СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого дыхания (упражнения)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого дыхания (упражнения)»

ГБОУ Селенгинская специальная (коррекционная) школа – интернат п. Селенгинск

Конспекты занятий по развитию речевого дыхания

для учащихся 1 по 6 классы



Составил: учитель – логопед Запыкина.С.С







  1. Дыхательно - гимнастические комплексы
    для развития физиологического дыхания

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

— не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

— следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Цели:

— активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани;

— укреплять мышцы брюшной полости;

— осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации.



1 комплекс

Занятие 1 по 8

Упражнение «Дышим попеременно»

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 — вдох и выдох через нос; 2 — вдох через нос, выдох через рот; 3 — вдох через рот, выдох через нос; 4 — вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 — вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 — вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 — вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).



Упражнение «Послушаем свое дыхание»

И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

— куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

— какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;

— какое дыхание: поверхностное или глубокое;

— какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (паузой);

— дыхание тихое, неслышное или шумное.

Упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно»

И.п.: стоя (сидя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1 — медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2 — плавный выдох через нос. Повторить 5—10 раз. Упражнение выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.

Упражнение «Подыши одной ноздрей»

И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 — левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 — как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3—4 раза.

Упражнение «Воздушный шар»

И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1 — ладони лежат на животе; 2 — медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3 — медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4—10 раз.

Упражнение «Воздушный шар поднимается вверх»

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1 — одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 — выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4—8 раз.

Упражнение «Ветер»

И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 — сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 — задержать дыхание на 3—4 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.







2 комплекс (профилактические упражнения для верхних дыхательных путей)

Занятие 9 по 17

♦ Погладить крылья носа от кончика к переносице (вдох). На выдохе постучать 5—6 раз по крыльям носа указательным пальцем.

♦ Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

♦ Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

♦ При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

♦ Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

♦ Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).

♦ Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).

3 комплекс

Занятие 18 по 26

♦ И.п.: руки в «замке» на затылке. Отклонить голову назад с сопротивлением рук.

♦ И.п.: сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

♦ И.п.: ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

♦ И.п.: движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимать челюсти.

♦ Надувать щеки.

♦ Доставать кончиком языка мягкое нёбо.

♦ Поднимать мягкое нёбо при зевке.

4 комплекс

Занятие 27 по 35

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба обычная, на носочках, в полуприседе. Корпус держать прямо. Дыхание свободное (3 мин).

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, потянуться (вдох), опустить руки (выдох) (4 раза). Темп медленный.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Развести руки в стороны (вдох), наклонить туловище (выдох), выпрямиться (4—5 раз). Вдох обычный, на выдохе имитировать свист.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (5—6 раз в каждую сторону). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Подниматься на носки, опускаться на пятки — «перекатываться» (8—10 раз). Корпус держать прямо.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдохе развести руки в стороны, на выдохе — поднять правую ногу и сделать хлопок под коленом (4—5 раз каждой ногой). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклоны туловища в стороны — «насос» (5—6 раз в каждую сторону). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Спокойно вдохнуть, на выдохе произносить медленно: «Ж-жук» (4—5 раз).

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Спокойно вдохнуть, на выдохе присесть 5—6 раз с вытянутыми вперед руками. Темп медленный, выдох удлиненный.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей (1—2 мин). Следить за дыханием.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Легкие, ритмичные прыжки на месте (10—15 раз). Дыхание свободное, темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх (вдох). Наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями (выдох) (5—6 раз). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки к плечам. Совершать круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением (1—2 мин). Темп медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.

5 комплекс (с мячом)

Занятие 36 по 42

♦ И.п.: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять руки вверх, потянуться (вдох), опустить руки (выдох). Выполнять в медленном темпе 4 раза.

♦ И.п.: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять мяч над головой в вытянутых руках (вдох), наклонить туловище вправо (выдох). Выпрямиться (вдох), наклон влево (выдох). Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз. Темп средний.

