СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи учащихся - одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»







Методическая работа на тему: «Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»














Оглавление.

  1. Введение…………………………………………………………….3

  2. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка………………………………………………………5

  3. Заключение…………………………………………………………21

  4. Приложение………………………………………………………..22

  5. Библиографический список……………………………………….36





































Введение.



Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

Сократ.



Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка.

Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений.

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной

- деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации учителям.

-систематически проводить лексическую работу на всех уроках в начальной школе;

-проводить работу со словом по всем направлениям: над обогащением, активизацией, уточнением словаря, соблюдая при этом все требования к речи;

- целесообразно использовать разнообразных приемов для эффективного усвоения значения новых слов детьми (подбор синонимов, антонимов, словообразовательный анализ, работу с толковым словарем, объяснение в контексте и т.д.);

- уделять особое внимание изобразительно - выразительным средствам языка на уроках русского языка: эпитетам, сравнениям, метафорам, т.к. они делают речь ребенка яркой, выразительной;

- использовать в своей педагогической деятельности различные виды упражнений творческого характера, побуждая детей к осознанному употреблению новых слов.

Я считаю, что шаблон и стихийность недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Я поставила перед собой цель:

- повысить уровень развития речи учащихся через систематическую, целенаправленную работу по развитию речи и своевременное диагностирование успешности обучения.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

- исследовать уровень развития речи учащихся и определить этапы работы

- отобрать наиболее эффективные методы и формы диагностики

- обработать результаты исследования и спланировать дальнейшую работу по повышению уровня развития речи.

Развитие речевой деятельности младших школьников

на уроках русского языка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий. развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Изучив методы диагностики, выбрала наиболее приемлемые на данном этапе: тестирование, наблюдение, анализ результатов деятельности.

Для проведения анализа уровня развития устной речи во 2 классе наиболее целесообразном увидела методику Фотековой Татьяны Анатольевны - Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников (см. приложение).

Методика применяется для диагностики структуры речевого дефекта, оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития обучающегося. Форма проведения: индивидуальная.

Содержание методики определяется на основе документов: -Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. - Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Оцениваемые компоненты речевой системы: 1) фонематическое восприятие; 2) артикуляционная моторика; 3) звукопроизношение; 4) слоговая структура слова; 5) навыки языкового анализа; 6) грамматический строй речи; 7) словарь и словообразовательные процессы; 8) понимание логико-грамматических отношений; 9) связная речь.

Первый, второй и третий компоненты решила не брать, так как в 1 классе фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение были сформированы.

После проведения диагностика пришла к выводу, что у 4 детей речь развита на высоком уровне, у 5 – на среднем уровне, у 1 – на низком уровне.





 

Серия2

Серия 3

Серия 4

Серия 5

Серия 6

 

 

1

1

2

3

4

5

1

2

3

1

1

2

ИТОГИ

А. Луиза

8.5

7.5

6.5

7.5

8

6.5

9.5

5

32.5

6.5

10

12.5

84%

Б. Ринат

6.5

8.5

5

5.5

7

7.5

8

4.5

25.5

5.5

6

4.5

64%

Г. Радамир

7

10

8

9

8.5

10

10

5

34

6.5

12.5

10

89%

Г. Азалия

8

7.5

6.5

7.5

8

9

9

5

31.5

6

8.5

8.5

78%

Г. Влад

6.5

8

7.5

7

7.5

8.5

9

5

30

5.25

10

8.5

77%

Л. Данияр

9

8

9

10

9

9.5

10

5

34.5

7

15

15

96%

О. Иван

6

5.5

6

7

8.5

8

8

4.5

29.5

5.5

7.5

8

71%

Ф. Илона

9

9

8.5

9.5

10

10

10

5

33.5

7

10

10

89%

Ч. Володя

5.5

7.5

8

7.5

8.5

8

7

5

31.5

6

10

10

78%

Ю. Настя

7.5

8

7.5

8

9

9

9

5

32

5.5

7.5

8.5

79%

Наивысший балл

10

10

10

10

10

10

10

5

35

7

15

15

 



Эти показатели мне предстояло повысить в течение двух месяцев.

