СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»













Курс адаптационных занятий

«Развитие социально-коммуникативных навыков

у первоклассников на этапе адаптации»


























Составитель:

Дмитриева М.Б.,

педагог-психолог

I категория

МБОУ «СОШ №6»





Ангарск,2022 г.


Содержание


Раздел 1. Информационная карта программы……………………………1

Раздел 2. Пояснительная записка……………………………………………3

Раздел 3. Учебно-тематический план………………………………………..14

Раздел 4. Планируемые результаты готовности к школьному

обучению…………………..………………………………………………..........17

Список литературы…………………………………………………………….27

Приложение 1. Возрастные особенности первоклассников.

Приложение 2.Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников

Приложение 3. Игры и упражнения, развивающие внимание ребенка

Приложение 4. Формы организации и структура развивающих занятий.

Приложение 5. План конспекта по готовности ребенка к школьному обучению
























Раздел I. Информационная карта программы


Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»


Название программы

«Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации»


Сведения об авторе

Педагог-психолог: Дмитриева М.Б.

1 квалификационная категория


Назначение программы

Разработка программного содержания: психологическая готовность первоклассников к успешной адаптации к школьному обучению.

Сведение о программе

В программе:

1. Информационная карта.

2. Пояснительная записка.

3. Возрастные особенности детей.

4. Содержание программы.

5. Учебно-тематический план.

6. Анализ достижений детьми планируемых результатов

7.Психологическое сопровождение родителей первоклассников.


Нормативная база

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

2. Семейный кодекс РФ.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

4. Письмо Минобразования РФ от 22 июля 1997 г № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».

5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утв. Министерством образования РФ

17.06.2003 г.)


Возраст обучающихся по программе

6 - 7 лет

Продолжительность обучения

1 год

Актуальность

Поступая в школу, важное значение имеет успешная адаптация ребенка. Во-первых, на данном этапе и уже проявляются все «слабые звенья» в развитии и достаточно четко прогнозируются возможные школьные трудности, и во-вторых, именно в этот период, наиболее эффективна коррекционная работа с первоклассниками, позволяющая снять остроту многих школьных проблем.

Цель программы

Создание условий для развития познавательных и личностных способностей первоклассников способствующих успешной адаптации к школьному обучению.


Формы обучения

Уроки проходят – 1 раз в неделю (педагог-психолог)

Подгрупповые коррекционные занятия – 1 раз в неделю (педагог-психолог)

Совместная деятельность учителя с детьми на закрепление темы


Содержание программы

Программа предполагает 4 раздела:

1. Раздел. Мир вокруг нас – 5 занятий

2. Раздел. Тренируем внимание и память – 14 занятий;

3. Раздел. Учусь думать – 5 занятий;

4. Раздел. Общение без проблем – 10 занятий.













































Раздел II. Пояснительная записка


Школа, предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является одной из важнейших задач дошкольного образования. Специфические психологические завоевания дошкольного возраста как раз и создают почву для будущего развития УУД у ребенка. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. указано формирование предпосылок учебной деятельности: ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, так необходимые при переходе на новую возрастную ступень, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребенку для успешной учебной деятельности. Поэтому задача дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной, а задача начального школьного образования продолжить формирование этих навыков.

Актуальность. Поступая в школу, важное значение имеет успешная адаптация ребенка. Во-первых, на данном этапе уже проявляются все «слабые звенья» в развитии, и достаточно четко прогнозируются возможные школьные трудности, во-вторых, именно в этот период, наиболее эффективна коррекционная работа с первоклассниками, позволяющая снять остроту многих школьных проблем.

До поступления ребенка в 1 класс происходит подготовка его к школе. Она носит развивающий характер, чтобы не допустить дублирования программ первого класса. Ребенок осваивает специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми), тем самым, обеспечивая формирование ценностных установок, ориентируясь не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей, на зону своего ближайшего развития.

Постепенный переход от непосредственности к произвольности, организуя и сочетая в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, происходит плавный переход от деятельности игровой к деятельности творческой, учебной, в том числе в сотрудничестве с взрослыми.