♦ И.п.: сидя на мяче, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны (вдох), наклонить туловище вниз (выдох), выпрямиться. Вдох обычный, на выдохе имитировать «стон».

♦ И.п.: стоя, мяч на полу. Потянуться вверх, поднять мяч над головой (длинный вдох), резкий присед с опорой руками на мяч, колени в стороны (короткий выдох), выпрямиться. Выполнять 4—5 раз. При вдохе движения мягкие, при выдохе — резкие, динамичные.

♦ И.п.: сидя на мяче. Имитировать ходьбу с высоким подниманием коленей, сидя на мяче (1—2 мин). Дыхание свободное, темп средний.

♦ И.п.: лежа на спине, мяч перед собой на груди. Поднять руки вверх (вдох). Задержать дыхание, опустить мяч на грудь (выдох), задержать дыхание. Выполнять упражнение 2 раза, постепенно увеличивая паузы с задержкой дыхания.

♦ И.п.: сидя на мяче. Ритмично прыгать, сидя на мяче (10—15 раз). Дыхание свободное, темп средний.

♦ И.п.: стоя, мяч перед грудью в согнутых руках. Ходьба на носках, в полуприседе, обычная с постепенным замедлением (3 мин). Спину держать прямо, дыхание свободное.



  1. Игры и упражнения для развития ротового выдоха

Цели:

— развивать длительный, непрерывный ротовой выдох;

— активировать губные мышцы.

1 - 3 занятие

Упражнение «Листопад»

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Логопед выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

Логопед. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья!

Логопед вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.

Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Упражнение «Чей одуванчик раньше улетит?»

Игра проводится на воздухе. Логопед предлагает сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть с одуванчика все пушинки нужно за 3—4 раза.

Упражнение «Осенние листочки»

Оборудование: несколько сухих разноцветных листьев деревьев.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков.

Инструкция. По команде логопеда медленно набирать воздух через нос. Следить, чтобы не поднимались плечи. Вытягивать губы трубочкой. Дуть на листочки, не раздувая щек. Повторить 3—5 раз.

4-6 занятие

Упражнение «Лети, бабочка»

Оборудование: 2—3 яркие бумажные бабочки.

Перед началом занятия к каждой бабочке нужно привязать нитку длиной 20—40 см, прикрепить их к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Инструкция1.

Упражнение «Рыбки»

Оборудование: 2—3 яркие бумажные рыбки.

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

Логопед. Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.

Инструкция.

Упражнение «Ветерок»

Оборудование: бумажные султанчики (метелки).

Перед началом необходимо подготовить метелки. Для этого нужно прикрепить полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу или елочное украшение «дождик».

Логопед предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Инструкция.

7-9 занятие

Упражнение «Снег идет!»

Оборудование: кусочки ваты.

Логопед раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

Логопед. Представьте, что сейчас зима. На улице падает снежок. Давайте подуем на снежинки!

Логопед показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

Инструкция.



Упражнение «Дождик»

Оборудование: новогодний дождик, бумажная туча.

Ребенок перед собой держит бумажную тучу, к которой прикреплен новогодний дождик.

Логопед. Давай сделаем так, чтобы из тучи пошел дождь. Смотри, я дую на дождинки, они колышутся, очень похоже на настоящий дождь. Попробуй и ты,,

Логопед показывает, как правильно дуть, чтобы колыхались дождинки, дети повторяют.

Инструкция.

Упражнение «Самолеты летят»

Оборудование: 2—3 бумажных самолета.

На уровне рта ребенка на ниточках подвешены бумажные самолетики.

Логопед. Давай сделаем так, чтобы самолетика полетели. Подуй на них вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть, чтобы «полетели» самолетики, дети повторяют.

Инструкция.

10-12 занятие

Упражнение «В гости к Мухе-цокотухе»

Оборудование: 2—3 бумажных насекомых.

Перед ребенком на ниточках висят бумажные насекомые.

Логопед. Пчела, шмель, бабочка очень спешат в гости к Мухе-цокотухе. Давай поможем им. Подуйте на них, и они полетят быстрее.

