Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» Наименование конкурса: муниципальный конкурс «Лучшие практики инклюзивного образования» Наименование номинации конкурса: лучшие инклюзивные практики в школьном образовании Наименование приоритетного направления практики: Выстраивание партнерства с родителями в решении задач развития ребенка с ОВЗ в инклюзии Тема представленной на конкурс работы: Развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ через реализацию системы взаимодействия «РУС (Родитель – Учитель - Специалист)». Авторы практики: Карпушова Наталья Анатольевна - учитель – дефектолог, учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ», Стонайтис Евгения Алексеевна - учитель – логопед, учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ», Варнина Евгения Анатольевна - учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ» Митина Анна Викторовна - учитель начальных классов МБОУ«Крутоярская СОШ» Контактные данные: 8 923 289 66 32, e-mail: [email protected] 2022 год |
Название инклюзивной практики «Развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ через реализацию системы взаимодействия «РУС» (Родитель – Учитель - Специалист)».
Автор разработки: Карпушова Наталья Анатольевна - учитель – дефектолог, учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ», Стонайтис Евгения Алексеевна - учитель – логопед, учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ», Варнина Евгения Анатольевна - учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ», Митина Анна Викторовна -учитель начальных классов МБОУ «Крутоярская СОШ».
Описание проблемы.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. По данным статистики, начиная с 2016 по 2019 год в МБОУ «Крутоярская СОШ» наблюдался рост количества обучающихся с ОВЗ с различными нозологическими группами.
Мы – учителя, специалисты, в первую очередь, работаем в интересах детей и должны помочь «особенным» обучающимся достичь максимально возможного уровня развития, который в дальнейшем даст им возможность легко адаптироваться к жизни и продолжить образование. Мы считаем, что важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ, будет развитие познавательных процессов, недостаточная сформированность которых вызывает затруднения в усвоении программного материала.
Эффективное функционирование коррекционной работы поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя начальных классов и специалисты службы сопровождения, имеющие специальную подготовку в области обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Проблема обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует комплексной специализированной помощи со стороны всех участников образовательного процесса (учитель, специалист, родитель).
В 2018 - 2019 учебном году на базе действующего проекта «Единомышленники» нами была разработана система взаимодействия «РУС» с учетом наличия инклюзивных классов в начальной школе с полной степенью включенности.
Основная цель системы взаимодействия – развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ в урочное и внеурочное время.
Цель и задачи разработки. Проанализировав свою работу в рамках проекта «Единомышленники» по оказанию разносторонней помощи в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ, мы пришли к общему мнению, что разработанная система взаимодействия «РУС» является наиболее эффективной для развития познавательных процессов у обучающихся различных нозологических групп инклюзивных классов начальной школы. Решение проблемы развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ мы видим в качественном партнерском взаимодействии участников ОО (родитель, учитель, специалист).
Данная система взаимодействия «РУС» построена на единстве стремлений и взглядов, направленных на развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ и обеспечивающих условия для достижения намеченных результатов в развитии. Это такая методическая система сотрудничества, где нет противоречий, а есть только взаимопонимание, доверие, требующая от каждого участника выполнения определенных функций по обеспечению положительной динамики в развитии познавательных процессов ребенка с ОВЗ.
Работа по данной практике начинается с момента поступления ребенка в школу до окончания им начальной ступени образования.
Цель нашей практики – развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах на ступени получения начального общего образования через реализацию системы взаимодействия «РУС».
Задачи:
- разработать совместный план работы системы взаимодействия «РУС»;
- применить систему взаимодействия «РУС» в учебно-познавательной деятельности на ступени начального общего образования;
- проанализировать полученные результаты мониторинга сформированности познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ по окончании начальной ступени обучения;
- обобщить опыт применения системы взаимодействия «РУС», направленной на развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах.
Целевая группа.
Применение модели мы начали в 2018 учебном году с первых инклюзивных классов в количестве 36 человек, из них: 3 обучающихся – ЗПР, 3 обучающихся – с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 и продолжаем работать до окончания начальной ступени обучения данной группы детей.
