СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания с учетом индивидуальных особенностей учащихся»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта учителя истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания с учетом индивидуальных особенностей учащихся»»

Тема опыта: «Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания с учетом индивидуальных особенностей учащихся»

Автор опыта: Полунин Александр Михайлович, учитель истории и

обществознания МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа» Д. Нижнее Гридино, Большесолдатский район, Курская область


Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Педагогический опыт формировался в условиях МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа» д. Нижнее Гридино, Большесолдатского района, Курской области. В настоящее время школа имеет 11 классов-комплектов, где обучается 48 учащихся. На базе школы имеется компьютерный класс, копировальная и множительная техника, сканеры, медиатека, есть выход в Интернет, кабинет истории оснащен современным компьютером и мультимедийным проектором, что позволяет практически каждый урок проводить с использованием новейших информационных ресурсов.

Средний ученик нашей школы из полной, благополучной, материально обеспеченной семьи, в которой не менее 2 детей. Родители среднего ученика имеют преимущественно среднеспециальное образование и рабочую профессию.

Я преподаю историю и обществознание в 5-11 классах с 1990 г. В течение последних 5 лет я работал над методической темой «Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания с учетом индивидуальных особенностей учащихся». В пятый класс сельской школы часто приходят дети, слабо подготовленные к обучению в старших классах. Объясняется это тем, что в начальных классах многие дети не овладели основными приёмами мыслительной деятельности. У них слабо развита смысловая память, учебный материал заучивается, деятельностный анализ преобладает над абстрактным, операция сравнения подменяется рядоположением, школьники не умеют выделять существенные признаки событий, явлений, процессов, обобщать.

Поэтому моя задача научить учащихся думать, организовать их мыслительную деятельность таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно усваивать учебный материал. Если учащиеся после выполнения самостоятельной работы будут не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя для этого приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, то характер их самостоятельной работы будет творческим.


Актуальность и перспективность опыта

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…». Поэтому я считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.  

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения.

. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М.,Просвещение,1985).

На уроках истории и обществознания я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность.при решении сложных заданий.

Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения в сочетании с планомерным формированием мыслительных умений учащихся на основе овладения приёмами учебной деятельности.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель­ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз­ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности.

Качество исторического образования обеспечивается не просто предъявлением нового материала и его воспроизведением учениками. Преподавание курсов социально-гуманитарных дисциплин будет эффективным, если будут реализованы

следующие условия: 

  • Не обучение учащихся, а развитие;

  • Использование активных методов обучения;

  • Отношения между учителями и учащимися будут строиться на основе педагогики сотрудничества;

  • диалоговые формы обучения.








В ходе работы над темой я столкнулся с рядом противоречий:











Новизна опыта.

Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках истории


Ведущая педагогическая идея опыта

Активизация познавательной деятельности учащихся важна не сама по себе, а представляет из себя сложный целенаправленный процесс организации мотивированной деятельности, позволяющей проявить каждому ученику свои познавательные

возможности, навыки исследовательской деятельности, неформальное освоение большого объема знаний, подготавливая к обучению в ВУЗах.


Цель- Развитие мыслительных умений обучающихся на уроках истории и обществознания через использование методов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формирование у учащихся приёмов учебной деятельности.

Задачи:


  • Обеспечить мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности через активные образовательные технологии и педагогику сотрудничества;

  • Определить реальную картину познавательных возможностей учащихся посредством анализа ответов учеников (объём информативной памяти, степень воображения, уровень логического мышления, аналитические и синтетические способности, уровень развития смысловой памяти, способность выделять существенные признаки и обобщать однородные факты, критичность мышления);

  • Разработка и отбор системы рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся, развивающих их речь;

  • Подготовка алгоритма учебных действий для поэтапной отработки мыслительных умений (анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, классификации, абстрагирования) на основе овладения приёмами учебной деятельности ( составление плана, анализ картины, карты, таблицы и т.д.)

  • Обеспечение перехода полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.

  • Анализ результатов обучения учащихся.


Теоретическая база опыта

В своей работе я опирался на:

-идеи, разработанные Ю.К.Бабанским в его книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса». Из его системы способов оптимизации обучения я беру за основу следующее:

1. Активизация деятельности учащихся на всех этапах урока.