Логопед показывает, как правильно дуть на насекомых, дети повторяют.

Инструкция.

Упражнение «Фигуристка»

Оборудование: вырезанная из бумаги фигуристка.

Перед ребенком на ниточке висит вырезанная из бумаги фигуристка.

Логопед. Наша фигуристка очень любит вращаться. Подуй на нее вот так, и она начнет вращение.

Логопед показывает, как правильно дуть на фигуристку, дети повторяют.

Инструкция.

Упражнение «Шаловливый ветерок»

Оборудование: узкие атласные ленточки одного или разного цвета.

Перед ребенком на ниточке висят атласные ленточки — «занавески».

Логопед. Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну. Ему очень понравились эти занавески. Он подул на них, они стали колыхаться и играть с ветерком. Смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на ленточки-«занавески», дети повторяют.

Инструкция.

13 - 15 занятие

Упражнение «Травушка-муравушка»

Оборудование: узкие атласные ленты зеленого цвета.

Перед ребенком висят несколько узких ленточек зеленого цвета — «трава».

Логопед. Это травушка. Ветра нет, она неподвижна. Но вот налетел ветерок, он колышет нашу травушку-муравушку. Смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на ленточки-«травушку», дети повторяют.

Инструкция.

Упражнение «Веселые обезьянки»

Оборудование: 2—3 бумажные обезьянки.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках обезьянки. Дети стоят напротив них.

Логопед. Веселые обезьянки очень любят играть, прыгать по деревьям, качаться на них. Смотри, я дую на них, и они качаются. Попробуй и ты.

Логопед показывает, как дуть на обезьянок, дети повторяют.

Инструкция.

Упражнение «Летите, птички!»

Оборудование: 2—3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Логопед предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше.

Инструкция.

16 - 18 занятие

Упражнение «Бумажные флажки»

Оборудование: гирлянда из бумажных флажков.

На уровне рта ребенка подвешена гирлянда из бумажных флажков.

Логопед. Флажки полощутся на ветру!

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на флажки.

Инструкция.

Упражнение «Лыжники»

Оборудование: бумажные фигурки лыжников.

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на краю стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на лыжника. Продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет — «проскользит по столу». Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Инструкция.

Упражнение «Шевелились у цветка все четыре лепестка»

Оборудование: вырезанный из картона цветок, такого же цвета бумажная бабочка.

На столе лежит цветок, на нем бумажная бабочка. Логопед читает загадку.

Логопед

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на цветок с бабочкой. Бабочка должна улететь с цветка. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция.

19 - 21 занятие

Упражнение «Солнышко»

Оборудование: картинка с нарисованные белыми облаками, вырезанное из бумаги солнышко.

На уровне рта ребенок держит картинку с облаками, на которой у края лежит солнышко.

Логопед. Подуй на солнышко так, чтобы оно поднялось высоко и обогрело всех своим теплом.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на солнышко. Солнышко медленно передвигается к верхнему краю картинки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция.

Упражнение «Луна»

Оборудование: картинка с изображение ночного звездного неба, вырезанная из бумаги луна.

На столе лежит картинка с изображением ночного неба, на которой у края лежит луна.

Логопед. Луна ночью передвигается по звездному небу; смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на луну, чтобы она медленно передвигалась по ночному небу. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на луну.

Инструкция.

Упражнение «Колобок»

Оборудование: сюжетная картинка из сказки «Колобок» с изображение лисы; вырезанный из бумаги Колобок.

На столе лежит сюжетная картинка. На нос лисы положить бумажного Колобка.

Логопед. Давай попробуем спасти Колобка. Подуй на него, и он убежит от лисы.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на Колобка, тот «убегает» от лисы.

Инструкция.

22 - 24 занятие

Упражнение «Хоккей»

Оборудование: картинка, на которой нарисован каток и ворота на льду; вырезанная из бумаги шайба.

На столе лежит картинка с изображением хоккейных ворот. У края картинки лежит шайба.