Ежегодно категория детей с ОВЗ, обучаясь с применением системы взаимодействия «РУС», показывает положительную динамику в развитии познавательных процессов.
На сегодняшний день группа детей с ОВЗ обучается в 4 классе. Трех обучающихся (по результатам мониторинга познавательных процессов) учителя и специалисты готовят на ПМПК с целью изменения образовательного маршрута на основную общеобразовательную программу среднего общего образования. Каждый год в МБОУ «Крутоярская СОШ» формируются инклюзивные классы, в которых ведется работа по развитию познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ через реализацию системы взаимодействия «РУС».
Отработку системы взаимодействия «РУС» по развитию познавательных процессов мы проводили с детьми следующих нозологических групп: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), ЗПР. Общее количество обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах в начальной школе на сегодняшний день составляет 30 человек: 1-е классы – 5, 2-е классы - 7, 3-е классы – 12, 4-е классы – 6.
Реализация разработки. Наша работа по включению системы взаимодействия «РУС» в образовательный процесс состоит из нескольких этапов:
Подготовительный:
Проведение диагностики по уровню сформированности познавательных процессов.
Основной:
Составление ежегодного совместного плана работы по трем направлениям (Приложение № 1)
Реализация плана работы.
Ежегодный анализ в форме мониторинга и обобщение проделанной работы.
Заключительный:
Составление индивидуального плана комплексной помощи по оставшимся дефицитам в развитии познавательных процессов при переходе на следующую ступень образования.
Механизм работы системы взаимодействия «РУС» можно представить в виде схемы:
Данная система взаимодействия «РУС» построена на принципах, работающих в трех направлениях:
Направление «Учитель – родитель».
Работает по принципу диалогичности. Данный принцип предполагает равноправное взаимодействие учителя и родителя, в процессе которого происходит сначала обмен знаниями, а затем подготовка и реализация мероприятий, направленных на развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ.
Работа данного направления организуется в несколько этапов:
Подготовительный этап. Учитель в ходе встречи консультирует и информирует родителей о дефицитах ребенка в познавательной сфере, разъясняет, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе, мотивирует родителей на совместную деятельность. Родитель делится информацией об особенностях и интересах ребенка. Данный диалог проводится с целью определения дальнейшей коррекционной работы и вовлечения родителей в реализацию индивидуальных коррекционных направлений развития познавательных процессов ребенка (Приложение № 13).
Основной этап. На протяжении всего этапа проводится коррекционно-развивающая работа познавательных процессов обучающихся с ОВЗ, поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах.
Заключительный этап. На данном этапе подводятся итоги совместной деятельности на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка.
Комплекс мероприятий:
Индивидуальное консультирование – беседа.
Проведение индивидуального совместного занятия - практикума (учитель, родитель, ребенок) (Приложение № 2 ).
Скайп-консультирование «Консультант +» (Приложение № 3).
Клуб «Помогай-ка» (Приложение № 4, Приложение № 9).
Почта доверия «Ящик вопросов-ответов» (Приложение № 5).
Просмотр фрагментов урока и совместного занятия родителя и ребенка с дальнейшим его анализом.
Круглые столы и мастер-классы
Компьютерный практикум.
Направление: «Специалист – родитель».
Направление выстраивается по принципу преемственности, основанном на совместном построении специалистами и родителями последовательной системной работы, направленной на развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ.
Совместная деятельность участников данного направления строится в рамках проекта: «Наш домашний логопед-дефектолог».
Комплекс мероприятий:
Клуб «Помогай-ка».
Тренинги.
Семинары – практикумы.
Индивидуальное консультирование.
Совместные занятия родителей, ребенка и специалиста в школе и на дому (Приложение № 6).
Проектная деятельность «Вторая жизнь вещей» (Приложение № 7).
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Направление: «Учитель - специалист».
Основывается на принципе взаимодополняемости. Принцип целенаправленной последовательной работы, базирующейся на взаимосвязи средств и методов психолого – педагогического сопровождения, реализующих систему деятельности учителя и специалистов, исходя из возможностей и личностных особенностей конкретного обучающегося с ОВЗ.
