развития артистов, драматургов, мастеровых и тд. «Стат» стал одним из первых официальных документов, регулирующих театральную деятельность на российской сцене.

Структура Императорских театров оставила особый отпечаток на истории русского национального театра. Благодаря тому, что театр стал развиваться на уровне государства, появились определенные права и возможности для профессионального развития артистов, драматургов, мастеровых и тд. «Стат» стал одним из первых официальных документов, регулирующих театральную деятельность на российской сцене.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!