СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие сенсорного восприятия детей с ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ сенсорного восприятия детей с ЗПР через опору на сохранные виды деятельности и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Планирование коррекционно-образовательных мероприятий в форме игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие сенсорного восприятия детей с ЗПР»

Методическая разработка

«Развитие сенсорного восприятия у детей с ЗПР»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями:

1) Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

2) Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ЗПР одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17;

3) Основной образовательной программы дошкольного образования, МБДОУ «Детский сад № 20» г. Рязани;

3) Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР 5 – 8 лет.

Цель коррекционного курса: формирование сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР 5 – 8 лет.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  • формировать у детей разнообразные обследовательские действия;


  • формировать у детей знание систем сенсорных эталонов - обобщённых представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

  • побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

  • развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.


Описание места коррекционного курса в содержании адаптированной основной образовательной программы


Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет. Форма организации занятий – подгрупповые занятия. Частота подгрупповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20-30 минут. Срок реализации программы 1 год.

Содержание курса связано с содержанием других курсов Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР 5 – 8 лет («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»), индивидуальных и групповых коррекционных занятий, а также содержанием всех образовательных областей.

На занятиях курса «Развитие сенсорного восприятия» у детей формируются знания систем сенсорных эталонов - обобщённых представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов уточняется, расширяется и активизируется словарь дошкольников с ЗПР, развивается познавательный интерес и обследовательские действия с предметами.

Содержание данного курса также связано с содержанием курса «Формирование элементарных математических представлений». Дошкольники учатся дифференцировать предметы по различным признакам, что служит основой для успешного овладения детьми навыками анализа и синтеза, как основ мыслительных операций.


Планируемые результаты освоения коррекционного курса


К целевым ориентирам программы коррекционного курса «Развитие сенсорного восприятия» относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • различает форму, цвет, величину предмета (основные сенсорные эталоны);

  • различает на слух различные ритмические структуры, состоящие из неречевых звуков, а также ритмическую структуру слова;

  • определяет предметы путем «слепого» ощупывания (грубая дифференциация);

  • различает запах пищевых продуктов и соотносит его с самим продуктом (пищевое лото);

  • дифференцирует на ощупь содержимое тактильных мешочков с образцами;

  • правильно определяет пространственное положение своего тела и его частей.

Система оценки достижений планируемых результатов


Во время прохождения программы коррекционного курса «Развитие сенсорного восприятия» предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика;

  • итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных дефектологических занятиях по протоколу дефектологического обследования сенсорного восприятия дошкольников с ЗПР 5 – 8 лет, на основе которого заполняется дефектологическое представление на ребенка, составляется индивидуальный план работы, осуществляется оценка результативности дефектологической работы и корректировка программы.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Программа курса имеет 5 разделов, которые реализуются поэтапно:


1 раздел. Развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.


2 раздел. Формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета.


3 раздел. Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.


  1. раздел. Формирование обонятельного и вкусового восприятия.


  1. раздел. Формирование пространственно-временного восприятия.

  1. Развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.

  • Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины) на предметном материале через игровые упражнения (предметная манипуляция).


  • Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины) на картинном материале и раздаточных дидактических пособиях.


  • Формирование умения применять представления о форме, цвете и величине предмета в других образовательных областях и в свободной игре.


  • Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы и величины.


  • Отработка зрительного восприятия цвета, формы и величины в повседневной образовательной и игровой деятельности.


  1. Формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета.

  • Обучение умению дифференцировать предметы на ощупь при визуализации предмета (с побуждением к называнию предмета).


  • Обучение умению дифференцировать предметы на ощупь «вслепую» (с побуждением к называнию предмета).


- Формирование целостного образа предмета при помощи предметной манипуляции и картинного материала.


  1. Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.

  • Обучение умению различать неречевые звуки при грубой дифференциации.


  • Обучение умению различать элементарные ритмические узоры.


  • Обучение умению различать звуковой диапазон по громкости.


  1. Формирование обонятельного и вкусового восприятия.

  • Обучение умению дифференцировать запах и вкус пищевых продуктов.


  • Обучение умению дифференцировать запахи не пищевых продуктов (моноароматы) и развивать воображение (наглядный материал).