При разработке программы мы опирались на следующие основополагающие моменты:

- возраст 6-7 лет – это сенситивный период для умственного развития и социализации ребенка, и успешной подготовки его к обучению в школе;

- в этом возрасте совершенствуются все психические процессы, на основе природной любознательности пробуждаются познавательный интерес, жажда знаний; развивается мотивационная и социальная сфера;

- развивается внимательность, творческое воображение, познавательная активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, умение сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки;

- все приобретенные знания, навыки в дальнейшем помогут ребенку овладеть новыми знаниями и умениями.

Эффективность освоения программы предполагает взаимодействие с родителями: организация целенаправленных занятий по программе, подготовка к совместным занятиям родителей с детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников способствует установлению партнерских отношений с семьей каждого учащегося, а успешная работа с родителями возможна лишь тогда, когда все участники: педагоги, родители, дети – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом (приложение 1).

Программа «Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации» предназначена для работы с детьми 6 – 7 лет. Составлена на основе методических рекомендаций Дзятковской Е.Н. «Учусь учиться».

Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Новизна программы ««Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации» заключается в том, что она предполагает использование ИКТ технологий.

Подбор добрых и познавательных мультфильмов позволяет в доступной форме ярко, образно излагать детям информационный материал о вечных человеческих ценностях и делать беседу не только интересной, но и надолго запоминающейся, а также вносят разнообразие в воспитательно-образовательный процесс.

Применение мнемотехники позволяет активизировать мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребенка, посредством овладения УУД, предложенными ФГОС начального общего образования, начинает формировать предпосылки УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что она ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития.

Цель программы: создание условий для развития познавательных и личностных способностей первоклассников для успешной адаптации к школьному обучению.

Задачи:

1. Расширение знаний об окружающем мире: формирование первичных представлений о многообразии форм, цвета, звуков, о природе родного края, их значении для природы и человека.

2. Формирование первичных представлений о времени и умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

2. Развитие мелкой моторики, координации движений рук и графических умений.

3.Создание условий для развития познавательных способностей, художественного творчества и учебной мотивации детей.

4. Развитие навыков конструктивного общения, повышение мотивации общения со сверстниками и взрослыми.

5. Воспитание любознательности, активности, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.


Принципы организации образовательного процесса

Принцип динамического изучения отражает концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития.

Принцип развития: основная задача - это развитие личности ребенка, и в первую очередь – целостное развитие его и готовность к дальнейшему развитию.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это мои знания, это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.

Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности.

Принцип новизны вызывает интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу ребенка.

Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

В соответствии с принципом обучения деятельности, занятия с детьми строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту, где им не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, что в процессе её они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

Объем программы рассчитан на 34 занятия (1 раз в неделю, с октября по май включительно).

В содержании программы ««Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации» - 4 раздела

1 раздел Мир вокруг нас.

2 раздел. Тренируем внимание и память

3. раздел. Учусь думать

4. раздел. Общение без проблем


Раздел 1. Разнообразие окружающего мира.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: формирование первичных представлений о многообразии форм и цвета в окружающем мире, о взаимодействии человека с миром цвета и миром форм, формирование временных и пространственных представлений. Помочь детям понять, что окружающий мир – это природа, рукотворный мир и люди. Природа, рукотворный мир, мир людей тесно связаны друг с другом, они влияют друг на друга. Обсудить с детьми как на человека действует природа, рукотворный мир?

Разнообразие окружающего мира – это значит, окружающие нас объекты окружающего мира имеют разные образы (внешний мир – форма, цвет, звуки, движения, размеры). Все, что есть вокруг каждого из нас – природа, люди, рукотворный мир – все это связано друг с другом. Бесконечное разнообразие окружающего мира – это его закон, его главная особенность.


Раздел 2. Тренируем внимание и память

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: повышение учебной мотивации, тренировка внимания, памяти, выявление детей с проблемами внимания и памяти для коррекционной работы с психологом.

Внимание – это значит, что-то замечать, а что-то не замечать. Зачем нужно внимание? Что бывает, если человек невнимателен на улице, дома, при общении? Обратить внимание детей на то, что в том краю, где он живет, много необыкновенных чудес, мимо которых легко пройти, если мы будем невнимательными (приложение 3).

Память как способность запоминать события, свои чувства, информацию, чтобы потом использовать. Почему надо развивать свою память. Каких негативных последствий можно избежать, если тренировать свою память. Для успешной учебы важно тренировать свою память.

Раздел 3. Учусь думать.