Система отношений строится на совместных действиях специалистов и учителей, которые определяют вокруг ребенка единое коррекционно-образовательное пространство и выстраивают предметно-развивающую среду через обновление форм и методов.
При реализации содержания коррекционной работы учитель и специалисты распределяют зоны ответственности между собой по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ, описывая согласованные действия: учитель – разработка индивидуального образовательного маршрута, специалист - разработка индивидуальной программы сопровождения.
Комплекс мероприятий:
Творческая группа.
Педагогический брифинг.
Консультация – всеобуч.
Круглые столы.
Семинар – практикум (Приложение № 8).
Данные направления образуют единство стремлений и взглядов, способствующих развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ и обеспечивают условия для достижения намеченных результатов в развитии данного ребенка.
Сводя в единый путь работу трех направлений, можно сделать вывод: каждому ребенку с момента получения статуса ОВЗ (на основании заключения ПМПК и согласия родителей (законных представителей)) на период получения начального общего образования назначается группа сопровождения: родитель, учитель, специалисты, где каждый из которых и «все вместе» выстраивают свои формы взаимодействия с обучающимся, используя эффективные методы и приемы с целью обеспечения положительной динамики в развитии его познавательных процессов.
Таким образом, внедряя систему взаимодействия «РУС» в образовательный процесс, мы систематически и непрерывно сопровождаем каждого «особенного» ребенка по его индивидуальному плану, своевременно указывая возможные пути оптимального развития.
Как показывает практика, используемая нами система взаимодействия «РУС»» в образовательном процессе способствует развитию познавательных процессов обучающихся с ОВЗ в школьной среде.
Измерения результатов образовательной практики проводим с помощью мониторинга сформированности познавательных процессов. (Приложение № 10, Приложение № 11, Приложение № 12)
Ежегодно обобщаем результаты проделанной работы, делимся совместным опытом по реализации системы взаимодействия «РУС» на педагогических советах, накапливаем методические и дидактические разработки и материалы.
Результаты. Обобщив полученный опыт, мы можем говорить о достигнутых результатах.
1. Внедрение системы взаимодействия «РУС» в учебно-воспитательный процесс способствовало повышению уровня развития познавательных процессов детей с ОВЗ.
2. Активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, мероприятия, совместный досуг) повлияло на положительную динамику индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
3. С включением в работу системы взаимодействия «РУС» чаще наблюдается объединение семей по интересам в вопросах обучения и воспитания «особенных» детей.
4. Отмечается повышение педагогической культуры родителей, работающих в одном направлении с учителями и специалистами.
5. Взаимодействие родителей, педагогов и специалистов в интересах детей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом, помогает лучше понять их индивидуальные особенности.
6. Совместная работа по системе взаимодействия «РУС» помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребенка – в успешном сотрудничестве учителей, родителей, специалистов и детей».
7. Повышение ИКТ-компетенций родителей.
Механизм трансляции опыта работы.
Информацию о работе по внедрению системы взаимодействия «РУС» для развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах и разработки уроков, мероприятий, семинаров – практикумов, диагностических материалов разместим на сайте школы. А также включаем систему взаимодействия «РУС» в мероприятия, проводимые на летней досуговой площадке. Данная система взаимодействия «РУС» является частью проекта «Единомышленники», который реализуется на базе ОО, специалисты успешно работают в данном направлении с детьми младшего школьного возраста.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в этом направлении. Применение системы взаимодействия «РУС» в учебно-воспитательном процессе позволит получить положительные результаты в инклюзивной практике.
Тем, кого заинтересовала наша практика, мы рекомендуем:
1. Выявить потребность в Вашем учреждении по использованию данной образовательной практики.
2. Изучить запрос родителей (законных представителей) на оказание образовательных услуг.
3. Проанализировать условия: нормативную и материально-техническую базы, кадровый резерв.
4. Изучить опыт работы в данном направлении, в том числе и наш.
.