  1. Формирование пространственно-временного восприятия.

- Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела и его движениях.

- Формирование представлений о положении тела в пространстве группового помещения.

- Формирование временного восприятия.

В процессе работы по разделам программы коррекционного курса параллельно с развитием фонематического восприятия реализуются следующие направления дефектологической работы:

  • Коррекция поведенческих расстройств.

  • Расширение знаний и представлений об окружающем мире.

  • Накопление, уточнение и активизация пассивного и активного словаря.

В процессе работы дошкольникам предлагаются задания, в ходе выполнения которых дети учатся правильно пользоваться сенсорными возможностями своего организма.






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

При планировании подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет я опиралась на систему работы по развитию сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» дополняя ее своими заданиями, упражнениями, играми, дидактическим материалом.


Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 – 8 лет.


1 занятие в неделю, всего — 31 занятие


месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Сентябрь

Диагностика


Диагностика

Диагностика

Знакомство. Овощи. Фрукты. Цвет, форма, величина.


Октябрь

Составление целого из частей

Геометрические фигуры

Выделение простой формы в предметах

Анализ простейшей схемы — изображения человека

Составление из частей целого. Ориентирование в пространстве

Ноябрь

Определение направлений в пространстве

Уточнение пространственных взаимоотношений

Закрепление понятий: справа-слева, спереди-сзади

Формирование тактильных представлений: ощупывание предметов; определение вслепую предметов


Декабрь

Употребление слов: правый-левый, нижний-верхний, обозначение пространственного взаимоотношения между объектами

Формирование вкусового и обонятельного восприятия с помощью продуктов питания

Формирование слухового восприятия: различие неречевых звуков, простейших ритмов

Закрепление слуховой дифференциации не речевых звуков, простейших ритмов


Январь

Диагностика

Диагностика

Закрепление ориентировки в схеме тела человека

Анализ пространственных положений геометрических фигур. Выделение признаков


Февраль

Различие красного, желтого, оранжевого цветов. Называние цветов

Группировка предметов по цвету (желтый, зеленый, синий)

Классификация предметов по цвету и форме (красный, синий, фиолетовый)

Сравнение предметов по двум признакам (цвету, форме)


Март

Различие и называние черного и коричневого

Закрепление знаний изученных цветов, геометрических фигур

Закрепление понятий: большой-маленький, одинаковые по размеру

Закрепление представлений о величине предметов: большой-маленький, средний

Закрепление знаний изученных цветов, их названий. Определение правой и левой сторон на листе бумаги

Апрель

Закрепление представлений о величине предметов

Величина предметов: короткий-длинный, широкий-узкий

Понятия: верх-низ, высокий-низкий, одинаковые

Величина предметов: большой, маленький, средний

Величина предметов: толстый-тонкий

Май

Диагностика

Диагностика

Временные представления. Сутки

Временные представления. Неделя

Временные представления. Возраст


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Методическая литература;

  • Интерактивная доска;

  • Дидактические пособия в виде электронных викторин;

  • Электронная рамка;

  • Устройство воспроизведения аудиоматериалов;

  • Наборы дидактических игр, пособий, сортеров, предметного материала, картинного материала для развития зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета;

  • Наборы дидактических игр, пособий, пособий «образцов», предметного материала, для тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета;

  • Наборы предметов для развития слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки (погремушки, шумовые коробочки, музыкальные инструменты и т.д.);

  • Наборы предметов для развития обонятельного и вкусового восприятия (картинный материал, предметный материал, ароматическое лото и т.д.);

  • Наборы предметов для развития проприоцептивного и пространственно-временного восприятия (дидактические игры, сигнальные карточки, звуковая дорожка, игрушки).


Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, умения различать цвет, форму, величину предмета.


Найди цветок для бабочки

Цель. Познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).

Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.

Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».


Привяжи ленточки к шарикам

Цель. Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.