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, классификация), развитие творческих способностей, умение аргументировать свои высказывания.

Первым обязательным этапом формирования общеучебных умений является развитие умения выделять признаки предметов. Общеучебное умение сравнивать предметы делится на умение сравнивать с нахождением отличий и сравнивать с нахождением общего. Второй задачей является развитие пространственных представлений, как основы формирования общеучебного умения сравнивать с нахождением общих признаков. Это путь к обобщению, систематизации, классификации, и.т.д.

Раздел 4. Общение без проблем

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: развитие навыков конструктивного общения, повышение мотивации общения со сверстниками и взрослыми.

Знакомство детей с положительными и отрицательными эмоциями (радость, грусть, обида, удивление, страх). Уметь понимать чувства свои и других людей. Научить детей, как можно преодолевать негативные настроения. Чтобы договариваться, надо понимать друг друга общаться. Что значит дружить? Почему надо помогать друг другу, не врать, не обижать друг друга. Вывод: в дружбе есть свои правила, которые нельзя нарушать, чтобы не потерять друзей. Организовать обсуждение правил поведения мальчиков и девочек, чтобы жить дружно, надо придерживаться правил общения мальчиков и девочек. Помочь осознать собственную индивидуальность, развивать умение к самопознанию. Через игры, упражнения, разыгрывание игровых ситуаций, воспитывать способность к взаимопомощи, взаимопониманию.


Ведущей формой выступает:

- занятие (урок) - 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут;

- подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия с психологом и учителем – логопедом (приложение 4)

- индивидуальная работа с детьми, учителем и родителями на закрепление темы.

При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:

- интеллектуально-развивающие игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

- игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы

- игры и упражнения на развитие предпосылок УУД (коммуникативный, регулятивный, личностный компонент)

- практические: выполнение заданий и упражнения (графический диктант)

- подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев (графический узор)

- развитие продуктивной деятельности (рисование, аппликация) на закрепление темы

- создание игровых проблемных ситуаций, в результате которых ребятами делается вывод.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:

- познавательное развитие

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие

При освоении программы используются следующие виды деятельности:

- познавательно-исследовательская (экспериментирование, реализация проекта, конструирование, наблюдение, рассматривание, решение проблемных ситуаций, моделирование, интеллектуальные игры);

- коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, игровые ситуации, рассматривание с дальнейшем обсуждением, коммуникативные игры, свободное общение по теме)

- игровая (дидактические игры, игровые ситуации, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, игры с правилами, рассказывание 9составление рассказов), проектная деятельность)

- изобразительная (рисование на закрепление темы, конструирование, художественный труд, творческие задания (графический диктант)

- двигательная (подвижные игры, игровые упражнения, физкультминутки, игровые ситуации, двигательные паузы).


Пособия и средства, используемые на занятии

1. Плакаты, картинки о природе, рукотворном мире, животных, птиц, людей (взрослых и детей).

2. Учебный модуль «Многоэтажный дом», «В мире звуков», «Формы», «Радуга», Цвет в природе и жизни человека», «Что было раньше, что позже», «Месяцы», «Дни недели»,

3. Развивающие игры по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления. Мнемотехника.

4. Демонстрационный материал: «Я и мое поведение», «Эмоции и чувства», «Рукотворный мир», «Времена года».

5. Картинки, фотографии о школе.

6. Алфавит настенный

7. Раздаточный материал: тетради, папки, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, счетные палочки, набор геометрических фигур.


Результатом освоения данной программы должно стать достижение обучающихся завершению к концу года адаптации к школьному обучению, т.е. необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по адаптации к школьному обучению базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы НОО, обозначенных ФГОС.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на его развитие. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг по программе ««Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации».

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения школьника в усвоении образовательной программы.

Мониторинг по программе ««Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации» проводится педагогом-психологом 2 раза в год.

Цель: определение уровня общего психического развития и степени сформированности всех компонентов готовности детей (в том числе детей с ОВЗ) к учебной деятельности, выявление индивидуальной зоны ближайшего развития для прогнозирования обучаемости и определения необходимой коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи.


В содержании программы «Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации» - 4 раздела

Раздел I – Информационная карта программы.

Раздел II- Пояснительная записка.

Раздел III- Учебно-тематический план

Раздел IV– Планируемые результаты освоения детьми программы.




