СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных УУД на уроках обобщения и систематизации основных понятий темы. Описание методики.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных УУД на уроках обобщения и систематизации основных понятий темы. Описание методики.»

Кудасова Евгения Геннадьевна

учитель информатики МБОУ «ЛCОШ» с. Ловозеро

первая квалификационная категория

педагогический стаж – 20 лет

Развитие познавательных УУД на уроках обобщения и систематизации основных понятий темы. Введение.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [1].

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ всех учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся [2].

Развитие универсальных учебных действий может происходить, в том числе, и в рамках обобщающей и систематизирующей деятельности, которая непременно присутствует в образовательном процессе.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться, поэтому я буду говорить о развитии именно познавательных УУД.

Способ развития универсальных учебных действий, о котором я буду говорить, можно использовать в рамках любого учебного курса. Его суть – создание постера, на котором обобщенно и системно представлена вся изученная ранее тема. На занятиях такого типа, выделяя в качестве основной цели развитие познавательных УУД (рис. 1), прослеживается также развитие коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий, то есть весь спектр.

Рис. 1 Познавательные УУД


Обобщения и систематизации основных понятий темы через создание постера.


Уроки обобщения и систематизации основных понятий темы могут содержать не только традиционные контрольные работы, но и различные варианты деятельности учащихся, позволяющие не только отследить уровень усвоения темы, но и дополнительно проанализировать изученный материал, развивая универсальные учебные действия. Работая с обширным материалом, учащиеся развивают, прежде всего, логические познавательные УУД, повторяя многократно такие действия как анализ, обобщение, сравнение, классификация, вывод следствий. Не остаются без внимания и общеучебные УУД – структурирование знаний, смысловое чтение, решение проблем, действия со знаково-символическими средствами.

Итак, результатом работы учащихся на уроке должен стать постер, отражающий всю изученную тему: её части, разделы, функции, связи между понятиями и т.п. Основными вопросами, на которые должен в результате отвечать постер, могут быть следующие:

- Что такое …?

- Что входит в состав (в понятие) …?

- Какие функции выполняет…?

- Где, как, кем используется …?

- Какие примеры можно привести?

В начале использования процесса создания постера вышеперечисленные вопросы можно сформулировать для учащихся заранее, впоследствии, имея подобный опыт, ученики сами ставят вопросы и отвечать на них с наибольшей эффективностью в раскрытии содержания темы.

Весь процесс создания постера можно выстроить следующим образом (см. табл. 1).


Этап, задача

Ресурсы, материалы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Постановка цели, решение организационных вопросов

Ватман, маркеры, доска

Выбирают форму своей работы (парная, групповая)

Объявляет тему, цель занятия, осуществляет контроль над деятельностью учащихся.

2. Планирование формата и структуры постера

-

Обсуждают структуру постера, распределяют роли в группах (парах)

Сопровождает деятельность учащихся, осуществляет контроль и коррекцию.

3.Структурирование постера

Карточки с понятиями изученной темы

Ставят вопросы, планируют расположение и содержание ответов.

Сопровождает деятельность учащихся, осуществляет контроль.

4. Заполнение постера материалами

Ватман, маркеры, клей, степлер, скотч.

Оформляют постер (приклеивают, подписывают, рисуют, соединяют дугами и стрелочками понятия и компоненты темы).

Сопровождает деятельность учащихся, осуществляет контроль.

5. Обсуждение результата.

Доска.

Анализируют и представляют свой постер.

Оценивает полноту представления материалов, выраженность, логичность изложения, красочность.

Таблица 1.


Подробнее я остановлюсь на 3 и 4 пунктах процесса построения постера, проиллюстрировав их примером.

Изученная тема «Обработка текстовой информации». Учащимся выдаются карточки с понятиями темы (например):


Документ

Текстовый редактор

Текстовый документ

Элементы текстового документа

Секретарь

Компьютерная технология

Верстальщик

Издательские системы

Текстовый процессор

Технологии создания документов

Набор (ввод) текста

Бумажная технология

Компьютерный словарь

Информационный объем текста

SACII, Windows, Unicode, КОИ-8

Переводчик

Клавиатурный тренажер

Проверка правописания

Шрифт

Форматирование текста

Абзац

Поиск

Схемы

Отступ красной строки

Стиль

Формат текстового документа

Выравнивание

Фрагмент текста

Компьютерные инструменты создания текстовых документов

Начертание

Редактирование текста

Вставка/замена

Междустрочный интервал

Визуализация информации

Графические изображения

Размер текста

Списки

Параметры страницы

Программы распознавания текстов

Таблицы


- …

- …

- …



Несколько карточек не содержат ни текста, ни изображений, возможно, указать на них какие-либо условные обозначения либо оставить их пустыми. Ученики должны использовать все предоставленные им карточки, самостоятельно заполнить пустые, распределить правильно, грамотно и логично имеющиеся у них понятия темы, фрагменты, функции, связи, зависимости, следования, обобщения и прочее (рис. 2).

Возможные вопросы на постере: «Что такое текст?», «Текстовые документы – какие они?», «Откуда берутся текстовые документы?», «Кому они нужны?» и другие.

Так как программа школьного курса информатики построена по принципу спирали с расширением, углублением и усложнением изучаемых разделов с каждым витком (первый виток 3-4 классы – подготовительный уровень, второй виток 5-7 классы – пропедевтический уровень, 8-9 классы – основное образование, 10-11 среднее образование), обобщающие постеры, созданные учащимися 10 – 11 классов по некоторым темам можно использовать в качестве демонстрационного материала в 8 – 9 классах, созданные учащимися 8 – 9 классов в 5 – 7.


Рис. 2. Пример структуры постера.



Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/fedgosobstndt/formirovanie-uud-v-ramkah-urocnoj-i-vneurocnoj-deatelnosti (дата обращения 02.03.2017).

  2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы) [Электронный ресурс]. URL: http://uo-prohladny.narod.ru/seminar/seminar_uvr2/uud.doc (дата обращения 02.03.2017).

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!