В течение двух месяцев на уроках русского языка я вела работу по развитию речи.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Первое условие – это потребность общения, или коммуникация. Где должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем то, рассказать о чем-то.

Второе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому , и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он, конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношении.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифферинцированные упражнения

Дикционнные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы, чистоговорки.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.


Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными. После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются. Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).

2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока.

Например:

- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

- Скажи наоборот: холодно -; сладкий - ; близко - .

- Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.

- Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

3. Продуманность отбора материала:

- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.

- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7.

- Введение в урок пословиц и поговорок необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

- Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

- Учу строить свободные высказывания.

а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;

в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.

Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.

Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.

- Назови слова близкие (противоположные по смыслу).

- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие. Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать, призывом стать, и отзывом, и зовом. И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией. Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.

Рад и взрослый, и ребёнок,

Когда беленький, как снег,

В стаде первый оленёнок

Появляется на свет.

Затем идёт беседа:

- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).

- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).

- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?

- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение

отличается от слова «олень».

Или:

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.

Чайчонок – чайка.

- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?

- Какая часть слова выражает это отношение?

Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания

При работе с синонимами использую следующие упражнения:

- Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».

- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».

- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».

- Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».

- Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы.

Например:

«Картина висит».

«Картина висит на стене».

«Картина висит на стене в детской».

Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:

- Составь предложение по схеме:

Кто? Что делает?

Дятел стучит

Какой? Где?

- Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер».

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности.

Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:

Мал золотник, да дорог.

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

Друзья познаются в беде.

Задание предлагаю такое:

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.

2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно ты научишься одно предложение превращать в текст.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

О ком так говорят?

Белая ворона звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый правая рука

Желторотый птенец язык без костей

Собаку съел семь пядей во лбу

Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

На уроках дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по-прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью. В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие не мало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе.

Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.

И в начале ноября провела тестирование повторно. И пришла к выводу, что проделанная работа повысила уровень речи детей: у семи детей- высокий уровень развития речи, у троих – средний.

 

Серия2

Серия 3

Серия 4

Серия 5

Серия 6

 

 

1

1

2

3

4

5

1

2

3

1

1

2

ИТОГИ

А. Луиза

9

8

7.5

9

9

8

10

5

34.5

6.5

10

15

89 %

Б. Ринат

7.5

8.5

6.5

6

7

8

8

4.5

26.5

5.5

6

7.5

69%

Г. Радамир

9

10

8

9

9

10

10

5

34

6.5

15

15

96%

Г. Азалия

10

7.5

6.5

7.5

8

9

10

5

32

6

10

10

83%

Г. Влад

7

8

7.5

7

7.5

8.5

9

5

30

5.25

10

10

78%

Л. Данияр

10

9

9

10

9

10

10

5

34.5

7

15

15

98%

О. Иван

8

7

6

8

8.5

8

10

4.5

31

6

8.5

8.5

78%

Ф. Илона

9

10

10

9.5

10

10

10

5

34

7

15

10

95%

Ч. Володя

8

9

8

7.5

8.5

8

7

5

31.5

6

15

10

84%

Ю. Настя

7.5

8

7.5

8

9

9

10

5

32

6

10

10

83%

Наивысший балл

10

10

10

10

10

10

10

5

35

7

15

15

 


Я доказала свою гипотезу. В начальных классах необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся, по её совершенствованию. Успешность всей работы зависит от двух основных факторов. Во – первых, от внимания к слову, от начитанности детей, от правильной и выразительной речи окружающих, т.е. речевой среды. Во – вторых, от организации речевой практики самих детей: разносторонней, интересной, мотивированной, научно обоснованной, чётко контролируемой учителем.



Заключение

Проблема развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Развитие речи детей происходит не только на уроках русского языка и чтения, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Задача каждого учителя – постоянно следить за развитием речи школьников.