2. Выбор наиболее рациональных сочетаний общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

3. Рациональное расходование учебного рабочего времени.

4. Выбор оптимальных методов обучения. Работа над этой системой ведет к повышению качества знаний»;

-технологию исторического образования Ю.Л.Троицкого, позволяющую каждому обучающемуся на уроке приблизиться к исторической действительности определенной эпохи, высказать свою точку зрения;

-методы обучения истории ведущего историка-методиста А.Я.Юдовской в статье «Критически осмыслить прочитанное», где поставленные автором вопросы приобретают очевидную актуальность в связи с необходимостью работать с историческими источниками учащимися.

Психолого-педагогические исследования учёных доказали необходимость управления познавательной деятельностью учащихся, формирования у них эффективных приёмов учебной работы и овладения ими в качестве умений и навыков. Но управлять процессом учения и развития можно по-разному: алгоритмы (шаблонный подход), памятки (перечень действий), логические схемы. Е.Н. Кабанова- Меллер считает, что основной путь управлением умственным развитием и познавательной активностью школьников- целенаправленное, систематическое формирование приёмов учения, на основе которых формируются приёмы умственной деятельности (4; 5-12)

Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности мной учитываются рекомендации психолога Зимней И.А. , которая предлагает учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

  • активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;

  • создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;

  • эмоциональная окраска, живое слово учителя. А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активные методы обучения» следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. (См. Приложение)

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателей и обучаемых. Работы отечественных психологов и педагогов Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой рассматривают вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи и активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске её разрешения. Его назначение в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем. В процессе решения проблем совершенствуютcя способы умственных действий учащихся по получению необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно – популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также, по формированию организационных и оценочных умений. Учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовые научные выводы, но и следят за логикой доказательств, за ее убедительностью. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая форма организации познавательной деятельности.

При проблемном обучении базовыми являются сле­дующие два важнейших элемента:

• система познавательных задач, отражающих основное содер­жание темы;

• общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал( семинар-дискуссия).

Технология развития критического мышления (Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, красноярские ученые и практики А. Бутенко, Е. .Ходос) тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

В своей педагогической деятельности я применяю элементы различных педагогических технологий, в зависимости от содержания материала, от уровня познавательной активности класса, от целей и задач уроков. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.


Технология опыта

В своей работе я отдаю предпочтение таким приемам, которые:

  • Вызывают познавательный интерес и способствуют развитию творческого

мышления (логические схемы, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия,

групповая работа, творчески-поисковые задания);

  • Целенаправленно формируют мыслительные умения учащихся

  • Создают доброжелательную обстановку на уроке (поощрение и поддержка уч-ся,

стимулирование их ответов положительными эмоциями);

  • Задействуют все каналы восприятия ( зрительный, слуховой, практический,

эмоциональный).


Какие ценности я исповедую в своей работе?


  • Опора на опыт учащихся ( личностно-ориентированное знание);

  • Признание права ученика на собственной мнение и собственную позицию;

  • Поощрение участия во всех видах интеллектуальной деятельности;

  • Поддержка коммуникативной состоятельности ученика.


Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Его результатом должно стать достижение учащимися уровня образованности (элементарная грамотность, функциональная грамотность, уровень общекультурной компетентности, допрофессиональная компетентность), соответствующего их личному потенциалу. Учитель так должен организовать процесс обучения на уроке, чтобы школьник был не сторонним наблюдателем, а ощущал себя современником событий и явлений, о которых идет речь, идентифицировать себя с людьми изучаемой эпохи. Следует помнить о проблеме нравственного выбора. Нам важно, какой герой станет идеалом для ученика. Что он станет воспринимать как добро, а что - как зло?

Школьные курсы истории и обществознания обладают значительным социализирующим потенциалом. Однако, как показывает практика, уроки в традиционной форме не всегда адекватны задачам данных курсов и не обеспечивают эффективную социализацию личности обучающихся. Я думаю, задача развития потенциала школьников решается через использование оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса, при этом должны учитываться индивидуальные возможности обучающихся. В условиях, когда ученик становится исследователем, он вырабатывает свое собственное суждение, появляется возможность формирования человека свободного, способного самоопределяться в окружающей действительности.