Оборудование. Воздушные шары трех цветов по количеству детей, цветные ленточки четырех цветов (три из них совпадают с цветом шаров), число ленточек превышает количество шаров, под-носик для ленточек, бубен.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит в группу сетку с уже надутыми воздушными шарами и говорит, что дети будут играть в праздник, маршировать с шарами. Для этого нужно к каждому шару привязать свою ленточку, достает их из-под салфетки. «Ленточка должна быть такая же, как шар, такого же цвета»,– говорит педагог и показывает, как подбирать ленточку: берет один из шаров, выбирает ленточку того же цвета, прикладывает ее к шару («такая же, красная»), потом по очереди подзывает детей. Каждый получает шар, подбирает ленточку, а педагог помогает привязать ее к шару и говорит: «Какие у всех красивые шары с ленточками. У Тани и Сережи шары голубые и ленточки такие же, голубые. У Саши и Вовы шары синие и ленточки такие же, синие» и т. д. После этого дети маршируют с шарами под бубен, бегают по комнате, размахивая шарами, а затем по сигналу бубна подбегают к педагогу и отдают ему шары.


Подарим куклам бусы

Цель. Учить выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.

Оборудование. Куклы, мишки, зайки по числу детей, крупные бусы двух цветов, леска или тонкая проволока для нанизывания бус, подносики по числу детей.

Ход игры. Педагог показывает детям бусы из 6–8 крупных бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие или белые и голубые). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин (шариков) двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы. Кукла радуется, благодарит, говорит, что она стала нарядная, красивая. Педагог раздает всем играющим другие игрушки и предлагает детям сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждому ребенку дают поднос с бусинами двух цветов, леску или проволоку. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол, педагог помогает завязать бусы. Куклы благодарят детей.


Чей домик?

Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к прорези.

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3–5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».


Магазин

Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.


Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др.), карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).

Ход игры. Педагог раскладывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга.) Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.


Найди форму в предмете

Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (чебурашка, елка с игрушками, дом и т.п.), конверты с разными геометрическими формами по числу детей.

Ход игры. Педагог показывает детям один из рисунков, например Чебурашку, и сравнивает части его тела с какой-либо геометрической формой: «Головка у него круглая. Вот такая. (Достает из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебурашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает детям необходимую помощь.


Угадай, чего не стало

Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать их, оперировать образом форм в представлении.

Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб), экран, наборное полотно.

Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.


Спрячь шарик в ладошках

Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.


Спрячь игрушки

Цель. Пользоваться пробами при выполнении задания.

Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.


Лиса и зайцы

Цель. Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.

Оборудование. Шапочки с ушками для зайцев по числу играющих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты, многоугольники и др.) по числу детей, два больших обруча.

Ход игры (проводится с подгруппой из 6–8 детей). Педагог кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут домики для зайцев (домики можно ограничить строительным материалом или стульями). Раздает детям-«зайцам» шапочки и каждому дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит большой круг,– дом для зайцев с большими кружками, там, где маленький,– дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу барабана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев. Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра усложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.

В дальнейшем дети распределяются на три группы – по трем домикам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.


Зоопарк

Цель. Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Оборудование. Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.

Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки – самую маленькую и чуть побольше – и достает два трафарета – зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки – для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.

Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.


Ежик

Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». – «Побежали в лес,– предложила мама-ежиха. – Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой – ежихе; следующего ребенка – почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.


Три медведя (кукольный театр)

Цель. Создать положительное отношение к сказке Л. Н. Толстого; закреплять правильное понимание величины предметов; стимулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение предметов по величине.

Оборудование. То же, что и в предыдущих играх, по сказке – плоскостное изображение девочки, по величине соответствующее изображению Мишутки.

Ход игры. Педагог просит детей помочь снова построить две комнаты для медведей–столовую и спальню, предлагает вспомнить, что было в комнатах. Один ребенок «строит столовую» – выкладывает геометрические формы-заменители: прямоугольник (стол), квадраты (стулья), круги (тарелки), полукруги (чашки). Другой ребенок «строит спальню» – выкладывает прямоугольники (кровати), квадраты (подушки). Педагог рассказывает сказку дальше и вводит новый персонаж, девочку (плоскостное изображение), и обыгрывает ее появление.


Игры и упражнения, направленные на формирование тактильного восприятия, умение различать предметы на ощупь, формирование целостного образа предмета


Узнавание предметов на ощупь. Найди свою игрушку в мешочке

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.


Платочек для куклы

Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала.

Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна – в шелковом, другая – в шерстяном, третья – в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной – шелковый платок, на другой – тканевый шерстяной, на третьей – вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает посадить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каждый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят детей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.