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи- это прежде всего развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений, оценивание которых осуществляется в соответствии с нормами оценок.

Приложение

Спецификация

диагностических материалов для проведения анализа уровня развития устной речи младших школьников (Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников).

1.Назначение диагностической методики.

Методика применяется для диагностики структуры речевого дефекта, оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития обучающегося. Тестовая методика проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012.№ 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в части « создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

2.Условия проведения диагностической методики.

Точное соблюдение требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб. Форма проведения: индивидуальная. Наличие пособия для учёта критериев и градации оценивания заданий всех серий.

3. Время проведения обследования.

Общая продолжительность обследования устной речи- 40-45 минут, из них время проведения обследования-30 минут, время заполнения протокола-10 минут. Продолжительность обследования может увеличиться при замедленном темпе выполнения заданий, обусловленном индивидуальными возможностями ребёнка.

4. Содержание и структура диагностической методики.

Содержание методики определяется на основе документов: -Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. - Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Особенности методики

Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности. Для оценки выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки. Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты речевой системы: 1) фонематическое восприятие; 2) артикуляционная моторика; 3) звукопроизношение; 4) слоговая структура слова; 5) навыки языкового анализа; 6) грамматический строй речи; 7) словарь и словообразовательные процессы; 8) понимание логико-грамматических отношений; 9) связная речь.

Примечание

Применение методики не требует использования стимульного материала. Большинство заданий не предусматривает оказания помощи, так как методика направлена на определение актуального уровня развития обучающегося (кроме заданий при обследовании словообразовательных навыков, когда стимулирующая помощь нередко приводит к актуализации правильно образованного слова).

Тестовая методика Фотековой Т.А.

Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.

Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов.

Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

  • ба – па па – ба

  • са – за за – са

  • жа – ща ща – жа

  • са – ша ша – жа

  • ла – ра ра – ла

  • ма – на – ма на – ма – на

  • да – та – да та – да – та

  • га – ка – га ка – га - ка

  • за – са – за са – за – са

  • жа – ша – жа ша – жа – ша

  • са – ша – са ша – са – ша

  • ца – са – ца са – ца – са

  • ча – тя – ча тя- ча – тя

ра – ла – ра ла – ра – ла

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное количество баллов за все задание - 15 баллов

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

  • надуй щеки;

  • надуй одну щеку;

  • надуй другую;

  • упри язык в правую щеку;

  • «Обезьянка» - помести язык между верхними зубами и верхней губой;

Инструкция: повторяй за мной движения.

  • «Трубочка» (губы выдвинуты вперед трубочкой);

  • «Лопатка» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт);

  • «Маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью передвигается от одного уголка рта к другому);

  • «Качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы);

  • «Улыбка» - «трубочка» (чередование движений губами).

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 – невыполнение движений.

Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов

3. Исследование звукопроизношения.

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л – ль, р – рь, все остальные звуки..

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • собака, маска, нос; сено, косить, высь; замок, коза; зима, ваза;

  • шуба, кошка, камыш; жук, ножи;

  • цапля, овца, палец; щука, вещи, лещ; чайка, очки, ночь;

  • река, варенье, дверь;

  • лампа, молоко, пол; лето, колесо, соль.

Оценка:

Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.

  1. балла - нормативное произношение всех звуков группы;

1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

  1. балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

Максимальная оценка – 15 баллов.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Оценка

1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;

0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,25 – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова)

0 – грубое нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, персеверации) или невыполнение задания.

Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа.

Инструкция: подумай и ответь на мои вопросы.

  • Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»?

  • Какое второе слово в этом предложении?

  • Сколько слогов в слове «рак»?

  • Сколько слогов в слове «машина»?

  • Какой третий слог в слове «машина»?

  • Сколько звуков в слове «рак»?

  • Сколько звуков в слове «шапка»?

  • Какой первый звук в слове «шапка»?

  • Какой третий звук в слове «школа»?

  • Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Оценка:

  1. балл - правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильный ответ с первой попытки;

0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальный балл за серию — 10.

Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложений.

Инструкция: послушай предложения и постарайся повторить его как можно точнее.

    • Наступила осень.

    • Птичка свила гнездо.

    • Над водой летали белые чайки.

    • В саду было много красных яблок.

    • Земля освещается солнцем.

    • Ранней весной затопило весь наш луг.

    • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

    • Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

    • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

    • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Оценка:

  1. балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

2. Верификация предложений.

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик.. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов);

0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • мальчик, открывать, дверь

  • девочка, читать, книжка

  • доктор, лечить, детей

  • рисовать, карандаш, девочка

  • в сад, расти, вишня

  • сидеть, синичка, на, ветка

  • груша, бабушка, внучка, давать

  • Витя, косить, трава, кролики, для

  • Миша, дать, собака, большая, кость

  • Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла – нарушен порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов;

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

  • Лена наливает чай…чашки.

  • Почки распустились…деревьях.

  • Лодка плывет…озеру.

  • Чайка летит…водой.

  • Птенец выпал…гнезда.

  • Деревья шумят…ветра.

  • Последние листья падают…березы.

  • Щенок спрятался…крыльцом.

  • Пес сидит…конуры.

  • Большая толпа собралась …театром.

Используется два вида помощи6

- стимулирующая («неверно, подумай еще»);

- в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?)

Оценка:

  1. балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

При выполнении этого задания можно использовать картинки.

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

  • один стол, а много – это…

  • стул - …

  • окно - …

  • звезда - …

  • ухо - …

Инструкция: один - дом, а много чего? – Домов.

  • стол, а много чего? - …

  • стул - …

  • окно - …

  • звезда - …

  • ухо - …

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0, 5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение.

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.

1. Называние детенышей животных.

Инструкция: у кошки – котята, а у

  • козы –

  • волка –

  • утки –

  • лисы –

  • льва -

  • собаки -

  • курицы –

  • свиньи –

  • коровы –

  • овцы –

2. Образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

Стол, стул, дом, снег, дерево.

3. Образование прилагательных от существительных.

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги - она бумажная

  • варенье из вишни – кисель из клюквы -

  • варенье из яблок – салат из моркови -

  • варенье из сливы – суп из грибов -

  • варенье из малины - лист дуба –

  • варенье из клубники - лист осины -

  • варенье из черники - лист дуба -

  • кукла из соломы – горка изо льда –

  • шишка ели -

б) Качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

  • волка за жадность -

  • зайца за трусость –

  • медведя за силу –

  • льва за смелость –

Инструкция: если днем жарко, то день – жаркий, а если -

  • мороз -

  • солнце -

  • снег -

  • дождь -

  • ветер -

  • холод -

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у

  • кошки – зайца - гнездо орла -

  • медведя – белки - клюв птицы -

  • волка – ружье охотника -

  • льва –

  • лисы -

Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неверно образованная форма;

0 баллов – невыполнение.

Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений

  1. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.

  2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест под кругом.

  3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной.

  4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

  5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

  6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

  7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка :

  1. Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

  2. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены ,; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

  3. Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

  1. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Горошины.

В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка;

  1. Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.

  2. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса); 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен

Результаты: IV уровень успешности-100-80% (120-96 баллов)-нормальное протекание речевого и интеллектуального развития. III уровень -79,9-65% (95-78 баллов)-нетяжелый речевой дефект, зпр, негрубым онр III ур.,элементы онр.II уровень-64,9-45% (77-54 балла)-выраженное недоразвитие речи, недостаточность познавательной деятельности. I уровень-44,95 и ниже(53-и ниже)-грубое недоразвитие всех сторон речи, моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию


Библиографический список

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение»

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.

  3. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. «Окей-книга», 2009

  4. Горецкий В. Г. Русская азбука: Учебник для 1 класса начальной школы.-М.: Просвещение, 2010

  5. Запорожец И. В. Проведение словарной работы. //Начальная школа

  6. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

  7. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

  8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!