Опираясь на психологические исследования российских учёных, я выбрал путь управления развитием мыслительных умений через овладение приёмами учебной деятельности и использование методов активных образовательных технологий. Сущность активного обучения выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы. За приёмами учебной деятельности как бы скрыты приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование выводов, понятий.


Отходя от традиционных методов, я стараюсь построить свой урок таким образом, чтобы учащиеся новые знания получали не в готовом виде, открывали их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Моя задача – направлять эту деятельность и подводить итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Структура таких уроков выглядит так:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

  1. «Открытие» нового знания.

Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

  1. Первичное закрепление.

Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

. Одним из важных моментов своей деятельности считаю начало урока и использую такие педагогические приемы вовлечения учащихся в работу, как:


  • Интересная цель. Например , говорю , что правильные ответы на поставленные мной вопросы помогут спасти город от врагов. (6 класс)

  • Решение проблемной ситуации.

Тема урока «Ассирийская держава». Почему тема урока не «Ассирийское государство»?

Отсроченная загадка.

Тема «Феодальная раздробленность на Руси».

- Какие отрицательные последствия принесла раздробленность Древнерусскому государству мы уже знаем. А какая от нее была польза? В конце урока подвели итог: грозная опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного единства.

  • Интеллектуальная разминка.

Решение кроссворда, ребуса и т.д.

  • Вопрос к теме урока.

Назовите ключевые слова темы. О чём мы должны узнать сегодня на уроке? Как взаимосвязаны эти слова между собой.?

Исходя из ключевых слов, определите цели урока.

Ещё один важный этап урока- рефлексия.

Критически относиться к деятельности других людей, исследовать других, чужую деятельность дети довольно часто умеют делать, но при этом они, как правило, не умеют критически относиться к собственной. Эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить.

Пример. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Применяю для этого на различных этапах урока приёмы создания проблемных ситуаций, эвристических бесед, игр, дискуссий. Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяю три основных этапа:

I . Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II . Осмысления содержания ( получение новой информации)

III . Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Приемами технологии критического мышления являются:

  • Кластер ( графическая организация текста)

Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

  • написать ключевое слово или предложение на бумаге

  • записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме

  • выписывать можно столько идей, сколько захочется.





Пример. Тема: «Политическая система», обществознание, 9 класс


первый этап

Учащиеся вспоминают всё, что они знают по этой теме



Политическая система

Г осударство партии



Партии референдум президент суд граждане


Конституция парламент выборы либералы







второй этап.

Происходит выделение определенных оснований, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие.























Пример. Тема «Семья и быт», 10 класс


Задание 2. На основе данных учебника стр. 199-200 составьте схему –«Тенденции и изменения в развитии современной семьи»




























  •  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.


Первая строчка- тема ( существительное).

Вторая строчка- описание темы в двух словах ( два прилагательных).

Третья строчка- описание действия ( три глагола).

Четвёртая строчка – фраза, крылатое выражение ( 4-5 слов).

Пятая строчка – ассоциация, синоним темы ( обычно существительное)

Пример. Средневековье 6 класс.
Противоречивое, религиозное.
Воевало, молилось, строило.
Оставило много источников и загадок.
Феодализм. 

 

Для погружения учащихся в тему можно применяю метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.

Пример: «Развитие общества» 8 класс

Задание: прочитайте тест, в правом столбце запишите слова- ассоциации, которые у вас возникли при его чтении.


Текст

Ассоциации

Медленно начинает история свой бег от невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты, но круги ее все растут, все быстрее и живее становится полет, наконец, она мчится, часто касаясь сторон своих путей, часто пересекая их, и с каждым оборотом все больше приближается к бесконечности.

Ф. Энгельс



Учащиеся  заполняют лист ассоциаций.  По ходу выполнения задания идее взаимопроверка.

 Коллективная проверка выполнения задания.  Учитель предлагает учащимся сформулировать  обобщающий вывод.

 Резюме учителя.  Развитие общества происходит по спирали,  скорость развития неодинакова не только на разных этапах, но и у разных народов.  Ученые, изучающие эволюцию обществ, пришли к выводу, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

 

 Для отработки какого-либо понятия учащимся предлагает прием  «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?

 Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.

 Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.

Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

Пример

Прием « инсерт» или пометки на полях, особенно нравится учащимся, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях 

«v» – если информация им известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-»– сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

« ?» – то, что осталось непонятным.

На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее.

Пример.

Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.

Все более и более популярным в образовании становится метод проектов. Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может  в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и  накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление. 

Пример. Тема урока: «Идеология либерального и демократического режима» всеобщая история (11 класс).

Составление политической газеты

. Выполнение задания состоит из нескольких этапов:

1) определение групп;

2) подбор материала;

3) составление газеты предусматривало:  а) название газеты; б) девиз и эмблема газеты; в) название статей и их подбор; г) размещение материала (какие факты в центре, какие – нет); д) иллюстрации;

4) защита политической газеты;

5) подведение итогов и выставление оценок.  

Цель проекта: создание учебного оригинального пособия по изучаемому периоду, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач 

История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счете – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.

Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий учеников и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках я предлагаю  решить ряд оригинальных задач по отечественной истории или обществознания, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ.  Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном  опыте вкус к научной работе.

Пример. Обществознание. 11 класс

Приведен ряд фактов. Ознакомьтесь с ними и сделайте все возможные выводы.

  • Было подсчитано, что в Италии после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

  • Один британский чиновник министерства обороны был осужден на 4 года за крупные взятки. Эксперты установили, что ущерб государству, нанесенный действиями этого чиновника-взяточника, составил 200 млн. долларов.

  • По оценкам российских правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкоземельные металлы) контролируют до 50% получаемой прибыли.


Пример .Некоторые исследователи считают, что коррупция – важный источник капитала, который помогает поддерживать гибкость рынка и предпринимательство.

Разделяете ли вы эту позицию? Свое решение обоснуйте.


Пример. Тема «Родовые общины охотников и собирателей» 5 кл.

Даю условие проблемной задачи:

В посёлке родовой общины обычно строились большие, вместительные дома площадью 150-200 кв.метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

Подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения.

Прием перепутанных логических цепей эффективно используется как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Предлагаю ученикам записанные на доске или карточках 5-6 событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется

восстановить порядок, объяснить его Например: 9 класс, История России. Задание: Восстановите хронологическую последовательность событий по теме «Февральская революция».






Роль логических схем. Логическая схема- это методический приём для более успешного овладения анализом и синтезом. Вид: графические схемы, таблицы, планы, памятки-предписания.

В 6 классе закрепляем навык составления логической схемы на примере темы «Возникновение средневековых городов».






















Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.


Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания строится на определенных методиках, которые помогут не только приобрести знания, но также развить социальные и интеллектуальные навыки. Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры,  дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков.  Все методики, используемые мной на уроках истории и обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности. Вот уже несколько лет ученики проходят серьезные итоговые испытания в виде Единого Государственного экзамена. Введение ЕГЭ – это утвердившийся факт, никуда от этого не деться. Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления. Используя в своей работе определенную систему, вырабатываю у детей позитивное отношение к тестам. Начинаю с простых заданий, после выполнения которых у учеников создается ситуация успешности, доброжелательный эмоциональный фон. Для более слабых ребят несложный тест практически единственная возможность получить хорошую оценку, что является важнейшим психологическим аспектом.

С помощью  тестов я контролирую:

1. Хронологические знания и умения.

а) Называть даты важнейших событий.

б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.

2. Знание фактов.

а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.

б) Означать границы государств и представлять знания по исторической географии.

в) Знать достижения культуры и науки.

3. Умение анализировать.

а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления

б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений

в) классифицировать исторические явления по указанному признаку

г) сравнивать исторические события и явления.

4. Знания понятий и терминов.

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Знание и умение работать с историческими источниками.

а) Определять автора, время, время  создания

б) находить необходимую информацию

в) сравнивать несколько источников

г) умение работать с исторической картой.

В процессе обучения детям предлагается  выполнить различные тесты.

1. Базисные тесты. Этот вид тестирования проводится после завершения изучения каждого раздела. Их главная задача состоит в том, чтобы закрепить у ребят знание основных ключевых понятий и терминов, исторических фактов, дат, имен.