Логопед. Попробуй забить шайбу в ворота.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на шайбу.

Инструкция.

Упражнение «Катание со снежной горки»

Оборудование: картинка с изображением горки, вырезанные из бумаги санки с детьми.

На столе лежит картинка с изображением снежной горки. На верхней части горки нарисованы санки с детьми.

Логопед. А теперь подуй на санки так, чтобы они скатились с горки. Посмотри, как я это сделаю.

Логопед показывает, как правильно дуть на санки, чтобы они медленно спускались с горки. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на санки.

Инструкция.

Упражнение «Игра в снежки»

Оборудование: картинка с изображением детей, играющих в снежки, маленькие ватные шарики.

На столе лежит картинка с изображением детей, играющих в снежки. На ней лежат ватные шарики. По обе стороны картинки, напротив друг друга сидят дети.

Логопед. Ребята, вспомните, как зимой вы играли в снежки. Дуть нужно по очереди.

По команде логопеда первый ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на ватные шарики. Посчитать, сколько шариков долетело до второго ребенка. Затем дует второй ребенок. Выигрывает тот, у кого больше шариков долетело до цели.

Инструкция.

25 - 27 занятие

Упражнение «Праздничный салют»

Оборудование: картинка с изображением праздничного салюта; разноцветные новогодние дождинки, разрезанные на маленькие кусочки.

На столе лежит картинка с изображением праздничного салюта, на ней лежат разноцветные маленькие дождинки.

Логопед. Давай устроим праздничный салют. Подуй на «салютики», и они вспыхнут праздничными огоньками. Посмотри, как получилось у меня, попробуй и ты.

Логопед показывает, как правильно дуть на салют. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на «салютики».

Инструкция.

Упражнение «Чайник»

Оборудование: картинка с изображением чайника, крышка у чайника вырезана и накладывается сверху.

На столе перед ребенком картинка с изображение чайника с вырезанной крышкой.

Логопед. Чайник начал закипать, и крышка стала приподниматься вот так. Я плавно дую на крышку, и она подпрыгивает, как у настоящего чайника. Попробуй и ты.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на крышку чайника, и та медленно передвигается вверх.

Инструкция.



Упражнение «Надоедливые мухи»

Оборудование: картинка с изображением вазы с вареньем, 3— 4 вырезанные из бумаги маленькие мухи.

На столе перед ребенком картинка с изображением вазы с вареньем. На края вазы логопед кладет вырезанных из бумаги маленьких мух.

Логопед. Посмотри, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давай их прогоним. Нужно подуть на мух и они улетят. Попробуй подуть.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.

Инструкция.

28 - 30 занятие

Упражнение «Кто живет в лесу?»

Оборудование: сюжетная картинка с изображение животных в лесу, непрозрачная калька.

На столе лежит сюжетная картинка. На нее наклеена разрезанная на тоненькие полоски калька, которая закрывает картинку.

Логопед. Хочешь узнать, кто живет в этом лесу? Подуй на полоски вот так и увидишь лесных жителей.

Логопед показывает, как нужно правильно дуть. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на полоски бумаги. Полоски поднимаются вверх и видны обитатели леса.

Инструкция.

Упражнение «Веселые горошинки»

Оборудование: картинка с изображением стручка гороха, вырезанные из зеленой бумаги 5—6 горошин.

На столе лежит картинка с изображением стручка гороха, вырезанные из зеленой бумаги горошины, положенные поверх стручка.

Логопед. Когда горох поспевает, у него лопаются стручки и горошинки друг за другом выкатываются из него. Помоги горошинкам оказаться на воле.

Логопед показывает, как нужно правильно дуть. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на горошинки.

Инструкция.

Упражнение «Футбол»

Оборудование: легкий пластмассовый шарик, 2 кубика.

На столе, на небольшом расстоянии друг от друга, стоят два кубика— это «ворота».

Логопед. Попробуй забить в ворота гол. Посмотри, как я это сделаю.