Приложение:

Приложение1. – Психологическое сопровождение родителей первоклассников

Приложение 2. – Возрастные особенности детей 6-7 лет

Приложение 3. – Игры и упражнения, развивающие внимание ребенка.

Приложение4 – Программа коррекционно-развивающей работы с первоклассниками с учетом факторов риска в развитии.

Приложение 5. – Формы организации и структура развивающих занятий.

Приложение 6. - План - конспект.

Раздел III. Учебно-тематический план


Возраст обучающихся: 6-7 лет. Продолжительность занятий:

октябрь – апрель.


Раздел

Темы занятий

Задачи

Раздел 1. Мир вокруг нас


Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Занятий - 15


1. Что такое окружающий мир?

2. Рукотворный мир.

3. Живая и неживая природа.

4. В мире людей.

5. Окружающий мир - многоэтажный.


Расширение знаний об окружающем мире: формирование первичных представлений о природе родного края, их значении для природы и человека.

Формирование мотивации учебной деятельности, интереса к изучению родного края.

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей.


6. Разнообразие форм в окружающем мире.

7. В мире цвета.

8. Цвета радуги

Расширение знаний об окружающем мире: формирование первичных представлений о многообразии форм, цвета, о взаимодействии человека с миром цвета и миром форм.

Закрепление знаний детей о цветах и оттенках, учить называть теплые и холодные цвета, познакомить с явлением природы - радуга.


9-10 Звуки вокруг нас.

11. Гласные и согласные звуки

Формирование первичных представлений о роли звуков в окружающем мире, разнообразие их характера и значении для природы.

Совершенствование звуковой стороны речи, умение дифференцировать звуки в словах, производить звуковой (фонематический) анализ слова)


12. Ориентация в пространстве: уроки природы.

13. Ориентация на листе бумаги: графический диктант

Расширение знаний об окружающем мире: формирование первичных представлений об окружающем нас пространстве, об умении ориентироваться в окружающем пространстве.

Развитие умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Развитие координации движений и графических навыков, действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого.

14. В мире времени: прошлое, настоящее, будущее.

15. В мире времени: 12 месяцев

Формирование первичных представлений о времени (прошлое, настоящее, будущее, времена года, дни недели, месяцы).

Закрепление последовательности месяцев.


Раздел 2. Тренируем внимание и память.

Образовательная область: познавательное развитие.

Занятий - 4

16. Зачем нужно быть внимательным?

17. Тренируем свое внимание.

18. Зачем нужна память?

19. Тренируем свою память.

Формирование первичных представлений о роли внимания и памяти в жизни человека, зачем нужно развивать внимание, память, повышение учебной мотивации.


Раздел 3. Учусь думать.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

20. Что самое главное в учебе?

21. Учусь думать: признаки предметов.

22. Учусь думать: выполни задание.

23. Учусь думать: как это понять.

24. Учусь думать: задание на сообразительность.

Формирование мотивации к познавательной деятельности, через игровые упражнения и задания.

Развитие способности в обобщении, сравнении, классификации.

Развитие сообразительности, умение самостоятельно разбирать метафоры, пословицы, поговорки.

Раздел 4. Общение без проблем

Образовательная область:

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

25. Я и мои эмоции.

26. Положительные эмоции.

27. Отрицательные эмоции.

28. Азбука настроения.

29. Кто я? Какой я?

30. Мы все разные

31. Умеем ли мы общаться?

32. Дружба мальчиков и девочек.

33. Наши отношения.

34. Скоро в школу


Развитие навыков конструктивного общения, повышение мотивации общения со сверстниками и взрослыми

Развитие умений различать и анализировать эмоции, расширять представление детей о положительных и отрицательных эмоциях.

Развитие саморегуляции, создание положительного эмоционального настроя.

Выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка, воспитание уважения к другой личности.



Раздел V. Планируемые результаты освоения детьми программы «Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации»

Результатом освоения программы должна стать успешная адаптация, т.е. необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы НОО, обозначенных ФГОС.

Мониторинг проводится 2 раза в год, однако устойчивость проявлений положительной динамики следует наблюдать в течение учебного года на занятиях.