Чья это конура (норка, домик)

Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями») также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или ширма.

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке – большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше – конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».


«Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.


Найди картинку

Цель. Соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование. Набор предметов-игрушек и их изображений, «чудесный мешочек».

Ход игры. Педагог размещает на доске наборное полотно и вставляет в него 3–4 картинки. Предлагает кому-либо ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показывает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ребенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.


Что это такое

Цель. Активизировать представления о предметах развивать внимание и воображение.

Оборудование. Элементы аппликации – многократно повторенные формы на отдельных листах бумаги, дополнительные элементы, благодаря которым можно превратить основной элемент в часть того или иного предмета или осмыслить как целый предмет.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или подгруппами, В любом случае детям сначала дают образец действия. На доске полоска бумаги, на которой на определенном расстоянии друг от друга расположены прямоугольники. Педагог берет заранее заготовленные прямоугольники меньшего размера и выкладывает или наклеивает на первом прямоугольнике окна и двери. Спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Дом». Педагог выкладывает на втором прямоугольнике голубую полосу и двух рыбок – получает аквариум. Третий прямоугольник превращает в телевизор. К четвертому добавляет два небольших круга и полоску и получает вагон. Затем выкладывается на доме вторая полоса, на которой расположены круги, и уже ребенок (дети) вместе с педагогом превращает, например, один круг в мяч, другой – в воздушный шар (добавляет полоску – веревочку), следующий – в яблоко (добавляет черенок с листочком) и т. п. Детям можно предложить и полукруг (зонтик, шляпа, гриб, лодочка с парусом и др.), овал (цыпленок, лимон, рыба и др.), треугольник (крыша дома, шляпа, елка и др.).


Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, элементарные ритмические рисунки.


На чем играл зайка

Цель. Учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Педагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке.


Тук-тук-тук

Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Оборудование. Кукла, мишка.

Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых). Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это она стучала» – говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.



Игры и упражнения, направленные на формирование обонятельного и вкусового восприятия

Вкусовое лото

Цель. Учить различать вкус продуктов.

Оборудование. Продукты (овощи и фрукты в соответствии с меню ДОУ) кусочки и целые, картинный материал.

Ход игры. Дефектолог выкладывает перед детьми картинки с изображением продуктов и целые продукты. В тарелках выставляются нарезанные продукты. Каждому ребенку раздается пластмассовая тарелка. Дети берут к себе на тарелку по одному образцу нарезанного продукта. По очереди каждый ребенок пробует один кусочек продукта и называет его, указывает на картинку с изображением этого продукта и на целый продукт.


Ароматическое лото

Цель. Учить различать запах продуктов.

Оборудование. Продукты (овощи и фрукты в соответствии с меню ДОУ) кусочки и целые, картинный материал.

Ход игры. Дефектолог выкладывает перед детьми картинки с изображением продуктов и целые продукты. В тарелках выставляются нарезанные продукты. Каждому ребенку раздается пластмассовая тарелка. Дети берут к себе на тарелку по одному образцу нарезанного продукта. По очереди каждый ребенок нюхает один кусочек продукта и называет его, указывает на картинку с изображением этого продукта и на целый продукт.

Для усложнения игры ребенку могут быть закрыты платком глаза.


Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временного восприятия


Доползи до игрушки

Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один – к ближней, другой – к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая – близко. Игра повторяется с другой парой.


Возьми игрушку

Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. Двое детей сидят на стульях около большого стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и раскладывает игрушки на столе – одну в пределах досягаемости руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог предлагает им взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот, чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий раз педагог обе игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, почему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Игрушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Педагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать». Дети играют с ними.


Спрячем и найдем

Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Оборудование. Разные игрушки (яркие, красочные и окрашенные в спокойные тона).

Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что сейчас они спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрятать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай, как я». Через некоторое время предлагает детям поискать игрушку. Когда игрушка найдена, он фиксирует результат: «Игрушка была на полке».

В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте, а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

2-й вариант. Игрушку прячут дети, а ищет педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны усвоить последовательность поиска как способ ориентировки в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется, и предметы, находящиеся на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх – наверху нет, посмотрю вниз – внизу нет. Пойду дальше». И т. п.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!