Логопед показывает, как дуть целенаправленно на шарик, чтобы он попал в ворота.

Инструкция.

31 - 33 занятие

Упражнение «Плыви, кораблик!»

Оборудование: пластмассовые кораблики, таз с водой.

На невысокий стол логопед ставит таз с водой, в котором плавают пластмассовые кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на парус своего кораблика.

Инструкция.

Упражнение «Уточки»

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания), другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие на воде.

На невысоком столе поставить таз с водой, в котором плавают пластмассовые утка с утятами.

Логопед. Представьте, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.

По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на утку.

Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовет утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!

В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Инструкция.

Упражнение «Бульки»

Оборудование: стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра.

В стакан, наполовину наполненный водой, логопед опускает трубочку для коктейля и дует в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность, затем дает трубочку ребенку и предлагает подуть.

Логопед. Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря!

По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть в трубочку.

Инструкция.

34 - 36 занятие

Упражнение «Мыльные пузыри»

Оборудование: пузырек с мыльным раствором.

Сначала логопед выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их, затем предлагает ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно выдувать мыльные пузыри.

Инструкция.

Упражнение «День рождения»

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила, маленькие свечки для торта, игрушечный мишка.

В зефир в шоколаде или пастилу логопед втыкает одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накрывают на стол, используя игрушечную посуду, «приглашают» гостей — зайчика и куклу, поют для мишки песенку. Затем торжественно вносят «праздничный торт» с зажженной свечой.

Логопед. У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт, помоги мишке задуть свечи.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на свечу. Инструкция.

Упражнение «Перышко, лети!»

Оборудование: птичье перышко.

Логопед подбрасывает перышко вверх и дует на него, не давая упасть вниз, затем предлагает подуть ребенку. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на перышко.

Логопед обращает внимание ребенка на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Инструкция.

37 - 39 занятие

Упражнение «Свистульки»

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Логопед раздает детям свистульки и предлагает подуть в них. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть в свистульку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция.

Упражнение «Оркестр»

Оборудование: различные детские духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

* * *

Логопед раздает детям дудочки и предлагает поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно играть на дудочке.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе. Инструкция.

Упражнение «Музыкальный пузырек»

Оборудование: чистый стеклянный пузырек (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1—1,5 см).

Логопед подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает сильно дуть на горлышко пузырька. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь.

Инструкция.

40 занятие

Упражнение «Надуй игрушку!»

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера, воздушные шары.

Логопед раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Логопед. Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков. Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает надувать игрушки.

Инструкция.

Упражнение «Вертушка»

Оборудование: игрушка-вертушка.

Перед началом игры логопед делает игрушку-вертушку. Можно изготовить ее из бумаги и деревянной палочки.

Логопед показывает ребенку вертушку. На улице демонстрирует, как она начинает вертеться от дуновения ветра, затем предлагает подуть на нее самостоятельно.

Логопед. Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Упражнение «Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Логопед подвешивает колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предлагает подуть на него. Обращает внимание на то, какой мелодичный получается звук, затем предлагает подуть сильнее — звук стал громче.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

41 занятие

Упражнение «Катись, карандаш!»

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш. Сначала логопед показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает подуть ребенку. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Упражнение «Веселые шарики»

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Логопед чертит на столе линию, затем берет шарик и кладет на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Упражнение «Воздушный шарик»

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке, газовый воздушный шар.

Логопед подвешивает воздушный шар на уровне лица ребенка и дует на него так, чтобы он высоко взлетел, затем предлагает подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Нужно подбросить воздушный шар вверх и предложить ребенку подуть на него несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся напротив друг друга лицом к шарику (расстояние до шара 50—60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

42 занятие

Упражнение «Расти, пена!»

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Нужно добавить в воду немного жидкости для мытья посуды, затем взять трубочку и подуть в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложить подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

После того как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.













1 В упражнениях, представленных на с. 11—23, применяется инструкция из упражнения «Осенние листочки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!