СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого дыхания у детей в группе для детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация для родителей детей с ТНР о важности речевого дыхания.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого дыхания у детей в группе для детей с ТНР»

Развитие речевого дыхания

Учитель-логопед: Возжанникова С.Ю.


Ч то знаем, мы взрослые, о речевом дыхании? Практически, очень немного, между тем, речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение дошколятами навыков связной речи. Если оно развито хорошо, дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, выдерживать необходимые паузы при произнесении длинных предложений, договаривать фразу до конца.


Как проверить речевое дыхание?


Понаблюдайте за ребенком, если у ребенка обнаружите один или более нижеперечисленных признаков, значит, речевое дыхание нарушено.


  • Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы;


  • Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхания» посреди фразы или слова;


  • Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи;


  • Ребенок говорит «в нос». Обнаружить носовое произношение можно так: зажмите пальцами нос ребенка и попросите произносить какое-нибудь слово (в предложенных словах не должно быть звуков М, Н, Б). Если у ребенка носовое произношение, то пальцами вы ощутите толчки воздуха в ноздрях ребенка, на слух носовое произношение так же станет заметнее;


  • Ребенок произносит звук Р горлом;


  • Ребенок произносит звук Л, шипящие или свистящие звуки с горловым признаком, при этом слышится звук, напоминающий Х или Г.



Как правильно организовать развитие речевого дыхания?

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Важно знать параметры правильного ротового выдоха.

 Выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

 Выдох происходит плавно, а не толчками;

 Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

 Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

 Выдыхать следует, пока не закончится воздух;


При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Вдох в речи короче, интенсивнее, глубже, чем в обычном дыхании и делается через рот. Количество вдохов при речевом дыхании 7-10, а при обычном 14-20. Для того, чтобы говорить красиво и четко, нам нужно произносить часть фразы или целую фразу на одном выдохе. Паузы при речевом дыхании делаются при вдохе и не должны быть слишком короткими или продолжительными, иначе речь станет не связной и отрывистой.


Дыхательные упражнения

для тренировки и развития

речевого дыхания:


  • Надуть щеки и удерживать набранный воздух.

  • Втянуть щеки и расслабить их.

  • Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

  • «Пополоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.

  • В ыдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.

  • Дуть на перо, лежащее на столе.

  • Дуть на вату, лежащую на столе, чтобы ватка двигалась.

  • Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.

  • Д уть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

  • На выдохе медленно произносить гласные (а,о,у,и)

  • Д уть на свечу, чтобы пламя мерцало.

  • Д уть на свечку при высунутом языке и задуть ее.

  • Д уть на вертушку.

  • Дуть в воду через трубочку,

следя за появляющимися пузырьками воздуха.

  • Пускать мыльные пузыри.

Сначала показывайте упражнения ребёнку сами, так как детям трудно воспринимать задания, оторванные от изображения. Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного выполнения упражнения сразу!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!