Анализ уровня достижений готовности ребенка к школе позволяет решить целый комплекс задач:

- определить готовность ребенка к школе;

- заранее спрогнозировать возникновение трудностей в обучении в школе;

- определить причины трудностей и своевременно перейти к их устранению на коррекционных занятиях с психологом.


Цель: определение уровня общего психического развития и степени сформированности всех компонентов готовности детей (в том числе детей с ОВЗ) к учебной деятельности, выявление индивидуальной зоны ближайшего развития для прогнозирования обучаемости и определения необходимой коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи.


Компоненты готовности к учебной деятельности

Критерии готовности к учебной деятельности

Методы исследования

Раздел:

1. Разнообразие окружающего мира

2. Тренируем внимание и память

3. Учусь думать

Интеллектуальная готовность

1. Качества мышления:

- умение анализировать, сравнивать предметы, находить сходства и различия, классифицировать, обобщать, находить причины явлений, делать выводы

- развития схематического и наглядно-образного мышления

- основы словесно-логического мышления


Методика «Четвертый лишний»

Методика «Свободная классификация»

Методика «Чем отличаются»

Методика «Простые аналогии»

«Лабиринт» (А.Л.Венгер)

Методика экспресс-диагностика

(Э.Ф. Замбацявичене)

2. Особенности памяти: объем, точность, прочность

Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

«Запомни картинки» (О.Н. Земцова)



3. Особенности внимания: устойчивость, объем, распределение, произвольность

«Корректурные пробы»

«Домик» (Н.И. Гуткина)

4. Особенности воображения

Методики «Дорисуй»

«На что это похоже»

5. Развития связной речи

Последовательные сюжетные картинки

Раздел:

1. Разнообразие окружающего мира

2. Общение без проблем

Личностно-мотивационная готовность

1. Знания о школе, отношение к школе, обучению (желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника)


Беседы о школе

Методика исследования мотивации учения (М.Р. Гинзбург)

Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова)

2. Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками

Наблюдения за детьми, беседы с педагогами и детьми.

Методика изучения типа общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина, Х Шерьязданова)

Методика изучения коммуникативных умений у детей 6-7 лет (Г.А. Урунтаева)


3. Уровень самопринятия и самооценки ребенка

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

4. Статус ребенка в коллективе

Социометрические методики

Раздел:

  1. Общение без проблем

Эмоционально-волевая готовность

1. Эмоционально-чувственная сфера:

- эмоциональный настрой

- характер эмоциональности (сдержанность, устойчивость, умением управлять своим поведением

- наличие проблем эмоционального развития

2. Волевая готовность: формирование основных элементов волевого действия

Наблюдение в разных видах деятельности Проективные рисуночные тесты: «Нарисуй себя»

«Рисунок семьи»

«Несуществующее животное»

Методика «Графический диктант (Д.Б. Эльконина)

Психомоторное (функциональное развитие)

1. Развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, точность движений, подготовка руки к письму, сформированность внимания и контроля за собственными действиями


Методика «Дорожки» (А.Л. Венгера)

Графический узор

Ориентационный тест а Керна- Я Йирасека


При освоении программы «Развитие социально-коммуникативных навыков у первоклассников на этапе адаптации» большое внимание уделяется формированию предпосылок УУД. Поэтому, на наш взгляд целесообразно оценивать готовность первоклассников к обучению на новой ступени образования, не только на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности предпосылок универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Оценка уровня сформированности предпосылок УУД детей, поступающих в школу.

Личностные УУД:

- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. эльконина). Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности. Метод оценивания – беседа.

- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Пиаже, 2006). Цель: выявление ориентации на мотивы героев решении моральной дилеммы. Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Регулятивные УУД:

- Выкладывание узора из кубиков. Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу. Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные УУД:

- Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка). Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение).

Коммуникативные УУД:

- Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Оцениваемые УУД коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника.


Формирование предпосылок УУД :


Раздел

Образовательная область

Тема занятия

Предпосылки УУД

Раздел 1. Разнообразие окружающего мира

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

1. Что такое окружающий мир?

Формировать первичные представления об окружающем мире, о взаимодействии человека с окружающим миром.

Предпосылки УУД познавательный компонент: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

2. Рукотворный мир

Формировать первичные представления об окружающем мире, о взаимодействии человека с окружающим миром.

Предпосылки УУД познавательный компонент: проводить классификацию по заданным критериям.