2. Текущие тесты. Это тесты,  которые мы используем для контроля знаний и умений учащихся при изучении какой-либо отдельно взятой темы, параграфа. Такой вид работы особенно хорошо использовать для проверки текущих знаний на уроке для всего класса в целом, а возможно и для отдельно взятых учеников.

3. Итоговый тест. Такой вид работы проводится, как правило, по итогам четверти или полугодия. Особенность такого теста состоит в том, что результаты работы показывают не только уровень усвоенных учениками знаний, но и дают учителю общее представление о том, какие темы или вопросы оказались для ребят более сложными и вызвали затруднение. У преподавателя имеется возможность подкорректировать поурочное планирование, доработать какие-то вопросы, возможно, уделить им больше внимания. Но главная задача состоит в том, чтобы выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала за достаточно длительный срок и по нескольким темам сразу.

На основе анализа теоретических и практических данных была систематизирована работа по активации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения; В целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;


Результаты работы

. Стаж моей работы в школе- 33 года. Ежегодно учащиеся выбирают обществознание для прохождения итоговой аттестации. Этот предмет 80 % опрошенных учащихся считают важным, нужным и интересным предметом.


Динамика уровня обученности обучаемых за последние 3 года


предмет

учебный год

классы

Всего обучаемых

% успеваемости

% качества

обществознание

2019-2020

9

6

100

80


2020-2021

10

7

100

91

2021-2022

11

4

100

100



Результаты итоговой аттестации в 11 классе показали


учебный год

классы

всего обучаемых

% успеваемости

% качества

2020-2021

11

2

100

100

2021-2022

11

4

100

100


Результаты сдачи ЕГЭ


учебный год, класс

всего сдавало

справилось

средний балл

высший балл

2021-2022, 11 кл

2

2

54,5

65


Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах и занимают призовые места.

В 2019 году – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву (Приказ №87 от 10.12.2019г. по Управлению образования Администрации Большесолдатского района Курской области)

В 2020 году –призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (Приказ №133 от 28..12.2020г. по Управлению образования Администрации Большесолдатского района Курской области)

В 2021 году – победитель и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, истории, праву и ОПК (Приказ №109 от 27.12.2021г. по Управлению образования Администрации Большесолдатского района Курской области)



Не все учащиеся могут одинаково овладевать знаниями. Есть дети с разной степенью «обучаемости». Слабо «обучаемые» дети испытывают трудности в овладевании приёмами анализа, сравнения, синтеза, умения делать выводы и обобщения. Это и влияет на их успеваемость.

Как показывает практика, самые сложные задания для учащихся – классификация, соотнесение информации, сравнение разнородных явлений, выяснение причинно-следственных связей (выбрать причину и следствие).

Анализ диагностических работ учащихся показал, что требуется систематическая работа по развитию логического мышления учащихся.

Проблема сохранения интереса к предмету, повышения успеваемости остаётся актуальной для меня.



Библиографический список

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю.К.

Бабанский.- М.: Просвещение,1998,-с. 17-39

2.Данилов, А.А. История России в таблицах. XX век/ А.А. Данилов.- М.:

Дрофа, 2001.- 64 с.

3.Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Базовый

уровень// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2004.- №7.-

с.8-13

4. Троицкий, Ю.Л. Технология исторического образования// История.

Приложение к газете «Первое сентября».- 1995.- №41.- с.1,4

5 .Юдовская, А..Я. Критически осмыслить прочитанное// Преподавание

истории и обществознания в школе.- 2004.- №10.-с.46-50

6 . Юдовская, А..Я. Нужно ли воображение при изучении истории? //

Преподавание истории и обществознания в школе.-2004.-№ 6.- с.46-49

7. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: «Просвещение», 1998 г.

8 . Майоров В. В. Теория и практика создания тестов для системы образования. Система творческих заданий. – М.: 2000 г.

9. Вяземский Е.Е.Как сегодня преподавать историю.//Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю.Как

сегодня преподавать историю.-М.:Просвещение,1999;

10. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания

истории.- М., 19785. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.

11. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное

развитие учащихся.- М., 1968.











.



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!