3. Живая и неживая природа

Формировать первичные представления об окружающем мире, о взаимодействии человека с окружающим миром.

Предпосылки УУД познавательный компонент: устанавливать причинно-следственные связи.

4. В мире людей

Формировать представление о сходстве и различии между детьми и взрослыми.

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: осознание собственной ценности и ценности других людей, проявление эмпатии и толерантности.

5.Окружающий мир – многоэтажный

Развивать умение анализировать окружающее пространство.

Предпосылки УУД познавательный компонент: использует наглядные модели (схемы, планы), отражающие пространственное расположение предметов для решения познавательных задач.


6.Разнообразие форм в окружающем мире

Формировать представление о многообразии форм в окружающем мире, умение находить сходство и различие геометрических фигур.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: осуществляет действие по образцу и заданному правилу (анализирует, соотнося с образцом).

7. В мире цвета

Развивать представление, что окружающий мир разноцветный, каждый цвет для чего-то нужен.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

8. Цвета радуги

Развивать представление, что окружающий мир разноцветный, познакомить с явлением природы – радуга.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: преобразовывать практическую задачу в познавательную

9-10. Звуки вокруг нас (2)

Формировать первичные представления о роли звуков в окружающем мире.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

11. Гласные и согласные звуки

Формировать первичные представления о роли звуков в окружающем мире.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

12. Ориентация в пространстве: уроки природы

Развивать пространственные представления в окружающем мире, понимать значение слов, описывающих пространственные отношения.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: слушает взрослого и выполняет его инструкции.

13. Ориентация на листе бумаги: графический диктант

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: слушает взрослого и выполняет его инструкции.

14. В мире времени: прошлое, настоящее, будущее

Формировать временные представления, познакомить с понятием: прошлое, настоящее, будущее.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

15. в мире времени: 12 месяцев

Формировать временные представления, закрепить последовательность месяцев.

Предпосылки УУД познавательный компонент: использует знаки и символы как условные заместителей реальных объектов.

Раздел 2. Тренируем внимание и память

Образовательная область: познавательное развитие

16. Зачем нужно быть внимательным?

Формировать первичные представления о роли внимания в жизни человека.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

17. Тренируем свое внимание

Формировать первичные представления о роли внимания в жизни человека.

Предпосылки УУД регулятивный компонент: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

18. Зачем нужна память?

Формировать первичные представления о роли памяти в жизни человека.

Предпосылки УУД познавательный компонент: использовать знаково-символические средства для решения задач.

19. Тренируем свою память?

Формировать первичные представления о роли памяти в жизни человека.

Предпосылки УУД познавательный компонент: использовать знаково-символические средства для решения задач.

Раздел 3. Учусь думать

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

20. Что самое главное в учебе?

Формировать мотивацию к учебной деятельности, базовых умений рефлексии.

Предпосылки УУД познавательный компонент: имеет несколько точек зрения на объект.



21. Учусь думать: признаки предметов

Развивать умение выделять признаки предметов.

Предпосылки УУД познавательный компонент: выделяет существенные признаки объектов, классифицирует, обобщает предметы на понятийном уровне.

22. Учусь думать: выполни задание

Развивать способность к обобщению, сравнению анализу, тренировать творческое мышление.

Предпосылки УУД познавательный компонент: выделяет существенные признаки объектов, классифицирует, обобщает предметы на понятийном уровне.

23. Учусь думать: как это понять

Познакомить детей с более сложными средствами языковой выразительности – метафорой.

Предпосылки УУД познавательный компонент: строить речевое высказывание в устной форме.

24. Учусь думать: задание на сообразительность

Развивать способность к обобщению, сравнению анализу, тренировать творческое мышление.

Предпосылки УУД познавательный компонент: выделяет существенные признаки объектов, классифицирует, обобщает предметы на понятийном уровне.

Раздел 4. Общение без проблем Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие


25. Я и мои эмоции

Познакомить детей со спектром основных эмоций, приобретение навыков положительного их проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей.

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: выражает свои чувства (основные эмоции) и понимает чувства другого, владеет элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

26.Положительные эмоции

Расширять представление детей о положительных эмоциях (радость, удивление, смех)

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: выражает свои чувства (основные эмоции) и понимает чувства другого, владеет элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

27.Отрицательные эмоции

Расширять представление детей об отрицательных эмоциях (обида, страх, злость, гнев)

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: выражает свои чувства (основные эмоции) и понимает чувства другого, владеет элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

28.Азбука настроения

Продолжать знакомство с различными эмоциями, развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям.

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: выражает свои чувства (основные эмоции) и понимает чувства другого, владеет элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

29. Кто Я? Какой Я?

Развивать умение оценивать себя (черты характера, умения, поведение)

Предпосылки УУД личностный компонент: осознает свои возможности, умения, качества, переживания.

30. Мы все разные

Развивать представление о себе и своем отличии от других, воспитывать уважительное отношение к другому человеку.

Предпосылки УУД личностный компонент: осознает свои возможности, умения, качества, переживания.

31. Умеем ли мы общаться

Формировать коммуникативные навыки, уверенность, снятие эмоциональной напряженности, повышение самооценки.

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности.

32. Дружба мальчиков и девочек

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, становление самостоятельности.

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: владеет элементами культуры общения, участвует в совместной деятельности.

33. Наши отношения

Способствовать усвоению норм и ценностей принятых в обществе, развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Предпосылки УУД коммуникативный компонент: владеет элементами культуры общения, участвует в совместной деятельности.

34. Всё чему я научился расскажу!

Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Предпосылки УУД личностный компонент: сформированность «внутренней позиции школьника».


К концу учебного года первоклассники повышают социально-эмоциональный интеллект, закрепляют свои знания и умения. Определяют и понимают, могут рассказать:

- чему учат в школе;

- примеры связи здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека;

- примеры экологической культуры;

-примеры разнообразия окружающего мира – природного, мира людей, рукотворного мира; мира звуков, форм, цвета;

- роль ориентации человека в пространстве, во времени, роль слуха, зрения, обоняния, осязания.

Описывать:

- объекты окружающего мира, выделяя их признаки с помощью разных органов чувств.

Сравнивать и находить отличия:

- объектов окружающего мира по форме, размерам, расположению в пространстве, источникам звуков, их признакам, по цвету, по характеру движений.

Различать буквальный и скрытый смысл поговорок и пословиц.

Анализировать окружающее пространство, фигуры на плоскости.

Организовать свою деятельность по образцу (инструкции):

- выполнять действие по устной инструкции;

- выполнять действие по зрительному образцу;

- выполнять несколько действий по устной инструкции в определенном порядке.

Составлять вопросы, используя слова: Почему…? Как..? Зачем…? Отчего…? Зачем…? Когда…? Куда…? Кто…? Что…?

Рефлексировать свои чувства, эмоции, действия, индивидуальные особенности (как получилось сделать, что и как следует исправить, некоторые индивидуальные особенности и как их можно применить для успешной учебы)

Оценивать свою работу по заранее определенному критерию (двум критериям) и сравнивать свою оценку с внешней оценкой, проверять, правильно ли сделал, находить ошибку и пробовать исправить ее.




Список литературы

1. Айзман Р., Жарова Г. Подготовка ребенка к школе. Томск, Пеленг, 1994

2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Москва 2008 г.

3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа 2000 - № 1

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М: 2000

5.Дзятковская Е.Н. Учусь в радость: играем в школу М.: Центр «Образование и экология», 2006

6. Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: методические рекомендации – М.: Центр «Образование и экология», 2008

7. Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок – М.: Центр «Образование и экология», 2008

8. Ковалева Е.Б., Баранова О.В., Бабич О.И. Зубцова О.В., Ямщикова О.А. Родителям будущих первоклассников. Учимся по новым федеральным государственным стандартам: Методические рекомендации – Иркутск, 2012

9. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб,: Издательство «Речь», 2007

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие М: 2001

11. Севостьянова Е. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 6-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. Москва, 2006

12. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия – М. АРКТИ, 2006

13. Тихомирова Л, Басова А. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995

14. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10 2013 г. № 1155 г. Москва


15. Справочник педагога-психолога 2/2013 «Диагностика готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе» В.М. Командирова

16. Справочник педагога-психолога 08/12 «Психологическое сопровождение родителей будущих первоклассников» Л.В. Кравченко18. Диагностика готовности ребенка к школе/под ред. Н.Е. Вераксы – М.: Мозаика-Синтез, 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!